-Цитатник

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

Летние травы - (0)

В.Д. Поленов. Лопухи. 1870 Между кольями забора серого Солнце длинные лу...

Земля псковская - (0)

  Пожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 52310


Карл Мария фон Вебер (1786–1826). Опера "Вольный стрелок" "

Понедельник, 18 Ноября 2013 г. 19:17 + в цитатник

  Знаменитый немецкий композитор, дирижер, пианист, способствовавший поднятию уровня музыкальной жизни в Германии и росту авторитета и значения национального искусства, Карл Мария фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в гольштинском городке Эйтине. Его отец, барон Франц Антон фон Вебер (дядя жены Моцарта Констанцы, урожденной Вебер), был опытным скрипачом и директором передвижной театральной труппы. Мать Карла Марии, происходившая из семьи резчика по дереву, унаследовала от родителей прекрасные вокальные данные, некоторое время она была певицей в театре.

  Карл рос в атмосфере театра и первые шаги в музыке делал под руководством сводного брата, отличного музыканта, учившегося у Йозефа Гайдна. В 1798 году двенадцатилетнему Веберу посчастливилось стать в Зальцбурге учеником Михаила Гайдна, младшего брата знаменитого Гайдна. Уроки по теории и композиции завершились написанием под руководством учителя шести фугетт, которые, благодаря стараниям отца, были напечатаны во «Всеобщей музыкальной газете».

 

  Среди многочисленных учителей Вебера особого внимания заслуживает собиратель народных мелодий аббат Фоглер, популярнейший ученый теоретик и композитор своего времени. На протяжении 1803 года молодой человек под руководством Фоглера изучал творчество выдающихся композиторов, производил детальный разбор их произведений и набирался опыта для написания своих великих сочинений. Кроме того, школа Фоглера способствовала росту интереса Вебера к народному творчеству. В свободное время композитор отправлялся в окрестные деревни «собирать мелодии». Иногда под впечатлением услышанного он сразу же сочинял песенки и исполнял их под аккомпанемент гитары, вызывая возгласы одобрения у слушателей.

  В этот же период творческой деятельности получил развитие литературный талант Вебера. Многочисленные статьи, рецензии и письма характеризовали его как умного, вдумчивого человека, стоящего на передовых позициях.

  С юных лет Вебера привлекала опера; в 1813 он стал директором оперного театра в Праге (одним из первых поставил "Фиделио" Бетховена – оперу, которая до того шла только в Вене). В 1816 Вебера пригласили возглавить только что основанную Немецкую оперу в Дрездене.

   Дрезденский период стал вершиной творческой деятельности Карла Марии Вебера. Были написаны лучшие оперы «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон», указавшие направления дальнейшего развития оперного искусства Германии.

 

  Идея оперы «Вольный стрелок» на сюжет народного сказания о «черном охотнике» зародилась  в 1810 году. Поэт Ф. Киндом написал по просьбе Вебера либретто оперы.


 События оперы происходят в Чешской области Богемии. Главными действующими лицами являются охотник Макс, дочь графского лесничего Агата, гуляка и картежник Каспар, отец Агаты, Куно, и князь Оттокар.

  Первый акт. Радостно приветствуют победителя состязаний по стрельбе Килиана, а   потерпевший поражение в предварительном турнире охотник Макс в печали. Если он не победит в финале, то согласно старинному обычаю охотников, брак с прекрасной Агатой станет невозможен. Отец девушки и охотники утешают Макса.

  Веселье прекращается, все уходят, Макс остается один. Его уединение нарушает гуляка Каспар, продавший душу дьяволу. Он обещает помочь охотнику и сообщает о волшебных пулях, которые нужно отливать ночью в Волчьей долине - проклятое место, посещаемое нечистой силой. Макс соглашается и ловкий картежник Каспар торжествует избавление от приближающегося часа расплаты.

  Второй акт. Агата грустит в своей комнате, ее не веселит болтовня беззаботной кокетливой подруги Анхен, она ждет Макса. Охваченная мрачными предчувствиями, Агата выходит на балкон и призывает небеса развеять ее тревоги. Входит Макс и рассказывает ей о причине своей печали. Агата и Анхен уговаривают его не ходить в страшное место, но Макс не может нарушить обещание, данное Каспару.

  Полночь. Мрачная долина, тишина которой прерывается зловещими возгласами невидимых духов. Перед Каспаром, готовящимся к колдовским заклинаниям, появляется черный охотник Самьель - вестник смерти. Душа Каспара должна отправиться в ад, но он просит отсрочки, отдавая вместо себя в жертву Макса, который завтра убьет волшебной пулей Агату. Самьель соглашается и исчезает с ударом грома. С вершины скалы в долину спускается Макс. Силы добра пытаются спасти его, посылая образы матери и Агаты, но поздно – Макс продает душу дьяволу. Финалом второго акта является изготовление волшебных пуль.

Заключительный, акт оперы посвящен последнему дню состязаний. Девушка, видевшая ночью вещий сон, в печали. Девушки подносят Агате коробку с цветами. Она раскрывает её и видит вместо подвенечного венка погребальный убор.

  Охотники, среди них и Макс, демонстрируют мастерство перед князем Оттокаром, его придворными и лесничим Куно. Юноша должен сделать последний выстрел, мишенью становится перелетающая с куста на куст голубка. Макс прицеливается, и в этот момент за кустами появляется Агата. Магическая сила отводит дуло ружья в сторону, и пуля попадает в Каспара, спрятавшегося на дереве. Смертельно раненный, он падает на землю, его душа отправляется в ад в сопровождении Самьеля.

  Князь Оттокар требует объяснений случившемуся. Макс рассказывает о событиях прошедшей ночи, разгневанный князь приговаривает охотника к изгнанию,  Макс должен навсегда забыть о браке с Агатой. Заступничество присутствующих не может смягчить наказание. Лишь появление носителя мудрости и справедливости меняет ситуацию. Отшельник произносит свой приговор: отсрочить свадьбу Макса и Агаты на год. Столь великодушное решение становится причиной всеобщей радости и ликования, все собравшиеся славят бога и его милосердие.


  Новым романтическим средством выражения оперы является общее настроение, подчиненное «звучанию леса», с которым связаны все происходящие события. Жизнь природы в «Вольном стрелке» имеет две стороны: одна из них, связанная с идиллически изображенной патриархальной жизнью охотников, раскрывается в народных песнях и мелодиях, а также в звучании валторн; вторая сторона, связанная с представлениями о демонических, темных силах леса, проявляется в неповторимом сочетании оркестровых тембров и тревожном синкопированном ритме.

 

Успех «Вольного стрелка» был ошеломляющим: опера ставилась на сценах многих городов, арии из этого произведения распевались на городских улицах.



  В 1822 антрепренер венского придворного оперного театра Барбайя предложил Веберу сочинить большую оперу. Через несколько месяцев в австрийскую столицу была отослана «Эврианта», написанная в жанре рыцарской романтической оперы.

Легендарный сюжет с некоторой мистической таинственностью, стремление к героике и особое внимание к психологическим особенностям персонажей, преобладание чувств и размышления над развитием действия – эти черты, намеченные композитором в этом произведении, становятся в дальнейшем характерными особенностями немецкой романтической оперы. Осенью 1823 в Вене состоялась премьера «Эврианты», на которой присутствовал и Вебер.

  Вызвав бурю восторга среди приверженцев национального искусства, опера не получила столь широкого признания, как «Вольный стрелок». Это подействовало на композитора довольно удручающе. Учащающиеся приступы тяжелая болезнь легких становились причиной длительных перерывов в творчестве Вебера.



  Последняя опера была написана Вебером по заказу «Ковент-Гардена» – одного из крупнейших оперных театров Лондона. Осознавая близость смерти, композитор стремился как можно скорее закончить произведение, чтобы семья после его смерти не осталась без средств к существованию.

  В опере-сказке «Оберон», состоящей из отдельных картин, художественно свободно переплетаются фантастические события и реальная жизнь, бытовая немецкая музыка соседствует с «восточной экзотикой».

  Непринужденная свежая мелодия веселой оперы-феерии; красочность и легкость оркестрового колорита «Оберона» оказала значительное влияние на дальнейшее совершенствование романтического оркестрового письма и наложила особый отпечаток на партитуры таких композиторов-романтиков, как Берлиоз, Мендельсон.

 



Музыкальные достоинства последних опер Вебера нашли наиболее яркое выражение в увертюрах, получивших признание и как самостоятельные симфонические произведения. Вместе с тем недостатки либретто и драматургии ограничили количество постановок «Эврианты» и «Оберона» на сценах оперных театров.

Напряженная работа подорвала здоровье знаменитого композитора, 5 июля 1826 года его не стало Карл Мария фон Вебер умер от чахотки в сорокалетнем возрасте.

lichnosti.netВебер Карл Мария фон



 

Sehnsucht

Lass mich deine Träne reiten
Übers Kinn nach Afrika
Wieder in den Schoss der Löwin
Wo ich einst zuhause war
Zwischen deine langen Beinen
Such den Schnee vom letzten Jahr
Doch es ist kein Schnee mehr da

Lass mich deine Träne reiten
Über Wolken ohne Glück
Der große Vogel schiebt den Kopf
Sanft in sein Versteck zurück
Zwischen deine langen Beinen
Such den Sand vom letzten Jahr
Doch es ist kein Sand mehr da

Sehnsucht versteckt
Sich wie ein Insekt
Im Schlafe merkst du nicht
Dass es dich sticht
Glücklich werd ich nirgendwo
Der Finger rutscht nach Mexiko
Doch er versinkt im Ozean
Sehnsucht ist so grausam

ТОСКА

Дай твоей слезой скатиться
По подбородку в Африку,
Снова в чрево львицы,
Где когда-то был мой дом.
Между твоими длинными ногами
Ищу я прошлогодний снег,
Однако снега больше нет.

Дай твоей слезой скатиться
Без везения по облакам.
Большая птица прячет голову
Снова кротко в свой тайник.
Между твоими длинными ногами
Ищу песок я прошлых лет,
Но песка там больше нет.

Страсть прячется,
Как насекомое.
Во сне ты не заметишь,
Как оно тебя ужалит.
Нигде не будет счастья мне,
Палец скользит в Мексику,
Но он утонет в океане.
Страсть так жестока.

Рубрики:  композиторы и дирижёры/Вагнер
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям



nadia_obo   обратиться по имени Понедельник, 18 Ноября 2013 г. 19:54 (ссылка)
Очень Йонас Кауфман нравится! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Ноября 2013 г. 21:09ссылка
Он тут не совсем по теме, но зато приятно послушать! С удовольствием познакомилась с операми Вебера. Хорошего самочувствия, Наденька!
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Ноября 2013 г. 21:57ссылка
И тебе, Томочка, самого наилучшего! Самое главное - здоровье!
Svetlana-k   обратиться по имени Четверг, 21 Ноября 2013 г. 21:37 (ссылка)
Тамара! Ты дала по теме много интересного музыкального материала.
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Ноября 2013 г. 20:06ссылка
Я рада, Светочка, твоему одобрению!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку