-Цитатник

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов ольга берггольц опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12165
Комментариев: 34232
Написано: 59081


Юнна Мориц и молодые поэты высказались о Бродском накануне его юбилея

Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 18:30 + в цитатник

 

«Старайтесь уважать жизнь, не только за её прелести, но и за её трудности. Они составляют часть игры, и хорошо в них то, что они не являются обманом. Всякий раз, когда вы в отчаянии или на грани отчаяния, когда у вас неприятности или затруднения, помните: это жизнь говорит с вами на единственном хорошо ей известном языке».

 

Postscriptum

Как жаль, что тем, чем стало для меня
твое существование, не стало
мое существованье для тебя.
…В который раз на старом пустыре
я запускаю в проволочный космос
свой медный грош, увенчанный гербом,
в отчаянной попытке возвеличить
момент соединения… Увы,
тому, кто не способен заменить
собой весь мир, обычно остается
крутить щербатый телефонный диск,
как стол на спиритическом сеансе,
покуда призрак не ответит эхом
последним воплям зуммера в ночи.

1967

Иосиф Бродский



Юнна Мориц:

ВКЛАД В ИСТРЕБЛЕНИЕ СОВЕСТИ

24-го мая День рождень великого русского поэта Иосифа Бродского, ему - 80 лет.
Тусовки взаимного восхищения стонут от возмущения!.. И на Васильевский остров не пришёл умирать, а ведь написал

"Ни страны, ни погоста не хочу выбирать,

На Васильевский остров я приду умирать".

Это - иносказание, дамы и господа, - иносказание священного смысла, священного чувства. Вся мировая поэзия - иносказание, а не справка из нотариальной конторы.

Экспонаты, при жизни Бродского щеголявшие знакомством, общением, дружбой с ним, щеголяют теперь издевательскими насмешками над его "императорскими замашками": написал он, что мрамор у него в жилах!..

Да, написал, но это - не императорский мрамор статуй, а иносказание "мрамора" в кровеносных сосудах Иосифа Бродского, страдающего смертельной болезнью сердца, это - кардиология, дамы и господа, тяжко страдающие от зависти!
В литературном приложении к "Независимой газете" напечатаны эти попрёки экспонатов, "переболевших Бродским". Но если их тексты ко дню рождения Бродского сравнить с текстами восторженно хвалебных рецензий на множество писанин множества других авторов, опубликованных там же, - надо всех, кроме Иосифа Бродского, наградить орденом "За выдающийся вклад в истребление Совести".


13 января 2018 года

 

КАК БРОДСКОГО СПАС ЕВТУШЕНКО
( из цикла "Мгновеники")

В один из праздников зимних, в последней четверти прошлого столетия прошлого тысячелетия, в гостях у моей талантливой, яркой, красивой подруги западногерманской, Хельги Энгельбрехт, которая тогда жила в Москве на Кутузовском проспекте, я спросила у Евтушенко, правда ли, что он написал, или подписал, или сказал, или подтвердил, что Бродский не способен "ужиться" с поэтами нашей страны и поэтому лучше было бы для всех, если бы он уехал на запад?..
Евтушенко ответил, что у него были неприятности на таможне с валютой и книгами, он попал в безвыходное положение... И никакого другого, лучшего выхода не нашёл?.. Я сказала ему, что не верю ни единому слову о безвыходной ситуации с валютой и книгами, это - плохая легенда для человека, чьи связи со всеми органами высшей власти безграничны. Изобразив искреннее, мучительное страдание, он спросил, не пропадёт ли Бродский в эмиграции, в отрыве от живой русской речи ?

Я ответила, что Бродский - поэт страшной силы, и самое страшное, что он нигде не пропадёт, везде будет великим русским поэтом и получит Нобелевскую премию.
"Нобелевскую премию получу я, за "Бабий яр" и за "Наследники Сталина" , сегодня знают меня во всём мире, как самого знаменитого русского поэта",- сказал спаситель Бродского. И , несомненно, неоспоримо, слова о его знаменитости были чистой правдой, в этом смысле он не соврал!..
Теперь там-сям в Интернете, в книгах, в статьях мемуарных, попадаются мне сказочки о том, как Евтушенко постоянно, на каждом шагу спасал Бродского, даже из ссылки вытащил именно он и никто другой!... В этих сказочках - вагоны вранья. Но однажды, и только однажды, Евтушенко, действительно, спас Бродского, написав, или подписав, или сказав, или подтвердив, что лучше было бы ему, Бродскому, на запад уехать, и это - чистая правда! Именно тогда и только тогда Евтушенко спас Бродского, сам того не понимая, не сознавая, не ведая. И был со мной Бродский согласен, улыбаясь чудесно!..
Господь, дух Творца, сам себя создающий и всё - из себя самого, - а кто же ещё? - в данном случае превратил всё ужасное во всё прекрасное, а всё губительное - во всё спасительное!..
Так зачем же врать? Зачем громыхать вагонами безбожного вранья? А затем, что это враньё - такое мероприятие - приятие мер!

Юнна Мориц

24 мая исполняется 80 лет со дня рождения Иосифа Бродского. Пожалуй, ни одного поэта так не цитировали в вирусное время, как Бродского. «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» уже давно стало мемом и даже успело поднадоесть. Некоторые в шутку предлагают забанить «нашего рыжего», как называла его Анна Ахматова. Впрочем, бан Бродскому не грозит. Он продолжает оставаться вершиной отечественной и мировой поэзии, любимцем молодёжи. Накануне юбилея корр. «МК» спросил у поэтов поколения 20-30- летних: что для них значат творчество Бродского, его личность и судьба, как Нобелевский лауреат повлиял на их поэтический рост, и почему сегодня надо читать его стихи? А их надо читать, учить и изучать. 

«Чем незримей вещь, тем оно верней, что она когда-то существовала»

(И. Бродский «Римские элегии», 1981)

Антон Азаренков, поэт, лауреат премии «Лицей», автор диссертации о творчестве Бродского. 

Сегодня Иосиф Бродский – это прежде всего «точка входа» в культуру. Чтобы по-настоящему прочесть Бродского, нужно держать в голове огромное количество других стихов – от Джона Донна до Томаса Венцловы. Для молодых поэтов, в большинстве своём чудовищно литературно необразованных, Бродский может стать отличной школой трезвости, «пиром Мнемозины». Его эссе – блестящий опыт понимания поэзии, медленного чтения, противоположного пресловутой современной «клиповости». Ещё Бродский – это вершина айсберга под названием «Советская “вторая культура”», и, начав с него, можно открыть для себя десятки имён и манер письма, которые и сегодня – особенно сегодня – звучат освежающе. Каждый раз, когда захочется рвануть на себе рубаху или пострелять, нужно читать Бродского. И ещё, конечно, сами его стихи: написавший двенадцатую «Римскую элегию» навсегда останется в истории мировой поэзии, в ноосфере.

«С красавицей налаживая связь,

 

вдоль стен тюрьмы, где отсидел три года,

лететь в такси, разбрызгивая грязь,

с бутылкой в сетке - вот она, свобода!

(И. Бродский «С красавицей налаживая связь…», 1972)

На изображении может находиться: 1 человек, стоит, текст и на улице

Арина Чеканова, поэт, актриса театра и кино. 

Бродский обладал поразительной харизмой. Его начали называть великим поэтом еще тогда, когда он писал стишата не то, чтоб совсем плохие, но вполне заурядные. И он, как Мюнхгаузен, который сам себя за косичку вытащив из болота, сумел сам себя дотянуть до заданного ему наперед уровня. «Для меня, например, он последний из великих поэтов ХХ века – во всяком случае, в классическом, цветаевском смысле слова». Я полностью присоединяюсь к словам Виктора Куллэ, моего мастера в Литературном институте. Любимое стихотворение – «Ниоткуда с любовью» и, конечно, «Когда так много позади. Всего, в особенности горя...». У меня абсолютное ощущение, что это поэт-проводник, и поэтому я ему верю. Мне нравится, что его стихи ложатся на джаз, в этом есть какая-то близкая мне атмосфера. У поэта особое биополе, и к этой энергетике очень интересно подключаться.

Если выпало в империи родиться, Лучше жить в глухой провинции у моря.

(И. Бродский «Письма римскому другу из Марциала», 1972)

 

Ростислав Ярцев, поэт, филолог.

Цветаева, один из любимых поэтов Бродского, считала, что слабыми подражательными стихами важно «переболеть» вовремя: как скарлатиной в детстве. Я сознательно писал много стихов, стилизованных «под Бродского», в старшей школе. Творчество «нашего рыжего» нобелиата — отличный плацдарм для начинающего поэта (если, конечно, вникать в его миропонимание честно и цельно). Сам Бродский называл стихи «колоссальным ускорителем сознания». Для меня лирика Бродского стала концентратом внимания к пространству человеческого духа, его болезненной истории. Бродский вскрывает метафизический потенциал предметов агонизирующего материального мира. Он весь в противостоянии жестокости, его credo — сочувствие трагедии частного человека, поставленного под удар эпохой масс. По мысли Григория Дашевского, Бродский ушёл от традиционной романтической позы лирического героя, внутренне накалив её до предела — и тем самым указав путь для «племени младого, незнакомого»: никогда и нигде не следовать за тиранией.

Как хорошо, на родину спеша,

поймать себя в словах неоткровенных

и вдруг понять, как медленно душа

заботится о новых переменах

(И. Бродский «Воротишься на родину….», 1961)

 



Борис Кутенков, поэт, литературный критик. 

Прекрасно помню первое, устрашающее впечатление – даже не от стихов Бродского, а от его влияния на последующую поэзию. Я двигался в своём творческом пути от настоящего – к прошлому, осознанно игнорируя писавших раньше начала XXI века. Герой нашего опроса был читан мной в эти годы, но скорее поверхностно. Примерно на втором курсе я подошёл к литинститутскому стенду, где была размещена статья кого-то из литинститутских преподавателей о Бродском, и это были пять минут жестокого разочарования в современной поэзии. Перед моими глазами пронеслись цитаты примерно десятка стихотворцев, которые так или иначе черпали из его колодца: полезный, надо сказать, момент снятия розовых очков и, может быть, истинного представления об иерархиях.

С годами я переосмыслил свои представления о видимой «вторичности» поэзии и понял, что и заимствующие ритм, образ или строку могут обладать индивидуальной интонацией. Лев Лосев в одном из интервью в ответ на вопрос, повлиял ли Бродский на последующую поэзию, выразился резко и прямо, что чувствует его обворованным; Татьяна Бек выразилась более предметно – о «закрывающем влиянии», «влиянии-шлагбауме».

Я стараюсь чаще читать его интервью и эссеистику – тем не менее, недавно молодой поэт, друг и коллега Ростислав Ярцев совершенно справедливо указал мне на его интонацию в стихотворении, казалось бы, с ним никак не связанном, – «вирус» проник через стихи последователей, как в той присказке: «читал того, кто читал того, кто читал Бродского». Единственный из современных молодых поэтов, воспринявший влияние Бродского индивидуально, преломивший через собственные этические и эстетические координаты, – Григорий Горнов.

Что-то внутри, похоже,

   сорвалось и раскололось.

   Произнося "О, Боже",

   слышу собственный голос

(И. Бродский «Мексиканский романсеро», 1975)

 

Григорий Горнов, поэт, учредитель поэтической премии «Двенадцать».

Иосиф Бродский для меня – это прежде всего поэт перехода из одной реальности в другую, поэт апокалипсиса, поэт «обнуления». Если героиня знаменитого сериала написала убийство, то про И.Б. можно сказать, что он написал распад империи. Или распад империи написал И.Б., что по сути синонимично. Эти переходы, развалы, распады, «исторические времена» переживают немногие поэты. Сколько поэтов погибло по воле судьбы, которую едва ли возможно перехитрить, сколько покончило с собой, погибло от рук или слов сумасшедших близких, и прочего и прочего. Бродский тоже немного протянул после своего космического полёта, «плаванья сквозь туман», но это и не важно, главное, что он уцелел во время потопа. Это была его миссия. И этот опыт передан будущим поколениям в виде стихов. Но ирония судьбы в том, что стихи, их смысл, открываются не сразу, для этого нужно самому пережить то, что пережил их автор. Что ж, так в нашу эру устроен мир, и это данность. Змея, кусающая собственный хвост.

 Иосиф Бродский

Иосиф Бродский — поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе

Рубрики:  Бродский
Метки:  
Понравилось: 10 пользователям