Недавно здесь интересовались хорошими романами про попаданцев. Поскольку наш главный специалист, пусть он будет здоров, куда-то запропастился, пришлось взять дело в свои руки и посоветовать «Книгу Страшного суда» (кто-то уже даже начал читать и, похоже, разочарован не был). А поиск утверждает, что в сообществе про книгу не писали вообще.
Хочу, пусть несколько запоздало, исправить данное упущение и опубликовать свой старый отзыв, потому что и этот роман, вышедший в конце прошлого года, и сборник «Вихри Мраморной арки», напечатанный в 2010-м, считаю, заслуживают внимания. Надеюсь, это поможет кому-нибудь встретиться с замечательными, по-моему, книгами. Тем более, в ноябре обещают на русском еще один роман Конни Уиллис, To Say Nothing of the Dog, лауреат «Хьюго» и «Локуса».

Очередное большое событие для ценителей хорошей фантастики: перевели Doomsday Book Конни Уиллис. На этом стоило закончить и разойтись по своим читательским углам, но жена считает, что надо поподробнее написать. Демонстрирую смирение.
Я довольно (ладно, на самом деле — очень, говорил уже?) чувствительный человек, и книга изрядно меня потрепала. Она сильно звучит, но и требует для этого большой эмоциональной отдачи. При этом Уиллис ведет внешне очень простой рассказ. Эпический размах? Проходите. Героика? Дальше по коридору. Умопомрачительная движуха? Голубая луна передает привет. Ничего подобного здесь нет, история совершенно простая, камерная — и поэтому, наверное, такая пронзительная.
Вообще говоря, в романе есть детали, к которым можно было бы при желании придраться, но, как правильно догадался джентльмен в первом ряду, такого желания у меня нет. Оставлю это более
бесчувственному беспристрастному читателю. И потом приду к нему в комменты (кто-то же должен будет плюнуть в лицо такому человеку).
Не знаю, как сложится судьба этой книги в эпоху победившего попаданчества (наверное, по прошествии года можно сказать, что она не сложилась никак - и это печалит), потому что в ней, кажется, нет ничего, что можно было бы продавать. Нет кричащего, захлебывающегося ура-патриотизма; нет героев, которые переносятся в прошлое с арсеналом из пяти десятков смертоносных приемов, багажом знаний, рассчитанным на семерых, и карманной схемой атомного авианосца для разрешения совсем спорных ситуаций; никто никого не обувает, не побеждает, не переписывает свинцом историю Запада и даже нельзя сказать чтобы спасает. А может быть, кстати, это как раз хорошо.
Есть искушение порассуждать о том, что «Книга Страшного суда» немного запоздала, что 20 лет — большой срок и нужно было перевести ее раньше. Я этого говорить не стану, потому что перед нами замечательный роман просто про людей, а такие книги клали на 20 лет с гуманистическим прибором.
И да, тираж в 2000 экземпляров — это позор.

Ну и, чтобы два раза не вставать, скажу несколько слов про сборник «Вихри Мраморной арки».
О существовании Конни Уиллис я не имел ни малейшего представления до того, как открыл для себя серию «Сны разума». И немного об этом жалею, поскольку получил большое удовольствие от знакомства с ее прозой.
«Вихри Мраморной арки» - авторский сборник из двух десятков повестей и рассказов. Я так понял, что Уиллис считается мастером юмористического рассказа, однако хороши и ее серьезные вещи. При этом ее фантастика в большей степени ориентирована на человеческие характеры и идеологические проблемы. Во время чтения порой и не сразу понимаешь, что это НФ. Не могу сказать, что это плюс или минус, просто вот такая стилистическая черта.
Мне очень понравилось, как Уиллис пишет. Она отличный рассказчик, ее истории очень здорово выстроены с точки зрения структуры текста и при этом не теряют живости. Не могу сказать, что все рассказы в сборнике выдержаны на одном уровне; есть вещи, которые мне не понравились и показались слабее прочих; однако, если можно так выразиться, средний уровень очень высок.
«Вирхи Мраморной арки» я, пожалуй, готов рекомендовать в той же степени, что и «Книгу Страшного суда».