Учимся выражать себя 1-2 года.
Ребенок еще не может передать свои эмоции, чувства, впечатления и желания словами. Учите его доступными для него способами: интонациями, жестами, знаками, движениями, действиями выражать себя.
Да – нет
Когда вы видите, что малыш хочет что-то взять, попробуйте угадать его желания: «Ты хочешь машинку? Да? (и кивните головой) Нет? (отрицательно покачайте головой)» Привет – пока
Вместо приветствия можно научить малыша приветливо махать рукой, а на прощание делать знак «пока».
Грозим пальчиком
В подходящих ситуациях научите малыша грозить пальчиком «нельзя». Можно обыграть эту ситуацию. Вы берете игрушечного зайку и делаете им что-то недозволенное (например, пусть зайка тянется к горячей настольной лампе). Малыш должен погрозить ему пальчиком: «Нельзя».
Радуемся – грустим
Когда малыш радуется, покажите, как можно выразить своё чувство – похлопайте в ладоши. Если ребенок рассердился, предложите ему вместе посердиться и потопать ногами. Если кроха обиделся – предложите ему вместе выплеснуть обиду и грустно «повыть» у-у-у. Лев рассердился Расскажите ребенку, что когда львы сердятся – они сердито рычат: «Ы-Ы-Ы». Предложите ребенку посердиться и грозно порычать как лев. Можно рычать, кто громче, кто тише, кто страшнее, кто добрее.
Радостная и сердитая собака
Предложите ребенку изобразить радостных собак, которые увидели своего хозяина. Вы и ребенок подпрыгиваете, повизгивает, тявкаете. А теперь собаки увидели плохого дядю и зарычали: «ы-ы-ы», громко загавкали: «гав-гав-гав»!
Ласковая и грубая кошечка
Покажите малышу игрушку-кошку и скажите, что когда она ласково мяукает – нужно ей давать рыбку (пластмассовую). Возьмите кошку в руки и скажите нежно и ласково: «мяу-мяу» - и пусть малыш угостит кошку рыбкой. Теперь скажите грубо: «мяу-мяу» - подскажите малышу, что сейчас рыбку давать кошке не надо. Потом поменяйтесь ролями – теперь малыш будет кошкой.
Сделай как я
Попросите ребенка делать как вы. Подойдите и обнимите папу малыша, поцелуй его дедушку, возьмите бабушку за руку, погладьте папу по голове, «отправьте» воздушный поцелуй дедушке и т.д. Сопровождайте свои действия объяснениями: «Я люблю папу и обнимаю его».
Что ты любишь
Подготовьте карточки с предметными картинками или нарисуйте несколько знакомых ребенку предметов: яблоко, сок, баранку, печенье; пирамидку, книжку, куклу/машинку, качели и т.д. Предложите малышу выбрать, что он любит.
Любимая киска
Возьмите в руки любимую игрушку малыша (например, кошку), покачайте её, приласкайте, погладьте, прижмите к себе, поцелуйте. Передайте игрушку малыша, побуждая его тоже проявить свою нежность. Сопровождайте свои действия и действия малыша словами стихотворения: Киска, кисонька, кисуля! - Позвала котенка Аринуля. Не спеши домой, постой! - И погладила рукой. Ладошечка Сначала вы гладите ребенка по его ладошкам, приговаривая: Ты ладошечка, Моя крошечка. Я поглажу тебя, Моя крошечка. Потом берете руку ребенка в свою и гладите его рукой свою ладонь, приговаривая: Ты ладошечка, Моя крошечка. Ты погладь меня, Моя крошечка.
Бедная кукла
Укачивайте на руках куклу, гладьте её и рассказывайте про неё стихотворение В.Берестова грустным голосом: Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна. Кукла бедная больна. Просит музыки она. Спойте, что ей нравится, И она поправится. Предложите ребенка пожалеть куклу, покачать её на ручках. Таня плачет Разыграйте сценку с куклой Таней. Возьмите куклу и мячик в руки и расскажите стихотворение А.Барто: Наша Таня громко плачет Уронила в речку мячик. (бросьте мячик на пол). Предложите ребенку пожалеть (погладить) куклу и принести ей мяч. В заключение скажите: Тише, Танечка, не плач, Не утонет в речке мяч.