Антонио Ринальди родился около 1709 года в Италии. Вероятнее всего, Ринальди принадлежал к достаточно почтенному дворянскому роду, так как его дядя Бенефиали в письме Ванвителли именуется кавалером. Место его рождения неизвестно, но можно предположить, что он был уроженцем юга страны, ибо его учитель Ванвителли, работавший в Неаполе, брал учеников из близлежащих мест.
Неаполь сыграл значительную роль в его развитии как архитектора. В Неаполе в 1700 году в семье выходца из Голландии появился на свет Луиджи Ванвителли — впоследствии один из крупнейших зодчих позднего итальянского барокко. Луиджи Ванвителли был учителем Ринальди, несмотря на разницу всего лишь в девять лет. Это позволяет нам представить себе, на чем базировалось и формировалось эстетическое кредо и зодческое мастерство Ринальди. Антонио Ринальди вместе с другими учениками, которых Ванвителли считал членами своей семьи (в группе учеников были и сыновья зодчего), участвовал во многих постройках Ванвителли — в этом заключался метод обучения.
Конечно, на формирование Ринальди воздействовало накопленное веками художественное окружение, которое всегда притягивало в Италию архитекторов и художников и давало импульс для развития всех европейских школ того времени. Более всего следует выделить главное — постепенную смену стилистических особенностей итальянского искусства первой половины XVIII в. и зодчества, в частности. Произведения ведущих мастеров позднего итальянского барокко (1700— 1750-е), представленные именами архитекторов Ф. Ювара, А. Галилеи, Н. Сальви и Л. Ванвителли, со всей очевидностью показывают, что все они обращают внимание на классическое искусство, все более явственно используя егоформы и приемы. Эти особенности стали эстетической и творческой базой, которую применительно к русским условиям развивал Ринальди. Совершенно очевидно, что Ринальди осознавал силу своего дарования и искал для него надлежащее применение. Однако Италия первой половины XVIII столетия, истощенная междоусобными войнами, раздробленная на мелкие княжества и государства, в большинстве своем лишенные политической самостоятельности, не обладала прежним экономическим потенциалом, который позволял бы вести широкие строительные работы, требующие привлечения многих зодчих, живописцев, декораторов. и в лучшие времена в поисках житейского благополучия и творческой удачи страну покидали талантливые архитекторы. Эта тенденция в середине XVIII века особенно усилилась.
Ринальди приехал в Россию в 1951 году. Перед этим он побывал в Англии и Германии, и германская архитектура оказала большое влияние на будущие постройки. В России на тот момент классицизм уже практически сменил барокко. Популярностью пользовались такие архитекторы, как Соколов, Растрелли, Камерон. Согласно контракту, Ринальди должен был провести 7 лет на службе у графа Разумовского, гетмана Малороссии. Планировалось, что он примется за обустройство будущего административного центра края – города Батурина. Грандиозному проекту не суждено было завершиться. Для гетмана архитектор построил только один дворец, после чего в 1954 году отправился в Петербург. -
Придворный архитектор. Ораниенбаум
В 1754 Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть наследника престола Петра III и его супруги, будущей императрицы Екатерины II, после ее воцарения — ведущим архитектором Петербурга. Первое десятилетие пребывания в Петербурге Ринальди занимался строительством дворца в Ораниенбауме (1758-62), Оперного дома, Китайского дворца (1762-68)
Китайский дворец (1762-68), памятник рококо в русской архитектуре, отличается легкостью и изяществом. Здание состоит из анфилады залов с изысканными интерьерами (в оформлении парадных залов использованы стилизованные мотивы китайского искусства). Особую нарядность центральному Овальному залу придают стены, отделанные искусственным мрамором.
Павильон Катальной горки — 3-этажная, увенчанная куполом постройка с открытыми галереями и декором в стиле рококо — удивительно пропорционален и прекрасно вписывается в окружающую природную среду. Высота уникального сооружения 33 м.
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. 1768-1785.
Мраморный дворец, выполненный в стиле зрелого классицизма, называют вершиной творчества Ринальди Антонио. Такое название он получил из-за стен, облицованных натуральным камнем. На тот момент это было единственное здание в Петербурге с таким декором. Розовый мрамор использовался как в наружной отделке, так и в интерьерах. Дворец П-образной планировки стал настоящим украшением Невской набережной. Сейчас здесь находится филиал Русского музея.
Ринальди стал зачинателем использования естественного камня в отделке зданий в широких масштабах. В 1768-85 в Петербурге был построен знаменитый Мраморный дворец, отделанный снаружи и изнутри мраморами русских пород, добытыми вблизи Ладожского и Онежского озер. Оттенки мрамора 32 сортов подобраны с необычайной тонкостью и изысканностью.
Мраморный дворец завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Он отличается характерной для классицизма спокойной сдержанностью наружного облика, простотой членений и четкостью объемов. Главный фасад, расположенный в глубине двора, имеет сложную декоративную обработку.
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец (1766-81) — образец раннего русского классицизма. При его оформлении Ринальди проявил большое поэтическое чутье, понимание русской природы и красоты неброского на первый взгляд пудоского камня (местного известняка), который использовал для облицовки фасадов дворца. Внутренняя отделка, выполненная по проектам Ринальди и В. Ф. Бренны русскими мастерами, отличается роскошью (наборные паркеты, живописные плафоны, лепные украшения) и контрастирует со сдержанной внешней архитектурой дворца.
Красота дворца постигается в единстве с обширным пейзажным парком, необычным по планировке, украшением которого являются живописные озера и пруды.
Дворец в Гатчине (1766-1781). Фасад со стороны парка.
В 1768-02 в Петербурге на вновь созданной городской площади был сооружен первый Исаакиевский собор— главный собор новой столицы. Ринальди выполнил превосходную модель собора, которая хранится в музее Академии художеств. Строительством руководил архитектор В. Ф. Бренна (не завершен; в 1818-58 построен новый по проекту А. А. Монферрана).
Более 30 лет жизни Ринальди в России были наполнены интенсивной и разнообразной творческой деятельностью. Несмотря на преклонный по тем временам возраст, он был полон энергии и, может быть, мог бы еще многое построить, если бы не трагический случай, который произошел во время осмотра возводимого по его проекту Большого театра в Петербурге (ныне на его месте находится Консерватория) Ринальди упал с лесов. Продав дом, он в 1784 уехал в Рим. Архитектору была назначена пенсия — 1000 рублей в год, которую выплачивали ему пожизненно, пересылая через российского консула в Риме.
Десять последних лет жизни, проведенных Рипальди в Риме, где он жил под опекой своего племянника Сантино Ринальди, зодчий посвятил систематизации своих проектов и рисунков. По-видимому, Ринальди хотел издать их, но не успел. Через два с лишним года его племянник издал альбом гравированных чертежей, посвященный ораниенбаумским строениям зодчего. Сантино Ринальди пытался получить у русского правительства деньги, чтобы заказать гравюры с чертежей Мраморного дворца, Исаакиевского собора и других строений Ринальди. Но Павел I, для которого Ринальди был архитектором столь нелюбимой им Екатерины II, ответил отказом. Рипальди умер 10 февраля 1794 г. в Риме. О творческих возможностях и таланте одного из великих зодчих России Антонио Ринальди достаточно ярко и убедительно говорят его произведения.
На Манежной площади Петербурга, около Итальянской улицы, - бюсты четырех знаменитых итальянских архитекторов – Карло Росси, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги и Франческо Растрелли.
Дар правительства Итальянской республики и муниципалитета города Милана к 300-летию Санкт-Петербурга. Скульптор В. Э. Горевой, архитектор В. В. Попов.