Мк. 3:27. «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если жет сильного, — и тогда расхитит дом его».
Одна из главных тем Евангелия от Марка — это всеохватывающее стремление Иисуса поразить сатану и демонические силы; в 3:27 это вы¬ражено как «связать сильного» (т.е. сатану) и «расхитить дом его» (т.е. освободить тех, кто порабощен сатаной). Эта власть над сатаной особенно очевидна в изгнании демонов (греч. «даймонион») или злых духов.
ДЕМОНЫ. (1) Новый Завет часто упоминает о людях, страдающих от давления или влияния .сатаны из-за того, что в них вселился злой дух, и о столкновениях Иисуса с демонами. Например, в Евангелии от Марка таких столкновений описано множество: (1:23-28, 32-34, 39; 3:10-12, 14-15; 5:1-20; 6:7, 13; 7:24-30; 9:14-29; 16:17.)
(2) Демоны — это духовные (нефизические) существа, имеющие созна¬ние и разум. Будучи членами царства сатаны и врагами Бога и людей: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом». (Мф. 12:43-45), они злы, жестоки и находятся под властью и управлени¬ем сатаны (см. Мф. 4:10,).
(3) Новый Завет представляет этот мир как отчужденный от Бога и захваченный, порабощенный сатаной: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». (см. Ин. 12:31); «для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». ( 2 Кор. 4:4); «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». (Еф. 6:11-12;). Демоны — это правители этого века, и христиане должны вести постоян¬ную борьбу с ними (см. Еф. 6:12).
(4) Демоны могут жить в телах неверующих людей, и это часто слу¬чается (см. Мк. 5:14; Лк. 4:41; 8:28); а также: «Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час». (Деян. 16:18); они используют голоса своих жертв, чтобы говорить. Они порабощают этих людей и побуждают их ко злу, безнравственности и греху.
(5) Демоны могут быть причиной физических заболеваний тела: «Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». (Мф. 9:32-33; 17:18); «И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». (Мк. 9:20-22); «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться». (Лк. 13:11), хотя и не все заболевания — результат воздействия злых духов (Мф. 4:24;Лк. 5:12-13).
(6) Люди, занимающиеся спиритизмом и магией (т.е. волшебством), имеют дело именно со злыми духами: «А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм». (ср. Деян. 13:8-10; 19:19); (Гал. 5:20; Отк. 9:20).
(7) Злые духи будут особенно активны в последние дни этого века, пораждая оккультизм, разврат, насилие и жестокость; они будут извра¬щать и оскорблять Слово Божье и здравое учение: « Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Мф. 24:24); «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их». (2 Кор. 11:13-15); «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,» (1 Тим. 4:1). Крайняя степень разгула деятельности демонов проявится в антихристе и его последователях: «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения». (2 Фесс. 2:9-10); «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя». (Отк. 13:2-8;16:13-14).
ИИСУС И ДЕМОНЫ. (1) В Своих чудесах Иисус часто наступает на силы сатаны и демонов (напр. Мк. 1:26, 34, 39; 3:10-11; 5:1-20; 9:17-29;ср. Лк. 13:16). Одна из Его ясно обозначенных целей в Его приходе на землю была связать сатану и освободить тех, кого он поработил: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». (Мф. 12:29); «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк. 1:27); «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». (Лк. 4:18-19).
(2) «Связывание» сатаны Иисусом совершилось отчасти в Его изгнании демонов, но более полно — в Его смерти и воскресении: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». (Ин. 12:31). Он низверг власть сатанинской сферы и восстановил власть Царства Божьего . (3) Озеро огненное (греч. «геенна»), место мучений, готовится нашим Господом для дьявола и его демонов: «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». (Мф. 8:29; 25:41).
ВЕРУЮЩИЕ И ДЕМОНЫ. (1) Писание учит, что ни один истинно верующий, в котором обитает Святой Дух, не может быть одержим демо¬ном; т.е. Дух и демоны не могут обитать в одном и том же теле: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (см. 2 Кор. 6:15-16). Демоны могут, однако, влиять на мыс¬ли, эмоции и действия христиан, которые не следуют водительству Свя¬того Духа: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». (Мф. 16:23); «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:3, 14).
(2) Иисус обещал истинно верующим власть над силами сатаны и его ополчения. Противостоя им, мы должны разрушать ту власть, которую они пытаются возыметь над нами. Для этого мы должны вести великую духовную войну силою Святого Духа: «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». (см. Лк. 4:14-19). Таким образом мы можем быть свободны от сил тьмы.
(3) Согласно притче в Мк. 3:27, духовная война с сатаной предполага¬ет три различных аспекта: (а) объявление войны против сатаны (см. Лк. 4:14-19); (б) вторжение в дом сатаны (во всякое место, где у него есть «твердыня», т.е. база для действий), наступление на него и одоление его молитвой и провозглашением Слова, разрушение его вооружения — демо¬нического обольщения и искушения (ср. Лк. 11:20-22); (в) «расхищение» его имения, т.е. освобождение тех, кто был пленен силой сатаны, и пре¬дание этих людей Богу, чтобы они могли получить прощение и освяще¬ние через веру во Христа (Лк. 11:22); «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». (Деян. 26:18).
(4) «Вот шаги, которые каждый из нас лично должен предпринимать в процессе духовной борьбы, (а) Осознать, что наша война не против пло¬ти и крови, но против духовных сил и властей зла (Еф. 6:12). (б) Жить жизнью перед Богом, быть всем сердцем преданными Его истине и пра¬ведности: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2); «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности» Еф. 6:14). (в) Верить, что сила и власть сатаны может быть разрушена в любой из областей Его владений: «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18); «а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого
Еф. 6:16); «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фесс. 5:8) и осознать, что у верующего есть мощное духов¬ное оружие, данное Богом на разрушение сатанинских твердынь: "Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:4-5). (г) Провозглашать Евангелие Царства в полноте Святого Духа (Мф. 4:23; Лк. 1:15-17; Деян. 1:8; 2:4; 8:12; Рим. 1:16; Еф. 6:15). (д) Противостать сатане и его силам непосредственно — верой во имя Иисуса (Деян. 16:16-18), используя Слово Божье (Еф. 6:17), молясь Ду¬хом (Деян. 6:4; Еф. 6:18), постом (см. Мф. 6:16; Мк. 9:29), и изгоняя демонов: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. (см. Мф. 10:1, 12:28; 17:17-21);(Мк. 16:17; Лк. 10:17; Деян. 5:16; 8:7; 16:18; 19:12;). (е) Молиться и ревностно желать проявления Духа через дары исцеления и языков, чудеса и знамения: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, 30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. 31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. 32 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. 33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним». (Деян. 4:29-33; 10:38); «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». (1 Кор 12:7-11).