-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
23:16 02.06.2012
Фотографий: 32
Посмотреть все фотографии серии Хайфа. Выставка цветов-2012
Хайфа. Выставка цветов-2012
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gregoryh

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.01.2010
Записей: 4849
Комментариев: 4505
Написано: 9848




В этой жизни определённо только то, что нет ничего определённого. /Плиний Старший/

Брюллов. Итальянский полдень

Суббота, 05 Января 2013 г. 16:36 + в цитатник
101 (700x402, 221Kb)
Своим появлением эта работа обязана написанному в 1823 году "Итальянскому утру", получившему немало похвал. Общество поощрения художников подарило "Утро" жене Николая I, Александре Федоровне. Император при этом пожелал получить еще одну картину - парную к "Утру". Об этой царской прихоти ОПХ известило Брюллова. Брюллов ее исполнил. «Полдень» был написан в 1827 году и стал причиной разрыва художника с ОПХ. Картина появилась на выставке в Петербурге и получила много нелестных отзывов. Критики посчитали, что модель не изящна и не соответствует «классическим идеалам» красоты.
Моделью стала простая итальянка. В густой тени сада, стоя на лестнице, она снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее восхищенного взгляда. Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоенной живительным соком гроздью винограда.
Вариант, находящийся в Третьяковской галерее, более скромен, условен, изображенная девушка скорее напоминает не реальную крестьянку, а античную менаду, спутницу бога виноделия Вакха. Странно, что для марки выбрали именно этот вариант.

Серия сообщений "Картины русских и советских художников-2":
Часть 1 - Тропинин. Гитарист
Часть 2 - Федотов. Вдовушка
Часть 3 - Кипренский. Автопортрет
Часть 4 - Брюллов. Итальянский полдень
Часть 5 - Венецианов. "Вот-те и батькин обед!"
Часть 6 - Иванов. "Нижняя галерея в Альбано"
...
Часть 48 - Кончаловский. Возвращение с ярмарки
Часть 49 - Кончаловский. Зеленая рюмка
Часть 50 - Кончаловский. Персики




Процитировано 1 раз

Кипренский. Автопортрет

Пятница, 04 Января 2013 г. 22:32 + в цитатник
101 (700x366, 200Kb)
«Автопортрет в халате» лишен романтической напряженности, которая свойственна более ранним автопортретам мастера. В вопросительной полуулыбке и в складках бровей, выражающих удивление, чувствуется если не усталость, то разочарование.
История создания «Автопортрета» до сих пор не до конца ясна. Написанный перед отъездом художника в Италию, портрет остался в России. Третьякову продал этот автопортрет художник Н. И. Подключников, бывший крепостной графа Д.Н.Шереметева. Связь Кипренского с домом Шереметева не противоречит и тому предположению, что он, уезжая за границу, именно в доме Шереметева, где у него была мастерская, оставил свои работы.
Кипренский мог казаться себе художником, чутко улавливающим движение окружающей жизни и всматривающимся в нее, – как в автопортрете с кистями; гордым молодым человеком, вступающим в жизнь с достоинством и радостью, – как в автопортрете с розовым шейным платком; своеобразным Нарциссом, застывшим с маньеристической улыбкой перед льстивым и обманчивым зеркалом художнической славы, – как в автопортрете для Уффици; взволнованным и растерянным – как в автопортрете с альбомом; примиряющим страдание и радость, как бы прощающим жизни ее суровость – как в этом автопортрете 1828 года.

Другие автопортреты Кипренского:
Автопортрет с кистями за ухом. 1808. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
4 (394x500, 42Kb)

Автопортрет с розовым шейным платком. 1809. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
2 (571x700, 189Kb)


Автопортрет. 1820. Флоренция. Галерея Уффици.
1 (504x550, 37Kb)

Серия сообщений "Картины русских и советских художников-2":
Часть 1 - Тропинин. Гитарист
Часть 2 - Федотов. Вдовушка
Часть 3 - Кипренский. Автопортрет
Часть 4 - Брюллов. Итальянский полдень
Часть 5 - Венецианов. "Вот-те и батькин обед!"
...
Часть 48 - Кончаловский. Возвращение с ярмарки
Часть 49 - Кончаловский. Зеленая рюмка
Часть 50 - Кончаловский. Персики




Процитировано 1 раз

Федотов. Вдовушка

Пятница, 04 Января 2013 г. 20:33 + в цитатник
101 (700x380, 173Kb)
102 (700x386, 166Kb)
На марке второй вариант картины, находящийся в Третьяковской галерее.
Федотов написал несколько вариантов этой картины. До нас она дошла в четырех вариантах. И от варианта к варианту вдовушка становилась все загадочней, ее веки опускались все ниже, бледней становилось лицо, фигура все глубже удалялась в пространстве, становясь похожей не на убитую несчастьем женщину, а скорее на восковую фигуру, на плакальщицу с мраморного надгробия.
Художник создал в этой картине глубоко лирический, трогательный в своей беспомощности, образ молодой женщины - будущей матери, одинокой после смерти мужа офицера. Все имущество - мебель и посуда - опечатано за долги. На переднем плане стоит молодая вдова, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.
Только несколько вещей остались не опечатанными. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов написал себя самого, только в гусарском мундире).
Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире. Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках.

Первый вариант. Художественный музей. Иваново.
Второй и четвёртый варианты. Третьяковская галерея. Москва.
Третий вариант. Русский музей. Санкт-Петербург.

Серия сообщений "Картины русских и советских художников-2":
Часть 1 - Тропинин. Гитарист
Часть 2 - Федотов. Вдовушка
Часть 3 - Кипренский. Автопортрет
Часть 4 - Брюллов. Итальянский полдень
...
Часть 48 - Кончаловский. Возвращение с ярмарки
Часть 49 - Кончаловский. Зеленая рюмка
Часть 50 - Кончаловский. Персики




Процитировано 1 раз

Тропинин. Гитарист

Пятница, 04 Января 2013 г. 00:12 + в цитатник
101 (700x371, 187Kb)
«Гитарист» относится к «портрету-типу». Тропинин изобразил конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей. Одним из типов портрета, особенно полюбившимся современникам художника и прошедшим сквозь все творчество Тропинина, был образ гитариста. Начало этим жанровым картинам положил "Гитарист. Портрет Моркова" (первая половина 1820-х). В это время гитара стала пользоваться необычайной популярностью. Она звучала и в трактирах, и в великосветских салонах.

3 (480x600, 71Kb)
А эта картина 1839 года из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Во всех трёх картинах изменения коснулись только лица гитариста В. И. Моркова.

Серия сообщений "Картины русских и советских художников-2":
Часть 1 - Тропинин. Гитарист
Часть 2 - Федотов. Вдовушка
Часть 3 - Кипренский. Автопортрет
...
Часть 48 - Кончаловский. Возвращение с ярмарки
Часть 49 - Кончаловский. Зеленая рюмка
Часть 50 - Кончаловский. Персики




Процитировано 1 раз

Русская живопись начала XIX века

Среда, 02 Января 2013 г. 00:43 + в цитатник
101 (700x320, 162Kb)
102 (700x320, 110Kb)
103 (700x258, 136Kb)

1. В. А. Тропинин (1776-1857). "Гитарист". 1832
2. П. А. Федотов (1815-1852). "Вдовушка". 1851
3. О. А. Кипренский (1782-1836). "Автопортрет". 1828
4. К. П. Брюллов (1799-1852). "Итальянский полдень". 1831
5. А. Г. Венецианов (1780-1847). "Вот-те и батькин обед!". 1824
6. А. А. Иванов (1806-1858). "Нижняя галерея в Альбано"
7. В. И. Суриков (1848-1916). "Покорение Сибири Ермаком". 1895. Фрагмент

Для русского изобразительного искусства начала XIX века в целом были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Поэтому, чтобы получить признание, художники должны были писать картины на библейские или мифологические темы. Но события 1812 года, реалии тех времен, нахлынувшие из-за границы тенденции диктовали молодым художникам новые темы, которые не вписывались в рамки классицизма, а поэтому и возникла необходимость в новом стиле. Темы любви к родине, героизма, доблести начали широко отражаться в живописи. Одновременно распространяется и романтизм – художественный стиль, когда утверждалась ценность духовной жизни человека, изображались сильные чувства и эмоции, природа, а также всё необычное, сказочное, фантастическое. Художники-романтики России отдавали предпочтение изображению обыкновенного человека с его чувствами и эмоциями, старались передать силу чувств человека, его стремления и мечты. На полотнах романтиков проявились свободолюбие, активность, страстный призыв к гуманизму. Психологизм и чувственность отразились также в бытовых полотнах русских живописцев. Пейзажи изображали одухотворенными, грустными, как будто пытались передать через них внутренний мир человека, его размышления о жизни. Особенностями русской романтической живописи было то, что она существовала параллельно с академическим классицизмом и не была устойчивым явлением. Художники не останавливались на одном стиле в живописи, а писали как романтические, так и классические полотна.

Серия сообщений "Картины русских и советских художников-1":
Часть 1 - Иогансон. Допрос коммунистов
Часть 2 - Яблонская. Хлеб
...
Часть 48 - Рылов. В голубом просторе
Часть 49 - Перов. Портрет А. Н. Островского
Часть 50 - Русская живопись начала XIX века




Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

День космонавтики -1973

Вторник, 01 Января 2013 г. 21:53 + в цитатник
101 (700x310, 179Kb)
102 (700x361, 206Kb)Из хроники освоения космоса. 1973 год (без учёта запусков космических спутников):
08.01.1973. Выведена на траекторию полета к Луне автоматическая межпланетную станцию "Луна-21" с самоходным лунным аппаратом "Луноход-2".
15.01.1973. На поверхность Луны доставлен автоматический самоходный аппарат "Луноход-2". За первый лунный день аппарат исследовал район посадки, а затем удалился от посадочной ступени на 1050 метров в юго-восточном направлении.
22.02.1973. За второй лунный день аппарат прошел расстояние 10 километров 17 метров.
23.03.1973. За третий лунный день аппарат преодолел 16 километров 533 метра.
03.04.1973. Выведена на околоземную орбиту долговременная орбитальная станция "Салют-2". Сразу после запуска обнаружены неполадки, которые ставят под вопрос возможность отправки на станцию экипажей.
05.04.1973. В связи с невозможностью эксплуатации орбитальной станции "Салют-2" отменены все запланированные полеты на борт станции.
06.04.1973. Выведена на орбиту автоматическая межпланетная станция "Pioneer-11" США.
15.04.1973. Произошла внезапная разгерметизация отсеков орбитальной станции "Салют- 2".
22.04.1973. За четвертый лунный день аппарат преодолел 8 километров 600 метров.
08.05.1973. После окончания лунной ночи предприняты попытки приведения автоматического самоходного аппарата "Луноход-2" в рабочее состояние. Телеметрическая информация показала, что бортовые системы аппарата плохо перенесли условия лунной ночи и в большинстве своем не функционируют.
14.05.1973. Выведена на околоземную орбиту долговременная орбитальная станция "Skylab" США.
15.05.1973. Из-за повреждений на орбитальной станции "Skylab" отложен запланированный на сегодня запуск пилотируемого корабля "Apollo № 116". Старт перенесен на 20.05.1973.
19.05.1973. Вновь отложен запуск космического корабля "Apollo № 116". Старт перенесен на 25.05.1973.
20.05.1973. Прекращены работы с использованием автоматического самоходного аппарата "Луноход-2".
25.05.1973. Выведен на околоземную орбиту космический корабль "Apollo № 116" США с 3-мя космонавтами на борту.
26.05.1973. Осуществлена стыковка космического корабля "Apollo № 116" и орбитальной станции "Skylab". Стыковка со станцией была произведена только с десятой попытки.
07.06.1973. Космонавты США совершили выход в открытый космос, произвели ремонт станции "Skylab" и обеспечили нормальное энергоснабжение станции.
22.06.1973. Космический корабль "Apollo № 116" США приводнился в Тихом океане. На Землю возвратились все космонавты.
25.07.1973. Выведена на траекторию полета к Марсу автоматическая межпланетная станция "Марс-5".
28.07.1973. Выведен на околоземную орбиту космический корабль "Apollo № 117" США с 3-мя космонавтами на борту.
28.07.1973. Осуществлена стыковка космического корабля "Apollo № 117" и орбитальной станции "Skylab".
03.08.1973. В связи с утечкой окислителя в двух вспомогательных двигателях космического корабля "Apollo № 117", NASA рассмотрело вопрос о целесообразности срочного аварийного возвращения космонавтов на Землю, пока еще функционируют два оставшихся блока. Принято решение не спешить с эвакуацией, так как нет непосредственной опасности для жизни космонавтов. Также принято решение ускорить подготовку ракеты-носителя с кораблем "Apollo № 118" для доставки на станцию третьей экспедиции, с тем чтобы в случае необходимости использовать этот корабль в качестве спасательного для аварийной эвакуации космонавтов.
05.08.1973. Выведена на траекторию полета к Марсу автоматическая межпланетная станция "Марс-6".
09.09.1973. Принято решение продлить полет второй экспедиции на борту орбитальной станции "Skylab" с 56 до 59 суток. Увеличение продолжительности полета обеспечит возможность посадки возвращающихся космонавтов в Тихом океане ближе к побережью США (в 350 километрах, вместо 1930 километров от города Сан-Диего, штат Калифорния) и, соответственно, более быструю доставку экипажа в Хьюстон.
25.09.1973. Космический корабль "Apollo № 117" США приводнился в Тихом океане. На Землю возвратились все космонавты.
27.09.1973. Выведен на околоземную орбиту космический корабль "Союз-12". Командир корабля Василий Григорьевич ЛАЗАРЕВ, бортинженер Олег Григорьевич МАКАРОВ.
29.09.1973. Совершил посадку спускаемый аппарат космического корабля "Союз-12". На Землю возвратились космонавты Василий Григорьевич ЛАЗАРЕВ и Олег Григорьевич МАКАРОВ. Полет был прерван досрочно из-за неполадок на борту корабля.
03.11.1973. Выведена на траекторию полета к Марсу автоматическая межпланетная станция "Mariner-10" США.
04.11.1973. Автоматическая станция "Pioneer-10" США начала съемки планеты Юпитер.
16.11.1973. Выведен на околоземную орбиту космический корабль "Apollo № 118" с третьей и последней экспедицией посещения орбитальной станции "Skylab" с 3-мя космонавтами на борту. Осуществлена стыковка космического корабля "Apollo № 118" с орбитальной станцией "Skylab". Стыковка удалась со второй попытки.
18.12.1973. Выведен на околоземную орбиту космический корабль "Союз-13". Командир корабля Петр Ильич КЛИМУК, бортинженер Валентин Витальевич ЛЕБЕДЕВ.
26.12.1973. Совершил посадку спускаемый аппарат космического корабля "Союз-13". На Землю возвратились космонавты Петр Ильич КЛИМУК и Валентин Витальевич ЛЕБЕДЕВ.
29.12.1973. Космонавты США совершили выход в открытый космос для фотографирования кометы Когоутека.

Серия сообщений "Освоение космоса-2":
Часть 1 - День космонавтики-1972
Часть 2 - Космос глазами художника Андрея Соколова
Часть 3 - 15-летие космической эры
Часть 4 - Венера-8, Марс-3
Часть 5 - День космонавтики -1973
Часть 6 - День космонавтики 1974
Часть 7 - Космос-1974
...
Часть 48 - Союз Т-7 - Салют-7 - Союз Т-5
Часть 49 - День космонавтики-1983
Часть 50 - Салют-7, Союз-Т (Березовой, Лебедев)




Процитировано 1 раз

Перов. Портрет А. Н. Островского

Вторник, 01 Января 2013 г. 17:55 + в цитатник
101 (700x410, 137Kb)
102 (700x369, 163Kb)
Портрет Александра Николаевича Островского, крупнейшего русского драматурга, исполнен Василием Григорьевичем Перовым по заказу П.М. Третьякова. Эта картина стала одной из первых работ, составивших галерею портретов деятелей русской культуры. Среди многих замечательных портретов Перова конца шестидесятых — начала семидесятых годов девятнадцатого века образ Островского выделяется особой пластической убедительностью, яркостью и точностью исполнения, живописным новаторством. Они традиционны по композиции и очень сдержанны по цвету. При этом художник стремился как можно точнее передать и внешний облик, и особенности личности героя. Портрет слегка напоминает жанровое полотно. Островский изображён в домашней одежде; он внимательно смотрит на зрителя и, кажется, сейчас вступит в разговор.
Когда Василий Григорьевич Перов писал портрет Островского, он, возможно, не желал ничего более, чем изобразить писателя таким, каким видел его. Но талант психолога и стремление к неподслащённой правде сделали этот портрет чем-то куда более значительным. Художник не льстит Островскому ни в чём. Он не скрывает от зрителя некоторую грузность фигуры, не причёсывает, не заставляет принять «величественную» позу, не наряжает в дорогие одежды, не пишет фона с колоннами, драпировками или романтическим ландшафтом. Он берёт Островского таким, какой он есть – в будничном халате-тулупчике, подбитом беличьим мехом, лысоватого, с неподстриженной рыжеватой бородкой, - и открывает вдруг зрителю «лицо, полное мудрого внимания к жизни, со светящимся взглядом добрых, сочувственных, всё понимающих светлых глаз», - писал в книге «Лицо времени» искусствовед Леонид Волынский. Кажется на кого-кого, а уж на рыцаря этот человек вовсе не похож! А ведь именно так – «рыцарь театра» – называли современники Александра Николаевича ещё при жизни…

Серия сообщений "Картины русских и советских художников-1":
Часть 1 - Иогансон. Допрос коммунистов
Часть 2 - Яблонская. Хлеб
...
Часть 47 - Грабарь. "Автопортрет в шубе"
Часть 48 - Рылов. В голубом просторе
Часть 49 - Перов. Портрет А. Н. Островского
Часть 50 - Русская живопись начала XIX века




Процитировано 1 раз

Всемирный фестиваль молодёжи 1973 года в Берлине

Вторник, 01 Января 2013 г. 16:01 + в цитатник
101 (700x320, 207Kb)
Международный фестиваль молодёжи и студентов — нерегулярный фестиваль левых молодёжных организаций, проводящийся с 1947 года. С 1947 фестивали проходили под лозунгом «За мир и дружбу», с 1968 — под лозунгом «За солидарность, мир и дружбу» (впоследствии — «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»).
В 40-х — 60-х годах каждый новый фестиваль проходил в новой стране. В 1973 году X всемирный фестиваль молодёжи и студентов вторично был проведён в Берлине. В семидесятых фестивальное движение приобрело ярко выраженную прокоммунистическую окраску.

Серия сообщений "Международные праздники, организации, выставки-2":
Часть 1 - Всемирный фестиваль молодёжи 1957 года в Москве
Часть 2 - Международный институт театра и Всемирный день театра
Часть 3 - Всемирный фестиваль молодёжи 1973 года в Берлине
Часть 4 - СЭВ
Часть 5 - ЭКСПО-74
...
Часть 48 - Всемирная филателистическая выставка "Сингапур-95"
Часть 49 - ЮНИСЕФ (UNICEF)
Часть 50 - Всемирная филателистическая выставка "Москва-97".




Процитировано 1 раз

Международный институт театра и Всемирный день театра

Понедельник, 31 Декабря 2012 г. 22:56 + в цитатник
101 (700x304, 149Kb)
102 (700x305, 188Kb)
Международный институт театра (МИТ), крупнейшая в мире организация, занимающаяся исполнительским искусством, выступает за защиту и свободу культурного самовыражения, независимо от возраста, пола, вероисповедания и расовой принадлежности.
Международный институт театра был официально открыт на первом Международном Конгрессе в Праге в 1948 году, организованном по инициативе ЮНЕСКО группой театральных экспертов из разных стран. СССР являлся членом МИТ начиная с 1959 года.
Президентами Российского центра МИТ в разное время были народные артисты СССР Михаил Царев и Михаил Ульянов. С 2007 года президентом МИТ в России является народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.
«Всемирный день театра» установлен в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса МИТ. Отмечается ежегодно 27 марта. «День театра» — профессиональный праздник работников театра: актёров, театральных режиссёров-постановщиков, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и даже билетёров и гардеробщиков. Ибо, как еще в 1933 году, в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ, писал великий русский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский: «…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…». Эта цитата, со временем трансформировалась в крылатую фразу: «Театр начинается с вешалки», которая подразумевает следующее: в театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий.

Серия сообщений "Театр":
Часть 1 - МХАТ
Часть 2 - Малый театр
...
Часть 16 - Театр им. Моссовета
Часть 17 - Фёдор Шаляпин
Часть 18 - Международный институт театра и Всемирный день театра
Часть 19 - Александринский театр
Часть 20 - Мариинский театр
...
Часть 40 - Театральный режиссёр Валентин Плучек
Часть 41 - Балерина XX века Галина Уланова
Часть 42 - Оперная певица Галина Вишневская

Серия сообщений "Международные праздники, организации, выставки-2":
Часть 1 - Всемирный фестиваль молодёжи 1957 года в Москве
Часть 2 - Международный институт театра и Всемирный день театра
Часть 3 - Всемирный фестиваль молодёжи 1973 года в Берлине
Часть 4 - СЭВ
...
Часть 48 - Всемирная филателистическая выставка "Сингапур-95"
Часть 49 - ЮНИСЕФ (UNICEF)
Часть 50 - Всемирная филателистическая выставка "Москва-97".




Процитировано 1 раз

Центральный спортивный клуб армии

Воскресенье, 30 Декабря 2012 г. 23:52 + в цитатник
101 (554x391, 171Kb)
История клуба:
1923 — Опытно-показательная площадка Всеобуча (ОППВ) (Днём рождения клуба принято считать 29 апреля 1923 года.)
1928 — Спортивный клуб Центрального дома красной армии (ЦДКА)
1951 — Центральный дом Советской Армии (ЦДСА)
1957 — Центральный спортивный клуб Министерства обороны (ЦСК МО)
1960 — Центральный спортивный клуб Армии (ЦСКА)
В эмблеме ЦСКА всегда присутствовала красная звезда – символ принадлежности к Красной Армии. До 1960 года она была в центре. На звезде располагалось название клуба. Затем появился щит, а звезда с 1966 года перекочевала наверх него. Такая эмблема с вариациями просуществовала до 1989 года, когда вокруг щита появились слева листья лавра как символа победы,справа-листья дуба,символа долголетия.
Наибольших успехов добились баскетбольный, футбольный и хоккейный клубы ЦСКА. Баскетбольный клуб, самый сильный в истории отечественного спорта, создан в 1924. Многократный чемпион СССР и России, многократный обладатель Кубка европейских чемпионов. Сильнейшие баскетболисты и тренеры: С.А.Белов, Г.Г.Вольнов, А.Я.Гомельский, И.И.Едешко, С.Г.Ерёмин, А.М.Жармухамедов и др. Футбольный клуб - участник чемпионатов страны с 1936. Многократный чемпион и обладатель Кубка страны. Сильнейшие футболисты и тренеры: Б.А.Аркадьев, В.М.Бобров, В.А.Николаев, В.А.Пономарёв, Г.И.Федотов, А.А. Шестернёв и др. Хоккейный клуб — участник всех чемпионатов с 1946. Многократный чемпион и обладатель Кубка страны; обладатель Кубка европейских чемпионов (1969-74, 1977-85). Сильнейшие хоккеисты и тренеры: В.В.Александров, А.Д.Альметов, Е.М.Бабич, В.М.Бобров, А.В.Касатонов, В.Е.Крутов, В.Г.Кузькин, Б.П.Кулагин, И.Н.Ларионов, К.Б.Локтев, В.Я.Лутченко, С.М.Макаров, Б.П.Михайлов, В.В.Петров, А.П.Рагулин, Н.М.Сологубов, А.В.Тарасов, В.В.Тихонов, И.С.Трегубов, В.А.Третьяк, А.В.Фирсов, В.Б.Харламов, Г.Д.Цыганков и др. Спортсмены ЦСКА внесли также значительный вклад в развитие других видов спорта. Среди них — многократные чемпионы СССР, мира, Европы и Олимпийских игр: В.В.Буре, Г.Н.Прозуменщикова (плавание); Ю.П.Власов, А.И.Воробьёв (тяжёлая атлетика); Е.Р.Гришин (конькобежный спорт); С.А.Жук, А.Г.Зайцев, И.К.Роднина (фигурное катание на коньках); А.В.Иваницкий (вольная борьба); В.И.Иванов (академич. гребля); В.А.Капитонов (велосипедный спорт); О.Д.Карасёва, В.С.Клименко (спортивная гимнастика); А.Е.Карпов (шахматы); В.А.Кровопусков, М.С.Ракита (фехтование); В.П.Куц, Н.А.Пономарёва, Н.Г.Откаленко (лёгкая атлетика); Г.Г.Мондзолевский, К.К.Рева, Ю.Б.Чесноков (волейбол).

Для престижа клуба в Вооружённых Силах создавались спортроты — то есть нестроевые и неучебные воинские части, где спортивная (физическая) подготовка занимала 100 % боевой подготовки (не считая политзанятий).
Игорь Ларионов — один из самых именитых хоккеистов мира так характеризует ситуацию сложившуюся в ЦСКА в советское время:
"Нередко задаю себе вопрос: нужен ли вообще армии спорт высших достижений? Не об офицерской подготовке я веду речь — именно о профессиональных спортсменах. Способствует ли армейскому спорту содержание сверхдорогих команд, фиктивных майоров, капитанов, лейтенантов? Зачем тратить эти деньги, предназначенные непосредственно на оборону страны?.. По существу, военизированный спорт высших достижений порожден нашей приказной административно-спортивной системой. Иначе говоря, он — логическое завершение пирамиды. Тот самый спорт, в котором командное управление действующими лицами выражено наиболее ярко. И под контролем, причем неусыпным, спортсменов здесь держать очень и очень легко. Но одно время выгода соблюдалась обоюдная — в 60 — 70-х никто и не мечтал играть за границей, а значит, не стоило сбрасывать со счетов столь немаловажную вещь, как армейская пенсия, потому и появилось множество фиктивных офицеров."

Серия сообщений "Спорт-2":
Часть 1 - Чемпионат мира по футболу - 1970
Часть 2 - Зимняя Олимпиада 1972 года в Саппоро
Часть 3 - Олимпиада Мюнхен -1972
Часть 4 - Центральный спортивный клуб армии
Часть 5 - Спортивное общество "Динамо"
Часть 6 - ГТО - Готов к труду и обороне
...
Часть 48 - Лёгкая атлетика в России и СССР
Часть 49 - Чемпионат мира по боксу 1989
Часть 50 - Чемпионат мира по футболу-1990


Фёдор Шаляпин

Воскресенье, 30 Декабря 2012 г. 01:05 + в цитатник
101 (700x544, 260Kb)
102 (700x558, 228Kb)
103 (700x323, 40Kb)
Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) - русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики.
Крестьянский сын. В детстве был певчим. Получил начальное образование.
Известный меценат С. И. Мамонтов, державший оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 годах Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей.
С 1899 года он на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценён в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра.
В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.
С 1918 года — художественный руководитель Мариинского театра.
С 1921 года — на гастролях за границей, в частности в США. Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В. В. Маяковский писал в «Письме к Горькому»:
Или жить вам, как живёт Шаляпин, раздушёнными аплодисментами оляпан? Вернись теперь такой артист назад на русские рублики — я первый крикну: — Обратно катись, народный артист Республики!
В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено как поддержка белогвардейцев, за что он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.
До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином, он не принял иностранного подданства. Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался в Париже на руках жены. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын Фёдор Шаляпин-младший добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.


Серия сообщений "Театр":
Часть 1 - МХАТ
Часть 2 - Малый театр
...
Часть 15 - Театр им. Маяковского
Часть 16 - Театр им. Моссовета
Часть 17 - Фёдор Шаляпин
Часть 18 - Международный институт театра и Всемирный день театра
Часть 19 - Александринский театр
...
Часть 40 - Театральный режиссёр Валентин Плучек
Часть 41 - Балерина XX века Галина Уланова
Часть 42 - Оперная певица Галина Вишневская

Серия сообщений "Музыка-1":
Часть 1 - Чайковский
Часть 2 - Композитор Римский-Корсаков
...
Часть 20 - Бетховен
Часть 21 - Композитор Скрябин
Часть 22 - Фёдор Шаляпин
Часть 23 - Композитор XX века Дмитрий Шостакович
Часть 24 - Разный, но гениальный композитор Прокофьев
...
Часть 48 - Композитор Исаак Дунаевский
Часть 49 - Композитор Дмитрий Бортнянский
Часть 50 - Композитор Кабалевский




Процитировано 1 раз

Николай Коперник

Суббота, 29 Декабря 2012 г. 22:37 + в цитатник
101 (700x257, 148Kb)
102 (700x552, 271Kb)
Николай Коперник (1473-1543) - польский астроном и мыслитель. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Учение было названо гелиоцентричным от греческого слова «гелиос» — «солнце», в отличие от геоцентрического (гея - земля).
Родился в маленьком городке Торуни на берегах реки Вислы в семье купца. В возрасте десяти лет мальчик лишился отца и был отдан на воспитание дяде — епископу Луке Ватцельроду, который дал племяннику прекрасное воспитание.
Вопрос об этнической принадлежности Коперника до сих пор остаётся предметом бесперспективной дискуссии. Мать его была немкой, национальность отца неясна, однако известно, что он был уроженцем Кракова. Тем самым, этнически Коперник был немцем или наполовину немцем, хотя сам он, возможно, считал себя поляком (по территориально-политической принадлежности). Писал он на латинском и немецком, ни одного документа на польском языке, написанного его рукой, не обнаружено; после ранней смерти отца он воспитывался в немецкой семье матери и дяди.
В 1491 году Коперник поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия. Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. В 1500 году Коперник оставил университет, не получив никакого диплома или звания, и переехал в Рим. Затем уехал в Падуанский университет и продолжил изучение медицины. В 1503 году Коперник наконец завершил своё образование, сдал в Ферраре экзамены, получил диплом и учёную степень доктора канонического права.
В 1512 году Коперник переехал во Фромборк, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. Научные исследования он, однако, не бросил. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией. Инструменты для своих наблюдений Коперник изготовлял сам. Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира. Работа над главным трудом продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы. Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентрической системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли.
Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года.
Католическая церковь, занятая борьбой с Реформацией, первоначально снисходительно отнеслась к новой астрономии, тем более что вожди протестантов (Мартин Лютер, Меланхтон) отнеслись к ней резко враждебно. Но в 1616 году, при папе Павле V, католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию. Самым известным следствием этого решения в XVII веке стал суд над Галилеем (1633 год), нарушившим церковный запрет в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира». Ученый был подвергнут суду инквизиции и был вынужден отречься от своих взглядов. Однако отречение носило формальный характер.
Трагически сложилась судьба и Джордано Бруно (1548–1600), итальянского философа и мыслителя. Он был популяризатор идей Коперника и повсеместно рассказывал о них. Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Инквизиторы предлагали учёному отречься от своих взглядов, однако Джордано Бруно не покаялся и не изменил своих показаний. Тогда Бруно судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Взойдя на эшафот Бруно сказал: «Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!»

Серия сообщений "Учёные, изобретатели, конструкторы-2":
Часть 1 - Чарльз Дарвин
Часть 2 - Академик Николай Гамалея
...
Часть 43 - Эрнест Резерфорд - отец ядерной физики
Часть 44 - Полярный викинг Руаль Амундсен
Часть 45 - Николай Коперник
Часть 46 - Советский полярник Эрнст Кренкель
Часть 47 - Абу Рейхан Бируни
Часть 48 - Академик Петровский
Часть 49 - Академик Арцимович
Часть 50 - Академик Миллионщиков




Процитировано 2 раз

Театр им. Моссовета

Суббота, 29 Декабря 2012 г. 00:20 + в цитатник
101 (700x340, 204Kb)
Театр имени Моссовета был создан в 1923 году литератором и режиссёром С. И. Прокофьевым как Театр Московского городского совета профессиональных союзов. С 1925 по 1940 годы театром руководил известный актёр и режиссёр Е. О. Любимов-Ланской. В 1940 году театр возглавил Юрий Завадский. Он руководил театром в течение 37 лет. Именно в эти годы сформировался блистательный творческий коллектив театра им. Моссовета. На его сцене играли такие замечательные артисты как Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жжёнов, Геннадий Бортников, Александр Костомолоцкий. В 1985 году главным режиссёром, а затем и художественным руководителем театра становится Павел Осипович Хомский, до этого возглавлявший театры в Риге, Ленинграде и Москве. Сохраняя традиции, театр ищет новые способы общения со зрителями. В середине 60-х гг. был создан «Театр в фойе» для показа экспериментальных постановок и спектаклей, в 1978 году появилась и «Малая сцена», а в 1990 году спектаклем Петра Фоменко «Калигула» открылась сцена «Под крышей».
Сегодня на сцене театра им.Моссовета играют известные актёры: Сергей Юрский, Анатолий Адоскин, Георгий Тараторкин, Ольга Остроумова, Ирина Карташева, Валентина Талызина, Александр Леньков, Нина Дробышева, Александр Пашутин, Татьяна Бестаева, Нелли Пшенная, Евгений Стеблов, Александр Домогаров, Ольга Кабо, Евгения Крюкова, Екатерина Гусева и другие.

Серия сообщений "Театр":
Часть 1 - МХАТ
Часть 2 - Малый театр
...
Часть 14 - Народный артист республики Леонид Собинов
Часть 15 - Театр им. Маяковского
Часть 16 - Театр им. Моссовета
Часть 17 - Фёдор Шаляпин
Часть 18 - Международный институт театра и Всемирный день театра
...
Часть 40 - Театральный режиссёр Валентин Плучек
Часть 41 - Балерина XX века Галина Уланова
Часть 42 - Оперная певица Галина Вишневская




Процитировано 1 раз

Театр им. Маяковского

Пятница, 28 Декабря 2012 г. 23:15 + в цитатник
101 (700x348, 191Kb)
Московский академический театр им. Вл. Маяковского — драматический театр в Москве, основанный в 1922 году как Театр Революции; с 1943 года назывался Московским театром драмы, современное название появилось в 1954 году. В 1964 года театру было присвоено звание академического.
Здание театра, в то время известное как «театр Парадиз», было построено в 1886 году. Поначалу в помещении выступали европейские звезды, приезжавшие на гастроли; на этой сцене играли такие всемирно известные артисты, как Сара Бернар, Элеонора Дузе и другие знаменитости. На рубеже XIX—XX вв. театр даже назывался «Интернациональным». После революции выступления западных звёзд в стране прекратились. В 1920—1922 годах в здании размещался Театр революционной сатиры, но в 1922 году он был расформирован и часть его труппы, пополненная актёрами других московских театров, образовала Театр Революции под руководством Всеволода Мейерхольда. Это название закрепилось до 1943 года.
В 1941 году театр был эвакуирован в Ташкент; в его здании работали объединённые труппы Московского театра Ленсовета и Московского драматического театра. После возвращения Театра Революции в Москву в 1943 году эти труппы были объединены с ним под названием «Московский театр драмы». Тогда же художественным руководителем был назначен Николай Охлопков, возглавлявший театр по 1967 год. С 1967 по 2001 год, до самой смерти руководил театром Андрей Александрович Гончаров. Гончаров вдохнул в него новую жизнь. Событиями театральной жизни стали поставленные им в первые годы спектакли «Дети Ванюшина» по пьесе А. Найдёнова и «Трамвай „Желание“» Теннесси Уильямса (спектакль шёл на сцене театра 24 года и выдержал более 700 представлений. Одним из самых популярных московских спектаклей стал и «Разгром» приглашённого Гончаровым Марка Захарова. В те годы на сцене Театра им. Маяковского выступали Евгений Леонов, Армен Джигарханян, Владимир Самойлов, Татьяна Доронина, Наталья Гундарева. С января 2002 по март 2011 художественным руководителем театра был Сергей Николаевич Арцибашев.
Сегодняшние популярные артисты "Маяковки": Светлана Немоляева, Евгения Симонова, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Даниил Спиваковский.

Серия сообщений "Театр":
Часть 1 - МХАТ
Часть 2 - Малый театр
...
Часть 13 - Вахтангов и вахтанговцы
Часть 14 - Народный артист республики Леонид Собинов
Часть 15 - Театр им. Маяковского
Часть 16 - Театр им. Моссовета
Часть 17 - Фёдор Шаляпин
...
Часть 40 - Театральный режиссёр Валентин Плучек
Часть 41 - Балерина XX века Галина Уланова
Часть 42 - Оперная певица Галина Вишневская




Процитировано 1 раз

Мыслитель и певец русской природы Михаил Пришвин

Пятница, 28 Декабря 2012 г. 15:06 + в цитатник
101 (700x326, 189Kb)Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) - русский, советский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную философию, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Родился в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын купца. Отец Пришвина жил по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках удалось выправить положение и дать детям достойное образование. Пришвин был исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В.В.Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.
Он много путешествовал, собирал фольклор. В 1906 году в биографии Михаила Пришвина впервые был опубликован его рассказ - «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие.
Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его "певцом русской природы".

Серия сообщений "Писатели-2":
Часть 1 - Английский поэт, художник Уильям Блейк
Часть 2 - Карло Гольдони
...
Часть 38 - Шостакович о Джамбуле
Часть 39 - Раздвоение личности писателя Фадеева
Часть 40 - Мыслитель и певец русской природы Михаил Пришвин
Часть 41 - Писатель и учитель учителей Константин Ушинский
Часть 42 - Драматург Тренёв
...
Часть 48 - Лорд Байрон. Душа моя мрачна
Часть 49 - Гранд-дама советской эпохи Мариэтта Шагинян
Часть 50 - Андрей Болотов - разносторонний талант России 18-19 веков




Процитировано 1 раз

Большевик Иван Бабушкин

Четверг, 27 Декабря 2012 г. 23:24 + в цитатник
101 (700x329, 170Kb)
Иван Васильевич Бабушкин (1873-1906) - профессиональный революционер.
Есть такая профессия - революционер. Это специалист по разрушению государства и захвату власти на его обломках. Он призывает к бунту и переделу имущества. Грабь награбленное - основной его посыл. Как правило, революция приводит лишь к смене имени на троне, а недавние борцы за свободу сами с лёгкостью превращаются в тиранов. К этой плеяде принадлежал и ученик марксизма у самого Ленина - главного профессионального революционера, Иван Бабушкин.
Бабушкин родился в Вологодской губернии, в крестьянской семье. Он рано лишился отца. В 1883. мать отвезла его в столицу и отдала «мальчиком» в лавку. В 1887-1891 он - ученик слесаря в Кронштадте, с лета 1891 - слесарь на заводе в Петербурге.
В 1894 начал заниматься в марксистском кружке, руководимым Лениным, затем приступил к революционной пропаганде среди рабочих. В 1900 стал агентом газеты «Искра». В 1901 Бабушкин переезжает в Орехово-Зуево, где ведет пропаганду среди рабочих текстильных фабрик Саввы Морозова, бывшего тогда главным спонсором издания «Искры». Вместе с Л.Б. Красиным и Н.Э. Бауманом Бабушкин участвует в получении от Морозова средств на партийные нужды. Революционерам нужно много денег: для себя, для газет и для вооружённой борьбы.
Но был в то время и другой путь - "зубатовский". Зубатов считал необходимым создание гражданского общества, основанного «на примирении, на уравновешивании борющихся сил». Но Ленин требовал обратного: «К черту всех примирителей… Лучше 2-3 энергичных и вполне преданных человека, чем десяток рохлей» (письмо от 16 января 1903).
В 1903 Бабушкина в очередной раз арестовывают и на пять лет ссылают в Верхоянск. Освобожденный по амнистии в 1905, он вместе с В.К. Курнатовским и А.А. Костюшко-Валюжаничем во время Русско-японской войны возглавил в Чите вооруженный мятеж. В результате была блокирована единственная железная дорога, соединявшая европейскую часть страны с Сибирью и действовавшей в Маньчжурии русской армией. Большевики привлекли на свою сторону солдат запасных полков, эшелоны с которыми двигались по железной дороге. Мародерство и бандитизм, процветавшие в 1905 в Читинской и других «красных республиках», привели к хаосу. Для наведения порядка был направлен генерал Меллер-Закомельский. Он имел под своим началом 200 солдат Литовского полка и справился со своей задачей за три недели. В январе 1906 Бабушкин с несколькими товарищами вёз из Читы оружие для подготовки такого же мятежа в Иркутске. Он был захвачен и расстрелян на станции Мысовая Забайкальской железной дороги.
В некрологе, посвященном Бабушкину, Ленин назвал его народным героем, гордостью большевистской партии. "Иван Васильевич был самым усердным корреспондентом «Искры» и горячим ее сторонником. Из центрального района Бабушкин перебирается на юг, в Екатеринослав, где его арестуют и сажают в тюрьму в Александровске. Из Александровска он бежит вместе с другим товарищем, перепилив решетку окна. Не зная ни одного иностранного языка, он пробирается в Лондон, где тогда была редакция «Искры»....В 1905 подоспела амнистия, и Бабушкин двинулся в Россию....Он вступил в Иркутский комитет и с головой ринулся в работу. Приходилось выступать на собраниях, вести социал-демократическую агитацию и организовывать восстание. В то время, как Бабушкин с пятью другими товарищами — имена их не дошли до нас — вез в Читу (впоследствии установлено, что оружие везли из Читы) большой транспорт оружия в отдельном вагоне, поезд был настигнут карательной экспедицией Ренненкампфа (позднее установлено, что это была карательная экспедиция А. Н. Меллер-Закомельского), и все шестеро, безо всякого суда, были немедленно же расстреляны на краю вырытой на скорую руку общей могилы".
Посмертная слава настигла героя революции: его именем назван город, многие улицы в разных городах и другие объекты. Ленин в своё время уговорил Бабушкина как «живую легенду партии» писать воспоминания, и они были изданы в 1925.

Серия сообщений "Революционеры, политические деятели-2":
Часть 1 - Павел Штернберг-учёный и революционер
Часть 2 - Эрнст Тельман - борец за социализм в Германии
...
Часть 24 - Камо - легенда революции
Часть 25 - Восстание на крейсере "Очаков". Лейтенант Шмидт-Очаковский.
Часть 26 - Большевик Иван Бабушкин
Часть 27 - Визиты Брежнева в Германию, США и Францию
Часть 28 - Революционерка Елена Стасова
...
Часть 48 - Сухэ-Батор. Из вахмистров в главкомы.
Часть 49 - Революционер Андрей Бубнов. За что боролся, на то и напоролся
Часть 50 - Морис Бишоп - лидер Гренадской революции с печальным исходом




Процитировано 1 раз

Блокада Ленинграда

Среда, 26 Декабря 2012 г. 23:02 + в цитатник
101 (700x271, 132Kb)
Из статьи Михаэля Дорфмана в журнале "Новый смысл":
Советские власти в период войны и первое время после её неохотно говорили о блокаде Ленинграда. Город выстоял, но оставались весьма неприятные вопросы. Почему такое огромное количество жертв? Почему германские армии вышли к городу так быстро, продвинулись так далеко вглубь СССР? Почему не была организована массовая эвакуация до того, как кольцо блокады замкнулось? Ведь германским и финским войскам понадобилось три месяца, чтобы закрыть кольцо блокады. Почему не было попыток прорыва блокады со стороны финского фронта, более слабого, чем германский. Ведь финская армия не считалась серьёзным противником для Красной Армии. Почему не оказалось адекватных запасов продовольствия? В Ленинграде была развёрнута пропагандистская кампания, обличающая «крыс», бегущих из города трёх революций вместо того, чтобы его защищать. На оборонные работы были мобилизованы десятки тысяч горожан, они копали окопы, которые вскоре оказались в тылу врага.
После войны Сталин меньше всего был заинтересован в обсуждении этих тем. Да и Ленинград он явно не любил. Ни один город не чистили так, как чистили Ленинград, до войны и после неё. На ленинградских писателей обрушились репрессии. Ленинградская парторганизация подверглась разгрому. Руководивший разгромом Георгий Маленков кричал в зал: «Только врагам мог понадобиться миф о блокаде, чтобы принизить роль великого вождя!». Из библиотек изымались сотни книг о блокаде. Некоторые, как повести Веры Инбер, – за «искажённую картину, не учитывающую жизнь страны», другие – «за недооценку руководящей роли партии», а большинство – за то, что там были имена арестованных ленинградских деятелей Алексея Кузнецова, Петра Попкова и других, шедших по «Ленинградскому делу». Впрочем, и на них лежит доля вины. Закрыт был пользовавшийся огромной популярностью Музей «Героическая оборона Ленинграда» (с моделью булочной, выдававшей 125-граммовые хлебные пайки для взрослых). Многие документы и уникальные экспонаты были уничтожены. Некоторые, как дневники Тани Савичевой, чудом спасли сотрудники музея.
В брежневские времена блокаду реабилитировали. Однако и тогда не рассказали всю правду, а выдали сильно подчищенную и героизированную историю, в рамках строившейся тогда сусальной мифологии Великой Отечественной Войны. По этой версии люди умирали от голода, но как-то тихо и аккуратно, принося себя в жертву победе, с единственным желанием отстоять «колыбель революции». Никто не жаловался, не уклонялся от работы, не воровал, не манипулировал карточной системой, не брал взятки, не убивал соседей, чтобы завладеть их продуктовыми карточками. В городе не было преступности, не было чёрного рынка. Никто не умирал в страшных эпидемиях дизентерии, косивших ленинградцев. Это ведь так не эстетично. И, разумеется, никто не ждал, что немцы могут победить.
Табу было наложено и на обсуждение некомпетентности и жестокости советских властей. Не обсуждались многочисленные просчёты, самодурство, халатность и головотяпство армейских чинов и партийных аппаратчиков, воровство продовольствия, смертоносный хаос, царивший на ледовой «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Молчанием были окутаны политические репрессии, не прекращавшиеся ни одного дня. Честных, невинных, умирающих и голодающих людей гэбисты волокли в Кресты, ради того, чтобы там они могли умереть скорей. Перед носом наступавших немцев в городе не прекращались аресты, казни и высылки десятков тысяч людей. Вместо организованной эвакуации населения, из города до самого закрытия блокадного кольца уходили составы с заключёнными.
Поэтесса Ольга Бергольц, чьи стихи, высеченные на мемориале Пискарёвского кладбища, стала голосом блокадного Ленинграда. Даже это не спасло её престарелого отца-врача от ареста и высылки в Западную Сибирь прямо под носом наступавших немцев. Вся его вина была в том, что Бергольцы были обрусевшими немцами. Людей арестовывали лишь за национальность, религиозную принадлежность или социальное происхождение. В который раз гэбисты ходили по адресам книги «Весь Петербург» 1913 года, в надежде, что кто-то ещё уцелел по старым адресам.
В Бахметьевском архиве Колумбийского университета, где хранится история русской эмиграции, Анна Рид прочла воспоминания старшего офицера-снабженца о людоедстве в Красной Армии. В начале 2000-х стали доступными милицейские архивы. Исследователь нашла в них страшные подробности о каннибализме в блокадном Ленинграде. Часто тела умерших оставались в квартирах, потому что везти их на кладбище было опасно. По ночам трупы выкапывались и поедались обезумевшими от голода людьми. Организованные банды заманивали к себе людей под предлогом обмена вещей на продукты, убивали и поедали. 18-летний паренёк убил двух своих младших братьев ради карточек; 17-летняя девушка выкопала труп и перемолола на мясорубке; внук убил бабушку топором и сварил. Согласно архивам милиции и КГБ, было арестовано около 2.000 людоедов, 586 из них казнили. В основном каннибалами становились не какие-то монстры-извращенцы, а неграмотные женщины, искавшие белковую пищу для своих семей. Можно предположить, что истинный размах каннибализма в блокадном Ленинграде был куда шире.
Российские исследователи начали поднимать тему каннибализма в блокадном Ленинграде задолго до появления книги Анны Рид. Так, ещё в 2000 году в издательстве «Европейский дом» вышла книга российского исследователя Никиты Ломагина «В тисках голода: Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб и НКВД». Ломагин отмечает, что пик людоедства пришёлся на страшный 1942 год, особенно на зимние месяцы, когда температура падала до –35, а месячная смертность от голода достигала 100.000 – 130.000 человек. Он приводит сообщение НКВД от марта 1942 года о том, что «всего за людоедство арестовано 1171 человек». 14 апреля арестованных уже 1557 человек, 3 мая – 1739, 2 июня – 1965… К сентябрю 1942 года случаи каннибализма становятся редкими, в специальном сообщении от 7 апреля 1943 года впервые говорится, что «в марте не было отмечено убийств с целью употребления в пищу человеческого мяса».

Серия сообщений "Война 1941-45(2)":
Часть 1 - Рихард Зорге - человек-легенда
Часть 2 - Освобождение Вены
...
Часть 42 - Другой Власов
Часть 43 - Оборона города Лиепая
Часть 44 - Блокада Ленинграда
Часть 45 - Маршал Малиновский, известный и неизвестный
Часть 46 - Маршал Толбухин
...
Часть 48 - Адмирал Исаков
Часть 49 - Освобождение Варшавы
Часть 50 - Освобождение Эстонии в 1944




Процитировано 1 раз

Вильнюс

Вторник, 25 Декабря 2012 г. 23:05 + в цитатник
101 (700x413, 209Kb)
В 1323 году Вильнюс впервые упоминается в письме великого князя литовского Гедимина, в котором тот называет Вильну своим «стольным градом». Столицей Великого княжества Литовского Вильна оставалась до 1795 года. С 1795 по 1915 год Вильна входила в состав Российской империи, в 1920—1922 годах город был столицей Срединной Литвы, а с 1922 по 1939 год входил в состав Польши. В конституциях Литвы 1928 и 1938 годов Вильно именовался столицей Литвы. «Временной столицей» Литвы официально именовался город Каунас. В 1915—1918 и 1941—1944 годах город находился в зоне германской оккупации. 10 октября 1939 передан Советским Союзом Литовской Республике. 3 августа 1940 года Вильнюс стал столицей Литовской Советской Социалистической Республики. С 11 марта 1990 года Вильнюс стал столицей Литовской Республики.
К основным достопримечательностям относятся старый город, башня Гедимина (XV век) символ города, костёл Святой Анны (XVI век) поздняя готика, Никольская церковь (XVI век), бернардинский костёл (XVI век), костёл Святых Петра и Павла (1668—1676) жемчужина барокко и множество других костёлов.
Город издавна отличался многонациональным населением. Так, по данным переписи 1897 года, среди 154 532 жителей насчитывалось 61 847 (40,0 %) евреев (поэтому город получил название "Северный Иерусалим"), 47 795 (30,9 %) поляков, 30 967 (20,1 %) русских, 6514 (4,2 %) белорусов, 3238 (2,1 %) литовцев, 4171 (2,7 %) — других национальностей. За время оккупации немецкой армией 1941-1944 жертвами Холокоста стали 95 % представителей еврейской общины города.

Серия сообщений "Города и объекты России и СССР-2":
Часть 1 - Давно не бывал я в Донбассе
Часть 2 - Историко-архитектурные памятники России
...
Часть 4 - Архитектурные памятники Украины
Часть 5 - Политехнический музей в Москве
Часть 6 - Вильнюс
Часть 7 - Музей Ленина в Ташкенте (бывший)
Часть 8 - Историко-архитектурные памятники Прибалтики
...
Часть 48 - Новгородский кремль на марках России 1993 года
Часть 49 - Архитектура Московского Кремля. Продолжение серии. 1993
Часть 50 - Гражданская архитектура Москвы XVI-XVII вв. на марках России 1995 года




Процитировано 1 раз

Венера-8, Марс-3

Вторник, 25 Декабря 2012 г. 00:41 + в цитатник
101 (700x360, 156Kb)
"Венера-8" запущена 27 марта 1972 года. 22 июля совершила мягкую посадку на освещенную сторону Венеры. Было произведено исследование атмосферы в период спуска и посадки, определение химического состава поверхностного грунта планеты. В полете проведено 86 сеансов радиосвязи. Работа бортовых систем продолжалась на участке парашютирования около 1 часа и на поверхности 50 мин.
"Марс-3" запущен 28 мая 1971 года. Он совершил мягкую посадку на Марс. Произведено исследование Марса, межпланетного и околопланетного пространства и видеосъемка планеты.
Рейсы космических аппаратов, и в первую очередь полеты советских станций серии "Венера", убедительно показали разительное отличие физических условий на поверхности этой планеты от земных. Марс, напротив, оказался во многих отношениях гораздо ближе к Земле, чем предполагалось.

Серия сообщений "Освоение космоса-2":
Часть 1 - День космонавтики-1972
Часть 2 - Космос глазами художника Андрея Соколова
Часть 3 - 15-летие космической эры
Часть 4 - Венера-8, Марс-3
Часть 5 - День космонавтики -1973
Часть 6 - День космонавтики 1974
...
Часть 48 - Союз Т-7 - Салют-7 - Союз Т-5
Часть 49 - День космонавтики-1983
Часть 50 - Салют-7, Союз-Т (Березовой, Лебедев)




Процитировано 1 раз

Политехнический музей в Москве

Понедельник, 24 Декабря 2012 г. 23:07 + в цитатник
101 (700x336, 180Kb)
Музей был задуман как научный и просветительский центр России, в задачу которого входила интеллектуальная поддержка технический культуры общества путем распространения научных знаний. Начало музею положила Политехническая выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Петра Первого, открывшаяся в Москве 30 мая 1872 года.
Экспозиции музея рассказывают об истории техники и ее творцах, поясняют принципы действия различных технических устройств.
Политех всегда был известен не только как музей науки и техники, но и как культурный и дискуссионный центр. Здесь читали лекции Тимирязев, Жуковский, Столетов, выступал Нобелевский лауреат Илья Мечников, академики Вавилов, Ферсман, Зелинский, в мае 1934 года лекцию о строении атомного ядра прочел Нильс Бор. В послереволюционной России в музее выступали Есенин, Хлебников, Пастернак, Цветаева, Ахматова, на поэтических турнирах за титул Короля поэтов сражались Маяковский и Северянин, в 1960-е выступали Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский. Здесь разгорались диспуты о путях развития современной культуры.
В 1913—1916 гг. на сцене Большой аудитории выступали Маяковский, Бурлюк, Бунин, разгорались диспуты о путях развития современной культуры. В 1918 году здесь проходили острые дискуссии между символистами, имажинистами, футуристами, на которых выступали Белый, Крученых, Хлебников, Есенин, Мариенгоф, Брюсов (именно здесь в него стреляла Нина Петровская).

Серия сообщений "Города и объекты России и СССР-2":
Часть 1 - Давно не бывал я в Донбассе
Часть 2 - Историко-архитектурные памятники России
Часть 3 - Ижорский завод в Колпино
Часть 4 - Архитектурные памятники Украины
Часть 5 - Политехнический музей в Москве
Часть 6 - Вильнюс
Часть 7 - Музей Ленина в Ташкенте (бывший)
...
Часть 48 - Новгородский кремль на марках России 1993 года
Часть 49 - Архитектура Московского Кремля. Продолжение серии. 1993
Часть 50 - Гражданская архитектура Москвы XVI-XVII вв. на марках России 1995 года




Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в gregoryh
Страницы: 242 ... 72 71 [70] 69 68 ..
.. 1 Календарь