-Цитатник

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов ольга берггольц опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12165
Комментариев: 34232
Написано: 59081


Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)

Суббота, 03 Мая 2014 г. 21:20 + в цитатник

Живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книг, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Александр Николаевич Бенуа был выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии.

Автопортрет, 1896

  Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая 1870 года в семье известного архитектора. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге. Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.

  В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

Александр Бенуа картины

Петергоф. Главный фонтан

«Что же касается моего отношения к искусству, то надо различать два момента, я в одно и то же время “любитель искусства” (и знаток его), я и творец — художник. Иначе говоря, я являюсь и получающим и дающим субъектом.»            

 «В качестве курьеза я здесь должен сказать, что при множественности вкусов, влечений и связанных с ними талантов, я все же страдаю и отсутствием некоторых из них. Так, я абсолютно бездарен к скульптуре и стихотворству. В сознании этого я даже никогда не пробовал свои силы в этих областях. Да и к музыке у меня проявляется своеобразная бездарность или что-то вроде “частичного паралича”. Музыка является как бы основной стихией всего моего отношения к искусству и особенно к театру; музыка способна вызывать во мне наиболее сильные эмоции и потрясения, а в моей театральной деятельности именно музыка порождала наиболее счастливые идеи и как бы поддерживала меня в творческом процессе. И наоборот, там, где я должен был обходиться без музыки (например, в постановке драматических произведений), я лишался какой-то очень верной опоры.»  

Л. С. Бакст. Портрет Александра Бенуа, 1898



  Александр Бенуа оформил оперу Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны".

Костя Сомов на вечере современной тузыки. 1908 г - Бенуа 
Сомов 1908                       Л.С.Бакст. 1908 г - БенуаС.П.Дягилев. Париж. Набросок. 1907 г] - Бенуа

Бакст. 1908

Дягилев. Париж. Набросок. 1907

Бенуа и Стравинский. 1911

Одним из высших достижений Александра Николаевича Бенуа  были декорации к балету Стравинского "Петрушка" (1911).

  «Ярмарка. Эскиз декорации для «Петрушки» И.Стравиского». 1911

«Одной из особенностей моего личного творчества является определенное тяготение к прошлому. К такому тяготению приложено некрасивое слово “пассеизм”, и для удобства терминологии пусть оно за ним и останется. Во мне “пассеизм” начал сказываться как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве, и он остался на протяжении моей жизни “тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться”. Своим пассеизмом я заразил и моих лучших друзей — Сомова, Бакста, Добужинского и даже Дягилева… Откуда взялся этот “пассеизм”, это страстное желание вернуть к жизни прошлое, “воскресить” его, я не знаю, но возможно, что тут сказалось то, что в своем престарелом отце я имел “живое прошлое”. В его рассказах, в его рисунках воскресал не “сегодняшний” день — а времена его далекой молодости и детства. Я и XVIII век мог считать своим уже потому, что мне через моего деда, родившегося еще в дни Людовика XV, Фридриха II и Екатерины II было “как рукой подать” до той эпохи… Нарисовать, не прибегая к документам, какого-нибудь современника Людовика XV мне легче, мне проще, нежели нарисовать, не прибегая к натуре, моего собственного современника. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему.



   Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в “плане современности”... Из выдумок Уэллса мне особенно соблазнительной показалась “машина времени”, но, разумеется, я на ней не отправился бы вперед, в будущее, а легонечко, постепенными переездами и с долгими остановками по дороге, посетил бы такие эпохи, которые мне наиболее по душе и кажутся особенно близкими. Вероятно, я в одной из этих станций и застрял бы навеки. Но очень далеко я бы при этом не забирался...»



«Эскиз декорации к «Соловью» И.Стравинского». 1914

  Во время Первой мировой войны Петербург впервые теряет свое исконное название. Столичная интеллигенция видит в этом страшный знак, предвестник близкой катастрофы. Александр Бенуа в это время задумывает очередной вариант иллюстраций к "Медному всаднику" - поэме, которую многие в то время считали пророчеством страшной судьбы города. Художник не только подводит итоги многолетним размышлениям по поводу "искусства книги", но и создает своеобразный графический дневник своей жизни, отправляя пушкинского героя на прогулку по своим любимым петербургским местам...

Вариант фронтисписа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». 1905 - Бенуа Александр Николаевич

«Вариант фронтисписа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»». 1905

«Эскиз иллюстрации к поэме A.C. Пушкина «Медный всадник»»

«Иллюстрация к «Медному всаднику» Пушкина». 1916-1922

Как историк мирового и русского искусства, Бенуа дебютировал выходом книги: История живописи XIX века. Потом были и другие книги (История российской живописи, Русская школа живописи)

Видео "Кончаловский о Бенуа" ТУТ

Коллекция работ художника Александра Бенуа



Рубрики:  Искусство
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

Анатолий___Луковкин   обратиться по имени Суббота, 03 Мая 2014 г. 21:35 (ссылка)
Красивые полотна! Ничего не скажешь!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Мая 2014 г. 22:12ссылка
Сердечное спасибо, Толя, за оперативные отклики!
xrizantema9   обратиться по имени Суббота, 03 Мая 2014 г. 22:08 (ссылка)
Очень интересно! А я и не знала, что он был таким разнообразным в творчестве ... слышала об иллюстрациях и всё. Спасибо, Тома!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Мая 2014 г. 22:35ссылка
Да, Ирочка! Он был именно разнообразным. Как историк мирового и русского искусства, Бенуа написал: Историю живописи XIX века, Историю российской живописи, Русскую школа живописи и много статей. Хорошего отдыха на майские праздники!
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Мая 2014 г. 23:39ссылка
И тебе чудесного отдыха!!!
Svetlana-k   обратиться по имени Вторник, 06 Мая 2014 г. 21:41 (ссылка)
Как всегда очень интересно ,полно раскрыла творчество прекрасного художника. Не знала о его такой близкой связи с творчеством Стравинского...
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 22:33ссылка
Там у Дягилева все вкалывали по хорошему! Спасибо, Светлана, за одобрение!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку