165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...
Доменико Морелли (1826-1901) - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...
Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...
Борис Жутовский (1932-2023) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...
Аркадий Пластов - (0)✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...
Документальная трилогия о Николае Владимировиче Тимофееве-Ресовском |
Расследование Елены Саканян.
Первый фильм из трилогии о Тимофееве-Ресовском был снят в 1988, за четыре года до реабилитации ученого, последний в 1991 - за год до реабилитации.
Уверена: не было бы этих фильмов – и российская Фемида еще не скоро бы собралась реабилитировать ученого, вполне возможно, что и вовсе бы не собралась.
Фильм явил собой такую концентрацию архивных свидетельств, такую мощную энергию сочувствия и сомыслия Николаю Владимировичу, а так же такое бешеное противодействие восстановлению доброго имени, что одним из подлинных его героев по праву можно назвать автора этой удивительной документальной ленты, режиссера Елену Саканян. О ней, Елене Саканян, к 70-летию которой приурочен показ трилогии, скажу особо. Выпускница Ереванского биофака, в юности услышавшая лекцию Тимофеева-Ресовского, Елена Саканян заразилась любовью и страстью.
Любовью – к удивительному, мирового класса ученому, чья научная и человеческая судьба сложилась трагически.
И страстью – к правде, побудившей ее закончить режиссерский факультет ВГИКа и начать снимать фильм-расследование, посвященный тогда еще «невозвращенцу» и «изменнику» генетику Тимофееву-Ресовскому.
Снимать его Елена начала в 1978 году, за девять лет до появления повести Даниила Гранина «Зубр», сыгравшей важную роль в реабилитации ученого.
Фильм о Николае Владимировиче Тимофееве-Ресовском, его жене Елене Александровне, их сподвижниках и друзьях, доброжелателях и злопыхателях... отнял у режиссера не только годы жизни, но и страшно много сил и энергии.
Ее сотрудница, звукорежиссер, рассказывает: «Вы не знаете, что она выдерживала... Фильм просто не пускали!»
Сильная, молодая, талантливая, Елена Саканян умерла в 2003 году, не дожив до 60.
Остались ее картины, снятые на Центрнаучфильме, и одна из них, о Тимофееве-Ресовском, на мой взгляд, просто замечательная.
Но прежде чем рассказать о своих впечатлениях от ленты, пунктирно прочерчу биографию ученого-генетика.
Ровесник 20–го века, дворянин по происхождению, сражавшийся в Красной армии, он разрабатывает новую революционную науку генетику в годы ее взлета в Советской России, у него великие учителя, профессора Кольцов и Четвериков. Увы, совсем скоро генетика будет объявлена "лженаукой" и ее заменит "лысенковщина".
С 1925 года, по рекомендации своих учителей, Николай отправляется в Германию, в институт мозга в Бухе, под Берлином. В 1937 году Кольцов через кордон передает своему ученику письмо: «Пока не возвращайтесь». К тому времени три брата Николая были уже арестованы в сталинской и "лысенковской" России.
Вплоть до падения фашистской Германии в 1945 ученый с женой и со своей интернациональной группой работал в Бухе. Здесь же погиб его старший сын Дмитрий (по-домашнему Фома-Фомочка), вступивший в антифашистскую группу и заключенный в Маутхаузен.
В 1946 году Николай Владимирович был арестован советскими властями, обвинен в «измене родине» и сослан в лагерь на 10 лет. Умирающего от пеллагры, его перевели в шарашку, где он возглавил работы по радиационной безопасности (СССР замышлял тогда создание атомной бомбы), потом была работа в Свердловске, Обнинске, с 1969 в Московском Институте медико-биологических проблем.
Все это время, несмотря на выдающиеся достижения, ученый был «невыездным», на нем было клеймо «изменника», недоброжелатели, которым претили его свободные манеры, яркость и неординарность личности, делали все, чтобы помешать его реабилитации.
В 1981 году ученого не стало. Однако Елена Саканян успела заснять уникальные кадры с живым Тимофеевым-Ресовским. Они проходят через все три фильма, эти кадры, где немолодой уже ученый поет, танцует, да как поет, как танцует! Никогда не слышала такой песни – «Мать-Россия», исполняет он ее низким густым голосом, с грустью-тоской, очень по-народному.
А еще звучит в этом фильме казачий хор Жарова – наконец-то я услышала легендарный этот хор, в 1920-е годы выступавший в Европе, а после Второй мировой обосновавшийся в Соединенных Штатах. Потрясающие басы-октависты, подпевающие великому Шаляпину в «Кудеяре-атамане», а вот «Калинку» солист хора запевает высочайшим фальцетом, куда там Краснознаменному...
Через все три фильма проходят кадры-метафоры, кадры-символы: муравьиная куча и мощный одинокий зубр, продирающийся сквозь чащу. Зоолог говорит, что зубр, в отличие от бизона, не поддается приручению и не терпит ярма. Он обладает чувством собственного достоинства.
Андрей, сын учёного
Рассказ-расследование ведется в Москве и в Бухе, в Сибири и в Америке. Опрашиваются свидетели: об отце говорит младший сын Андрей, живущий в сибирской глубинке (до чего же хорош даже сейчас!), бывшие сотрудники лаборатории в Бухе (один француз называет шефа «антифашистом», памятуя об его свободных антигитлеровских взглядах), российский соратник и друг ученого Владимир Эфроимсон, вместе с Зубром боровшийся с лысенковщиной, ученик Николая Владимировича чудесный Симон Шноль, много унаследовавший от великого учителя, немецкие ученые, не нашедшие «материалов» на ученого в фашистских архивах, и молодая писательница из Бостона, обнаружившая, что Тимофеев-Ресовский во время войны спасал евреев...
Кто им противостоит? Генетик академик Дубинин, биолог Иогансон, писатель
Владимир Бондаренко, печатавший статьи об «изменнике» в журнале «Наш современник». Их доводы один за другим разбиваются в ходе тщательнейшего трехсерийного расследования.
Симон Шноль
В фильме есть кадры удивительные. Вот Александр Мень, чей светлый облик даже как-то не вяжется с российской жизнью, говорит о Тимофееве-Ресовском, которого он исповедовал перед смертью: «Подобные люди рождались в эпоху Возрождения». А вот кадры похорон самого Меня, убитого топором среди бела дня... Камень на площади Дзержинского в память жертвам террора и тысячи людей вокруг...
Тимофеев-Ресовский свою смерть предчувствовал. За день до того как лег в больницу, собрал у себя на вечеринку бывших сотрудников – отмечал свое 80-летие, - пел, танцевал, потом отозвал в уголок Симона Шноля и сказал: «Вспоминайте».
Фильм нужно смотреть, он рассказывает об уникальной личности Тимофееве-Рессовском
"Зубр" - повесть Гранина о великом ученом.
Особенность его таланта состояла в том, что он умел находить главное и заниматься им.
Даниил Гранин
Свою повесть "Зубр" (1987) Даниил Гранин посвятил знаменитому ученому Тимофееву-Ресовскому. Это была личность историческая, яркая и одаренная. Сразу хочется сказать слова благодарности писателю, упорно добивавшемуся восстановления честного имени ученого. Гранин знал лично своего героя, общался с ним, восхищался его могучим интеллектом, "талантищем", огромной эрудицией, удивительной памятью, необычным взглядом на происходящее. В какой-то момент он понял, что об этом человеке надо написать книгу, поэтому и "решил записать его рассказы, сохранить, запрятать в кассеты, в рукописи" как бесценный исторический материал и доказательство невиновности ученого.
Удачно найденная метафора позволяет автору называть своего героя Зубром, тем самым подчеркивая его исключительность. Писатель сравнивает Тимофеева-Ресовского с зубром, редким древним животным, подчеркивая это сходство выразительным описанием внешности героя: "Могучая его голова была необычайна, маленькие глазки сверкали исподлобья, колюче и зорко"; "густая седая грива его лохматилась"; "он был тяжел и Тверд, как мореный дуб". Гранин вспоминает о посещении заповедника, где видел, как настоящий зубр выходил из чащи. Он был "излишне велик рядом с косулями" и прочей живностью заповедника.
Даниил Гранин писал о Тимофееве-Ресовском, а сказал о целой эпохе. Такие ученые, такие личности, как Зубр, напоминают человечеству о его огромном потенциале, реализовать который возможно при любых обстоятельствах.
Мы узнаем о генеалогических корнях Тимофеева. Оказывается, он является отпрыском древнего дворянского рода, чье "действо было заполнено пращурами не только девятнадцатого, но и ранних веков" вплоть до Ивана Грозного; ученый хорошо знал своих предков, что говорит о высокой культуре героя, его духовном богатстве.
Писатель с большим вниманием наблюдает за становлением будущего генетика, за тем, как "...из философствующего отрока Колюша превращался в добросовестного зоолога, готового день и ночь возиться со всякой водной нечистью".
Гранин отмечает широту и разнообразие интересов ученого: это поэзия Валерия Брюсова и Андрея Белого, лекции Грабаря по истории живописи и Тренева о древнерусском искусстве. Писатель отмечает, что Тимофеев мог сделать карьеру пением, — "голос у него был редкий по красоте".
Но герой повести стал биологом, хотя "научная работа не давала ни пайков, ни денег, ни славы". Так начинался великий подвиг ученого, перед памятью которого мы склоняем головы.
Великий Тимофеев-Ресовский умер, но возродилась из пепла его любимая наука.
Рубрики: | Учёные и открытия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |