Оценивая шансы проводящего очередной невзрачный сезон Фелипе Массы остаться в Ferrari, Eurosport.ru довольно быстро пришел к выводу, что они, эти шансы, на самом деле куда выше, чем может показаться на первый взгляд.
Для начала я бы хотел внести ясность в один вопрос, раз уж она, ясность, не образовалась там сразу, и некоторые поклонники «Формулы-1» до сих пор не поняли, что отказ босса Скудерии Стефано Доменикали продлить действующее соглашение с бразильцем отнюдь не лишает последнего надежд остаться в Маранелло.
В действительности же нежелание Доменикали воспользоваться имеющейся (вернее, имевшейся) у него в распоряжении опцией – это всего лишь отказ подписать завершающийся контракт с Массой на прежних условиях. И только. Впрочем, конечно, данный отказ еще и абсолютно логичен, учитывая, что два с половиной года назад заключавший соглашение с Ferrari в качестве гонщика, каждый месяц освежавшего свою и так богатую коллекцию пьедесталов, сейчас бразилец напрочь забыл дорогу, которая на этот пьедестал ведет. В результате условия нового договора Фелипе с легендарной конюшней просто обязаны быть другими по сравнению с нынешними: в очередной раз оставшись в Маранелло, латиноамериканец, несомненно, ощутимо потеряет в деньгах. Зато платежная ведомость Скудерии от этого заметно выиграет, пусть итальянской команде, являющейся самой богатой в «Формуле-1», и нет нужды экономить на всем подряд. Вот только тратить лишние средства ей незачем и подавно.
Наконец, отложив продление контракта с Массой на позднюю осень, Доменикали ничем особенным не рискует: конкурентов в споре за услуги вице-чемпиона мира-2008 у Ferrari не прибавилось бы, даже если бы она перенесла рассмотрение подобного вопроса с будущего ноября на будущий март. Другие топ-конюшни потерявший былые кондиции бразилец точно не заинтересует, а коллективы средней руки не подходят уже ему самому: 31-летний пилот неоднократно заявлял, что перспектива борьбы в лучшем случае за 1-2 очка его абсолютно не прельщает. Поэтому на сегодняшний день выбор, стоящий перед ним, формулируется именно так: либо Скудерия, либо завершение карьеры. По крайней мере, завершение карьеры в «Формуле-1».
Нежелание руководства команды из Маранелло торопиться в вопросе продления контракта с Фелипе вообще столь велико, что невольно закрадывается мысль: а может, оно и впрямь мысленно уже рассталось с гонщиком, верой и правдой прослужившим Скудерии в сегодняшнем амплуа без малого семь лет? Однако, смею вас заверить, это не совсем так.
Было бы так, поиски преемника Массы велись бы иначе: куда более настойчиво и интенсивно. Но в том-то и дело, что Ferrari никуда не спешит и здесь, покорно дав уйти с рынка пилотов и Марку Уэбберу, принявшему решение не покидать Red Bull, и Льюису Хэмилтону, которому, кажется, осталось договориться с McLaren лишь на предмет своей будущей зарплаты.
Однако Доменикали по-прежнему бездействует, из-за чего количество слухов, касающихся кандидатур вероятного напарника Алонсо, растет день ото дня. Дошло до того, что в числе претендентов на данную роль оказались даже Кими Райкконен с Михаэлем Шумахером.
Комментировать слухи, отправляющие семикратного чемпиона мира из Mercedes обратно в Маранелло, я, с вашего позволения, наверное, все же не буду – ввиду их заведомого несоответствия реальности. Зато насчет потенциального камбэка финна мне, безусловно, есть что сказать. Камбэк этот, кстати, формально не так уж и невероятен: чтобы переманить флегматичного Кими из Lotus, Ferrari при определенном развитии событий даже не придется платить отступные, ведь, являясь подопечным Эрика Булье, 32-летний гонщик получает зарплату из рук своих же спонсоров.
Впрочем, даже если бы за переход Райкконена понадобилось выложить немалые деньги, конюшня Доменикали, без сомнений, не постояла бы за ценой, окажись потребность в услугах чемпиона мира-2007 по-настоящему сильной. Вот только интуиция подсказывает мне, что по-настоящему сильной подобная потребность не будет, ибо в Скудерии инертный финн запомнился скорее не как обладатель последнего на сегодняшний день титула в ее истории, а как стабильно выступающий гораздо ниже собственных возможностей и регулярно живущий вчерашним днем пилот. Пилот, который к тому же феерически ленив и не особенно голоден до успехов. Наконец, Райкконен, в отличие от Массы, еще и абсолютно не командный игрок, вследствие чего вряд ли бы поладил с третий год подряд наслаждающимся полнотой власти Алонсо. В общем, на месте Фелипе я бы даже не рассматривал в качестве опасного конкурента Кими, который и сам вряд ли сохранил приятные воспоминания о команде, осенью 2009-го в буквальном смысле указавшей ему на дверь.
Собственно, явный конкурент у бразильца пока лишь один. Это Серхио Перес из Sauber. Другое дело, что и тут угроза позициям латиноамериканца достаточно относительная, поскольку главные козыри мексиканца – молодость и доступность услуг – в контексте виртуального покамест трансфера в Ferrari парадоксальным образом играют против него. На это ведь можно посмотреть и иначе: имеющей хороший контакт с Sauber и патронирующей карьеру Переса лично Скудерии, в сущности, не с кем его делить, как и не с кем за него спорить. Увести Серхио из швейцарской конюшни без ведома Доменикали (или же его преемника) все равно абсолютно нереально.
А значит, руководство итальянской команды может позволить себе не спешить и свести к минимуму риск того, что оно посадит мексиканца в кокпит алой машины слишком рано. Зато риск передержать его в Sauber, напротив, ничтожно мал, ведь уроженцу Гвадалахары всего 22 года, и в «Формуле-1» он проводит лишь второй сезон.
Словом, Масса – бесспорный фаворит за право быть помощником Алонсо и в 2013 году, и лично я сильно удивлюсь, если данную роль исполнит кто-нибудь другой. При этом здесь надо понимать, что при определенном раскладе Фелипе даже не нужно ковать свое счастье собственными руками. Победа Фернандо в личном зачете одним махом избавит бразильца от любых забот и хлопот – и потому, что выигравший состав не меняют (за минувшие несколько десятилетий действующий чемпион мира, оставаясь в прежней конюшне, неизменно делил ее с прежним же напарником), и потому, что более лояльного и покладистого оруженосца высоко ценящий душевный покой испанец точно не найдет. Не найдет, даже если предстоящей зимой объедет весь свет и облетит все соседние планеты.
Что касается виртуального покамест поражения Алонсо в гонке за титулом, то оно, конечно, добавит Массе проблем и головной боли, но не лишит его статуса фаворита в сражении за вакантное место. Учитывая, что в Ferrari тогда наверняка появится новый начальник и начнется смена руководящего штаба, у человека, которому, выражаясь высокопарно, предстоит вырастить цветы на выжженной Доменикали земле, банально не будет времени искать пилота на стороне. Да еще и в ноябре, когда рынок гонщиков фактически наполовину опустеет.
В подобной ситуации гораздо выгоднее оставить в Маранелло Фелипе, которого не надо ни вводить в курс дел, ни знакомить с командой. Познакомиться заново с обстановкой в Ferrari, в чьей системе он в разных качествах находится уже 11 лет, латиноамериканцу было бы, согласитесь, и впрямь довольно затруднительно.
В общем, даже при самом неблагоприятном для него сценарии Масса останется главным претендентом на роль напарника Алонсо. Уж процентов 85 шансов у него точно будет. В случае же удачного развития событий данная цифра неминуемо возрастет до 99 % - да и то лишь потому, что 100 процентов в такого рода делах никогда и не бывает.