-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин гафт валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий менделеев дмитрий мережковский дмитрий хворостовский екатерина максимова елена образцова зинаида гиппиус иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иоганн вольфганг гете иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский константин флавицкий лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт муслим магомаев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шопен шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)

В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...

Русский художник Валерий Якоби - (0)

Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59004


Грин Александр Степанович (1880-1932)

Воскресенье, 23 Августа 2015 г. 18:01 + в цитатник

Александр Степанович Грин (Гриневский) - прозаик, родился в семье служаще­го, сосланного в Вятку за учас­тие в польском восстании 1863 года. В 1896 уехал в Одессу. Скитался по России, был мат­росом, рыбаком, золотоискате­лем на Урале, солдатом. В полку примкнул к эсерам. Бежал с военной службы. Вел революционную работу среди матросов и солдат Севастополя. Сидел в тюрьмах, три раза был в ссылке. С 1912 года жил в Петербурге. В 1924 году пере­ехал в Феодосию, а в 1930 году — в Старый Крым — город цветов, тишины и развалин. Здесь он и умер в одиночестве от мучительной болезни — рака желудка и легких.

 Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

   Грин начал писать и создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, от которых кружится голова.

Русская жизнь для писателя была ограничена обыва­тельской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлеж­ными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроничес­ким голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, — золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бро­дяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, как дети, но прежде всего — моряки.

Александр Грин с первой женой Верой в деревне Великий Бор под Пинегой, 1911

   Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья, где соединялось все, что он считал самым привлекательным в мире: архипелаги легендарных островов, песчаные дюны, заросшие цветами, пенистая морская даль, теплые лагуны, сверкающие бронзой от обилия рыбы, вековые леса, смешавшие с запахом соленых бризов запах пышных зарослей, и, наконец, уютные при­морские города.

   Почти в каждом рассказе Грина встречаются описания этих несуществующих городов — Лисса, Зурбагана, Гель-Гью и Гертона. В облик этих вымышленных городов писа­тель вложил черты всех виденных им портов Черного моря.

«Некоторые оттенки Севастополя вошли в мои расска­зы», — признавался Грин. Но каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севастополя, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсве­тов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акаций и кремнистой земли и торжественных закатов, поднимаю­щих к небу весь блеск и свет отраженной черноморской воды.

   Ни в одном из городов не чувствуется так явственно, как в Севастополе, поэзия морской жизни:

  «Опасность, риск, власть природы, свет далекой стра­ны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цвету­щая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, а высоко в небе — то Южный Крест, то Медведица, и все материки — в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с ее книгами, картинами, письмами и сухими цветами...»



 

  Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устра­иваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия изме­няла ему при первом же столкновении с тяжелой действи­тельностью. Как все неудачники, Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье.

Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы писателя, но больше всего — его повесть «Алые паруса». Характерно, что эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпного тифа он бродил по обледенелому городу, искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей.



«Алые паруса» — поэма, утверждающая силу челове­ческого духа, просвеченная насквозь, как утренним со­лнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками

совершать чудеса.

Прекрасная, романтическая, с детства всем знакомая сказка про Ассоль, Грея и непоколебимую веру в мечту с простой и ясной моралью – любое чудо может случиться, если ты сам его совершишь. Для себя или для того, кого любишь.

  Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве — героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал о любви к труду, к своей профессии, о неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.

Писатель верил в человека и считал, что все прекрас­ное на земле зависит от воли сильных, честных сердцем людей («Алые паруса», 1923; «Сердце пустыни», 1923; «Бегущая по волнам», 1928; «Золотая цепь», «Дорога никуда», 1929).

   Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни всюду, где она есть». Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение — источник высоких человеческих страстей. Она не дает успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом ее ценность, и в этом ценность ясного и могучего обаяния рассказов Грина.

biography.5litra.ru121-grin-grinevskij-aleksandr…

   

   Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом, стараясь разглядеть, не начнет ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты? Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня.

Александр Грин, «Бегущая по волнам», 1928

    Норвежский парусный барк с железным корпусом — прекрасный океанский корабль — сел на камни во время первой мировой войны в горле Белого моря. Русское правительство купило этот корабль у Норвегии. После революции ему дали название «Товарищ», превратили в учебный корабль торгового флота и летом 1924 года отправили из Ленинграда в кругосветное плавание. В редакции «На вахте» началось волнение: кого послать в Ленинград корреспондентом на проводы «Товарища »?
Это был первый советский парусный корабль, уходивший в заманчивое кругосветное плавание. Я, конечно, никак не надеялся попасть на проводы «Товарища». Я понимал, что право на это имеют прежде всего наши сотрудники-моряки Новиков-Прибой и Зузенко. Женька Иванов устроил по этому поводу совещание. На нем неожиданно появился Александр Грин. Я увидел его тогда в первый и последний раз. Я смотрел на него так, будто у нас в редакции, в пыльной и беспорядочной Москве, появился капитан «Летучего голландца» или сам Стивенсон.
   Грин был высок, угрюм и молчалив. Изредка он чуть заметно и вежливо усмехался, но только одними глазами — темными, усталыми и внимательными. Он был в глухом черном костюме, блестевшем от старости, и в черной шляпе. В то время никто шляп не носил. Грин сел за стол и положил на него руки — жилистые, сильные руки матроса и бродяги. Крупные вены вздулись у него на руках. Он посмотрел на них, покачал головой и сжал кулаки — вены сразу опали.
— Ну вот, — сказал он глуховатым и ровным голосом, — я напишу вам рассказ, если вы дадите мне, конечно, немного деньжат. Аванс. Понимаете? Положение у меня безусловно трагическое. Мне надо сейчас же уехать к себе в Феодосию.
— Не хотите ли вы, Александр Степанович, съездить от нас в Ленинград на проводы «Товарища»? — спросил его Женька Иванов.
— Нет! — твердо ответил Грин. — Я болею 1. Мне нужно совсем немного, самую малую толику. На хлеб, на табак, на дорогу. В первой же феодосийской кофейне я отойду. От одного кофе и стука бильярдных шаров. От одного пароходного дыма. А здесь я пропаду. 
   Женька Иванов тотчас же распорядился выписать Грину аванс.
Все почему-то молчали. Молчал и Грин. Молчал и я, хотя мне страшно хотелось сказать ему, как он украсил мою юность крылатым полетом своего воображения, какие волшебные страны цвели, никогда не отцветая, в его рассказах, какие океаны блистали и шумели на тысячи и тысячи миль, баюкая бесстрашные и молодые сердца.
   И какие тесные, шумные, певучие и пахучие города, залитые успокоительным солнцем, превращались в нагромождение удивительных сказок и уходили вдаль, как сон, как звук затихающих женских шагов, как опьяняющее дыхание открытых только им, Грином, благословенных и цветущих стран.
   Мысли у меня метались и путались в голове, я молчал, а время шло. Я знал, что вот-вот  Грин встанет и уйдет навсегда.
— Чем вы сейчас заняты, Александр Степанович? — спросил Грина Новиков-Прибой.
— Стреляю из лука перепелов в степи под Феодосией, за Сарыголом, — усмехнувшись, ответил Грин. — Для пропитания.
   Нельзя было понять — шутит ли он или говорит серьезно.
   Он встал, попрощался и вышел, прямой и строгий. Он ушел навсегда, и я больше никогда не видел его в жизни. Я только думал и писал о нем, сознавая, что это — слишком малая дань моей благодарности этому человеку за тот щедрый подарок, который он бескорыстно оставил всем мечтателям и поэтам.
— Большой человек! — сказал Новиков-Прибой. — Заколдованный. Уступил бы мне хоть несколько слов, как бы я радовался! Я-то пишу, честное слово, как полотер. А у него вдохнешь одну строчку и задохнешься. Так хорошо».

Константин Паустовский, «Одна встреча», «Новый мир», 1963, № 10 («Книга скитаний», глава «Проводы учебного корабля»)

Андрей Кончаловский

Александр Грин - цитаты и высказывания:

Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, - не случайность. Оно - в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.

Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить.

Слово бьет иногда насмерть.

Потребность необычайного - может быть, самая сильная после сна, голода и любви.

Одиночество - вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека.

Кто сказал "А", тот скажет "Б", если его не мучить.

Жизнь знает не время, а дела и события.

Где слабый ненавидит - сильный уничтожает.

Всякое счастье утратит половину своих блестящих пёрышек, когда счастливец искренно спросит себя: рай ли оно?

Рубрики:  Писатели и книги
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 11 пользователям

Татьяна_Бойко-Назарова   обратиться по имени Воскресенье, 23 Августа 2015 г. 20:57 (ссылка)
Cпасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Августа 2015 г. 21:12ссылка
Интересных встреч, Танечка, и приятных неожиданностей!
KaterinaAverian   обратиться по имени Воскресенье, 23 Августа 2015 г. 23:59 (ссылка)
Тамара, большое спасибо за пост!! А я этим летом заново открыла для себя Грина. Я отдыхала у знакомых под Гатчиной, на даче, и там был его томик рассказов. Я открыла его и оторваться не могла... С ним я смогла прочувствовать первые дни Октябрьской революции в Петербурге, вместе с его героем я добиралась пешком с дачи, находящейся почти в Финляндии в Питер, только мастер мог так описать это, что я почувствовала себя рядом с ним.. и теперь знаю как это все было тогда. в 1917. А его рассказ про птичку в клетке и колдунью, это вообще ужастик, тонкий, захватывающий. А рассказ просто про ссору супругов, на бытовую тему, заканчивающийся их примирением и приобщением к чему-то высокому, виртуозно написан. Одним словом, читайте Грина, если хотите получить наслаждение от чтения!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Августа 2015 г. 19:39ссылка
Спасибо, Катенька, за поддержку! Очень рада, что Вам полюбился Грин. Не каждый может получить наслаждение, читая его. Надо быть его поля ягодой. Очень благодарна Вам за отзыв!
Svetlana-k   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 18:27 (ссылка)
Забираю, чтобы на досуге еще раз посмотреть, послушать...
Отличный пост, Тамарочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Августа 2015 г. 19:42ссылка
Читай, слушай, Светочка! Не всем Грин по чувствам, а тебе он по душе должно быть
alyonabat61   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 22:51 (ссылка)
Томочка, добрый вечер! Вчера по каналу "Культура" смотрела фильм о Грине. Поразило несоответствие его обыденной жизни и творческих устремлений. Как-то уживались в нем два человека. По-другому стала относиться к нему и к его творчеству.
Спасибо за интересный рассказ. Надо всё очень внимательно прочитать и посмотреть.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 18:50ссылка
Но он очень бережно относился к состоянию души, которое он выплёскивал в свои произведения! И другого от него не дождались! У мужчин и даже у некоторых женщин уживаются несоответствия
галочка_богданова   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 11:58 (ссылка)
я хожу и дышу этим воздухом...в феодосии. старом крыму.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2015 г. 18:57ссылка
60 лет назад отдыхала на море я в Феодосии у знакомых. Очень люблю море, поэтому все все впечатления моей юности о Феодосии - море!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку