Главным событием «Гран-при США», 19-го этапа сезона-2012, стала победа Льюиса Хэмилтона, который не дал угаснуть интриге в борьбе за чемпионский титул.
И пусть в подобном отношении лидер McLaren работал отнюдь не для себя, после финиша гонки в Остине он был все равно счастлив, что и немудрено: как-никак, именно «Гран-при США» наряду с британским Льюис называет домашним.
Домашний для него, впрочем, и целый североамериканский материк, где чемпион мира-2008 пока выиграл все пять гонок, в которых финишировал. В Монреале в 2008 и 2011 годах клетчатый флаг Хэмилтон ведь так и не увидел.
У этой изумительной статистики, на мой взгляд, есть два разумных объяснения. Во-первых, Северная Америка с ее духом свободы, по признанию британца, близка ему на чисто подсознательном уровне. И это, безусловно, очень важно, учитывая, что из качественного в восхитительный пилотаж Льюиса зачастую превращают именно сильные эмоции. Причем их в ходе таких гонок, как прошедшая, Хэмилтон испытывает не только сам, но и заставляет ощущать преданно болеющих за него людей. И людей, которые за него не болеют, кстати, тоже.
Во-вторых, так уж повелось, что на североамериканских автодромах в основном очень гладкий асфальт, ведущий к минимальному износу шин. И для британца это наиболее комфортный режим, поскольку, если позволяет состояние резины, для него не проблема пройти с максимальной интенсивностью и 60, и 70 кругов. Здесь он, к слову, сродни молодому Михаэлю Шумахеру.
В минувшее же воскресенье этих кругов было лишь 56, и оперативно исправившийся за неудачный старт Хэмилтон на всем протяжении дистанции навязал доминировавшему в пятницу и субботу Себастьяну Феттелю битву титанов, в которой британец и немец проявили свои коронные качества сполна. Льюис, как обычно, был ярче и агрессивнее, а Себ точнее выбирал оптимальные траектории и грамотнее выдерживал их до конца. Другое дело, что на трассе с минимальным износом шин этот козырь оказался не столь и важным. И если на Medium лучше сохранивший резину осмотрительный Феттель на финише отрезка от Хэмилтона все же уехал, то на Hard преимущество получил уже его азартный оппонент.
Впрочем, еще большим преимуществом в руках пилота McLaren стала дополнительная скорость на прямых, в конце которых в сезоне-2012 MP4-26 был быстрее RB8 минимум на несколько километров почти на каждом автодроме. Здесь же данных километров порой набиралось и двадцать пять, поскольку подъехавший к двукратному чемпиону мира на расстояние секунды Льюис регулярно и с огромным удовольствием включал систему DRS.
Феттель, правда, долго стойко держался, но для этого ему приходилось задействовать весь свой опыт и все свое мастерство. В ситуации, когда малейшее отклонение от траектории стоило бы ему лидерства, для смены позиций было достаточно и дуновения. И, надо сказать, на 42-м круге немец его ощутил. Больше того, он ощутил настоящий поток так называемых аэродинамических вихрей, распространяемых HRT аутсайдера Нараина Картикеяна. Оказавшись в зоне турбулентности, RB8 поплыл прямо на траектории, а в следующую секунду и вовсе бы с нее сошел, если бы не жесткая мужская рука Себастьяна, которая немедленно направила машину на путь истинный.
Однако и одного мгновения Хэмилтону оказалось вполне достаточно, чтобы подготовить обгон, а заодно и напомнить, кто лучший мастер в «Формуле-1» по этой части. Сам обгон, кстати, дался Льюису заметно легче, благо разница в чистой скорости между McLaren и Red Bull в данном эпизоде была просто колоссальной, а рисковать возможным столкновением Феттель не мог. По понятным, надеюсь, причинам.
После этого борьба за лидерство носила уже исключительно позиционный характер. Британец и немец стабильно демонстрировали практически идентичные времена, и с ходом гонки подобная картина почти не менялась. 1.40, 382, 1.40,539, 1.40,506, 1.40,556, 1.40,653 – это, к примеру, подборка кругов, которые на излете дистанции проехал Себ, Но Льюис был не менее быстр (1.40,520,1.40,435, 1.40,549, 1.40,406, 1.41,069) и в итоге благополучно свел все усилия оппонента на нет. Максимум, что удалось Феттелю, - это въехать в зону DRS. Но никакой существенной пользы пребывание в ней ему не принесло и, наверное, принести не могло: при общем тождестве времен разница в чистой скорости между MP4-26 и RB8 была, повторюсь, просто огромной.
В известной мере соседство с Хэмилтоном Себу даже повредило. Аэродинамические вихри, как вы понимаете, распространяет не только машина Картикеяна, и, очутившись в их потоке, Red Bull замедлялся и там, где он всю гонку превосходил McLaren: на торможении и на выходе из поворотов. И в результате на вопрос, как обогнать Льюиса, ответа у немца так и не нашлось.
Зато ответ на вопрос, почему подшефная ему команда осталась без явно запланированной победы, очень быстро отыскал Кристиан Хорнер, который зашел в своем гневе столь далеко, что несчастный Картикеян теперь, наверное, побоится участвовать в предстоящем «Гран-при Бразилии». А если и не побоится, то будет видеть Феттеля там за версту – к чему, собственно, его и призвал Хорнер, добавив, что непрофессионализм и безответственность уроженца Мадраса испортили гонку для гурманов.
Так или и иначе, но, не выполнив задачу-максимум, задачу-минимум Себастьян все же успешно решил и теперь имеет перевес в 13 очков над Фернандо Алонсо перед заключительным этапом сезона.
Данных очков, к слову, могло бы быть и больше, не выручи испанца не только Хэмилтон, но и он сам. Это, правда, было лишь в воскресенье, а чуть раньше вызволять попавшего в беду Алонсо пришлось еще и его команде. Чтобы расчистить седьмую стартовую позицию для Фернандо, который в первый раз в году по-настоящему проиграл квалификацию своему напарнику Массе (в Монце, если помните, не у дел двукратного чемпиона мира оставил вовсе не Фелипе, а сломавшийся стабилизатор задней подвески), Ferrari в конечном счете даже пришлось совершить небанальный ход. В воскресенье утром с коробки передач на F2012 под шестым номером была демонстративно сорвана пломба, причем я не исключаю, что отдавший подобный приказ Стефано Доменикали сам же его лично и выполнил. И это, кстати, было бы абсолютно логично, поскольку уж что-что, а ломать одиозный начальник Скудерии умеет замечательно. Ломать – это, в общем, и есть его стихия.
Здесь, однако, данная хитрость не просто сработала на все сто, но еще и никому толком не повредила. Переместившийся ввиду наложенного на него штрафа на пять мест вниз на стартовой решетке Масса за 40 кругов не без изящества прорвался с одиннадцатой строчки протокола на четвертую, а ушедший в бой с чистой половины трассы Алонсо выполнил собственный план даже быстрее.
Использовав по назначению стартовую систему Ferrari, которая в этом смысле не знает себе равных по эффективности, Фернандо моментально отыграл три позиции, после чего принялся ждать сходов впередиидущих соперников. Возможности прогрессировать за счет иных факторов ему не оставил медленный прогрев шин, из-за которого уже по прошествии нескольких кругов испанец оказался почти в десяти секундах от связки Феттель-Хэмилтон. Именно поэтому, когда из-за проблем с генератором переменного тока замедлился Red Bull Марка Уэббера, двукратный чемпион мира воспринял сей подарок судьбы с благодарностью. Больше серьезных затруднений в минувшей гонке у Алосно не было.