-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12734
Комментариев: 64808
Написано: 140229


Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926) в Третьяковке (часть 10)

Пятница, 24 Мая 2024 г. 12:08 + в цитатник

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6, ЧАСТЬ 7, ЧАСТЬ 8, ЧАСТЬ 9



01. Васнецов Виктор Михайлович 1848 - 1926
Крещение Руси. 1885-1896 Эскиз

Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




02. Васнецов Виктор Михайлович 1848 - 1926
Крещение князя Владимира. 1890

Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва





03. Васнецов Виктор (1848-1926)
БОГОМАТЕРЬ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ». ЭСКИЗ 1918

71 x 54
картон
пастель, акварель, белила, графитный карандаш, уголь
ГТГ


Вероятно, эскиз выполнен под впечатлением Брест-Литовского договора, подписанного 3 марта 1918 года. Заканчивалась Первая мировая война, в России шла война Гражданская. Это стало причиной горьких размышлений художника.

Иконография образа Богоматери «Всех скорбящих радость», который почитается как подающий исцеление и утешение, существует в различных вариантах и не имеет единой законченной композиции. Наиболее известен чудотворный образ из церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке. Соединив известную иконографию с картиной страданий современного ему мира, художник создал свой эскиз.

Над земным страдающим миром на фоне бледного голубовато-бирюзового неба в окружении серафимов изображена Богоматерь с Младенцем. Вверху в углах архангел Гавриил и архангел Михаил с огненным мечом в руке. Богоматерь парит над землей на легком облаке. У ее ног бушующее море и терпящий бедствие корабль – традиционный символ житейских страданий. В печали она склонила голову, устремив свой взор на землю. На земле сидят и лежат полуобнаженные изможденные люди, молитвенно воздевающие к Богородице исхудавшие руки. С правой стороны из церкви к народу выходят Николай Чудотворец и Сергий Радонежский. Слева ангелы спускаются с небес, укрывая нагих и раздавая хлеб. Справа один ангел несет чашу, по форме напоминающую потир (сосуд для Святого Причастия), второй – венец и православный крест, предрекающий страстной путь. В левом нижнем углу цари земные в покаянном поклоне склонились перед страданием народа. На берегу обнаженная фигурка маленького ребенка. С одной стороны, ребенок воспринимается как образ хрупкости и беспомощности, с другой – как символ человеческой души, которая, несмотря на лишения и страдания, сохраняет веру в безграничное милосердие Божие.



04. Васнецов Виктор (1848-1926)
БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ 1889

171 x 99,2
холст масло
ГТГ


«Богоматерь с младенцем» является одной из самых известных религиозных работ Виктора Васнецова. К этому образу он возвращался неоднократно: впервые рисунок был выполнен в 1871 году, во время обучения в Императорской Академии художеств. Позднее, в живописной технике, изображение было повторено в храме Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Окончательно композиция сформировалась в эскизах для Владимирского собора в Киеве, где художник работал с 1885 по 1896 год.

И даже после того как Васнецов написал образ «Богоматери с младенцем» на алтарной стене, он исполнил по меньшей мере два графических (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей) и два живописных варианта (Дом-музей Васнецова, Московская духовная академия). В основе композиции лежит иконография иконы «Благодатное небо». Богоматерь ступает по облакам с младенцем на руках. Его жест привлекает внимание удивительной детской непосредственностью – своими руками ребенок словно пытается обнять весь мир и одновременно напоминает о крестной жертве Христа. Судя по семейной легенде, это движение Васнецов увидел в жесте своего маленького сына Михаила, распростершего руки навстречу весеннему солнцу.



05. Васнецов Виктор (1848-1926)
БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ 1882

32 x 17
холст масло
ГТГ


История возникновения замысла эскиза иконы «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова связана со строительством церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, в подмосковной усадьбе Саввы Мамонтова. Она была построена в 1881 – 1882 годах по проекту Виктора Васнецова и Василия Поленова. Храм стал своеобразным памятником коллективному творчеству участников Абрамцевского кружка, содружеству художников, объединившихся вокруг крупного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Их сплотил особый интерес к национальному наследию, к народному творчеству, стремление создать искусство, основанное на древнерусских традициях.

Одним из первых практических воплощений этих стремлений стало строительство церкви. Васнецов был не только вместе с Василием Поленовым одним из авторов архитектурного проекта храма, но создал для иконостаса образа Богоматери и Сергия Радонежского, расписал клиросы, сделал эскиз мозаики для пола, орнаменты для портала входной двери, некоторые детали внутреннего убранства. Среди этих работ особая роль принадлежит образу Богоматери. Эскиз к нему был впоследствии использован художником для создания запрестольного образа Богоматери во Владимирском соборе в Киеве, над украшением которого он трудился с 1885 по 1896 год.

Воспоминания историка искусства Виктора Лобанова о Васнецове сохранили рассказ художника о возникновении замысла в Абрамцеве. После предложения Адриана Прахова принять участие в украшении Владимирского собора, Васнецов, по его словам, долго не мог заснуть, размышляя: «Как бы можно так сочинить Богоматерь, чтобы ни на кого не была похожа?... Вспомнил, как однажды весной Александра Владимировна вынесла в первый раз на воздух сына Мишу, еще младенца, и он, увидав плывущие по голубому небу облачка и летящих птичек, от радости всплеснул ручонками, точно хотел захватить, прижать к своему сердцу все, что увидал в первый раз своей жизни!.. В это время и представилось мне ясно, что так надо сделать. Ведь так просто никто еще не писал! А потом припомнилось, что когда-то давно написал на эту тему маленький образ и подарил его Елизавете Григорьевне, а она поставила в Абрамцевскую церковь».



06. Васнецов Виктор (1848-1926)
БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ 1919

84,5 x 62
холст масло
ГТГ



Композиция картины восходит к иконографическому типу «Богоматерь Умиление», к которому художник также обращался в алтарной композиции «О Тебе радуется, Благодатная» в соборе Александра Невского в Варшаве. Над украшением собора Васнецов работал в 1906–1911 годах и вернулся к образу Богоматери с младенцем лишь спустя десятилетие.

Богоматерь нежно обнимает Сына, который, в свою очередь, льнет к материнской щеке. В верхней части композиции художник поместил херувимов и серафимов.

К образу Богоматери художник постоянно возвращался в течение творческой жизни, исполнив первый рисунок на эту тему в 1871 году. Для него, сына священника и человека глубоко верующего, это была возможность выразить личные религиозные чувства. К образу «Богоматери с младенцем» Васнецов не случайно обратился именно в 1919 году. В это время после продолжительной болезни скончался его сын Борис. Личная трагедия в семье художника совпала с исторической катастрофой – Гражданской войной в России. В тяжелые времена Васнецов искал утешения в искусстве. Как символ безграничной любви и Божественной защиты «Богоматерь Умиление» стала знаковым произведением в позднем творчестве Васнецова.



07. Васнецов Виктор (1848-1926)
Ангел с лампой. 1885-1896

Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва




08. Васнецов Виктор (1848-1926)
СТРАШНЫЙ СУД. ЭСКИЗ ДЛЯ РОСПИСИ СОБОРА СВ.ВЛАДИМИРА В КИЕВЕ. (ВАРИАНТ РОСПИСИ ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ) 1885-1893

59 x 48,7
бумага
акварель, бронзовая краска, графитный карандаш, гуашь
Государственная Третьяковская галерея, Москва


«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим», - так описывается Судный день в Откровении Иоанна Богослова ( Откр. 20:11-13).

Следуя традиционной системе расположения росписей в православном храме, Васнецов поместил композицию «Страшный суд» на западной стене. В центре композиции ангел с весами, которому предстоит взвесить человеческие души. Вверху – на небесах - Христос с молящими за человечество Богоматерью и Иоанном Крестителем в окружении ангелов и апостолов. Внизу – изображение земли и воды, отдающих своих мертвых.

Владимирский собор – храм-памятник в честь 900-летия Крещения Руси. Это попытка осуществления планомерного научного подхода к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, «к византийскому стилю», программа росписей, соединившая библейские и евангельские сюжеты с композициями на тему крещения Руси, была разработана историком искусства, археологом А. В. Праховым.

Главным художником, определившим облик храма, стал В. М. Васнецов. Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль», в котором проявились уже черты стиля модерн.

Графические эскизы росписей стали идеальным воплощением синтеза древних традиций, собственного видения автора и требований эпохи. Единственная в своем роде крупнейшая коллекция его сюжетных эскизов и превосходная подборка декоративных композиций стали гордостью и украшением Третьяковской галереи.



09. Васнецов Виктор (1848-1926)
БЛАЖЕНСТВО РАЯ. ЭСКИЗ ДЛЯ РОСПИСИ СОБОРА СВ. ВЛАДИМИРА В КИЕВЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ХОР) 1893

45,5 x 58,5
бумага
акварель, гуашь
ГТГ


Композиция «Блаженство рая» иллюстрирует эпизод из книги Бытия. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт 1:26-28).

В центре рисунка древо жизни, под которым стоят первые люди, юные и невинные. Вокруг Адама и Евы райский сад, где в счастливой гармонии живут звери и птицы, мир, где еще не существует страдания и смерти. Изображения животных рядом с Адамом и Евой воплощают многозначную христианскую символику. Так Лев – один из символов Христа, воплощение силы и царственности, овца – символ терпения, павлин – бессмертия.



10. Васнецов Виктор (1848-1926)
ЕВА И ЗМИЙ. ЭСКИЗ ДЛЯ РОСПИСИ СОБОРА СВ. ВЛАДИМИРА В КИЕВЕ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ХОР) 1891

42,4 x 58
бумага
акварель, гуашь
ГТГ


Сцена искушения Евы расположена на южной стене хоров собора и противопоставлена сцене «Блаженство рая» на северной стене. Сравнивая две композиции, можно обратить внимание на те изменения стилистических особенностей изображения, которые вносит Васнецов в сцену искушения. Колорит пейзажа стал сумрачнее, голубое небо покрылось тучами, изменилась спокойная поза и выражение лица Евы, волосы ее разметаны ветром. Гармония сменилась тревогой. Художник изобразил миг, предшествующий грехопадению, но художественное решение композиции, как бы предопределяет его неизбежность.

tretyakov.ru
Рубрики:  ИСТОРИЯ
РЕЛИГИЯ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку