-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12734
Комментариев: 64808
Написано: 140229


Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 9)

Четверг, 23 Мая 2024 г. 12:07 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6, ЧАСТЬ 7, ЧАСТЬ 8



01. Васнецов Виктор Михайлович 1848 - 1926
Христос-Вседержитель. 1885-1896

Эскиз росписи главного купола Владимирского собора в Киеве
Холст, масло
175 x 174 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва





02. Васнецов Виктор (1848-1926)
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ 1905, 1915

78,3 x 56,2
бумага
акварель, белила, бронзовая краска, итальянский карандаш
ГТГ


Иконография образа сложилась согласно преданию о том, что Иисус Христос, умыв лицо, приложил к нему убрус, и на ткани чудесным образом отпечатался Его лик. Этот святой убрус был отправлен в Эдессу царю Авгарю V Уккаме, больному проказой. Приложившись к плату, царь получил исцеление. В византийском искусстве иконография Спаса Нерукотворного распространилась со второй половины Х века. Из русских памятников самый ранний известный – новгородская икона второй половины XII века. Иконографический тип изображения имеет множество вариантов. В работах Васнецова известны два из них: Спас на убрусе и Спас на убрусе с ангелами.

В России образ Спаса Нерукотворного с давних времен изображался на стягах, под которым сражались русские войска. Этим, вероятно, можно объяснить особое внимание художника к данной иконографии в период трагических событий начала XX века. Под одним из образов Спасителя художник поставил две даты: 1905 и 1915. Множественные проколы в углах – следы закрепления листа – свидетельствуют о длительной работе над образом.

На белом плате в обрамлении крестчатого нимба изображен лик Спасителя. Его черты близки образу Христа Вседержителя во Владимирском соборе в Киеве, но отличительной особенностью стало выраженное в нем глубокое страдание. Через образ Спасителя художник выразил свое личное ощущение трагизма переживаемого времени.

После событий Кровавого воскресенья он писал И. Л. Щеглову-Леонтьеву: «…не буду говорить о главных болях и ранах души… они те же, что, вероятно, и у Вас… Да отпустит Бог грехи наши и да поможет нашей бедной страдающей так тяжко Родине!» Первоначальный вариант был написан в 1905 году, и, вероятно, Васнецов считал его законченным, так как той же акварелью, которой прописаны складки и кайма плата, поставлена подпись: «В. Васнецов 1905 г.». Двойная дата дает возможность предположить, что спустя десять лет художник возобновил работу, значительно усилив выражение страдания в лике Христа. Тени под глазами, на щеках, скорбная поперечная складка на лбу проложены итальянским карандашом, им же поставлены дата и подпись: «7/8 июня 1915 г. В. Васнецов».

«…Думали ли мы, что доживем до таких тяжких времен! – писал художник Е. А. Праховой в 1914 году, – о чем бы ни говорил, о чем бы ни думал, а в душе все время великая незабываемая тяжелая дума – война! Бог милостив – будем молиться!» Упование на милосердие Божие в самые тяжелые времена для русского народа выразилось в созданном художником образе Спаса Нерукотворного.



03. Васнецов Виктор (1848-1926)
ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. ЭСКИЗ ДЛЯ РОСПИСИ ГЛАВНОГО КУПОЛА ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА В КИЕВЕ 1886

74 x 175
бумага на холсте
уголь, белила, графитный карандаш
ГТГ


В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получил приглашение от профессора Санкт-Петербургского университета Адриана Викторовича Прахова принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси. После серьезных раздумий Васнецов ответил согласием.

Весной 1885 года художник предпринял поездку по Италии с целью изучения византийских памятников. Он осмотрел мозаики Равенны и Венеции, соборы Рима, Флоренции и Неаполя; с мозаиками Сицилии – в Палермо и Монреале – знакомился по иллюстрированным изданиям. В Киеве Васнецов изучал мозаики и сохранившиеся фрески древнейших русских храмов – Софийского собора, Кирилловского и Свято-Михайловского Златоверхого монастырей. Из поездки по Италии он привез ряд фотографий, свидетельствующих о глубоком интересе к иконографии Христа. Мозаики византийских и древнерусских мастеров послужили основой для собственных стилистических исканий художника.

Образ Христа Вседержителя в куполе Владимирского собора близок византийским прототипам и выполнен по образцам сицилийских соборов Чефалу, Монреале и Палермо. Но для Васнецова, человека глубоко верующего, выражение религиозного чувства стало не менее важным, чем поиск художественной выразительности. Художник творчески осмыслил древнюю традицию. Современники отмечали, что «византийская суровость изображения сменилась… в глазах Христа дивной кротостью, соболезнующей и всепроникающей любовью». Привычную византийскую сдержанность нарушил и жест высоко поднятой благословляющей десницы, повторенный развевающимся краем гиматия.

Современники определили работу Васнецова во Владимирском соборе как «путь к свету». Соглашаясь с этим определением, Васнецов назвал образ Христа «самым центром этого света». Свет – одно из ключевых понятий христианского благовестия, он дан в Евангелии для постижения Бога. Поиск «слова» священного писания, наиболее полно соответствующего самому образу, отражен в эскизе: на левой странице Евангелия помещен текст: «Аз есмь свет миру. Ходяй по Мне не имать ходити во тьме» (Ин. 8:12); на правой: «Свет во тьме светит и тьма Его не объят» (Ин. 1:5).

Спаситель изображен на фоне звездного неба. Такой фон встречается в раннехристианской традиции и в древнерусском искусстве, он заключает в себе глубокий символический смысл. Но у Васнецова звездное небо связано еще и с глубоко личными переживаниями. Он помнил всю жизнь как его отец, священник, прогуливаясь с детьми по полям в звездные августовские ночи, влил в их души «живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем, Боге!»



04. Васнецов Виктор (1848-1926)
СПАС НА ПРЕСТОЛЕ, начало XX века

244 x 150
смальта мозаика
ГТГ





В основу иконографии композиции «Спаса на престоле» положено представление об Иисусе Христе как о Царе и Судии мира. Престол, символ царской власти, напоминает о престоле Небесном: «Господь на небесах поставил престол Свой, и Царство Его всем обладает» (Пс. 102:19), «Он приготовил для суда престол Свой» (Пс. 9:8).

Христос изображен восседающим на резном престоле, правая рука Его поднята в благословляющем жесте, левой Он поддерживает Евангелие, раскрытое на словах: «Приимите, ядите, сие есть тело мое за вы даемо. Пиите от нее вси, сея бо есть кровь моя Нового Завета яже за вы и за многия изливаема во оставление грехов». По сторонам престола два ангела в белых одеждах – один с кадилом, другой – со свечой, благоговейно склонили перед Спасителем головы.

Спаситель и ангелы изображены на небесно-голубом фоне, ангелы стоят на легких голубых облаках, престол установлен на цветущем лугу. Разнообразие цветовой гаммы с включением бирюзового, розового, жемчужно-серого, разных оттенков синего и голубого сближает композицию с произведениями модерна.

Мозаика выполнена по эскизу В. М. Васнецова в Петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. Перенесена на брандмауэр во дворе Дома-музея В. М. Васнецова в 1972 году. Мозаикой Васнецов серьезно заинтересовался во время своего путешествия по Италии, предпринятого перед началом работ по росписи Владимирского собора в Киеве. Со второй половины 1890-х годов и до начала 1910-х Виктор Михайлович создавал эскизы и картоны для мозаик на фасадах и в интерьерах православных соборов. Почти все мозаичные композиции были набраны под руководством и непосредственно художником-мозаичистом Владимиром Александровичем Фроловым, мастерство которого Васнецов ценил очень высоко. На рубеже XIX–XX веков с мастерской Фролова сотрудничали художники В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих; архитекторы Л. Н. Бенуа, Ф. О. Шехтель, А. А. Парланд, А. В. Щусев.



05. Васнецов Виктор (1848-1926)
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ 1918

68,5 x 52
бумага
уголь, белила
ГТГ




06. Васнецов Виктор (1848-1926)
Единородный сын Слово Божие, 1885-1896

Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Холст, масло
70 x 138 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




07. Васнецов Виктор (1848-1926)
Бог Саваоф. 1885-1896

Эскиз
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




08. Васнецов Виктор (1848-1926)
Распятый Иисус Христос. 1885-1896

Эскиз
Холст, масло
134 x 249 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




09. Васнецов Виктор (1848-1926)
Плащаница. 1901

Государственная Третьяковская галерея, Москва




кликабельно
10. Васнецов Виктор (1848-1926)
Радость праведных о Господе. Преддверие рая. 1885-1896

Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Триптих. Правая часть
Холст, масло
295 x 482 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




кликабельно
11. Васнецов Виктор (1848-1926)
Радость праведных о Господе. Преддверие рая. 1885-1896

Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Триптих. Левая часть
Холст, масло
295 x 482 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




кликабельно
12. Васнецов Виктор (1848-1926)
Радость праведных о Господе. Преддверие рая. 1885-1896

Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Триптих. Центральная часть
Холст, масло
295 x 482 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


tretyakov.ru
Рубрики:  ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
РЕЛИГИЯ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

komor_valerya   обратиться по имени Четверг, 23 Мая 2024 г. 14:06 (ссылка)
Какие изумительные росписи в эхтом храме! И так обидно, что принадлежит укропской кодле, ведь они там устраивают концерты, они не ценят, что расписывали Васнецов, Суиков тоже принимал участие, да вообще русские великие художники. Забрали себе все самой лучшее, показалось мало. Разграбили Киево-Печерскую Лавру. Как позволил это сделать наш гарант, такой верующий? А Кирилл! Только выразил сожление. Ему бы поднимать надо было всех монахов на борьбе за Лавру. Ой, вообще чего только в голову не приходит, когда видишь такое варварство, такую наглость и сволочизм...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку