После прочтения нескольких книг писателя-историка Марка Солонина прояснилась картина разгрома Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. На основании доступных на текущий момент архивных документов и мемуаров Марк Солонин даёт подробный анализ состояния Красной Армии и вермахта в этот период, вооружения и военных операций. Красная Армия на 22 июня 1941 года превосходила германскую как по численности, так и по количеству и качеству вооружения. Развеян миф о внезапности нападения. Развеяны мифы о немецких десантах, которых вообще не было, и о массированных налётах немецкой авиации (у вермахта самолётов было гораздо меньше, чем у Красной Армии, просто их использование было более эффективным). Панический страх перед немцами, низкая дисциплина, безграмотное и неумелое командование, бессмысленные передислокации вместо боевых действий привели практически к полному разложению армии, массовому дезертирству и сдаче в плен. В результате этого в первые месяцы войны был разгромлены первый и второй эшелоны советских войск. Приведены многие факты, которые замалчивались в советское время: зверское истребление заключённых в тюрьмах приграничных городов, массированная бомбардировка 25 июня Хельсинки и других финских городов, чем была спровоцирована война с Финляндией, провокационные зверства диверсионных групп НКВД, которые составляли первые партизанские отряды, вызвавшие ответные зверства немцев, пленение целого генеральского корпуса, переход целых сухопутных подразделений и эскадрилий вместе с командирами на сторону врага и многое другое.
Каким же образом Советскому Союзу удалось всё-таки переломить ход войны и в конечном счёте одержать над врагом убедительную победу?
Из прочитанного можно сделать такие выводы:
1. Превосходящие людские ресурсы. Неся огромные потери, Советский Союз мобилизовал только в 1941 году порядка 14 млн. военнослужащих. Германия такой возможности не имела.
2. Советский Союз ещё в довоенные годы создал на Урале и в Сибири мощный военно-промышленный комплекс достаточный для восполнения потерянного вооружения.
3. Огромная материально-техническая и продовольственная помощь США и Великобритании, которую советские историки и пропагандисты представляли как не играющую большой роли.
4. Бесчеловечная политика Гитлера в части отношения к военнопленным и населению оккупированных территорий. Зная что их ждёт в плену, солдаты и офицеры перестали в массовом порядке сдаваться в плен, а в тылу ширилось партизанское движение. Кроме того, всё население страны осознало, что поражение в этой войне - это полная катастрофа для всех народов.
Некоторые выдержки из книги Марка Солонина "23 июня. День М":
Документы, позволяющие выявить и детализировать феноменальный «падёж танков», охвативший в первые недели войны Красную Армию, были рассекречены более сорока лет назад. ... Однако же в нашей стране рассекретить и сделать доступным – совсем не одно и то же. Так называемой «широкой общественности» эти документы неизвестны (а честно говоря – и недоступны) фактически по сей день.
То, что советские историки скромно назвали «неудачей приграничного сражения», означало на самом деле разгром Первого стратегического эшелона Красной Армии (по числу дивизий превосходившего любую армию Европы, а по количеству танков превосходившего их все, вместе взятые). К 10 – 15 июля 1941 г. немцы заняли (точнее сказать – прошли) территорию площадью в 709 тыс. кв. км, что примерно в 3 раза больше территории Польши, оккупированной вермахтом в сентябре 1939 года, и в 6 раз больше территории Бельгии, Нидерландов и клочка Северной Франции, захваченных вермахтом.
На сопоставлении событий мая 40-го и июня 41-го стоит, наверное, остановиться чуть подробнее. Десятки лет советская историческая пропаганда распространяла слухи про «триумфальный марш», каковым маршем вермахт якобы прошёлся по «поверженной Франции». В последнее время звуки этого «марша» всё громче и всё чаще раздаются со страниц наиновейших публикаций. Оно и понятно – после того, как масштаб катастрофического разгрома Красной Армии стал известен широкой публике, у авторов определённой политической ориентации появилось большое желание изобразить поражение французской армии в самых ярких красках.
Так что если говорить про темп «марша», то в мае 40-го он был в целом ниже темпа наступления Групп армий «Север» и «Центр» в первые 20 дней войны на Восточном фронте. При этом следует учесть и ширину фронта наступления. Боевые действия мая 1940 г. происходили на «пятачке» Нормандии и Фландрии, с максимальными расстояниями в 300 км по фронту и 350 км в глубину. По площади эта территория примерно соответствует размерам Литвы, которую одна из трёх, самая малочисленная, Группа армий «Север» заняла за одну неделю июня 1941 года.
...потери личного состава вермахта (как общие, так и безвозвратные) в ходе «триумфального марша по Франции» были в 2 – 2,5 раза больше, чем потери на Восточном фронте к 6 – 13 июля 1941 года. Теперь нам остаётся только сравнить численность группировки советских и англо-французских войск. 22 июня в составе войск четырёх приграничных округов (Прибалтийский, Западный, Киевский, Одесский) было 149 дивизий (7 кавалерийских дивизий и 12 воздушно-десантных бригад учтены нами как 7 «расчётных дивизий»). Кроме того, к 22 июня на территории западных округов было уже сосредоточено по меньшей мере 16 дивизий второго стратегического эшелона. Таким образом, к началу боевых действий Красная Армия имела на западном ТВД 165 дивизий, в том числе 40 танковых и 20 моторизованных, 10 противотанковых артбригад.
