Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся
разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда
Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10:36, 37).
Христос как истинный толкователь Торы притчей о милосердном
самарянине рассказал, что значит исполнить закон. Законник,
спрашивая: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», считал,
что важно исполнить букву Торы. Но быть христианином — значит
исполнять закон не так, как учит Моисей или раввины, но как учит
Христос — исполнять не букву, а дух заповедей.
Апостол Павел писал об этой сущности христианства: «Он дал нам
способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа,
потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). «Буква
убивает» — в притче священник и левит исполнили «букву закона»
и не прикоснулись к раненому, чтобы не оскверниться, потому что
он мог оказаться мертвым. Таким образом, «буква закона» оправдывала бессердечие. Напротив, самарянин, не боясь нарушить «букву закона», исполнил его дух. Ближним пострадавшему оказался
не единоплеменник еврей, но самарянин, оказавший ему милость.
Если религия делает человека сосредоточенным только на своем
спасении, на своей религии и безразличным к другим, такая религия
представляет Бога в ложном свете и является заблуждением.
На греческом языке слова «масло» (элайон) и «милость» (элеос)
этимологически связаны. Тора повелевает приносить в жертву хлеб
и елей: «Приносящий жертву свою Господу должен принести в приношение от хлеба десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной
с четвертою частью гина елея» (Числ. 15:4).
Притча говорит, что самарянин вез с собой елей и вино, как бы
идя для того, чтобы совершить жертвоприношение, но его жертвоприношением, угодным Богу, стал елей милости — помощь раненому. Таким образом, самарянин исполнил «дух закона», то, чего
на самом деле и ожидал от него Бог. Как сказано об этом у пророков:
«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели
всесожжений» (Ос. 6:6).
Источник:
|