Сегодня по инициативе члена Общественной палаты и известного евролиберала Николая Сванизде Комиссия Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести обсудила на предмет разжигания межнациональной розни (ст. 282 УК РФ) учебник «История России 1917-2009 гг.» за авторством историков Вдовина и Барсенкова, подготовленного и изданного историческим факультетом МГУ. Председатель комиссии Сванидзе в открытую назвал учебник экстремистской литературой. По слухам, экземпляр учебника Сванидзе отправил президенту Чечни Рамзану Кадырову. И, видимо, это возымело действие. Сегодня уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев объявил, что готовит обращение в суд по поводу учебника, дискриминирующей, по его утверждению, чеченский народ.
Члены комиссии ОП активно кивали на экспертное заключение, данное на учебник экспертами Московского антифашистского центра и Московского бюро по правам человека, в котором книга «История России 1917-2009» названа «ксенофобией, фальшивкой, апологией диктатора».
Членов комиссии возмутило, что авторы учебника пишут, что «в Советском Союзе из семидесяти лет его истории значительная часть приходится на годы правления, когда лидерами страны были лица нерусской национальности». Сталин же, по их мнению, в 1930 годах исправил вышеуказанные диспропорции, что положительно сказалось на всех областях политической и общественной жизни. Пакт Молотова-Риббентропа, пишут Барсенков и Вдовин, способствовал укреплению нашей обороны. Так же, по мнению, членов комиссии возмутительно, что авторы пишут о массовом переходе представителей чеченской национальности на сторону гитлеровской Германии и этим объясняют последующее массовое выселение чеченцев с занимаемой ими территории и т.п.
Сами того не замечая, некоторые участники обсуждения заговорились и даже, кажется, проговорились. Вот, например, что утверждает заместитель директора Института российской истории РАН Владимир Лавров:
"Это пособие является единственным в России, в котором авторы неоднократно публикуют данные из статистических выкладок сталинских идеологических служб о процентном представительстве евреев в госучреждениях, органах культуры, редакциях газет, среди деятелей науки и культуры. Иногда они ссылаются на книгу Костырченко "Тайная политика Сталина". Но такие ссылки несостоятельны, поскольку Костырченко дает эти цифры в контексте изложения антисемитской политики сталинского руководства. Ничего подобного в книге Барсенкова и Вдовина нет. При этом отсутствует источниковедческий анализ этих сводок. Данные могли быть просто сфальсифицированы партийным аппаратом. Авторы вообще не анализирует критически эти документы, а просто относятся со слепым доверием к тому, что заявлено в советских бумагах, в бумагах органов госбезопасности. (А "Катынское дело", полностью основанное на материалах НКВД? - Прим. Ред.). Авторы тщательно избегают характеризовать политику того времени как государственный антисемитизм: это понятие просто отсутствует – так же, как отсутствует понятие "сталинские преступления". Общий вывод у меня такой. Выход очередного просоветского, прокоммунистического и просталинского учебного пособия по истории связан с тем, что в России юридически не осуждены преступления партии Ленина и Сталина против человечности. Апологеты этой партии издают учебные пособия, искажающие и фальсифицирующие историю страны в целом. Они используют в интересах компартии то, что современная политическая элита далеко не определилась мировоззренчески".
И это утверждает профессиональный историк? Но разве это научно доказанные истины? Что, во времена Сталина политикой СССР был государственный антисемитизм? Что, все документы советских времен "сфальсифицированы" партийным аппаратом и, следовательно ни одному из них нельзя доверять и использовать в качестве научного источника? Разве данные статистики могут в одном контексте быть правильными, а в другом нет? К тому же г-н Лавров в своём требовании осудить преступления партии Ленина и Сталина явно солидаризируется с некоторыми политиками из Восточной и Западной Европы, добивающимися международного приравнивания коммунизма к национал-соцализму, явно отдавая себе отчет к каким катастрофическим последствиям для Российской федерации такое признание может привести. Институту Истории РАН, кажется, впору стыдиться такого заместителя директора.
Впрочем, и сам Николай Сванидзе замечен за очень странными для члена президентской комиссии по противодействию фальсификации истории высказываниями и предложениями. Как справедливо заметилглавный редактор «Журнала российских и восточно-европейских исторических исследований» Александр Дюков (http://www.rus-obr.ru/opinions/7783), "мы помним, что Николай Сванидзе, один из организаторов слушаний по учебнику Вдовина, не так давно призвал признать концепцию «советской оккупации» Прибалтики, концепцию, которую не поддерживает никто из авторитетных российских историков и которая ничтожна и с юридической и с исторической точки зрения. Как это совместимо со статусом члена Комиссии при Президенте по борьбе с фальсификацией истории - не совсем понятно. Создается впечатление, что борьбу с реальными фальсификациями и искажениями истории, с героизацией нацистских пособников, с отрицанием нацистских преступлений против русских, евреев, поляков и многих других народов сейчас пытаются подменить черт знает чем".
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод заявил, что учебник Барсенкова и Вдовина – далеко не единственный образец «ксенофобской» литературы последних лет. «В нашем обществе действует целая пропагандистская машина, которая готовит новых погромщиков», - оповестил Брод собравшихся. Подробнее обо всём этом здесь: http://www.oprf.ru/newsblock/news/3325/chamber_news/.
А в сообщении чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева, поступившем в понедельник в "Интерфакс", говорится, что в учебнике содержатся "клеветнические измышления" в адрес чеченского народа. В частности, авторы пишут, что 63% чеченских мужчин, призванных в армию в начале Великой Отечественной войны, "нарушили присягу и стали дезертирами; мобилизацию на территорию Чечни пришлось прекратить".
"Откуда у авторов такие данные, и с какой целью они приводятся, остается только гадать. Во всяком случае, такие цифры до Барсенкова и Вдовина нигде и никем до сих пор не приводились", - подчеркнул Нухажиев.
Он заявил, что данные сведения нарушают статью 4 действующего закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года. В ней сказано: "Не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке".
Задолго до заседания в Общественной палате либералы развернули массированную компанию не только против учебника, но и против «черносотенцев на истфаке МГУ: http://www.echo.msk.ru/blog/agolubovsky/700845-echo/,.
Детонатором послужили публикации в либеральных СМИ (http://newtimes.ru/articles/detail/23445/, http://www.liberty.ru/Themes/Na-zadvorkah-antisemitizma.-Pochemu-liberaly-kritikuyut-novyj-uchebnik-istorii) и программа на радио «Эхо Москвы» (http://www.echo.msk.ru/programs/assembly/693990-echo/), где выпускники истфака МГУ Ирина Карацуба и Анатолий Голубовский обвинили учебник во всех мыслимых и немыслимых грехах и фактически донесли на профессоров МГУ Вдовина и Барсенкова «высокому начальству».
Программе на «Эхе» предшествовала запись в блоге известной либералки Ирины Ясной, анонсирующей программу: «Завтра в воскресенье в 11 часов утра моя подруга Ира Карацуба с Анатолием Голубовским (оба с истфака МГУ) на Эхе будут рассказывать про новый чудовищный учебник истории России 20 века, выпущенный собственно истфаком МГУ. Учебник вышел третьим изданием (!) в серии «Классическое университетское образование», а фактически является курсом молодого бойца для русского националиста. Учебник Филиппова по сравнению с ним - незабудка над ручьём. Впервые в университетском учебнике вычисляются процентные нормы представительства евреев в органах гос. власти, культуре, образовании и т.д. Авторы - профессора истфака МГУ Барсенков и Вдовин. Дипломником Вдовина был Никита Тихонов, обвиняемый в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. В прошлом году на факультете иностранных языков того же МГУ открылся Русский клуб. Открылся лекцией Олега Платонова, антисемита и отрицателя Холокоста. Под влиянием его трудов молодое и безработное существо Коптев бросился с ножом на прихожан московской синагоги».
Наверняка, Ирина Ясина ещё не успела полностью прочесть учебник, однако, если судить по посту в её блоге, то уже готова к репрессиям: «в идеале мне бы мечталось о лишении авторов оного учебного пособия их ученых степеней и, уж само собой - права преподавания. А декана Карпова, который ставит на этот кошмар гриф "Рекомендовано" - в отставку!».
Что же возмутило глубокоуважаемых либералов в учебнике истории России Вдовина и Барсенкова?
Вот цитаты из учебника, озвученные в эфире «Эха Москвы» Карацубой и Голубовским: «В Советском Союзе из 70 лет его истории значительная часть приходится на годы правления, когда лидерами страны были лица не русской национальности. История национальной политики большевиков с первых лет советской власти была историей постоянного преодоления возникающих в многонациональном государстве трудностей усилиями прежде всего русского народа». (Стр. 12) «Помимо коллаборационистов, по данным НКВД Советского Союза, начиная со второй половины 1941 года по июль 1944 года по Союзу Советских Социалистических республик было выявлено 1 миллион 210 тысяч дезертиров и 456 тысяч уклонявшихся от службы в армии. К примеру, 63 процента чеченских мужчин, призванных в армию в начале войны, нарушили присягу и стали дезертирами». (Стр. 36). Подробнее здесь: http://www.echo.msk.ru/blog/agolubovsky/700845-echo/.
Начиная с 1991 года подобные и многие другие факты обнародованы в тысячах книг, журнальных публикация и даже учебниках. Почему же крик поднялся именно сейчас? После убийства журналиста Юрия Волкова в Москве? После печально известных событий в детском лагере «Дон»?
К тому же отнюдь не все российские либералы считают профессора МГУ Вдовина ксенофобом и сталинистом. Подробнее здесь: http://novchronic.ru/4900.htm и здесь: http://novchronic.ru/4902.htm.
Как справедливо отметил известный блоггер leteha (главный редактор сайта Kremlin.ru Павел Данилин), «правдивая информация - это теперь экстремизм. На истфаке МГУ, который я закончил 10 лет назад с красным дипломом, говорят, что начата травля ученых. Здоровье ученых реально пошатнулось. Люди находятся в стрессовом состоянии. Подобного идеологического давления на преподавателей трудно припомнить с 90-х. А на Истфаке МГУ, где в последние полвека царил плюрализм мнений, подобное можно вспомнить только по грустному опыту травли Рыбаковым Зимина. Дело явственно попахивает политическим давлением на ученых. Какой-то либеральный 37-й. Трогательное единение декана Карпова, журналиста Сванидзе, псевдоисторика Карацубы, блоггера Ясиной и бывшего президента Кадырова. Единение либеральных людоедов и чеченских правозащитников. Против тех, кто посмел сказать о русском народе».
А вот и продолжение истории. На сайте президента и правительства Чечни (http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=8110) опубликовано следующее сообщение:
Авторы «Истории России», обвиненные в клевете на чеченский народ, просят не доводить дело до суда
Авторы учебного пособия для студентов высших учебных заведений "История России. 1917-2009" доктора исторических наук, профессора кафедры отечественной истории 20-21 веков МГУ Александр Барсенков и Александр Вдовин, обвиненные Уполномоченным по правам человека (УПЧ) в ЧР Нурди Нухажиевым в фальсификации истории и клевете на чеченский народ, признали, что при написании учебника воспользовались непроверенными данными.
В письме, направленном в адрес адвоката Мурада Мусаева, который намерен представлять обвинение в лице руководителя аппарата УПЧ в ЧР в судебном разбирательстве против авторов «Истории России», А.Барсенков и А.Вдовин просят не доводить дело до суда.
«Нами направлены письма в адрес библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова и в издательство «Аспект Пресс» с просьбой приостановить распространение данного учебного пособия до исправления допущенных неточностей. Сожалеем о том, что приведенные нами непроверенные сведения оскорбили чувства Ваших доверителей и стали причиной инициированного Вами разбирательства. Мы готовы к урегулированию настоящей проблемы миром, просим Вас воздержаться от обращения в следственные и судебные органы», - сказано в письме.
Письмо с аналогичной просьбой направил адвокату М.Мусаеву и декан исторического факультета МГУ, член-корреспондент РАН, профессор С. Карпов.
По его словам, учебное пособие «История России. 1917-2009», основанное «на непроверенных источниках, носит авторский характер, исторический фаультет МГУ им. М.В.Ломоносова не разделяет позиции авторов пособия».
С.Карпов заверил в письме, что данный вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании Ученого Совета исторического факультета МГУ.
«В настоящее время пособие изъято из учебного процесса на факультете. Кафедре Отечественной истории 20 века дано поручение детально рассмотреть содержание данного учебного пособия и дать ему оценку», - подчеркнул в письме профессор С.Карпов.
Он также выразил сожаление по поводу сложившейся ситуации и выразил надежду, что она будет урегулирована во внесудебном порядке.
В аппарате Уполномоченного по правам человека в ЧР заявляют, что готовы пойти навстречу авторам этих писем и отказаться от обращения в суд при трех условиях: авторы клеветнического издания признают свою вину, извинятся публично перед чеченским народом за нанесенное ему оскорбление и предпримут меры по полному изъятию учебного пособия из обращения.
Как убедительно и быстро действуют в Российской Федерации "аргументы" чеченской стороны. Историки и ректоры главного вуза страны в течение суток отказываются о того, что по идее должно было быть делом их жизни (http://davnym-davno.livejournal.com/126312.html). По крайней мере, профессиональной. При этом "непроверенными" учёные мужи называют данные, взятые, по их же собственным утверждениям, из работ всемирно известного историка, виднейшего специалиста по сталинской эпохе И. Костырченко, труды которого признаны во всем мире.
Кстати, по поводу "убедительности" чеченцев известный блоггер и главный редактор ресурса "Русский обозреватель" Егор Холмогоров приводит такую крайне любопытную информацию: «Ситуация на сегодняшний момент такая, что в отношении А.И. Вдовина "чеченской диаспорой" столицы когда-то-нашей-Родины начата кампания прямого запугивания, угроз и шантажа. В которой принимает участие руководство когда-то-исторического-факультета МГУ. Самому Александру Ивановичу с этой ситуацией не справиться - он уже пожилой академический ученый-исследователь, а не политбоец и не народный трибун. Защитой русского ученого почему-то никто не занимается. Даже не пытается, хотя очевидно, что медиакампании там уже мало. Там нужна юридическая, а возможно и физическая защита» (http://www.rus-obr.ru/days/7778). И ещё: http://holmogor.livejournal.com/3616532.html).
Остается только надеяться, что все чеченские аргументы все-таки пока ещё находятся в рамках правового поля. Иначе весь этот "истерический" процесс принял бы совсем неприличный характер
ниже приведены комментарии действительно тех кто представляет гражданское общество:
Дмитрий Володихин
доцент исторического факультета МГУ, писательОтечественная историческая наука, в частности, исторический факультет МГУ, должны быть благодарны Вдовину и Барсенкову за то, что те с умеренно государственнических позиций на основе глубокого профессионализма подняли сложный вопрос. В своем учебнике они, показали, что проблемы на национальной почве существовали на протяжении всего советского периода, так или иначе влияли на уровень жизни, на возможности карьеры, на распределение высших управленческих кадров. На мой взгляд, стоит поддержать Вдовина и Барсенкова, потому что они высказались честно и профессионально. А что касается господина Сванидзе, то он пытается навязать науке свои идеологические позиции и с помощью своей идеологии оскопить научное знание, отрезать то, что ему кажется лишним. Такую позицию иначе как несерьезной не назовешь.