Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...
Донатас Банионис - (0)✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...
БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...
150 лет импрессионизма - (0)150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...
Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...
Прокофьев. СонатаN8. Андрей Гаврилов |
К 123-летию со дня рождения великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева: Соната N8
Из книги воспоминаний пианиста Андрея Гаврилова
Весь мир любит Прокофьева, увлекается его языческой силой, его
холодным огнем, но мало кто его понимает. Поэтому и играют его, как
правило, плохо. Особенно печально то, что его не понимают и плохо ис-
полняют на родине, в России. Или стучат, как костями, или упрощают
его сложнейшие лирические части, превращая его в Шопена «с фальшивы-
ми нотами».В начале пути Прокофьев писал ясную неоклассическую музыку.
Его энергичные оригинальные гармонические сочетания не были, однако,
наполнены богатым и глубоким внутренним, не формальным, содержа-
нием. Ранний Прокофьев орнаментален, эффектен, но не глубок. А вот
в советский период, во время пожизненного плена и заложничества
у Сталина, Прокофьев «вырастил душу» и обрел неслыханную глубину
и высоту. Мандельштам тоже достиг непревзойденного уровня словес-
ного мастерства после того, как простился навсегда с более или менее
«нормальной» жизнью и начал готовиться к неизбежному аресту и му-
чительной смерти... Черный сталинский колодец открыл и ему, и Проко-
фьеву высшие уровни бытия...
Этого Прокофьева проглядели, этого Прокофьева не понимают...
Музыка позднего Прокофьева обладает необычной силой захва-
та. Ее ритмы погружают слушателя в транс. Прокофьев зажимает его
своими никелевыми щипцами, от которых в разные стороны прыщут
голубые электрические молнии. Дьявольская пульсирующая металли-
ческая машина мгновенно переносит зажмурившегося и обомлевшего
слушателя в раскаленную черепную коробку композитора... Там он пре-
вращается в двойника композитора и начинает вместе с ним испол-
нять его музыкальное произведение. Мыслит, видит, слышит, как Прокофьев...
Я испытываю подобное состояние, когда играю конец разработки
первой части восьмой сонаты. Там, где Прокофьев пишет музыкой: «Это
моя последняя соната, могила вырыта и ждет, это мое завещание»...
В финале восьмой сонаты, там, где металлическая машина
«пожирает все живое», я сам на короткое время превращался в нечто
страшное, античеловеческое, «опасное», как сказал бы Рихтер.
До очевидных «посланий» зрелого Прокофьева никто не докопал-
ся, даже Слава, который понимал Прокофьева лучше других. Рихтер чув-
ствовал, что музыка хороша и полна, но чем она наполнена – не знал.
И не хотел знать, не хотел обжечь руки... Он высказывался о восьмой
сонате Прокофьева довольно абстрактно: «Эта музыка – как дерево,
усыпанное зрелыми плодами». Слава не различал тонкого, с легким сардо-
ническим флером, сaрказма Прокофьева, если тот в лоб не называл про-
изведение – «Сарказмы». Ему казалось, что музыка позднего Прокофьева
полна юмора и веселья. Что-то вроде переспевших «Трех апельсинов». Но
после своих «апельсинов» Прокофьеву пришлось съесть немало горьких
ядовитых ягод в сталинском саду. Пережить смертельный страх, боль
утрат и одиночество...
На самом деле, в музыке позднего Прокофьевa слышится скрежет
ада, по ее пространству носятся зловещие грифоны и сама белая Смерть
приходит из нее в наш мир, чтобы откусить нам головы...
См. "Чайник, Фира и Андрей". М.,СЛОВО/SLOVO. 2014
Серия сообщений "Токката жизни(С.С.Прокофьев)":
Часть 1 - Сергей Прокофьев:"Токката". ИсполняетMartha Argerich.
Часть 2 - С.С.Прокофьев: Симфония N2. Дирижирует В.Гергиев
...
Часть 12 - C.С. Прокофьев: Violin Concerto No 1 in D major, Op 19
Часть 13 - Балетные миниатюры: С.С. Прокофьев "Монтекки и Капулетти".К 123-летию великого русского композитора...
Часть 14 - С.С. Прокофьев: СонатаN8 (исполняет Андрей Гаврилов). К 123-летию со дня рождения великого русского композитора.
Часть 15 - С.С. Прокофьев: "Классическая симфония" (Cимфония N1. 1916-1917). К 123-летию со дня рождения
Серия сообщений "Музыканты рассказывают":
Часть 1 - Рассказы о музыке: Андрей Гаврилов -"Концерт в Зальцбурге"(фрагменты из книги)
Часть 2 - Рассказы о музыке:Соломон Волков и Александр Генис вспоминают о Лернарде Бернстайне и Рудольфе Нуриеве
...
Часть 40 - Фредерик Шопен:Nocturne in B-flat minor, Op. 9, No. 1
Часть 41 - Сегодня день рождения Вечного города..."Великая музыка великих городов" (звучит музыка О.Респиги) + Неаполь и Д. Россини.
Часть 42 - С.С. Прокофьев: СонатаN8 (исполняет Андрей Гаврилов). К 123-летию со дня рождения великого русского композитора.
Рубрики: | Русские композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |