-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12719
Комментариев: 64803
Написано: 140209


Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 11)

Суббота, 25 Мая 2024 г. 12:12 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6, ЧАСТЬ 7, ЧАСТЬ 8, ЧАСТЬ 9, ЧАСТЬ 10



01. Васнецов Виктор Михайлович 1848 - 1926
Князь Андрей Боголюбский. 1885-1896

Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва




02. Васнецов Виктор (1848-1926)
НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ 1919

Авторское повторение образа из Владимирского собора в Киеве
53,3 x 31,6
бумага
графитный карандаш, акварель, бронзовая краска, белила
ГТГ


Преподобный Нестор (около 1056 – около 1114) – монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский агиограф, автор жития святых Бориса и Глеба, преподобного Феодосия, «Повести временных лет». Поступил в Печерскую обитель в возрасте 17 лет.

Во Владимирском соборе Васнецов написал образ преподобного Нестора Летописца вместе с образами святых князей Бориса и Глеба, Михаила Тверского и Михаила Черниговского, Андрея Боголюбского, святых преподобных Алипия Живописца и Кукши, святых Никиты Новгородского и Прокопия Устюжского, святых княгинь – Евфросинии Полоцкой и Евдокии Московской – на столбах, отделяющих боковые нефы от главного. Нестор Летописец изображен мудрым, убеленным сединами старцем, устремившим свой взор поверх рукописи – «в минувшее». Святой стоит за небольшой высокой конторкой на фоне окна с арочным завершением. Соединение монастырской кельи с открывающимся видом на голубое небо и главки церквей придает образу особую теплую, глубоко национальную ноту. Образ старца озарен внутренним светом и сознанием ответственности принятого на себя долга, он созвучен васнецовскому Пимену в рисунке к драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»:


Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя.
Окончен труд, завещанный от Бога
Мне, грешному…


М. В. Нестеров, расписывавший Владимирский собор вместе с Васнецовым, отмечал: «Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал».

В 1919–1920-х годах Васнецов выполнил ряд повторений своих работ. Точной причины их создания назвать нельзя. Возможно, они писались на заказ, возможно, авторское повторение образов и композиций, созвучных настроению мастера, отвечало его внутренней потребности осмысления наполненного драматическими событиями времени.



03. Васнецов Виктор (1848-1926)
Нестор-летописец. 1885-1893

Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва




04. Васнецов Виктор (1848-1926)
ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН 1913

бумага, наклеенная на картон
графитный карандаш, акварель, бронзовая краска, белила
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, известен как вдохновитель народных ополчений в период Смутного времени, выступавший против иноземных захватчиков. Твердо отстаивая свои убеждения, он мученически погиб в заточении, не дождавшись освобождения Москвы.

Виктор Васнецов написал икону «Патриарх Гермоген» к торжествам прославления святителя 11–13 мая 1913 года. Этот образ получил широкое распространение, с него делались многочисленные копии, печатались литографии, которые, будучи наклеенными на дерево, служили иконами.

Изображение Гермогена дано в полный рост, в белом клобуке, мантии и епитрахили и с Евангелием в левой руке. Благословляющий через именословное перстосложение, он стоит на площадке лестницы при спуске в подклет Чудова монастыря в Московском Кремле. За его спиной собор – Чуда Архангела Михаила в Хонех, слева виден Успенский собор. В верхнем правом углу помещен Казанский образ Божией Матери, поддерживаемый двумя ангелами.



05. Васнецов Виктор (1848-1926)
СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ КНЯГИНЯ ЕВДОКИЯ 1893

Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве
41,3 x 15,2
бумага
графитный карандаш, акварель
ГТГ


В 1885 году В. М. Васнецов приглашен профессором Санкт-Петербургского университета А.В. Праховым в Киев для работы по художественному оформлению Владимирского собора – храма-памятника, посвященного святому равноапостольному князю Владимиру и 900-летию крещения Руси.

На одном из столбов, поддерживающем купол храма, изображена святая благоверная княгиня Евдокия. Дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, она была женой князя московского Дмитрия Донского и его верной помощницей в государственных делах. Евдокия много занималась благотворительностью, по ее воле строились монастыри и храмы, с ее именем связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Божией Матери и спасение Москвы во время нашествия на Русь грозного Тамерлана. Много горя и страданий перенесла она за свою жизнь, но всегда надеялась и уповала только на Бога.

Эскиз этого образа Виктор Михайлович выполнил в 1893 году. Изображая княгиню Евдокию в храме с четками и горящей свечой в руках, он стремился передать молитвенное состояние ее души и величайший духовный подвиг. Современники художника отмечали: «Удивительны у Васнецова женские лица. В его религиозных работах нет телесной женщины, несмотря на то что есть тело. Это тело молчит, и живет только дух». Действительно, пышные одежды и дорогие украшения княгини Евдокии, так реалистично изображенные художником, не мешают восприятию этого глубоко религиозного образа. «В этих образах – вся древняя Русь, весь религиозный символизм ее истории…» (С. Маковский)



06. Васнецов Виктор (1848-1926)
БЛАГОВЕРНАЯ КНЯГИНЯ АННА КАШИНСКАЯ 1901

35,7 x 26 x 3
дерево масло
ГТГ


Благоверная княгиня Анна (около 1279–1368), дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича, жена тверского князя святого Михаила Ярославича (1294). После трагической гибели в Орде мужа (1319), сыновей Дмитрия Михайловича по прозванию «Грозные Очи» (1326), Александра Михайловича с внуком княгини Феодором (1339) и смерти Константина Михайловича (1346) княгиня Анна уходит в тверской Софийский монастырь и принимает постриг с именем Софии (по Тверской летописи середины XV века – Евфросинии). В 1364 году, по просьбе ее младшего сына, кашинского князя Василия Михайловича, она переезжает из Твери в город Кашин и поселяется в построенном для нее Успенском монастыре. В этом монастыре, в 1368 году, приняв схиму и получив свое прежнее имя Анна, княгиня умирает.

Первое обретение ее мощей произошло в 1650 году, при котором отмечалось, как «чудо», перстосложение ее правой руки в благословляющем жесте, которое не менялось при попытке архимандрита, осматривавшего тело, изменить жест, выпрямив пальцы руки. В 1652 году в Соловецком монастыре на документальных материалах и свидетельствах о чудесах составлено литературное житие святой Анны. Второе прославление княгини произошло в 1909 году (празднование установлено 12/25 июня). Местное почитание княгини Анны как святой покровительницы города Кашина не прерывалось с середины XVII века. Для религиозного сознания княгиня являла собой идеал женской праведности, служила примером целомудрия жены, для которой «брак честен и ложе непорочно», и неутешности вдовы. Именно эти качества определяли суть благочестия жизни русской средневековой женщины и особого типа женской святости.

На иконе благоверная княгиня Анна изображена в одеждах схимницы в келье Успенского монастыря города Кашина. За окном кельи – зимний вечерний пейзаж с главками церквей. В левой руке Анны – книга и четки, правая рука поднята в жесте двуперстного благословения.



07. Васнецов Виктор (1848-1926)
Княгиня Ольга. 1885-1893

Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва





08. Васнецов Виктор (1848-1926)
Князь Александр Невский. 1885-1893

Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва





09. Васнецов Виктор (1848-1926)
Алипий-живописец. 1885-1893

Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва





10. Васнецов Виктор (1848-1926)
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ 1919

82 x 62,8
бумага, наклеенная на картон
графитный карандаш, итальянский карандаш, акварель, белила, бронзовая краска
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Образ святого Георгия, созданный художником в 1919 году, торжествен и героичен. Облачения его легки, почти невесомы – «Красота – воину оружие» («Изборник» 1076 года). Всадник с утонченными чертами лица полон чувства собственного достоинства, он выглядит триумфатором. Высоко взметнув копье, он без труда всаживает его в пасть чудовища. Под стать воину белый, гордо шествующий конь, копытами попирающий врага. Фигуры всадника и коня лишены значительной доли осязаемости, они почти бесплотны и слиты воедино, что выражает духовную силу героя. Мотив порыва, одухотворенности угадывается в развевающемся плаще воина, напоминающем боевое знамя. Художник трактует Георгия как иконный образ, напоминая об извечном назначении русской иконы – защите. Узнаваемый образный строй композиции – всадник в алом плаще на коне, топчущем дракона, Град, куда заказан вход злу, ритм и колорит – навеян миром иконы, этой летописью религиозной и художественной жизни Руси.



11. Васнецов Виктор (1848-1926)
КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЙ АРХАНГЕЛ. ЭСКИЗ ДЛЯ РОСПИСИ СОБОРА СВ. ВЛАДИМИРА В КИЕВЕ
1885-1893

48 x 29
бумага на бумаге
акварель, бронзовая краска, графитный карандаш, гуашь
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Архангел Гавриил изображен коленопреклоненным на золотом фоне в орнаментальных сине-голубых одеяниях с поднятыми вверх крыльями с традиционными атрибутами: в одной руке держит мерило, а в другой руке зерцало - изображение прозрачной сферы, символ предвидения, переданного ему Богом.

Отвергнутый самим художником эскиз был выполнен в эмале и бронзе и использован для украшения жертвенника в северном приделе Владимирского собора. В 1899 Е. А. Прахова исполнила вышивки по рисунку Васнецова.



12. Васнецов Виктор (1848-1926)
СЕРАФИМ С ПОДНЯТЫМИ РУКАМИ. ЭСКИЗ ДЛЯ РОСПИСИ СОБОРА СВ.ВЛАДИМИРА В КИЕВЕ
1885-1893

48,5 x 17
бумага на картоне
акварель, бронзовая краска, графитный карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва

13. Васнецов Виктор (1848-1926)
СЕРАФИМ СО СЛОЖЕННЫМИ РУКАМИ. ЭСКИЗ ДЛЯ РОСПИСИ СОБОРА СВ. ВЛАДИМИРА В КИЕВЕ 1885-1893

48,5 x 17
бумага на картоне
гуашь, бронзовая краска, графитный карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва




14. Васнецов Виктор (1848-1926)
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ МОТИВ ЗМИЯ С ЯБЛОКОМ. ЭСКИЗ ДЛЯ РОСПИСИ СОБОРА СВ.ВЛАДИМИРА В КИЕВЕ 1885-1893

10,3 x 17,4
бумага
алюминиевая краска, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Орнаментальная вязь пронизывает все пространство собора. Расположенные на узловых линиях членения интерьера, на границе регистров росписей стен, орнаментальные фризы выявляют архитектонику собора, в которой воплощена сакральная логика пространства, то самое единство, которое составляют великое достижение средневекового храмового зодчества. Именно орнаменты обеспечивают единство художественного впечатления от росписей, способствуют тому, что стенопись сливается в яркое и праздничное зрелище, в единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескам XVII века.

Вобравшие впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик орнаменты одновременно современны и самобытны. В силу особой декоративной одаренности Васнецова они – одно из самых ярких и совершенных воплощений идей модерна на русской почве, ставшие эталонными образцы стиля «a la russe».

Анализируя вклад Васнецова в решение новых живописных задач, художественный критик Сергей Маковский отмечал следующее: «Новый дух прорывается везде в образах Васнецова. Он перетолковал художественные традиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта; совершил волшебство – узкие рамки школьной иконописи, мертвенной иконописи, как мертвенно все, что неподвижно веками, расширились. Открылись новые пути, невиданные области для религиозного воображения. Византийская живопись была до сих пор строго церковной, в ней царило одно настроение беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. ˂…˃ Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой…».

tretyakov.ru
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

Orfeus   обратиться по имени Суббота, 25 Мая 2024 г. 12:41 (ссылка)
Виктор Васнецов внёс грандиозный вклад в развитие мировой живописи и подарил совершенно другой стиль письма, оставив невероятно богатое культурное наследие.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку