-Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Цитатник

Меценаты России - (0)

Семья купцов Мамонтовых. /Фото:jimcdn.com Русское куп...

Джордж Уильям Джой (1844-1925) - (0)

ИРЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК ДЖОРДЖ УИЛЬЯМ ДЖОЙ / GEORGE WILLIAM JOY (1844-1925) – УЧЕНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8548
Комментариев: 31723
Написано: 52377


Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)

Суббота, 03 Мая 2014 г. 21:20 + в цитатник

Живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книг, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Александр Николаевич Бенуа был выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии.

Автопортрет, 1896

  Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая 1870 года в семье известного архитектора. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге. Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.

  В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

Александр Бенуа картины

Петергоф. Главный фонтан

«Что же касается моего отношения к искусству, то надо различать два момента, я в одно и то же время “любитель искусства” (и знаток его), я и творец — художник. Иначе говоря, я являюсь и получающим и дающим субъектом.»            

 «В качестве курьеза я здесь должен сказать, что при множественности вкусов, влечений и связанных с ними талантов, я все же страдаю и отсутствием некоторых из них. Так, я абсолютно бездарен к скульптуре и стихотворству. В сознании этого я даже никогда не пробовал свои силы в этих областях. Да и к музыке у меня проявляется своеобразная бездарность или что-то вроде “частичного паралича”. Музыка является как бы основной стихией всего моего отношения к искусству и особенно к театру; музыка способна вызывать во мне наиболее сильные эмоции и потрясения, а в моей театральной деятельности именно музыка порождала наиболее счастливые идеи и как бы поддерживала меня в творческом процессе. И наоборот, там, где я должен был обходиться без музыки (например, в постановке драматических произведений), я лишался какой-то очень верной опоры.»  

Л. С. Бакст. Портрет Александра Бенуа, 1898



  Александр Бенуа оформил оперу Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны".

Костя Сомов на вечере современной тузыки. 1908 г - Бенуа 
Сомов 1908                       Л.С.Бакст. 1908 г - БенуаС.П.Дягилев. Париж. Набросок. 1907 г] - Бенуа

Бакст. 1908

Дягилев. Париж. Набросок. 1907

Бенуа и Стравинский. 1911

Одним из высших достижений Александра Николаевича Бенуа  были декорации к балету Стравинского "Петрушка" (1911).

  «Ярмарка. Эскиз декорации для «Петрушки» И.Стравиского». 1911

«Одной из особенностей моего личного творчества является определенное тяготение к прошлому. К такому тяготению приложено некрасивое слово “пассеизм”, и для удобства терминологии пусть оно за ним и останется. Во мне “пассеизм” начал сказываться как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве, и он остался на протяжении моей жизни “тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться”. Своим пассеизмом я заразил и моих лучших друзей — Сомова, Бакста, Добужинского и даже Дягилева… Откуда взялся этот “пассеизм”, это страстное желание вернуть к жизни прошлое, “воскресить” его, я не знаю, но возможно, что тут сказалось то, что в своем престарелом отце я имел “живое прошлое”. В его рассказах, в его рисунках воскресал не “сегодняшний” день — а времена его далекой молодости и детства. Я и XVIII век мог считать своим уже потому, что мне через моего деда, родившегося еще в дни Людовика XV, Фридриха II и Екатерины II было “как рукой подать” до той эпохи… Нарисовать, не прибегая к документам, какого-нибудь современника Людовика XV мне легче, мне проще, нежели нарисовать, не прибегая к натуре, моего собственного современника. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему.



   Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в “плане современности”... Из выдумок Уэллса мне особенно соблазнительной показалась “машина времени”, но, разумеется, я на ней не отправился бы вперед, в будущее, а легонечко, постепенными переездами и с долгими остановками по дороге, посетил бы такие эпохи, которые мне наиболее по душе и кажутся особенно близкими. Вероятно, я в одной из этих станций и застрял бы навеки. Но очень далеко я бы при этом не забирался...»



«Эскиз декорации к «Соловью» И.Стравинского». 1914

  Во время Первой мировой войны Петербург впервые теряет свое исконное название. Столичная интеллигенция видит в этом страшный знак, предвестник близкой катастрофы. Александр Бенуа в это время задумывает очередной вариант иллюстраций к "Медному всаднику" - поэме, которую многие в то время считали пророчеством страшной судьбы города. Художник не только подводит итоги многолетним размышлениям по поводу "искусства книги", но и создает своеобразный графический дневник своей жизни, отправляя пушкинского героя на прогулку по своим любимым петербургским местам...

Вариант фронтисписа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». 1905 - Бенуа Александр Николаевич

«Вариант фронтисписа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»». 1905

«Эскиз иллюстрации к поэме A.C. Пушкина «Медный всадник»»

«Иллюстрация к «Медному всаднику» Пушкина». 1916-1922

Как историк мирового и русского искусства, Бенуа дебютировал выходом книги: История живописи XIX века. Потом были и другие книги (История российской живописи, Русская школа живописи)

Видео "Кончаловский о Бенуа" ТУТ

Коллекция работ художника Александра Бенуа



Рубрики:  Искусство
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям



Анатолий___Луковкин   обратиться по имени Суббота, 03 Мая 2014 г. 21:35 (ссылка)
Красивые полотна! Ничего не скажешь!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Мая 2014 г. 22:12ссылка
Сердечное спасибо, Толя, за оперативные отклики!
xrizantema9   обратиться по имени Суббота, 03 Мая 2014 г. 22:08 (ссылка)
Очень интересно! А я и не знала, что он был таким разнообразным в творчестве ... слышала об иллюстрациях и всё. Спасибо, Тома!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Мая 2014 г. 22:35ссылка
Да, Ирочка! Он был именно разнообразным. Как историк мирового и русского искусства, Бенуа написал: Историю живописи XIX века, Историю российской живописи, Русскую школа живописи и много статей. Хорошего отдыха на майские праздники!
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Мая 2014 г. 23:39ссылка
И тебе чудесного отдыха!!!
Svetlana-k   обратиться по имени Вторник, 06 Мая 2014 г. 21:41 (ссылка)
Как всегда очень интересно ,полно раскрыла творчество прекрасного художника. Не знала о его такой близкой связи с творчеством Стравинского...
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 22:33ссылка
Там у Дягилева все вкалывали по хорошему! Спасибо, Светлана, за одобрение!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку