Об оптимзме и пессимизме |
Метки: оптимизм пессимизм сербия бомбардировки милошевич черномырдин |
О пьянстве. |
Метки: пьянство истина лежит на дне бутылки принципы |
О впечатлении |
Ебал Барто. Не то.
Метки: барто маяковский ебал барто |
О хорошем вине и хорошем анализе |
Метки: хванчкара киндзмараули гитис сша строгие |
О красоте |
Н. Заболоцкий
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Метки: заболоцкий некрасивая девочка |
О внезапности |
Метки: внезапность прадед прабабка |
Гражданская война заканчивается |
Метки: гражданская война инакость объединение русская православная церковь |
Будет ли конец науки? |
Вложение: 3583300_BUDET_LI_KONEC_NAUKI.doc
Метки: будет ли конец науки |
Spring: Rats and Pollen |
Метки: воры крысы весна пыльца поллюция rats spring pollen pollutio pollution |
Кинетика, майонез и т.п. |
Метки: кинетика майонез геназа |
Да фиг с этим. |
|
Море |
Метки: море |
Я - оптимист |
Метки: я - оптимист |
Без заголовка |
|
Еще одно. Из того же периода. |
Звонить тебе стало уже неприлично, поэтому пользуюсь эфемерной возможностью написать. Когда-то я хорошо и со вкусом эпистолярничал, но ныне почти совсем забыл, как это – писать письма.
Написал сие и даже в растерянность впал: что дальше-то, не знаю.
Звонить тебе мне стало неприлично, <…>, во-первых. Во-вторых, как-то странно звонить запанибрата человеку, который, быть может, считает тебя чужим, а твой промельк в своей жизни – ничем особенным. Возможно, что я не прав, но ведь предположить такое у меня есть основания.
Дурость ситуации в том, что у меня других возможностей <…> связаться с тобой нет. <…>. И я теперь с трудом отличаю в своей голове, что я о тебе нафантазировал, а что реальность. Не нафантазировал я, конечно, ничего особенного, но даже это «ничего особенного» трудно отделимо. <…>.
<…>.
Несмотря на всю бестелесность наших отношений за все последние недели, влияние твое на меня огромно. Мое восприятие мира обострилось, радости это, понятно, не прибавляет, зато прибавляет смысла. Смысла трудно выразимого.
С 2002 г. я почти не читал стихов. Опять начал почитывать. Вообще, я не большой ценитель поэзии, но хорошие стихи от плохих я отличаю. А сейчас вот стал находить невидимый мне раньше смысл в давно знакомых строках. Я ведь когда-то очень давно писал стихи. И из тех нескольких сотен, что я написал между 17-ю и 27-ю (примерно тогда я резко бросил) два-три, может, даже и четыре были действительно хорошими.
А бросил я писать так. Точнее посыл, приведший меня к тому, что я бросил, был таков. Как сейчас помню, был ранний апрель. Я подходил к общаге, мусоля в голове который день терзающую меня мысль о том, как тяжело выразить словами не то что бы сонм чувств, но самое простое чувство. Меня это мучило, т.к. тогда я довольно много писал, и это было насущной проблемой. Итак, я подходил к общежитию, которое находилось на самом краю ЧГ (в 10 метрах от него начинался настоящий лес), посмотрел на задичавшую яблоню напротив входа в общагу, на почти растаявший, с черными проталинами, снег. И вдруг всем своим существом осознал: невозможно. Невозможно точно передать словами ни мысли, ни чувства. Я именно осознал это, мне стало ясно, как божий день. И именно потому, что мысль словами все равно не выразить, я не смогу объяснить сейчас почему – невозможно. К слову, мне это не помешало, придя в общагу, написать стишок (из лучших) коий (вообще-то, изначально я не хотел этого делать) я приведу здесь:
Талисман.
О как мешают написать
Все то, что хочется сказать,
Проталины, обрезки снега,
Опрелость, сгнившая, листвы,
Зыбь грязи, холод чистоты,
Предвосхищенье летней неги…
Реальный я и где-то ты.
Мой талисман и свет мечты.
О сколько, сколько надо чувства,
Чтобы все это описать.
Сказав все сразу – все сказать,
Доверившись всей лжи искусства.
Получилась, как видишь, некая квинтэссенция. Мне стишок этот дорог особенно именно своей последней строчкой, т.к. в ней невольно сконцентрировалось мое восприятия искусства как, говоря по-простому, правдивой лжи. Это, кстати, я думаю, не только мое восприятие. «Верю – не верю» Станиславского, споры Мережковского и Булгакова по поводу пьесы «Александр Пушкин» – того же разлива.
Впрочем, я отвлекся.
<…>.
Дело именно в тебе как личности. Тебе, конечно, смешно это читать, т.к. всего несколько часов знакомства, из которых большая часть была проведена в молчании в постели, не кажутся чем-то особенным. Но меня они, эти часы, тронули. Как все-таки телесное тесно переплетается с тем, что мы тяжеловесно называем духовным (здесь принято ставить восклицательный знак, я не буду отступать от правил)! У меня до сих пор осталась память о перемешавшихся твоем и моем запахах, когда я обнимал тебя. <…>, хотя позже об этом я думал еще как и о причине, почему ты не хочешь меня видеть.
За некоторое время до нашего знакомства я почувствовал в себе, как чувствуют, наверное, беременность, необходимость разродиться, будешь смеяться, мемуарами. Их куски по несколько абзацев все время всплывают у меня в голове. Причем я а) не писатель и б) сопротивляюсь этому изо всех сил. Сопротивляюсь хотя бы потому, что не верю ни в смысл, ни в возможность написания чего-то дельного. А на самом деле – не знаю, почему сопротивляюсь. После встречи с тобой я начал все чаще думать о том, что рожать все-таки придется. Мне неловко оттого, что это мемуары (в мои-то 36!), но с другой стороны, я встретил в своей жизни довольно много очень интересных людей. И хотя бы в память о шефе (я, кажется, упоминал тебе о нем) стоит, может быть, попробовать.
Во мне сумбур, я никак не могу выкинуть тебя из головы, думаю, что и это тебя отталкивает от меня тоже, т.к. мне совсем не удается, да и не хочется, скрыть это от тебя.
<…>.
|
Еще одно. Тогда же. |
...
По-моему, в «Климе Самгине» полусумасшедший пианист, позже умерший от чахотки, говорит про Мусоргского, что тот напивался для того, чтоб, отключившись от всего, слышать музыку. Ну, и записывать, соответственно. Знаменитый портрет композитора кисти Репина, я уверен, ты его знаешь, написан буквально за несколько дней до его, Мусоргского, смерти в лечебнице, фактически, в вытрезвителе.
Я вот пьян слегка. И не стал бы писать, будь я трезв. Но музыка, черт бы ее побрал, сильнее меня.
Обнаружил на днях листок со своими записями от 2003-го года. Хочу привести их тебе. Заодно будет электронной заготовкой для мемуаров.
«01.03.2003
Закончилась еще одна зима.
Пишу это, хоть и уверен, что ничего, кроме банальностей не рожу (СЕГОДНЯШНЯЯ РЕМАРКА: тогда я любил играть словами, поэтому, читая сие сейчас, я несколько удивлен, что написал «кроме» вместо «акромя». Впрочем, все это пустое).
Вчера прилетел из Свердловска. Первая командировка. Были на «Ка...не». Хорошие люди. Жизнь кипит. Искренне завидовал им. Только сейчас понял, что завидовал их увлеченности, их усталости от работы и радости полноценного бытия.
После приземления почти сразу же позвонил Паше. Он шел с Володей Кри...иным и еще с кем-то. Пьян был в стельку. Рвался приехать ко мне. Отговаривал не делать этого поздно вечером. В итоге сдался. Как всегда, в итоге кончилось все пшиком. Не приехал. Обычный осадок. Паша должен был приехать today. Сначала днем. Но то, что это маловероятно, я знал еще вчера. С похмелья, я знал, он будет спать, минимум, полдня. Так оно и оказалось. В итоге, выйдя из общаги, он должен был уже поехать ко мне, но каким-то образом должен был пойти к Алле, нести какие-то лекарства. Алла же с утра пьет шампанское с Татьяной. Я думаю, он не приедет. В общем-то, еще вчера я думал, что он не приедет.
Странно, за что я его люблю? Да и любовь ли эта привязанность? Что-то болезненное, от страха одиночества, наверное.»
Я уже упоминал тебе несколько раз о своем очень близком друге Паше. Мы были друг другу чем-то вроде братьев, правда, довольно особенных. Он был жутким бабником, я – нет. Мое чувство к нему отдавало голубизной, его ко мне – нет. Но при этом мы посылали друг другу СМС-ки с вопросом: «Ты меня любишь?» – и он задавал мне этот вопрос более искренне, чем я. Когда мы расстались, я знаю, он страдал, а я испытал облегчение. Я знаю, что и сейчас он меня очень любит, а упоминавшаяся Алла (сейчас его жена) сильно ревнует его ко мне.
«…А, если это так, то что есть красота, и почему ее обожествляют люди?» (легко найдешь первоисточник с помощью Яндекса). Привел эти строчки к тому, что они перекликаются с тем вопросом, который я задаю сам себе: что есть любовь, жизнь, et cetera?
Например, я люблю всех, кого бросил. Того же Пашку. Что же тогда такое любовь?
Подмывает спросить (был бы трезв – не подмывало бы): <...> любишь ли ты меня (в нейтральном смысле этого слова, эквиваленте английского like)? Но не спрошу.
Боже упаси, <...>. Я исчезну из твоей жизни, как только ты меня об этом попросишь. Думаю, что даже раньше. Я ведь первый раз в жизни просто борюсь за внимание, пытаюсь понравиться, it’s true.
К слову, твое отношение ко мне я воспринимаю как расплату (как многое из того, что со мной сейчас происходит). Всю мою жизнь я интересовал других больше, чем «другие» интересовали меня. Я был очень нагл, самоуверен и эгоистичен. И за все это я готов и буду платить сторицей.
Но это все пустое. Это мои счеты.
Как бы я хотел просто потрепаться с тобой в какой-нибудь забегаловке, сходить в кино. (Если ты думаешь, что я не понимаю, как я смешон, ты сильно ошибаешься).
Я использую обычные для эгоиста формулы: ты мне интересен, нравишься и т.п. Кстати, страдательный залог. Но истина проста: я хочу тебя видеть. После встречи с тобой я все время (это не гипербола) думаю о тебе. <...>, но никому кроме тебя, я не хочу понравиться. После встречи с тобой меня тошнит ото всех. Я ничего не могу с собой поделать. Это правда. Я физически чувствую, как течет время. И оно течет без тебя. Это мука какая-то.
Я могу хоть пару сотен страниц родить (легко родить) с трепней о чем-то постороннем, очень интеллектуальном. Кто бы знал, как это легко и мучительно одновременно. Я дал себе что-то вроде слова – не врать. Но у меня такое чувство, что, пока ты мне не ответишь хоть что-нибудь, все будет ложь. При этом мой жизненный опыт подсказывает мне, что надо делать вид, что все OK, чтоб иметь хоть какой-то шанс.
Нет сил притворяться.
|
Еще одно письмо. Тогда же. |
...Сдохну я как-нибудь на тренировке. Вот и сегодня изнасиловал себя, хоть и не в полную меру, т.к. жара.
Да, поймал себя сегодня на том, что называю тебя в мыслях "ежиком". Не знаю даже, почему это прицепилось. Между прочим, я на прошлой неделе для себя решил, что если ты не подашь о себе вести, то я сотру твой номер из мобильника, удалю всю нашу переписку. Довольно радикальная мера, т.к. в этом случае я бы не смог с тобой связаться никак. Я, конечно, помнил бы твой e-mail (все эти 987... просто невозможно забыть), но почти наверняка не стал бы на него писать. Короче, решил, что сделаю это все в субботу вечером. Проснулся с мыслью, что вот и настал этот день окончательного расставания с иллюзиями. Лежал в постели, пытался смотреть DVD, но мысли все время крутились вокруг одного и того же. И ты прислал SMS. Мистика какая-то. Я понимаю, конечно, что если б у тебя был какой другой вариант <...>. Я был крайним случаем. В этом стечении обстоятельств и есть мистика.
Завтра отправляюсь в Прагу и вернусь не раньше вечера воскресенья. Еще одна неделя, как и месяц назад, в монастыре (никаких гипербол, действительно - в монастыре). Думаю, что хорошо отдохну, впрочем, есть что и поработать. Тренинги для меня есть форма отдыха за счет корпорации, корпорация, впрочем, отдает себе в этом отчет.
Интересно, увидимся ли мы еще когда-нибудь? В этот раз я до тебя даже не дотронулся, хотя очень хотелось.
|
Еще из одного письма. Тогда же. |
Представляешь, сейчас чтой-то вспомнил то, что написал лет около 20-ти назад. Часть забыл, там - многоточие. Конец тоже не помню. Почему-то сейчас мне этот стишок нравится:
Я помню, не было мне сна,
И мрак ночной был на дворе,
И не случалась все весна,
…………. в серебре
…. завален двор.
И, будто бы, из этой тьмы
Зашел ко мне в квартиру вор,
Зашел, как в дом заходим мы.
Мне страха не было тогда.
К добру я жалость не питал.
Все, что мне надо – лишь еда,
Все, чем я жил – один металл.
Вор все забрал и вдруг – пропал,
Исчез, как не было его.
…….. луны оскал –
Все, что осталось от него.
Мне тишина обречена.
Где гул шагов, как ветра гул?
Где ... как ливень из ведра?
И где, с чего идти в загул?..
|
Из письма. Июль 2006. |
...Мое отношение к тебе является реальным воплощением пословицы: «Насильно мил не будешь». Однако ж (это, конечно, странно), на меня это почти не оказывает влияния. Последние полтора месяца я живу довольно иррациональной жизнью, которая мало проявляется внешне, но это только видимость.
Много в моей жизни появилось болезненного, это, правда, не главное.
Вот пописывать я стал, хотя и зарекался когда-то, как ты знаешь. На самом деле всегда было у меня от этого зарока чувство, что я задушил любимого ребенка. Я довольно неплохо учился в школе, затем в институте, но важнее для меня, что я, к несчастью, был хорошим школьником с неопределившимися пристрастиями. (К несчастью, не только профессиональными) Имей я тогда хоть толику своего нынешнего опыта, всенепременно бы предпочел биологию или медицину и уж точно серьезно бы развивал в себе страсть к графомании. Странный бульон, конечно, но – какой уж есть.
«…Или в душе его сам Бог возбудит жар…» - это не про меня и химию. Мне было довольно любопытно, это да. Но скорее страсть подогревалась одержимостью шефа. А после его смерти – ученической ответственностью за завершение начатого Учителем. Как только я довел работу до логического предела, я ее оставил без сожаления, хотя и видел следующий шаг в тот мир, где учителем был бы уже я. Грех это, конечно. Но я, видит Бог, указал направление и надеялся, что меня поймут, те, что придут после. На 99.99% уверен, что мои «указания» утонут в реке под названием Забвение. Грех, грех это, конечно.
Я как-нибудь напишу тебе о шефе, наверное, самом ярком человеке из тех, что я близко знал. Сейчас же не буду тебя доставать.
Я написал тебе несколько писем и напишу, наверное, еще, потому что в личном общении я бы ничего тебе этого не сказал, а так – тебе будет, как минимум, забавно.
Так вот, о биологии и медицине. В маленьком (относительно Москвы, конечно, а так – больше 100 тыс. жителей) Нкбш. я из года в год систематически легко брал призовые места на школьных олимпиадах по биологии. Первое место, я, если быть честным, не занял ни разу, но второе-третье всегда было мое, если я участвовал. К слову сказать, то же было и на математических олимпиадах, и физических, и по истории, и по обществоведению. Стрельбой я занимался тоже достаточно успешно, хоть и не был тогда человеком спортивным. Но душа, как я вижу сейчас, лежала более к биологии. Ботанику, правда, терпеть не мог, почему-то, до очень взрослого возраста, я с сильной антипатией относился к растениям, очень долго не воспринимал их как живых существ.
Сейчас я даже не представляю, что должно в моей жизни перемениться, чтоб маршрут, что я торю, круто повернул, и лег бы на Богом указанную стезю. А жаль, вообще-то.
По причине вышеописанных комплексов я и питаю сильное уважение к врачам и биологам.
Что-то вспомнил сейчас один свой самоедский стишок, написанный в период, я думаю, депрессии:
Я мечу путь за собой.
И кажется мне, будто движу историю.
Я мечу путь за собой.
А может – просто мечу территорию.
Если быть честным, то для меня осмысленно прочитать эти строчки – все равно что посмотреться в зеркало.
Оттого я и люблю поэтов, этих Богом поцелованным людей. У них Дар записывать музыку сфер. Сами по себе они могут быть дрянными людишками, неприятными, мелочными, подчас совсем необразованными, но с Даром. Если тебе это интересно, я могу как-нибудь написать тебе на эту тему пару-тройку страниц. Я это к тому сказал, что если человек не графоманничает, а пишет по зову, что ли, будь уверен, что даже в корявых строчках будет слышна музыка (или какофония) сфер, сиречь Божественное откровение.
Забавно, что начальным позывом написать это было желание понравиться. Прочитав же, я вижу, надо обладать изрядной долей занудства (или терпения, если изволите), чтоб дочитать сей опус до конца.
Прости, если что не так.
Искренне твой...
|
Без заголовка |
|
Сверчок |
Метки: сверчок метание камней |
Три стихотворения о войне. |
К.Симонов
* * *
А. Суркову
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
1941
К. Симонов
Если дорог тебе твой дом... (1942)
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал...
Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель...
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал...
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,— так ее любил,—
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви...
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,—
Это он, а не ты солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
Николай Заболоцкий
* * *
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.
1946
|
О войне. |
В. Р. ЛИНДЕ
ПОД СТАРОЙ РУССОЙ
Лето 1991 .года: полвека прошло с начала Отечественной войны. Общественные организации Старой Руссы пригласили на встречу ветеранов частей, участвовавших в боевых действиях под городом. Ранним утром приехали и мы — группа москвичей — ветеранов 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии.
Нас встречают на станции с автобусом и предлагают ехать в гостиницу «Полнеть» — досыпать.
Какое тут спать! Нам хочется поскорее увидеть город, где в молодости пришлось пережить самый для нас тяжелый период войны, город, за который пролито столько крови, но который был окончательно освобожден без нашего участия.
...25 тысяч жителей, два завода химической аппаратуры, знаменитый грязевой курорт, прекрасно сохранившийся деревянный двухэтажный дом Ф. М. Достоевского, действующие восстановленные церкви.
Непривычно чистые улицы, ухоженная зелень. Даже индивидуальные дома на окраинах в образцовом состоянии, раскрашены затейливыми узорами, перед фасадами — обилие цветов, нигде ни хлама, ни соринки — видимо, сказывается вековая культура русского Севера, не знавшего татаро-монгольского ига.
Много водных пространств: в центре города водный парк, многочисленные пляжи. Спокойные, сонно текущие реки, с темной водой и прелестно звучащими названиями — Пола, Ловать, Полисть. Над реками—красивые новые мосты: Ленинград в миниатюре. В два часа дня — прием ветеранов в горкоме партии. Здесь мы, солдаты, видевшие войну на уровне своего окопа, узнаем ее страшную статистику — за два с половиной года боев под Старой Руссой погибло более 400 000 наших солдат, а немецких — вчетверо меньше.
(Иногда в передачах о войне звучит песня одного из многочисленных у нас композиторов-развлекателей:
«Рощи, одетые в золото,
Реки, пройденные вброд,
Наша военная молодость —
Северо-Западный фронт».
Не замечал я тогда этой золотой поэзии осени под Старой Руссой, а леса были огнем артиллерии превращены в уродливо торчащие расщепленные обгоревшие остатки стволов. И реки вброд не пройдешь—они здесь все глубокие, с заболоченными берегами, и переправы через них на бревнах и плотиках всегда оплачивались большой кровью.
Возможно, что платному скомороху из редакции армейской газеты в тылу и была возможность лицезреть «золотые рощи», но широкая публикация такой «лирики» — по существу — кощунство и глумление над памятью многих тысяч, отдавших здесь свою жизнь.
Такие вещи у нас повсеместно стали обычными после войны: вот, например, скоморох Бернес:
«Девчонки, их подруги,
Все замужем давно».
Вот так — замужем, да еще давно. А за кем замужем? Сегодня мы знаем о судьбе ребят поколения 20—24 годов рождения — 3-5 % осталось в живых.
Из 10 класса, который я окончил в 1942 году, из 15 мальчиков в живых осталось трое... Это была жизненная трагедия и поколения молодых женщин тех лет.
Битва под Старой Руссой не принадлежит к числу известных сражений прошедшей войны, в честь сражавшихся здесь не гремели московские салюты, не звучали поздравления в приказах Верховного Главнокомандующего. Эта страница войны еще не перевернута — историкам судить о целесообразностях стратегии командования, но солдаты, участники этой битвы — живые и мертвые — выполняли и до конца выполнили свой воинский
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, СТАРАЯ РУССА, ВЕСНА 1943 ГОДА...
Бесконечные болота, не промерзающие даже зимой — хлипкая булькающая трясина. Дороги-лежневки из жердей или расколотых вдоль с помощью клиньев стволов елей. Шаг в сторону от дороги — и ты в болотной жиже. Окопы, землянки копать нельзя — они сразу заполняются водою. Солдаты строят «завалы» — в землю вбивается два ряда кольев, они оплетаются ветками, внутрь заваливается грязь — вот и все «укрепление». Особенно туго артиллеристам — редкие сухие островки немцу известны и пристреляны артогнем. Орудия приходится ставить на настилы из бревен— такие сооружения часто разваливаются при стрельбе, и пушка тонет. Трудно упрятать лошадей: для этого делали между деревьями из стволов елей стенки-коридоры, куда и заводили лошадей. Но защита эта плохая — остаются щели, и осколки от разорвавшихся мин и снарядов залетают внутрь. Смотришь —а у лошади кишки вывалились — осколок полоснул по животу. Коня жаль, но что остается? — только ствол карабина в ухо.
Снабженцам тоже не сахар — ничего не подвезешь. Существуем впроголодь, снаряды носим на себе: проберешься по болоту до пункта боепитания, притащишь за день 3—4 снаряда.
Эвакуация раненых — на своем горбу, хорошо, если есть волокуша-лодочка. Санроты и санбат — в зоне действительного минометного огня, после артналетов палатки превращаются в ленточные лохмотья, гибнут врачи, сестры, раненые, лежащие вокруг палаток на еловом лапнике. Раненых вывозят в тыл в двуколках и фургонах по жердевне-трясучке, при поездке по которой и у здорового человека внутренности готовы оборваться, а уж каково раненым — умолчим (сам испытал).
Ну, а немец, естественно, на сухом: бетонные доты, дзоты, колючая проволока в несколько рядов. Зимой немец намораживает перед своими позициями ледяные валы высотой 2—3 метра, скользко, не заберешься. И все, конечно, прикрыто перекрестным огнем пулеметов и заградительным — минометов.
...И непрерывные бои, как официально именовалось, «местного значения». «Местного», видимо, потому, что месяцами наши войска топтались при существовавшей тактике на одном месте, без продвижения вперед. И это происходило уже после наступления под Москвой, уже отгремел Сталинград.
(Уже после войны я прочел у Вячеслава Кондратьева о боях подо Ржевом — это весна 1942г. Весной 1943г. — под Старой Руссой — было то же самое).
Не знаю, конечно, как командование планировало боевые действия и учитывало опыт прошлых боев, но каждый раз повторялось одно и то же: прибывающему пополнению (обычно ночью) прямо с марша раздавались винтовки, по тридцать патронов и пара гранат — и сходу в атаку. Ладно, если еще перед атакой постреляет артиллерия или «сыграет «катюша», обычно — просто так.
Результат был один — возвращались немногие. Приходилось видеть и худшее: без поддержки артиллерии (о танках и речи нет — не пройдут здесь, а авиацию нашу вообще редко видели) среди бела дня начинается атака: 30—50 человек, которых наскребли из сильно поредевших полков — писарей, ездовых, телефонистов, поваров — идут по колено в болоте на немецкие укрепления. Немец молчит. Когда остается около сотни метров до немецкой линии, начинают гулко работать немецкие крупнокалиберные пулеметы.
Через 5-10 минут все кончено...
Иногда ночью выползает один-другой раненый, остальные убиты или ранены и захлебнулись в болоте.
Кто, на каком уровне отдавал такие приказы?
К весне начались ночные бои; считалось, видимо, что это уменьшит потери. Немцы много стреляли трассирующими — нам был приказ: вести огонь прямой наводкой по точкам, откуда выходит трасса.
Во время одного такого боя под деревней Рамушево тяжелый снаряд лег рядом: пронзила боль, нечем дышать, сознание пропало. Но нет, ;меня кто-то ворочает. Оказалось, один наш сержант: «Жив?» — «Не знаю...» — «Значит, жив». Затащил на снарядный ящик, сгреб с меня комья грязи: «Куда тебя?» — «Не знаю, вроде нога...» Нога ниже колена разворочена, из теплых штанов торчат клочья ваты. — «Эх, как он тебя» ... Разорвал мой и свой индивидуальные пакеты, приложил к ноге (не знаю какой умник утвердил эти индивидуальные пакеты — они пригодны, пожалуй, лишь перевязывать пальчики детям в садике).
Сержант вытащил из вещмешка вафельное полотенце, обмотал ногу — оно сразу почернело. Он снял у меня с головы шапку, завязал на ноге ушами и обмотал чем-то, ногу выше колена перетянул ремнем: «Ползти можешь? Давай карабин не бросай». Подташил немного к тропинке: «Ну давай» — и ушел.
Ползу по мешанине из снега, грязи и воды, нога пылает, не хватает дыхания. Взошла луна — заметил телефонный провод на кустах — ага, надо по нему держать. Убитая лошадь — голова, одца нога, часть туловища — больше ничего нет. Ползу—вроде какая-то дорога посуше. По дороге едут — на санях по грязи – полевая кухня, два солдата. Помогли: один повар даже дотащил до санроты.
Спасибо, сержант, забыл твое имя, спасибо, ребята-повара.
Семь месяцев по госпиталям: Крестцы, Вышний Волочек, Ярославль, Максатиха; одна операция, другая, третья — сохранилась нога.
(1991 год. Мы на машине объезжаем окрестности Старой Руссы, где три года грохотала машина человекоубийства, — как они памятны нам: Соколово, Березовка, Гриндино, Совхоз Пена, Рамушево и, конечно, «Фанерный», где в бывшем заводе на левом берегу Ловати был сортировочный пункт раненых со всего старорусского участка. Никто из оставшихся в живых не миновал «Фанеру».
Везде — многочисленные обелиски с сотнями, тысячами фамилий и безымянных. Ставим свечи на обелисках наших товарищей— они собрались снова вместе после тех атак. А вот совсем свежие: майор, сержант, рядовые — 1988 год — земля Старой Руссы и по сегодня начинена смертью и продолжает требовать плату за прошлое.)
...Я вновь вернулся в свою батарею под Старую Руссу, но на этот раз на несколько дней — в начале ноября 1943 года наша дивизия была переброшена под Великие Луки.
У ВЕЛИКИХ ЛУК
Конец 1943 года. Наша батарея повзводно расположилась на шоссе Великие Луки—Новосокольники — держим противотанковую оборону. До передка километров десять, оборудовали огневые для кругового обстрела (здесь есть «настоящая» земля), живем в землянках с теплыми печками. Иногда плюхается где-то шальной снаряд —нет войны!
Лесов здесь нет, за дровами ездим в Луки — города нет, разбит до кирпичей, а .кирпичи — до крошки. Откапываем из-под развалин остатки строений: попадаются дубовые куски, которые с трудом берут даже наши артиллерийские пилы — крепко строили наши предки!
11 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов, окончательно разорвав кольцо блокады Ленинграда, начали быстрое продвижение на юг и в Эстонию. Немецкая оборона развалилась.
Чтобы спасти свои отступающие войска, немцы начали перебрасывать подкрепления с более южных участков фронта, в том числе и по дороге Новосокольники—Псков—Луга.
Ночью 13 января наша дивизия была поднята по тревоге, нам зачитали приказ: совершить ускоренный марш в район станции Насва (севернее Новосокольников), прорвать немецкую оборону и любой ценой перерезать железную дорогу Новосокольники — Псков, чтобы оказать помощь войскам героического Ленинграда.
Короткие сборы, команда: «Орудия на передки, батарея — марш!»
Пока шли по дорогам, двигались быстро, но потом пришлось идти по целине. Зима была теплой, местность под Великими Луками — сплошные обледенелые голые холмы и косогоры. Лошади падают, путаются в постромках, посбивали ноги до кости. Обматываем лошадям ноги тряпками, разорванными плащ-палатками, спускаем пушки с холмов по веревкам и так затаскивает вверх, но двигаемся.
Немецкая оборона в этих местах создавалась заблаговременно: три ряда колючей проволоки на железных прутах, опорные пункты с бетонированными дотами («Вилла Луиза», «Вилла Гертруда» и т. п.)—все простреливалось.
Дивизия наносила удар в районе деревень Федорухново—Тимоново—Полутино в направлении железной дороги. Нам впервые было придано 23 танка, перед наступлением полки были пополнены.
Удар наносился ночью, бои были жестокими. Немцы ни за что не хотели отдавать железную дорогу, постоянно контратаковали. Во время одной из контратак они окружили окоп, который только что захватили наши бойцы. Но в живых в окопе был только один — сержант Роланд Расинып. Он вел огонь из пулемета, потом из автомата — пока были патроны. Когда наши бойцы вновь захватили окоп, они обнаружили там мертвого сержанта, вокруг лежало 22 трупа немецких солдат — двое были убиты ударом ножа ... [Я единственный раз видел шефа плачущим – это, когда он мне как-то сам рассказал эту историю]
Но оборона немцев была прорвана, наши почти вышли к железной дороге и захватили станцию Насва — дорога больше не могла служить немцам.
Приказ высшего командования дивизия выполнила, но очень дорогой ценой: много наших осталось висеть на проволоке, полки обезлюдели. Командир дивизии отдал приказ: оборону на участке прорыва занять артиллеристам и минометчикам.
Высокая, метров 5—6, насыпь железной дороги. Мы на веревках перетащили орудия через насыпь, сошники уперли в основание насыпи, снаряды вынули из ящиков, протерли и разложили рядом на плащ-палатки. Правее нас — батарея сорокапяток и 42-миллиметровых (английских) пушек — мы их называли «второй фронт». Прямо за насыпью расположились 120-миллиметровые минометчики — эти ребята нам здорово помогали, хотя стреляли они под большими углами и осколки мин жужжали над нашими головами.
А мы, артиллеристы, лицом к немцу.
Пехоты впереди нет...
Впереди, чуть правее — замерзшее озеро с сухим камышом, влево — горят деревни: Большое и Малое Воево.
Немцы появились после обеда, но их первую волну смела «катюша», камыш на озере сгорел, лед раскрошился. Мы не стреляли— берегли снаряды.
Вторая атака началась в наступающих сумерках, они шли без шинелей, ведя на ходу огонь из автоматов.
Когда до их целей оставалось около двухсот метров, прозвучала команда: «Огонь!»
Немцы начали обходить озеро с битым льдом и толпами направлялись на нашу батарею.
Ну что ж — ствол параллельно земле, рука сама знает, насколько довернуть маховичок горизонтальной наводки, снаряд в орудие — огонь!
Орудие вздрагивает, и тут же голос Хачияна — моего заряжающего: «Гатова!» Четверть оборота маховичка — огонь! И уже опять — «Гатова!»
Ах, какой ты молодец, Хачиян (бывший цирковой артист!) — как только ствол откатился, вылетела гильза, ствол накатывается, а Хачиян успел дослать следующий снаряд.
Огонь! Огонь! Огонь! Пушка работает как автомат; пол-оборота маховичка — и ствол подвинулся туда, где погуще идут... Огонь! Ага!.. Пореже стало— не нравится, суки!
Хачиян, дорогой! Давай, давай! Ты сейчас самый дорогой человек на свете, Хачиян!
Огонь Огонь! Мы бьем в упор по этой движущейся массе, под ногами уже все завалено стреляными гильзами, Хачиян отбрасывает их ногами, в руках очередной снаряд.
По щиту шмякают автоматные пули, эта сволочь прет и прет, чуть не зубами хватает за ствол орудия.
Огонь! Огонь! В голове одно — лишь бы не задело Хачияна – тогда все. Но он на месте: «Гатова!», «Гатова!» — и орудие стреляет.
Мы не ощущаем, сколько времени длится этот бой, мы вообще не ощущаем ничего, кроме звона вылетающей гильзы, прыгающей пушки при выстреле и слепящего пламени. С насыпи кричат — кончаются снаряды, остались только бронепрожигающие (их без приказа использовать нельзя).
Какой сейчас приказ? От кого? Давай бгонепрожигалки, мать вашу...
Но тут из-за насыпи полетели мины с другим воем — это подошли 82-миллиметровые минометчики, а эти ребята способны сыпать минами, как горохом.
И немцы не выдержали — это не шуточка: прямая наводка и плотный минометный огонь! Бой затихал...
Мы сидим на станинах теплой пушки и молчим. Еще мы не воспринимаем ничего вокруг, нервное напряжение еще не спало, мы только сознаем — на этот раз пронесло... Достаем бумагу, табак, пытаемся завернуть — и ни у кого не получается...
Как это в балабольной песенной поделке? —« После боя сердце просит музыки вдвойне...»
Ничего не просит наше сердце, мы сознаем, что мы вот живы, у нас нет даже сознания, что мы победители, что сделали нечто особенное.
Копжин, заядлый «трофейщшк», молча поднимается и направляется в сторону немцев. Ему бросают: «Ты, долбо..., возьми автомат, там могут быть живые ...»
Через короткое время Кошкин возвращается, вешает на щит орудия два «шмайсера». Он какой-то не такой. «Ты чего?» — «Да там их целых почти нет — все разобранные».
А, вот в чем дело: иногда при выстрелах в воздухе летали какие-то горящие предметы. Так это куски одежды .. Прямая наводка.
А мы все сидим на станинах, постепенно приходим в себя, начинаем чувствовать во рту пороховую кислятину, окружающий холод.
Через нашу батарею проходят подразделения свежей части, сменяющей нашу обескровленную дивизию (много позже я прочитал, что это были полки 150-й стрелковой дивизии полковника Гончаренко).
Впереди было еще полтора года войны...
Прошло много лет. Как-то соседний институт организовал экскурсию в Михайловское и Святогорский монастырь. Взяли и меня. Новенький «Икарус», веселая компания — едем.
В Великих Луках — ночевка на турбазе. Рано утром я распрощался со своими знакомыми, пожелал им интересной экскурсии, а сам отправился на автостанцию Великих Лук: «Идут ли автобусы в направлении Насвы?» Оказывается, идут. Поехал. Вот и Насва.
Удивительно — ни у кого не нужно спрашивать — ориентируюсь сам. Пошел по насыпи железной дороги — она изменилась, подсыпка свежими камешками, железобетонные шпалы, окрашенные серебрянкой столбы — дорога электрифицирована.
Тихое теплое летнее утро, разнообразие полевых цветов сверкают капельками росы. Стрекозы, повиснув над цветками, машут крыльями, как маленькие вертолетики.
Дальше по насыпи — да вот это самое место здесь стояла моя пушка, оттуда шли ОНИ . . . Неужели это было? Было! Вот это озеро, вырос высокий зеленый камыш.
Спускаюсь на луг — две девчушки 15—16 лет грузят на машину скошенное сено; водитель парень таких же годов, подходит ко мне: «Кого-то ищете?» — «Да нет, воевал здесь, вот приехал посмотреть, вспомнить!» — «Не в латышской дивизии?» - «Да, в ней». — «А нам латыши каждую неделю пиво в потребсоюз присылают». — «Да, уж вижу — ты с утра приложился. Поедешь— смотри девчат не угробь!»
Жизнь продолжается.
ШТРИХИ ВОЙНЫ
Никакие военные воспоминания (или мемуары) не могут представить действительную картину происходивших событий. И причина здесь вовсе не в свойствах человеческой памяти или в неизбежном субъективизме автора-очевидца. Равным образом, почти всегда формальное описание событий дают даже объективные историки-исследователи, работающие только с сохранившимися документами.
Для полного освещения прошедших событий, по-видимому, необходимо объединение того и другого.
А историческая художественная литература? Война, как явление в жизни народа, в которую вовлечены миллионы людей, оказавшихся в условиях необходимости целенаправленных действий под постоянной угрозой смерти, всегда была объектом внимания писателей. Если отбросить все примитивно-развлекательное и тенденционно-заказное, то окажется, что на тему «Человек на войне» создано (как это ни странно) не так уж много.
Я бы упомянул Барбюса, Ремарка, Шолохова, Стейнбена, в последнее время — Быкова и Бакланова (и пожалуй, первую книгу трилогии Симонова — с постоянным голосом автора-комментатора «за экраном»).
А ранее? Даже такой знаток души человеческой (и сам боевой офицер!), как Л. Толстой, не избежал искушения придать войне ореол романтизма, а подчас — просто налета театральности (описание поведения Кутузова, гибели Андрея Болконского).
Оказывается, воссоздать облик войны достаточно трудно даже выдающимся историкам и писателям, и уж едва ли стоит пытаться это делать рядовому человеку, бывшему какое-то время на войне.
И все же — каждый человек, непосредственно прошедший через войну, сохранил в памяти отдельные штрихи ее облика, которые вместе помогут представить, какова она, война. Итак.
* * *
Пополнению артиллерийской батареи выдают винтовки - 2 штуки на расчет (6 человек). Получаю винтовку (хотя положены карабины). В магазине нет подающей пружины — сунул пальцем один патрон — выстрелил. Как охотник! Это начало 1943 года. Как было в 1941?
* * *
Заряжающий Хачиян. Намазывал на хлеб пушсало [пушечная смазка], посыпал солью и ел. На вопрос изумленных товарищей невозмутимо отвечал: «Жиров не хватает...» Самое невероятное — никаких последствий в отношении живота. Где ты сегодня, бесстрашный, невозмутимый дружище Хачиян? Неужели история сыграла с нами злую шутку, и вот сегодня, где-то в Карабахе, теперь уже твой сын подает в орудие очередной снаряд?
* * *
Весна 1943-го, городок Крестцы, госпиталь. Раненая нога - багрово-синее бревно. Флегмона. Завтра (решено на обходе) — отрежут. Утром — в операционную. Какой-то новый врач — подполковник медицинской службы. Потыкал пальцем, подумал; берет зонд (проволока сантиметров 25), тычет в рану, шурует: как будто хочет вырвать из меня все кишки вместе с желудком.
Дает отдохнуть. Говорю: «Доктор, зачем Вы это? Осколок вытащили».
— А вот я и проверяю.
— Доктор, почему у Вас такая отсталая техника? Ведь в 1915году Мария Кюри организовала передвижные рентгеновские станции из парижских такси, а Вы — проволокой?..
-Что-о-о??! Мария Кюри? Сестра!!!
Сестра вкалывает несколько уколов, все поплыло по спирали вниз. Пытка продолжается, и вскоре в чашку звякает осколок Оказывается, он раскололся пополам, один остался в ноге и пошел вниз.
Сразу пошло на поправку — сработал американский пенициллин. А меня подполковник на перевязках встречал одинаково: «Ну, как насчет Марии Кюри?» Спасибо, доктор!
* * *
1943 год, лето, Максатиха, опять госпиталь. В операционной - стайка девчонок с сержантскими погонами. Практикантки 3-го курса мединститута. Привезли раненых — грязных, с развороченными ранами. Будущие врачи сбились кучей: «Ой, ой, девочки, я не могу такое видеть». Одна хлоп в обморок.
Ничего — через пару недель орудовали на операциях, как заправские мясники. Как-то случилось, многие имели хорошие голоса, вечерами с деревенскими девками и бабами разводили песни. И обязательно эту:
«Мне недолго добежать до проруби,
Не запрятав даже русых кос...»
* * *
Взяли Ригу. Две недели с лишним стоим на окраине города. Рядом зоопарк, животные сохранились. Слон, тянет хобот. Даю в пилотке пайку хлеба (пилотка засалена до невозможности, можно сварить щи). Слон хоп!—хлеб в рот вместе с пилоткой (а на ней звездочка, да еще иголка). Переживал за слона — подохнет ...
Но нет, все в порядке — слоновье здоровье!
* * *
Зима 1944-го. Раненый пехотинец привел немца. Пехотинцу помогли, а куда этого фрица девать? — никому неохота вести его в штаб полка. Он почуял недоброе и говорит:
«А я в ваших не стрелял». — «Как ты, сука, не стрелял?»-«Не стрелял, я — панцерегер (артиллерист противотанкового орудия), а у вас танки в бою не участвовали. А потом я из города, где родилась Клара Цеткин!»
Когда я перевел ребятам, все грохнули: «Во дает! — не стрелял, ,к коммунизму прямое отношение имеет. Хрен с ним, отведем его в штаб. Переведи ему».
Спасла фрица знаменитая замлячка, а то бы...
* * *
Стоим в противотанковой обороне на шоссе Великие Луки— Новооокольники. До фронта километров 10. Хорошие землянки. Встречаем Новый 1944 год. Изрядно выпили... В 24.00 дали по фрицу новогодний салют. В 2 ночи (по берлинскому времени 24.00) немец ответил таким же подарком. Звонит командир полка— какая у вас там обстановка? Комбат — совсем хорош, даже трубку телефонную удержать не может. Держим ему. Рапортует: «Полный порядок, товарищ первый, если немецкие танки пойдут — сам к пушке встану».
Через несколько дней, когда отбивали атаку немцев, а в расчетах (многие вышли из строя, комбат действительно стрелял сам, и хорошо стрелял.
Не трепался комбат!
* * *
Переходим на другой участок фронта. Привал в разрушенной деревне, жителей нет. Кошкин (наш заядлый трофейщик) приносит чистый полотняный мешочек: «Во, братцы, подрубаем, лапши нашел в одном доме в сенях висел».
Открываем — там деревянные сапожные гвозди ...
* * *
Получили новых артиллерийских лошадей — финские, трофейные. Огромные, желто-белесые, малоподвижные. Ездовые никак с ними не могут управиться, ничего иностранный конь не понимает.
Оказалось, не все уж так безнадежно: если пользоваться командой, в которой процентов на 90 отборного мата, то чужеземное животное все прекрасно понимает и выполняет.
«О, великий, могучий русский язык!»
* * *
Не хватает телефонного кабеля — весь обтрепался, изоленты нет. Когда кабель в воде, грязи — ничего не слышно. В немецкой каске варю на костре разные смеси из пушсала, еловой смолы и толченого кирпича. Пропитываю ленточки из разорванных плащ-палаток. Получилась приличная изолента — благодарность комбата.
...Первые успехи на поприще химии ...
* * *
На бывшей немецкой обороне уйма печатной продукции, в том числе новогоднее (к 1945 году) послание Гитлера: «Миттайлунг аи ди зольдатен» (обращение к солдатам). Удивительно откровенное, начинается так: «В тяжелых отступательных боях 1944 года ...» Затем фюрер успокаивает своих солдат, что мероприятия по «киндерландфершикунг» (т. е. отправка детей в сельскую местность) проводится образцово (американцы совершали массированные налеты авиации на города Германии), и в конце, разумеется, выражение «близкой» победы немецкого Вермахта.
Поразительное твердолобие — выражение надежды на скорую победу никак не согласуется с общим состоянием близкого краха, что признается в предыдущем тексте.
|
Эстония. 2007. Бронзовый солдат. |
Метки: мертвые сраму не имут |
Август 44-го, Румыния |
|
Дед с однополчанином на привале |
|
День Победы |
|
Oscar Wilde |
Метки: oscar wilde |
Про это |
Метки: маяковский про это |
Попутчик |
Метки: добро и зло архипелаг евтушенко белые одежды мишель рио |
Странности подросткового периода |
|
фото |
|
Химические опыты |
Метки: нквд нитроглицерин химические опыты |
Точки роста |
Метки: точки роста перколяция сергей петрович капица |
Много потерь... |
Метки: ельцин лавров ростропович |
Сергей Ваулин |
Метки: сергей ваулин вчера я был счастливым |
Наташке Н...вой понравилось |
Метки: кукольный мальчик |
Все сковано... |
Метки: все сковано и я гляжу украдкой |
Даже не знаю, зачем это все |
|
не так давно начал, но пока что тоже отложил |
Метки: шеф |
из давно начатого и брошенного |
|