Силы западных союзников в сочинениях советских историков традиционно оценивались в 135 дивизий. В реальности потери немецким войскам нанесли лишь те дивизии, которые находились на ТВД и были введены в бой в периоде 10 мая по 10 июня. Это: – 28 дивизий в составе 7-й, 1-й, 9-й и 2-й французских армий; – 9 английских дивизий; – 14 дивизий резерва, развёрнутые в районе Шалон-сюр-Марн, Сен-Кантен. Итого – 51 дивизия, в том числе 3 танковые и 11 пехотных дивизий, сформированных в начале сентября 1939 г. из совершенно необученных новобранцев. Теоретически можно учесть и 22 бельгийские и 10 голландских дивизий, хотя их вооружение, подготовка и оснащение не шли ни в какое сравнение с кадровыми дивизиями Красной Армии. Вот такими силами западные союзники и нанесли немцам урон, вдвое превышающий потери вермахта в «приграничном сражении» на Восточном фронте.
Особенно впечатляют практически равные цифры потерь средних немецких танков Pz-III и Pz-IV на Западном и на Восточном фронтах.
Необходимо хотя бы кратко упомянуть и результаты войны в воздухе. За первые три недели войны на Западном фронте (с 10 по 31 мая 1940 г.) безвозвратные потери люфтваффе (самолёты всех типов) составили 978 машин. За первые три недели войны на Восточном фронте (с 22 июня по 12 июля 1941 г.) безвозвратные потери люфтваффе (самолёты всех типов) составили 550 самолётов (по простому суммированию еженедельных сводок штаба люфтваффе – 473 самолёта). Т.е. в два раза меньше, чем в небе Нормандии и Фландрии.
...потери наступающего (причём очень успешно, по 20 – 30 км в день) вермахта и обороняющейся Красной Армии составляют 1 к 12. Это есть «чудо», не укладывающееся ни в какие каноны военной науки. По здравой логике – и по всей практике войн и вооружённых конфликтов – потери наступающего должны быть больше потерь обороняющегося. Соотношение потерь 1 к 12 возможно разве что в том случае, когда белые колонизаторы, приплывшие в Африку с пушками и ружьями, наступают на аборигенов, обороняющихся копьями и мотыгами. Но летом 1941 г. на западных границах СССР была совсем другая ситуация: обороняющаяся сторона не уступала противнику ни в численности, ни в вооружении, значительно превосходила его в средствах нанесения мощного контрудара – танках и авиации, да ещё и имела возможность построить свою оборону на системе мощных естественных преград и долговременных оборонительных сооружений.
Не менее красноречивы и цифры, характеризующие соотношение потерь боевой техники. Как было отмечено выше. Красная Армия уже к 9 июля потеряла 11,7 тыс. танков, а безвозвратные потери танковых дивизий вермахта к концу июля 1941 г. составили 503 танка.
На странице 367 многократно упомянутого нами статистического сборника «Гриф секретности снят» написано, что в 1941 году Красная Армия потеряла 6 290 000 единиц стрелкового оружия. Строго говоря, одна эта цифра даёт исчерпывающий ответ на вопрос о том, что произошло с Красной Армией в 41-м году.
Столь же «ненормальными» оказались и потери других видов вооружения. Так, за шесть месяцев 1941 года было потеряно 24 400 орудий полевой артиллерии (в эту цифру не вошли противотанковые пушки и миномёты), что составило 56% от общего ресурса. ...была массовая потеря большей части всего противотанкового вооружения в первые недели войны. Дело дошло до того, что уже 5 июля 1941 г. за подписью Н. Ватутина вышла «Инструкция по борьбе с танками противника», в которой предписывалось «заготавливать грязь-глину, которой забрасывают смотровые щели танка». Грязь-глина для борьбы с танками. Через две недели после начала войны. В стране, которая с остервенелой настойчивостью тоталитарной деспотии готовилась к войне, накапливая горы вооружений…
Правда, вскоре немецкому командованию пришлось узнать, что окружённые и разгромленные армии четырёх западных округов (Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского) представляли собой лишь часть «основных сил русских сухопутных войск». А на место разбитых дивизий из глубин огромной страны подходили всё новые, новые и новые соединения. К 10 – 15 июля была в основном завершена передислокация на ТВД войск второго стратегического эшелона (16, 19, 20, 21, 22, 24 и 28-я Армии). В середине июля в составе действующей армии – несмотря на огромные потери первых недель войны – было уже порядка 234 дивизий. (3, стр. 105) К концу июля 1941 г. были сформированы 29, 30, 31, 32, 33, 43, 49-я Армии. Всего в ходе двухмесячного Смоленского сражения было введено в бой 104 дивизии и 33 бригады. (21) В сопоставимый период времени (запись в «Военном дневнике» Ф. Гальдера от 2 августа) все соединения вермахта на Восточном фронте получили всего 47 тыс. человек пополнения. Это соответствует 3 «расчётным дивизиям».
Серия сообщений "Война 1941-45(2)":
Часть 1 - Рихард Зорге - человек-легенда
Часть 2 - Освобождение Вены
...
Часть 37 - Белорусский герой Кирилл Орловский
Часть 38 - День Победы -1970
Часть 39 - 1941 год. Разгром.
Часть 40 - 1941 год. Разгром (продолжение)
Часть 41 - Экипаж пикирующего бомбардировщика - Губин, Черных, Косинов
...
Часть 48 - Адмирал Исаков
Часть 49 - Освобождение Варшавы
Часть 50 - Освобождение Эстонии в 1944