ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...
150 лет импрессионизма - (0)150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...
Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...
Пьетро да Кортона - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...
Жизнь кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского - (0)Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное ...
Валентина Петровна Маркова (1907-1941) |
ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД
Валентина Петровна Маркова родилась 23 февраля 1907 г. (в анкете указан 1904 г.) в Егорьевском прииске на Алтае в семье горного инженера. В конце 1910-х гг. вместе с семьей переезжает в Барнаул. Начальное художественное образование получила в Барнауле, в частной школе Н.А.Яновой-Надольской, ученицы Я.Ф.Ционглинского, затем – в студии изорисунка. Начиная с 1920 г. училась в Алтайских губернских художественно-технических мастерских у Елены Коровай. Е.Коровай отмечала смелость и оригинальность художественного видения своей ученицы. Там же В.Маркова познакомилась со своим преподавателем Михаилом Курзиным.
С 1922 по 1925 гг. В.Маркова жила попеременно в Омске, Новосибирске, Томске, работала в газете «Красноармейская звезда». В качестве военного художника ездила на манёвры в воинские части по всей Сибири. С 1921 г. участвовала в выставках. На выставке в Барнауле представила около 40 своих работ (живопись, акварель и сепии были куплены коллекционером М.М.Поляковым и сейчас находятся в собрании Томского художественного музея).
В.П. Маркова у своих работ на выставке в Барнауле. Фото 1921 г.
В 1925 г. В.Маркова переехала к М.Курзину в Ташкент, а в 1928 г. стала его женой, правда ненадолго. Там она работала художником в газете «Правда Востока» и в Узбекском государственном издательстве. Узбекский период творчества В.П.Марковой длился десять лет, она являлась членом творческой группы «Мастера Нового Востока». Работы узбекского периода под сильным влиянием своих учителей - Михаила Курзина и Елены Коровай отличаются творческим подъёмом, непрерывностью экспериментирования. Её личную жизнь нельзя назвать счастливой: Курзин, много и часто выпивает, устраивает дебоши, и Маркова всерьёз подумывает о том чтобы разорвать с ним отношения. В 1936 г. Курзин был арестован по обвинению во враждебной настроенности к советской власти, высказывании террористических намерений против И.В.Сталина, антисоветской агитации, был приговорен к пяти годам лишения свободы и сослан на Колыму.
Натюрморт «Пельмени». 1956 г. Холст, масло. 145х95 см. Музей изобразительных искусств Республики Каракалпакстан им. И.Савицкого, г. Нукус.
Одна из любимых картин М.Курзина с продуктами, о которых он только мечтал долгие годы заключения. И только «соточки» не хватает!
Портрет старого друга (Портрет художника Кедрина). 1956 г. Холст, масло. 80х63 см. Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва.
В это же время В.Маркова часто бывала в Ленинграде у своей сестры, где познакомилась с поэтами из будущего объединения Обэриутов и творчеством Павла Филонова, оказавшим бесспорное влияние на её творчество. «Человек с периферии попадает в самый эпицентр исканий неизведанных возможностей изображения и слова. Маркова рисует по памяти портрет Филонова и трехфигурную композицию на тему «Он, Она, Младенец», где трогательно распределяет роли следующим образом: Он – Филонов, Она – Маркова. Однако, и это принципиально важно, личная ситуация «Филоновского соловья» (как по свидетельству Е.Чернявского её называли друзья) не покрывает содержание рисунка…Но определено уже ее мироздание – любовь, рождение, смерть» (О.Ройтенберг, Москва, 2008).
Автопортрет в полосатом халате. 1920-е гг. Холст, масло. 57,5х49 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Композиция. 1927 г. Бумага, тушь. 27х19 см. Аукцион MacDougall's.
Семья. Лист из альбома рисунков. 1928 г. Бумага, карандаш. 22х17,3 см. Государственный Русский музей.
Во дворе. Вечер. Лист из альбома рисунков. 1928 г. Бумага, карандаш. 22х17,3 см. Государственный Русский музей.
Автопортрет. 1930-е гг. Государственный Русский музей.
Автопортрет с кумганом. 1932 г. Холст, масло. 76,5х51,5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус. (Кумган – восточный металлический или керамический сосуд для воды и вина).
Автопортрет в зеленой шляпе. 1934 г. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Женский портрет. 1930-е гг. Бумага, пастель. 27,7х20,6 см. Частное собрание.
Обнаженная. 1930-е гг. Бумага, акварель. 58,5х41 см. Аукцион MacDougall's.
Двое с лампой. 1930-е гг. Бумага, карандаш.
Автопортрет. 1930-е гг. Государственный Русский музей.
Натюрморт с арбузом. 1930-е гг. Холст, масло. 60,3х67,5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Валентина Маркова, Михаил Гайдукевич (в центре) и Михаил Курзин, члены группы «Мастера Нового Востока». Фото - Ташкент, 1930 г.
В 1929 г. В.П.Маркова начала преподавать рисунок в учебной изомастерской Ташкента, и в первой половине 1930-х гг. – пластическую анатомию в художественном техникуме. В 1930 г. участвовала в «Колхозной выставке» в Ташкенте в составе «Ударной бригады», в которую входили художники из группы «Мастеров Нового Востока» и Узбекской ассоциации работников изобразительных искусств, экспонировала картину «Каунчинский совхоз ночью» (местоположение неизвестно). Также участвовала в «Выставке картин художников Узбекистана» (Москва, 1934 год), 3-й отчетной выставке художников Узбекистана (Ташкент, 1935 г.) и в 1936 г. представила отчет о поездке в коневодческий совхоз.
Изучение творчества Марковой затрудняется из-за отсутствия письменных источников, а также из-за небольшого количества работ, дошедших до нас. Так, почти не сохранились произведения, выполненные в Барнауле, известно лишь, что стены её комнаты были расписаны фантастическими узорами, растениями и фигурами животных, напоминая японские ширмы.
1. На крыше. 1930-е гг. Бумага, тушь, карандаш. 30,7х23,8 см.
2. Мальчик на диване. 1930-е гг. Бумага, тушь. 30,8х24,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Мостик с арыками. 1930-е гг. Бумага, тушь, перо. 22,5х18,8 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Портрет женщины в вуали (Матери художницы). Середина 1930-х гг. Картон, масло, пастель. 52,5х37,5 см. Аукцион Совком, Москва.
Поэт (Портрет Е.А. Чернявского, второго мужа художницы). Начало 1930-х гг. Картон, масло. 94,5х66,5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Портрет Германа Рабиновича. 1930-е гг. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Автопортрет на фоне арки. 1936 г. Бумага, тушь, перо, акварель. 60,5х46 см. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
Горная дорога с табунщиками. 1936 г. Холст, масло. 37,5х51 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Табун у реки. Вечерний водопой. 1935-1936 гг. Холст, масло. 105х166,5 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Пейзаж. 1935 г. Бумага, акварель. 29,8х42,5 см. Частное собрание, Ташкент.
Происшествие. 1937 г. Холст, масло. Частное собрание И. Галеева.
В 1936 г. В.П.Маркова окончательно переехала в Ленинград. Нет данных, что она вовлечена в какое-то художественное общество, во всяком случае её фамилии в списке участвовавших в ленинградских выставках в эти годы нет. Зарабатывает беря заказы в типографии (книжная графика), занимается оформлением театральных спектаклей. В своих произведениях она неизменно обращалась к творчеству мастеров прошлого – итальянского Возрождения, французского, немецкого, английского романтизма. К сожалению, жизнь этой талантливой художницы была коротка. По данным родственников, она погибла в блокаду в Ленинграде при артобстреле 15 ноября 1941 года.
Картины В.П. Марковой в экспозиции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус. Фото 2012 г.
Работы В.П. Марковой находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого в г. Нукусе, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте и частных собраниях. Посмертные коллективные выставки с участием В.П.Марковой состоялись в Ташкенте (1973 г.), Москве (1977 и 1984 гг.), Санкт-Петербурге (1988-1991 гг.).
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва, Издательство «Галарт», 2008 г.
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. Маркова, Валентина Петровна – Википедия.
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/markova-valentina-petrovna/
3. Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва, Издательство «Галарт», 2008 г.
4. http://www.savitskycollection.org/pages/Markova.html
5. https://artinvestment.ru/auctions/96440/
6. https://www.liveinternet.ru/users/raisanikolaevna/post158933518/
Рубрики: | Авангард |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |