-Метки

* имена на все времена... 1950- Власть авто-история автомобиль автомобильный салон актёры и роли актеры театра и кино аналитика анекдот анекдоты антиквариат антология фотографии армия байки библиотека биографии и судьбы блюда из мясных изделий бродилки в мире интересного весёлые картинки весёлый роджер взгляд видео видеоклипы военная история военный архив военный вестник война 1941- 1945 вооружение вторая мировая война вторые блюда глобальный конфликт города россии дача дискурс достопримечательности россии женские образы женский образ живопись живопись и графика жизнь замечательных людей жизнь и радость заготовки на зиму закуски зарубежные художники здоровье земные технологии знаменитые династии россии знаменитые женщины и в шутку и в серьез из инета имена на все времена... интересно интересные факты ирония искусственный разум истории исторические параллели история история СССР история в фотографиях история и культура россии картинки компьютер для чайников компьютер и всё для него красотки кулинария кулинарная книга литературные чтения лица из прошлого личность люди мастера искусств мастера ню машины медицина и здоровье меню разных рецептов мир мир вокруг нас мнение музыка музыка на века музыкальный портал мятеж на мировой арене нескучные заметки нечто непонятное общество оружие пейзажи по волнам нашей памяти позитив позитифф... полезная информация политика политпросвет: в россии поэзия правопорядок православие прикол природа промышленность - техника и технологии просто вспомним противостояние размышлизмы растительный мир ретро в фотографиях рецепты российская империя российские художники россия рф рыба рыбные блюда сарказм сатира смешно и не очень смеяться разрешается события события в россии и в мире союз советских социалистических республик ссср стёб старые фотографии стихи суперхит xx века таланты тематические подборки транспорт уютный дом фауна фото фотосет фразочки в картинках художник художники разных стран художники россии цветы швейные машинки шутки экономика эротика это интересно юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Много лет оттачивала свое мастерство засолки грибов. - (0)

Много лет оттачивала свое мастерство засолки грибов. Много лет оттачивала свое мастерство засолк...

За какие преступления, человек приговаривался к расстрелу при Сталине. Зачем Хрущев амнистировал бандеровцев, власовцев и коллаборационистов. - (0)

За какие преступления, человек приговаривался к расстрелу при Сталине. Зачем Хрущев амнистировал бан...

Красавицы на службе. - (0)

Красавицы на службе Форма, неважно, военная, полицейская, лётная, железнодорожная, медицинская, п...

С ума сходит не климат, как утверждают многие, с ума сходит человек, климат всего лишь отражает его внутренний мир. - (0)

С ума сходит не климат, как утверждают многие, с ума сходит человек, климат всего лишь отражает его ...

ОНА ПРОСНУЛАСЬ... - (0)

Она проснулась... Она проснулась, потянулась, И голой подошла к окну. Полсотни мужиков свихнуло...

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ALEXANDR_RUBTSOV

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 18529


150 лет назад. Первое покушение.

Суббота, 16 Апреля 2016 г. 20:13 + в цитатник
Цитата сообщения lj_foto_history 150 лет назад. Первое покушение


Покушение Д.В. Каракозова на Александра II 4 апреля 1866 у Летнего сада в Петербурге
Художник Гринер


Только вчера была юбилейная годовщина казни народовольцев-первомартовцев, а сегодня — 150-я годовщина покушения Дмитрия Каракозова на того же императора Александра Второго. Покушение Каракозова было первым в ряду из семи покушений на царя, покушение народовольцев 1 марта стало последним, так что оба события связаны между собой и весьма символичны. Ну, кто же виноват, что в русской истории так густо от всевозможных покушений на венценосных особ и их цареубийств (Пётр III, Иван Антонович, которых отправила на тот свет Екатерина "Великая" — нет ли, кстати, в этом её хвалебном титуловании "пропаганды терроризма"? :) а ещё Павел I, Александр II, Николай II... — это, разумеется, далеко не полный перечень).
Однако выстрел Каракозова был для общественности шоком исключительной силы. Стрелять в "Царя-Освободителя"! Какое чудовищное святотатство! Выстрел прогремел, когда царь садился в карету в Летнем саду на глазах у большой толпы зевак, наблюдавших за августейшей прогулкой. Толпа набросилась на стрелявшего (это был Дмитрий Каракозов), и чуть не растерзала его. «Дурачьё! — кричал он, отбиваясь. — Я для вас это делаю!».
Царь спросил у схваченного Каракозова: «Ты поляк?». Ему было трудно представить, как и всем тогда, что в него мог стрелять соотечественник. Поляка после сурового подавления польского восстания вообразить покушающимся на царя было несложно. «Нет, чистый русский». «Почему ты стрелял в меня?» — спросил царь. «Ваше величество, вы обидели крестьян!» — дерзко отвечал несостоявшийся цареубийца. Кстати, по официальной легенде, именно крестьянин Осип Комиссаров толкнул Каракозова под руку и тем самым спас государя от верной гибели. За это Комиссарова возвели в дворянское достоинство с фамилией Комиссарова-Костромского, а в Летнем саду поставили часовню с надписью на фронтоне: «Не прикасайся к Помазаннику Моему». В 1930 году победившие революционеры часовню снесли.

Выстрел Д.В. Каракозова

Мотивы Каракозова стали ясны из найдённой при нём прокламации, где он писал: «Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принёс пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…»

Дмитрий Каракозов после ареста

Каракозова, конечно, приговорили к смерти. Воспоминания о его публичной казни оставил художник Илья Репин, присутствовавший при повешении. Он писал:
"Первое покушение на жизнь Александра II озадачило всех простых людей до столбняка. Вместе с народною молвою средние обыватели Питера быстро установили, что это дело помещиков — за то, что у них отняли их собственность — тогда с душою и телом — крепостных; вот они и решились извести царя. Интеллигенция, конечно, думала иначе...
"Избавитель" Осип Иванович Комиссаров-Костромской быстро становился героем дня, но у нас он не имел успеха: злые языки говорили, что в толпе, тогда у Летнего сада, этот шапошник был выпивши и его самого страшно избили, принявши за покусителя. А потом болтали, что в разгаре его славы жена его в магазинах требовала от торговцев больших уступок на товарах ей как "жене спасителя"...
Ещё темненько было в роковое утро, на заре, а мы... уже стояли в бесконечной толпе на Большом проспекте Васильевского острова. Вся дорога к Галерной гавани, шпалерами, густо, по обе стороны улицы была полна народом, а посредине дороги быстро бежали непрерывные толпы — все на Смоленское поле. Понемногу продвигались и мы по тротуару к месту казни... Вот и поле, видна и виселица, вдали черным глаголем стоявшая над деревянным эшафотом — простыми подмостками... Уже совсем был белый день, когда вдали заколыхалась без рессор, чёрная телега со скамеечкой, на которой сидел Каракозов. Только на ширину телеги дорога охранялась полицией, и на этом пространстве ясно было видно, как качался из стороны в сторону на толчках "преступник" на мостовой булыжника. Прикреплённый к дощатой стенке-лавочке, он казался манекеном без движения. Спиной к лошади он сидел, не меняя ничего в своей омертвелой посадке... Вот он приближается, вот проезжает мимо нас. Всё шагом — и близко мимо нас. Можно было хорошо рассмотреть лицо и всё положение тела. Закаменев, он держался, повернув голову влево. В цвете его лица была характерная особенность одиночного заключения — долго не видавшее воздуха и света, оно было жёлто-бледное, с сероватым оттенком; волосы его — светлого блондина, — склонные от природы курчавиться, были с серо-пепельным налетом, давно не мытые и свалянные кое-как под фуражкой арестантского покроя, слегка нахлобученной наперёд. Длинный, вперед выдающийся нос похож был на нос мертвеца, и глаза, устремленные в одном направлении, — огромные серые глаза, без всякого блеска, казались также уже по ту сторону жизни: в них нельзя было заметить ни одной живой мысли, ни живого чувства; только крепко сжатые тонкие губы говорили об остатке застывшей энергии решившегося и претерпевшего до конца свою участь. Впечатление в общем от него было особо страшное...
Скоро толпа смолкла. Все взоры приковались к эшафоту. Колесница к нему подъехала. Все наблюдали, как жандармы под руки помогали жертве слезть с телеги и всходить на эшафот. На эшафоте и с нашего места нам никто не мешал видеть, как сняли с него черный армяк с длинным подолом, и он, шатаясь, стоял уже в сером пиджаке и серых брюках. Довольно долго что-то читали начальственные фигуры, со средины подмостков ничего не было слышно. Обратились к "преступнику", и жандармы и еще какие-то служители, сняв с него черную арестантскую фуражку, стали подталкивать его на средину эшафота. Казалось, он не умел ходить или был в столбняке, должно быть у него были связаны руки. Но вот он, освобожденный, истово, по-русски, не торопясь, поклонился на все четыре стороны всему народу. Этот поклон сразу перевернул всё это многоголовое поле, оно стало родным и близким этому чуждому, странному существу, на которого сбежалась смотреть толпа, как на чудо. Может быть, только в эту минуту и сам "преступник" живо почувствовал значение момента — прощание навсегда с миром и вселенскую связь с ним.
— И нас прости, Христа ради, — прохлюпал кто-то глухо, почти про себя.
— Матушка, царица небесная, — протянула нараспев баба.
— Конечно, бог будет судить, — сказал мой сосед, торговец по обличью, с дрожью слёз в голосе.
— О-о-х! Батюшки!.. — провыла баба.

Дмитрий Каракозов перед казнью. Рисунок И. Е. Репина

Толпа стала глухо гудеть, и послышались даже какие-то выкрики кликуш... Но в это время громко барабаны забили дробь. На "преступника" опять долго не могли надеть сплошного башлыка небеленой холстины, от остроконечной макушки до немного ниже колен. В этом чехле Каракозов уже не держался на ногах. Жандармы и служители, почти на своих руках, подводили его по узкому помосту вверх к табурету, над которым висела петля на блоке от черного глаголя виселицы. На табурете стоял уже подвижной палач: потянулся за петлей и спустил веревку под острый подбородок жертвы. Стоявший у столба другой исполнитель быстро затянул петлю на шее, и в этот же момент, спрыгнувши с табурета, палач ловко выбил подставку из-под ног Каракозова. Каракозов плавно уже подымался, качаясь на веревке, голова его, перетянутая у шеи, казалась не то кукольной фигуркой, не то черкесом в башлыке. Скоро он начал конвульсивно сгибать ноги - они были в серых брюках. Я отвернулся на толпу и очень был удивлен, что все люди были в зеленом тумане... У меня закружилась голова... Куда идти? Куда деваться?.. Стоило больших усилий, чтобы не разрыдаться..."
Весьма характерные эмоции для тогдашней студенческой молодёжи, и Илья Ефимович в своих мемуарах их весьма точно отобразил. Мог ли в этих условиях царь рассчитывать на безмятежное царствование и долголетие?

http://foto-history.livejournal.com/9292129.html

Рубрики:  РОССИЯ/История и культура России
История и культура России
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку