Первое, что необходимо, это концентрация вашего сознания внутри вас самих. Обычный человеческий ум занят деятельностью на поверхности, которая вуалирует реального Себя. Но есть другое, скрытое, сознание внутри, позади поверхностного сознания, в котором мы можем начать осознавать реального Себя и более обширную и более глубокую истину природы, можем постичь Себя и освободить и трансформировать природу. Успокоить поверхностный разум и начать жить внутри – цель этой концентрации. У этого истинного сознания, отличного от поверхностного, есть два главных центра, один – в сердце (не в физическом сердце, а в сердечном центре в середине груди), другой – в голове. Концентрация в сердце раскрывает внутри, и, следуя этому внутреннему раскрытию и идя вглубь, начинают осознавать душу, или психическое существо, божественный элемент в индивидууме. Это существо, когда с него снята вуаль, начинает выходить вперед, править природой, поворачивать ее и все ее движения к Истине, к Божеству и звать вниз, в нее, все, что находится свыше. Это приносит осознание Присутствия, посвящение существа Высшему и вызывает нисхождение в нашу природу более великой Силы и Сознания, которые ждут над нами. Концентрация в сердечном центре с предложением себя Божеству и стремлением к этому внутреннему раскрытию и к Присутствию в сердце является первым путем и, если это может быть сделано, естественным началом; ибо его результаты, если они достигнуты, делают духовный путь много легче и безопаснее, чем если начать с другого пути.
Другой путь состоит в концентрации в голове, в ментальном центре. Это, если приносит безмолвие поверхностного разума, раскрывает внутренний, более широкий, более глубокий разум внутри, который больше способен на получение духовного переживания и духовного знания. Но сконцентрировавшись здесь, нужно раскрывать безмолвное ментальное сознание вверх, ко всему, что находится над разумом. Со временем начинают чувствовать сознание, поднимающимся вверх, и в конце оно поднимается за крышку, которая так долго держала его привязанным к телу, и находит центр над головой, где оно освобождается в Бесконечность. Там оно начинает входить в контакт с универсальным Собой, Божественным Миром, Светом, Силой, Знанием, Блаженством, входить в это и становиться этим, чувствовать нисхождение этих вещей в природу. Концентрация в голове со стремлением к успокоению в разуме и к реализации Себя и Божества свыше – это второй способ концентрации. Важно, однако, помнить, что концентрация сознания в голове является лишь подготовкой для его подъема к центру выше; в противном случае можно остановиться в своем собственном разуме и его переживаниях или, в лучшем случае, достигнуть только отражения Истины, пребывающей свыше, вместо подъема в духовную трансцендентальность и жизни там. Для некоторых ментальная концентрация легче, для других легче концентрация в сердечном центре; некоторые способны чередовать их – но начать с сердечного центра, если кто-то может это сделать, предпочтительнее.
Другая сторона дисциплины связана с активностями природы, разума, жизненной самости, или витала, и физического существа. Здесь принцип заключается в том, чтобы приводить природу в соответствие со внутренней реализацией, чтобы не разрываться на две несогласующиеся части. Здесь возможны несколько дисциплин или процессов. Один – предложить все активности Божеству и взывать о внутреннем руководстве и о приятии вашей природы Верхней Силой. Если есть внутреннее раскрытие души, если психическое существо выходит вперед, тогда больших трудностей не возникает – с этим приходит психическая способность распознавать, постоянное указание, и наконец правление, которое обнажает и постепенно и терпеливо удаляет все несовершенства, приносит правильные ментальные и витальные движения и переформирует также физическое сознание. Другой метод – встать позади, обособившись от движений разума, жизни и физического существа, рассматривать их активности только как привычную формацию общей Природы в индивидууме, навязанную нам прошлыми работами, не как какую-то часть нашего реального существа; пропорционально тому, насколько преуспевают в этом, становятся обособленны ми, видят разум и его активности не как себя, жизнь и ее активности – не как себя, тело и его активности – не как себя, начинают осознавать внутреннее Существо внутри нас – внутреннее ментальное, внутреннее витальное, внутреннее физическое, – безмолвное, спокойное, несвязанное, без привязанностей, которое отражает истинного Себя свыше и может быть его прямой репрезентацией; из этого внутреннего безмолвного Существа идет отвергание всего, что должно быть отвергнуто, приятие только того, что может быть сохранено и трансформировано, глубочайшая Воля к совершенству или зов к Божествен ной Силе делать на каждом шагу то, что необходимо для изменения Природы. Это может быть также раскрытие разума, жизни и тела к глубочайшей психической сути и ее управляющему влиянию или ее прямому руководству. В большинстве случаев два этих метода появляются и работают вместе и в конце сплавляются воедино. Но можно начать с чего-то одного, с того, что ощущается более естественным и легким.
Наконец, во всех трудностях, где персональное усилие сталкивается с препятствием, помощь Учителя может вмешаться и принести то, что нужно для реализации или для необходимо го в данную минуту шага.