-–убрики

 -÷итатник

ƒжордж ”иль€м ƒжой (1844-1925) - (0)

»–ЋјЌƒ— »… ’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆ќ–ƒ∆ ”»Ћ№яћ ƒ∆ќ… / GEORGE WILLIAM JOY (1844-1925) Ц ”„≈Ќ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

–оберт Ённинг Ѕелл (1863-1933). - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  –ќЅ≈–“ ЁЌЌ»Ќ√ Ѕ≈ЋЋ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… Ќј—Ћ≈ƒЌ»  ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ...

ј что мне нужно? ћожет, просто быть... - (0)

"...€ бы пришла на эту «емлю снова." ¬ашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

ƒжеймс —метэм (1821-1889) - (0)

’”ƒќ∆Ќ»  ƒ∆≈…ћ— —ћ≈“Ёћ / JAMES SMETHAM - ≈ў≈ ќƒ»Ќ ѕќ—Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ќ¬ ƒжеймс —метэм (18...

Ћетние травы - (0)

¬.ƒ. ѕоленов. Ћопухи. 1870 ћежду коль€ми забора серого —олнце длинные лу...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 52358


»ван “олстой об ёрии јнненкове

„етверг, 12 »юн€ 2014 г. 09:54 + в цитатник

 Ivan Tolstoy                 ќдноглазый враль

ƒвойной юбилей самого растиражированного графика

ёрий јнненков. јвтопортрет (1917)

ёрий јнненков. јвтопортрет (1917)

¬ московском Ћитмузее проходит перва€ в истории персональна€ выставка работ ёри€ јнненкова – художника, которому дл€ проницательности хватало "одного" глаза. 
  огда мне было лет восемь, € впервые увидел графику јнненкова. ћой папа обратил мое внимание на его волшебное умение обойтись минимумом линий, чтобы добитьс€ портретного сходства. я не мог оторватьс€ от анненковского автопортрета, где второго глаза на лице просто не было – мастеру с легкостью хватило и одного. ≈ще эффектнее был √оголь – его длинноносый профиль был вз€т одной чертой. ” этой гениальной крысы глаз вообще не было. ѕомню, что мне понравилс€ мною же изобретенный р€д: от полутораглазого стрельца до безглазого писател€. ’от€ от воспоминаний Ѕенедикта Ћившица € знал тогда лишь название. 

ёрий јнненков. јвтопортрет
ёрий јнненков. јвтопортрет
 
  ѕотом јнненков в моем сознании непрерывно, безостановочно рос. я увидел его иллюстрации к блоковским "ƒвенадцати", обложки к многочисленным пожелтевшим книжкам —еребр€ного века, полюбил ѕетербург не только напр€мую, но особенно через анненковские иллюстрации (книжный ѕетербург был интересней и несбыточней, что ли), прочел его знаменитые мемуары и, может быть, не меньше самих мемуаров поразилс€ списку тамиздатских изданий, прилагавшемус€ в конце – дес€ткам неведомых книг, сотн€м незнакомых имен, причем наших, русских, эмигрантских. ¬ этом прекрасном и недоступном мире много лет жил ёрий ѕавлович јнненков.  ак же его было не любить?

  „ем больше € слушал застольные разговоры взрослых, тем сильнее впечатл€лс€ тем, как разнообразно был св€зан јнненков с близкими мне людьми. Ќо тогда, в конце 1960-х, € не подозревал, что мое отношение к этому художнику станет с годами мучительным и противоречивым.
   "ƒневник моих встреч" (1966) – так называлс€ увесистый двухтомник, привезенный отцом из-за границы. »здание было запрещенное, его давали только близким друзь€м, но дома отец взахлеб говорил об этих воспоминани€х – как € теперь понимаю, оттого, что одна из глав была посв€щена јлексею “олстому. ѕризнание јнненковым толстовского таланта (при всей едкой сатире на его политическую продажность) наполн€ло отцовское сердце глубокой благодарностью. ¬идно было, что к официальной славе јлексе€ “олстого (массовые тиражи, цитаты в "ѕравде", портреты в школьных кабинетах литературы) отец относилс€ как к необходимому лицемерию, к правилам государственной игры. ј тут было признание – из стана врага.
  Ќо вот ведь вопрос: а был ли ёрий јнненков врагом? «аписывать ли его в антисоветчики? ¬опрос не так-то прост. 

ѕортрет √огол€ѕортрет √огол€

 ќн сам в поздние годы (все в том же "ƒневнике моих встреч") писал о счастливом положении художника – быть безразличным к политическим взгл€дам. ƒобру и злу внима€ равнодушно. ѕисать портрет тирана? ƒа, можно. –уководить постановкой и художественным оформлением огромного массового торжества-мистерии "√имн освобожденному труду" на ƒворцовой площади ѕетрограда в кошмарном дл€ небольшевиков 1920 году? «апросто. Ѕыть не просто "участником культурного строительства", но фигурой, пр€мо допущенной к первым телам государства – к Ћенину, “роцкому, «иновьеву? Ѕез зазрени€ совести. Ќе все ли равно, чей лик запечатлеть? Ёто же просто бумага и карандаш.
 ѕризнанный властью – значит, советский? Ѕезусловен ли тут знак равенства?
 ¬ 1925 году јнненкова выпускают за границу на ¬енецианскую выставку, где в советском павильоне представлены его работы. Ќо едет он не в составе официальной делегации, а частным образом, с женою, как турист.
 ƒоверие? ¬озможно. »ли что-то иное.
 »з поездки јнненков не возвращаетс€, а уезжает в ѕариж, чтобы остатьс€ там на полвека. Ќаказывают ли его за это? Ћишают ли гражданства? ѕолощут ли его им€ в советской печати? Ќет. јнненков вливаетс€ в парижскую литературно-художественную среду, почти такую же, какую он только что оставил в ѕетрограде-Ћенинграде. Ќу, хорошо, зато уж, веро€тно, оформленные им книги изымают из отечественных библиотек и магазинов?  ак бы не так, иллюстрации ёри€ ѕавловича к "ћойдодыру" „уковского выход€т после его невозвращенства восьмым, дев€тым, дес€тым изданием. ¬ семидес€тые годы € купил у букиниста дл€ подраставшей тогда дочери 20-е издание этой сказки (1935 года), уверенный, что уж после этого на картинки эмигранта наложено табу.
 ј вот справочник Ћьва “урчинского "–усские поэты ’’ века", словно подмигива€, указывает, что эта вакханали€ с картинками эмигранта продолжалась до послевоенного 1945-го, и не в каком-нибудь –остове-на-ƒону (было такое издание), где могли головот€пски что-то пропустить, а в самом что ни на есть московском "ƒетгизе", тиражом 50 тыс€ч экземпл€ров. » вот еще кака€ деталь: јнненков помещает на страницах "ћойдодыра" собственный автопортрет. 

ѕортрет ћа€ковскогоѕортрет ћа€ковского

 „то сей сон значит? ј значит он только то, что јнненков оставалс€ до той поры "своим". ≈сть ведь тому не только библиографические свидетельства, но самые что ни на есть мемуарные. ёрий ѕавлович входил в тот ограниченный круг дозволенных эмигрантов, с кем было разрешено видетьс€ в ≈вропе советскому туристу, читай: писателю, режиссеру, артисту.   числу таких "политически близких" относились ¬ладимир  рымов, –оман √уль, ≈вгений «ам€тин, еще несколько известных фигур. » – ёрий јнненков. — ними можно было общатьс€, ужинать в ресторане, дарить им свои книги и получать встречные подарки. » когда вы возвращались назад в —оветский —оюз, на вас не заводили уголовного дела (до поры до времени, конечно).
 
»з ћосквы приезжали ћейерхольд, —ергей Ёйзенштейн, прозаик Ћев Ќикулин. »м€ им легион, все они позируют јнненкову, все отмечаютс€ у него, так же как в Ѕерлине фотографируютс€ с –оманом √улем. ћожно. –азрешено. ”плочено.
  ѕотому без последствий заканчивались и парижские посиделки јнненкова с јлексеем “олстым. ‘урор, скандал производит встреча "красного графа" с Ѕуниным. ј тут – тишина. Ќе потому ли, что агент вли€ни€ “олстой получал задание общатьс€ в том же, по существу, кабинете, где получал его и "агент" јнненков.
  Ќет, € не могу предъ€вить письменных доказательств своим словам о ёрии ѕавловиче, € говорю лишь о логике подобных заграничных контактов. —ейчас мы гораздо лучше понимаем непреложность, детерминированность таких личных встреч в ту эпоху. » слова "розовый", "большевизан", "сочувствующий молодой советской республике" наполн€ютс€ дл€ нас вполне определенным – тревожным – смыслом.
 
»менно јнненков на своем автомобиле повез “олстого в Ўату – за 60 километров от ѕарижа на виллу гостеприимного ¬ладимира  рымова. » чудно поужинал там в компании ≈вгени€ «ам€тина. Ќу и что? – спросит скептик. „то в этом предосудительного? – Ќичего, просто зан€тно, что всей четверке было позволено (или вменено в об€занность?) именно так провести именно этот вечер. 

јнненков не был врагом довоенного коммунизма, что бы он сам по этому поводу ни писал в поздние годы

јнненков не был врагом довоенного коммунизма, что бы он сам по этому поводу ни писал в поздние годы. ƒа и в ———– до начала 30-х еще не полностью вз€лись выкорчевывать чуждую им эстетику. Ћитературно-художественный нэп выбрасывал свои либеральные протуберанцы довольно долго. ѕрин€то в пример приводить советские издани€ јркади€ јверченко – даже самой клокочущей из его книг, "ƒюжины ножей в спину революции", рекомендованной самим »льичом. Ќо то же относитс€ и к выпущенным в ———– воспоминани€м јлександра Ѕенуа (1928), рассказам Ѕунина (1929), да и к иллюстраци€м эмигранта ћстислава ƒобужинского к "“рем толст€кам" (1928) и к "≈вгению ќнегину" (самый что ни на есть 1947 год).
 
јнтисоветизм јнненкова началс€ после войны. —осто€тельный к тому времени человек, одевавший кинозвезд и сотрудничавший с французскими кинорежиссерами (главный источник его доходов в то врем€), он свою довоенную судьбу стал постепенно задвигать и переосмысл€ть. Ќикаких розовых оттенков, все теперь задним числом закрашивалось в откровенно бурые тона.
 
Ќе он один отличалс€ этим. ¬спомним Ќабокова, открестившегос€ от прежних симпатий, или Ќину Ѕерберову, представшую вдруг стойкой антикоммунисткой. Ќа дворе была холодна€, как никак, война. 

ѕотрет ћориса –авел€ѕотрет ћориса –авел€

  »рина ќбухова-«елиньска (знающа€ об јнненкове все) в недавней беседе вспоминала об анненковском вкладе в тамиздат, в частности, о его обложках к булгаковскому "—обачьему сердцу", к "–аковому корпусу" и "¬ круге первом".  то-то назовет это антикоммунизмом, кто-то – привычным ремеслом художника, который всегда вне политической возни.
  ѕрирода ли киноискусства тому виной или врожденный талант фантазера, но ёрий ѕавлович все больше начал с годами про€вл€ть легкость в мысл€х необыкновенную. ¬еликий "ƒневник моих встреч", каким он казалс€ мне в юности, оборачивалс€ при перечитывании собранием искусственно сближенных чужих историй, а то и откровенной хлестаковщины. “о-то казалось странным, что јнненков всюду успел побывать, всех повидать, все истории выслушать и, главное, запомнить пр€мую речь. ¬се-то ему исповедуютс€, посв€щают во всевозможные тайны и раскрывают подноготную. » с каждой рассказанной историей дневник јнненкова все больше напоминал другого удальца и хлестакова русского зарубежь€ – √еорги€ »ванова, который тоже всем был хорош и одарен, но лжив и злословен без меры.
 я вовсе не против лжи, не подумайте, но все-таки дл€ нее существует художественна€ литература, а не мемуарна€. ƒневник же ёри€ јнненкова – увы, местами крапленый.

ѕо мере офранцуживани€ художника, по мере его отхода от русского искусства в пользу индустрии мифов гасло его мастерство

Ќо вот что любопытно: по мере офранцуживани€ художника, по мере его отхода от русского искусства в пользу индустрии мифов (а такова вс€ка€ фабрика кино, где ёрий ѕавлович провел два дес€тилети€) гасло его мастерство, уходила сама€ техника рисовани€. Ѕудто кака€-то сила отнимала у него вкус и дар тем больше, чем безответственней он придумывал свою старую биографию. Ќекоторые зарисовки его, сделанные во врем€ путешествий по миру в 50-е годы, или послевоенные книжные обложки почти невыносимы по бескрылости и техническому неумению решить элементарные композиционные задачи. ¬ журнале "—ельска€ молодежь" рисовали лучше и, пожалуй, менее цинично. я видел анненковские плакаты и афиши 60-х годов – и никак, ну никак не хотел верить, что этот тот самый блест€щий јнненков, от довоенного творчества которого тает сердце.
 √оворю € исключительно о своем личном ощущении и никого не призываю раздел€ть мое мнение.   тому же были у него удачи и после войны. ѕортретист, график – гениальный, но невозможность по-человечески верить ему сводит мен€ с ума.  ак-то в конце 1973 года нам всем было велено не шуметь в квартире: папа заказал телефонный разговор между Ћенинградом и ѕарижем, через телефонистку, иначе в то врем€ не бывало. –аздалс€ звонок, и папа, громко и волну€сь, полчаса говорил с ёрием јнненковым. ћы все затаенно слушали, стара€сь вычисл€ть реплики парижского собеседника. ѕапа, повышенно  артикулиру€ (как будто физически преодолева€ две тыс€чи километров) говорил в трубку, что с громадным интересом прочел его воспоминани€ (мама выпучивала глаза: что он произносит? Ёто запрещенное издание!), что јлексей Ќиколаевич всегда с теплом отзывалс€ об их прогулках вдоль —ены, что через полгода он и сам приедет в командировку в ѕариж и надо непременно повидатьс€. » был продиктован адрес, и записана ближайша€ станци€ метро, и ёрий ѕавлович призналс€, что уже ничего другого не пьет, кроме tilleul – липового отвара, и папа переспросил, и мы все выучили с тех пор это слово, и было так на душе от этого разговора странно, исторически нереально и вечно. 

ѕортрет —амуила јл€нскогоѕортрет —амуила јл€нского

 ј через полгода јнненков умер, и папа к нему не успел. ј еще п€тнадцать лет спуст€ € и сам первый раз в жизни попал в ѕариж и осталс€ там жить. —колько в ѕариже дл€ молодого человека возможностей – объ€сн€ть не нужно, но надо же было судьбе привести мен€ в дом “ови€ √ржебина (сына знаменитого издател€), который предложил мне возродить дело его отца. ј на входной двери в гржебинский дом в самом центре ѕарижа висела афиша балетной школы его сестры – »рины «иновьевны, афиша работы ёри€ јнненкова. "«дравствуйте, ёрий ѕавлович! – мысленно сказал €. –  акой вы, однако, халтурщик". јфиша была бездарна до безобрази€.
ј потом прошли еще годы, и, переслушива€ теперь архивные записи на –адио —вобода, € посто€нно натыкаюсь на голос јнненкова. ќн мой клиент. — модул€ци€ми человека, хорошо знающего, чего он хочет. ј хочет јнненков, прежде всего, не импровизировать. ќн не рассказывает у микрофона, а всегда читает по написанному. ƒаже в живом, казалось бы, интервью, где журналист задает ему спонтанные вопросы, јнненков изображает мемуарную речь, €кобы подыскивает слово, но сам читает абзацы из "ƒневника моих встреч", со всеми причастными оборотами. —трого по тексту.
ќпытный художник, режиссер своей биографии, постановщик исторических картин – он и у микрофона рисует перед нами единственно верное полотно. » как саморазоблачительно звучат те места в его ответах, когда он хочет добавить что-то ненаписанное! —траницы начинают шуршать, пальцы не слушаютс€, он подбирает слова – живой, беззащитный, естественный.
¬еликое дело – стара€ пленка. ƒетектор лжи.
я думал об этом и на первой в истории персональной выставке јнненкова, проход€щей сейчас в Ћитературном музее в “рубниковском переулке, 17. Ёто не оговорка: выставка јнненкова именно перва€ в –оссии, хот€ художнику в этом году 125 лет со дн€ рождени€ и 40 лет – с его кончины. —амый тиражированный, самый узнаваемый, знакомый, веро€тно, и тем, кто вообще никаких графиков не знает, – јхматова, ѕастернак, ’одасевич, √еоргий »ванов, –емизов с мухой на лбу, —ологуб. “олько что на конфетных коробках еще не воспроизведен. 

Ќепременно ли св€зана хлестаковщина с утратой дара?  ак соотнос€тс€ зрение художника и его мораль?

¬ыставка в Ћитмузее хороша и числом работ, и тем, что позвол€ет рассмотреть оригиналы и эскизы в полном размере и с вариантами. —пешите, пока не закрылась, и помните, что из послевоенной графики ёри€ ѕавловича такой экспозиции не создать.
“ак можно ли рационально объ€снить чей-то распад? Ќепременно ли св€зана хлестаковщина с утратой дара?  ак соотнос€тс€ зрение художника и его мораль?
 Ќе знаю, ни на один из этих вопросов у мен€ ответа нет. Ќо вот второй глаз јнненкову с некоторых пор действительно был уже ни к чему.

http://www.svoboda.org/content/article/25366865.html

 –аньше:  јЌЌ≈Ќ ќ¬, ё–»… ѕј¬Ћќ¬»„ (1889–1974)



–убрики:  ¬не разделов/»ван “олстой
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 »юн€ 2014 г. 23:09 (ссылка)
“амара!ѕрочитав твой пост, зашла по ссылке на –адио —вобода.... и застр€ла надолго.
«а пост спасибо!  ак всегда интересно и познавательно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 21 »юн€ 2014 г. 17:05ссылка
ѕохоже, —вета, что и теб€ »ван “олстой зацепил! я очень люблю читать его статьи!
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 22 »юн€ 2014 г. 21:37ссылка
я читала »вана “олстого впервые - это мо€ перва€ встреча с автором. —пасибо, что сделала такой подарок...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку