Цитата сообщения Мари_Мэри
Удивительные легенды Киево-Печерской лавры
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра существует почти тысячу лет. Если верить легенде, то за несколько столетий до основания Киево-Печерской лавры, место, на котором она расположена, посетил святой апостол Андрей Первозванный. Поставив на одном из холмов крест, апостол предрек, что со временем здесь будет основан город со множеством церквей.
-
За время своего длительного существования Киево-Печерская лавра обросла многочисленными легендами, слухами и поверьями.
-
-
-
-
В 1051 году в пещере, вырытой на Берестовой горе священником Илларионом, стал жить монах Антоний. Аскетическая и праведная жизнь монаха явилась для многих примером. К нему потянулись люди, желая жить так же, как Антоний. И пещеры стали расширяться. Именно 1051 год считается годом основания Киево-Печерской лавры.
-
-
-
-
В Киево-Печерской лавре основан и один из первых в Киевской Руси монастырей. В том же 1051 году, тем же монахом Антонием и его учеником Феодосием. Позже рядом с монастырем выросли замечательные по своей красоте храмы, колокольни, крепостные башни и другие строения. Разрастались и пещеры.
-
-
-
-
В настоящее время, многочисленные лабиринты Ближних и Дальних пещер лавры представляют сложную систему подземных коридоров высотой от двух до двух с половиной метров. Глубина залегания Ближних пещер – 10-15 метров, а Дальних – 15-20 метров. Доступная для посещения длина 383 метра у Ближних пещер, и 293 метра у Дальних. Какова общая длина пещер Киево-Печерской лавры, не может сказать никто. Некоторые известные историки утверждали, что они тянутся от Киево-Печерской лавры до Чернигова, а другие считали, что до Почаевской.
-
-
-
-
С пещерами связанно много удивительных фактов, легенд и слухов. Например, слухи о кладе блаженного Федора. Он поселился в пещерах в XII веке, раздав все свое богатство бедным. А когда Федор пожалел о содеянном, демон указал ему место, где спрятан клад. Отрыв клад, Федор собрался бежать, но преподобный Василий наставил его на путь истинный. Раскаявшись, блаженный вырыл яму и спрятал в ней найденное золото.
-
-
-
-
Прознав про спрятанное золото, князь Мстислав под пытками попытался выведать у Федора, где он его зарыл. Умерев от пыток, блаженный так и не раскрыл тайны клада. И Мстислав стал пытать преподобного Василия. Разгневанный его молчанием, князь выстрелил в преподобного из лука. Умирая, Василий сказал, что и сам князь погибнет от стрелы. Так и случилось.
-
-
-
-
Многие, жаждущие легкой наживы, искали клад, зарытый Федором. И многие пострадали от поисков. Кто-то сошел с ума, кто-то погиб. В первые годы советской власти искали клад и группы археологов. Тщетно. Позже археологи, не верующие в Бога, закоренелые атеисты, честно признавались, что во время поисков в пещерах на их головы неожиданно начинала литься вода, или внезапно перед ними возникал огненный столп.
-
-
-
-
Некоторые жившие в пещерах иноки добровольно становились затворниками. Вход в их келью закрывался, а еда и питье подавались через небольшие окошки. Если поданная пища оставалась нетронутой в течение нескольких дней, то монахи понимали, что к затворнику пришла смерть. В этом случае дверь замуровывали на три года. Через три года проверяли мощи. Если они оставались нетронутыми тлением - затворника причисляли к лику святых.
-
-
-
-
Исследуя пещеры в семидесятых годах прошлого века, археологи среди 150 могил обнаружили захоронения Нестора Летописца, авторов «Киево-Печерского Патерика» Симона и Поликарпа, а также мощи святого Илии. Внимательно их изучив, ученые пришли к выводу, что это мощи легендарного богатыря Ильи Муромца. Установили, что почивший был богатырского сложения и долгое время страдал от болезни позвоночника, не имея возможности двигаться. Тело имело множество ран от копий. Умер он от проникающего ранения в грудную клетку колющего предмета, вероятнее всего копья.
-
-
-
-
Сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы, московский врач и скульптор Сергей Никитин, проведя пластическую реконструкцию внешности, создал скульптурные изображения покоящихся в пещерах Нестора Летописца, Ильи Муромца и многих других.
-
-
-
-
В XI-XII веках в пещерах жил преподобный Марк, который копал кельи и могилы для усопших монахов. Если верить легенде, однажды он заболел и не мог вырыть могилы для умершего монаха. И тогда он обратился к умершему с просьбой пока не отходить в Царствие Небесное, так как могила не готова. Покойник ожил и открыл глаза. Многие из стоящих рядом монахов в страхе бежали. Когда на следующий день Марк сообщил ожившему, что могила готова, тот закрыл глаза и умер.
-
-
-
-
Есть еще одна легенда о преподобном Дионисии, по прозвищу Щепа. В 1463 году, на Пасху, он спустился в пещеры, чтобы покадить во время пасхальной утрени. Дойдя до места, которое называлось «община», от переполнившей его радости Дионисий воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!». В ответ Дионисию, из гробов громоподобно донеслось: «Воистину воскресе!». Произошедшее настолько сильно потрясло монаха, что он стал затворником и оставался им до конца дней своих.
-
-
-
-
В происходящие в пещерах чудеса можно верить, а можно не верить. Но зафиксированы многочисленные исцеления от тяжких недугов у тех, кто посещал пещеры. Как в давние времена, так и в наше время.
-
-
http://repin.info/iz-tmy-vekov/udivitelnye-legendy-kievo-pecherskoy-lavry