-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Соккар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30233





Сокровище русского мiра

Вторник, 17 Мая 2016 г. 13:50 + в цитатник
  Удивительное чувство охватывает, когда слушаешь русские народные песни в исполнении Ольги Федосеевны Сергеевой!
Такое ощущение, что встречаешься с мамой, умершей много лет назад. В этих звуках есть волнующее очарование настоящей жизни. Здесь царят истинные чувства и необыкновенный голос скромно без ложного пафоса словно льющийся откуда-то из поднебесья. Некоторые сравнивают этот поразительный голос Ольги Федосеевны Сергеевой с кружевами, мне же в этих звуках слышится задорная песня соловья или печальная жаворонка, шелест листьев или журчание лесного ручейка, звуки ветра или шум деревьев. Нужно отметить ещё одно обстоятельство, которое резко отличает народных исполнителей от современных артистов: за своё пение они не получают денег, а поют они не только для других, а когда самим поётся. Это может происходить и во время полевых работ, и во время обеденного отдыха, и в вечерние часы, и в праздники. Традиция бессмертна, пока живы её носители и старинные народные песни - это сокровище русского мiра.

  Истинный дар может быть только бескорыстным. Народные песни словно несут в себе задачу передать потомкам мысли и чувства наших прадедов и прабабушек, они сохраняют уникальную атмосферу естества и величия, простоты и мощи, красоты и неповторимости. Счастлив тот человек, который соприкоснулся с этими песнями в детстве! Эти песни не сочиняли профессиональные поэты. Неизвестные творцы этих песен рассказывали в них о своих будничных делах, о радостях и горестях простой жизни крестьян. Бесхитростная простота этих мелодий говорит о поразительном многообразии самых разных сторон жизни людей, жизнь которых наполнена трудом. Крестьянская жизнь была очень трудной, но ещё более трудной была жизнь сиротская. Слушая песню "У зялёном у саду пташечка пропела", кажется начинаешь понимать смысл выражения "выплакать горе". У многих слушателей слёзы льются из глаз сами по себе. Настолько сильны эмоции, что человек начинает сопереживать голосу несчастной героини песни и жалость пронизывает всё существо. Повседневная занятость жизни простых людей отнимала много сил, но сколько же усилий требовалось, чтобы в короткие часы отдыха найти нужные слова для выражения своих чувств и мыслей, а потом отыскать тот неповторимый, ни с чем не сравнимый стиль их исполнения! Быть творцом в условиях нехватки времени - значит не брать ни одной фальшивой ноты. Искренность и жалость, бьющие через край, - вот родник народного творчества. И до тех пор, пока мы слышим голоса наших бабушек и мам, мы их не забудем...читать далее
Рубрики:  Традиция

Метки:  


Процитировано 6 раз
Понравилось: 9 пользователям

Радуница - светлый праздник зарождения жизни

Вторник, 03 Мая 2016 г. 13:27 + в цитатник
  Календарь славянских праздников неразрывно связан с природой и хозяйственным укладом народа. После принятия христианства на Руси он испытал сильнейшее влияние новой идеологии, которая ни к природе, ни к хозяйству не имела никакого отношения. Одновременно с этим православие - своеобразное направление христианства - сохранило в себе остатки прежних верований. Это произошло от того, что в состав православия вошла часть обрядов и праздников языческой Руси. Некоторые традиционные праздники наложились на христианские и получился сложный симбиоз необычных представлений. Одним из таких праздников была Радуница. Её место православный календарь определяет так: понедельник, вторник Фоминой недели или воскресенье. Но поскольку пасха - блуждающий праздник, дата которого колеблется между первыми числами апреля и мая, то и Радуница не имеет своего твёрдого места в календаре. Традиционно Радуница считается поминальным днём предков и славяне устраивали поминальную трапезу на могилках, которая напоминала древнюю тризну. Но наряду с этим в обрядах и поговорках Радуницы сохранилось нечто такое, что свидетельствует и о других мотивах этого праздника. В Белоруссии говорили: на Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером пляшут. Уже из этого видно, что Радуница означала начало работ в поле. Земля-кормилица. Мать-Сыра-Земля. Столь почтенное отношение к земле заключалось в понимании простого факта: весенний день год кормит. Но невозможно начинать полевые работы в таком широком диапазоне. Поэтому Радуницу славяне в дохристианский период отмечали в строго определённый день солнечного календаря. Попробуем найти эту дату. читать далее
8660 (700x517, 62Kb)
Рубрики:  Традиция

Метки:  


Процитировано 6 раз
Понравилось: 10 пользователям

Эпизод 5. Убийство Валина

Пятница, 22 Апреля 2016 г. 16:49 + в цитатник
1.Миф как он есть.

  Ранней весной Рама и Лакшмана пришли на берег озера Пампа, где жили обезьяны, к которым братьев направил ракшас Кабандха. Умывшись водой из озера, полюбовавшись на белые и красные лотосы, братья пошли к горе Ришьямука. Царь обезьян, Сугрива, увидев их, послал к ним в долину своего советника Ханумана. Представ нищим бродягой, Сугрива встретился с ними. Братья сказали, что обратиться за помощью к ним им посоветовал ракшас Кабандха. Хануман представил их своему повелителю и сказал, что братья просят помощи у Сугривы. Царь обезьян произнес, что он рад союзу с Рамой и Лакшманой.

  Хануман добыл огонь трением двух сухих дощечек и они совершили обряд. Сугрива и Рама обошли вокруг огня. Так человек и обезьяна заключили союз возле горы Ришьямука. Потом Сугрива рассказал историю своей жизни.
Уже много лет он живет, угнетенный страхом за свою жизнь. Сугрива потерял жену, власть и богатство. После смерти их отца царем стал, по словам рассказчика, старший брат Сугривы Валин. Но однажды ночью к воротам Кишкиндхи пришел могучий асура Маяви и вызвал Валина на поединок. Сугрива пошел за ним. Асура испугался и обратился в бегство. Братья побежали за ним. Асура ускользнул в пещеру. Валин попросил Сугриву оставаться на страже у входа, а сам полез в пещеру. Целый год Сугрива простоял у входа, а Валин все не появлялся. Потом из норы потекла кровь ручьями, и до слуха Сугривы донеслось рычание асуры. Голоса брата не было слышно. Сугрива подумал, что его брат умер, завалил вход скалой и ушел домой. Советники посвятили Сугриву на царство, но вдруг в город вернулся Валин. Разгневанный, он предал советников казни, а на Сугриву набросился с руганью. С этого времени Валин перестал доверять Сугриве и, обвинив его в измене, прогнал из города.читать далее


585835_original (700x466, 452Kb)
Рубрики:  Рамаяна

Метки:  

Понравилось: 5 пользователям

Плач Гандхари на поле Куру

Четверг, 14 Апреля 2016 г. 10:04 + в цитатник
Поле битвы залито кровью,
Сыновья на земле лежат,
А их жёны глядят с любовью -
Не вернуть кауравов назад.

Слёзы льются из глаз рекою,
Столько горя не передать,
И целуя лицо герою,
Сына вновь обнимает мать.

Кауравы погибли с честью,
Пали жертвою клеветы,
И гонец, прибежавший с вестью,
Стал знамением темноты.

Сыновей не вернуть живыми,
Оклеветаны их имена,
И родители стали слепыми...
О, проклятие вам, времена!

Лики внуков объяты огнём,
Стон и плач летит вдоль реки,
Торжествует зло над добром
Васудевы движеньем руки.

Ждёт о, Кришна, пандавов позор,
Не вернутся назад наши конники,
И я слышу судьбы приговор:
Станут слепы твои поклонники,

Будут богом считать подлеца,
Но последний у правды редут -
Меч судьбы покарает лжеца -
Жизнь напрасно они проживут!

250px-54854 (250x180, 30Kb)


  P.S. Кауравы и пандавы - две противоборствующие партии в Древней Индии. Жрецы спровоцировали конфликт между ними. Отправляя сына Дурьйодхану на войну, его мать Гандхари произносила: "Сынок, там, где правда - там победа". Пандавы воевали под лозунгом Кришны Васудевы: "Ложь должна быть выше правды". В результате подлости и предательства кауравы войну проиграли. Победители жестоко расправились с побеждёнными, уничтожив весь царский род: самого Дурьйодхану, всех его братьев, их детей и союзников кауравов. "И, истребив всё и убив царя Дурьйодхану, пандавы обрели царство, большая часть населения которого разбежалась". (Адипарва, гл. 55, шлоки 31-42). На поле Куру Гандхари вместе с жёнами других воинов оплакивают погибших. Хорошо зная, что все подлости были изобретены Кришной, в отчаянии она проклинает его.

   По прошествии многих лет была написана Махабхарата, где кауравы представлены коварными, а их противники пандавы благородными. Были оклеветаны все персонажи, сочувствующие кауравам. Брахманы-редакторы внесли изменения в генеалогию главных героев, царя Дхритараштру сделали "слепым", его жена Гандхари стала сама "слепой" и носила повязку на глазах якобы из солидарности с мужем. На самом деле их "слепота" носит не физический характер, а мировоззренческий - они проводят светскую политику, направленную против влияния жрецов. Так им отомстили люди, переписавшие историю. Слепое восхищение современных последователей Кришны являет собой уникальную попытку жить чужими представлениями, отказавшись от здравого смысла.
Рубрики:  Моя поэзия
Оклеветанные имена

Метки:  

Понравилось: 7 пользователям

Пословицы - практическая мудрость

Вторник, 05 Апреля 2016 г. 13:19 + в цитатник
  Значительная часть русской литературы анонимная, авторов пословиц, былин, сказок мы не знаем. Эти произведения создавались в народной гуще. Если сравнить эту часть литературы с авторской - романами, драмами, поэмами, стихами, то возникает впечатление словно безымянных авторов фольклорных произведений интересуют совсем другие цели, задачи, сюжеты. Она написана в ином литературном стиле. Эту литературу создавали в свободное от основной работы время люди дела. Поэтому язык пословиц немногословен, он предназначен для обретения навыков житейской мудрости. Главное для крестьянина и ремесленника - это труд, для рассуждений мало времени. Вместе с тем труд - это основа морали. Производительный труд не оставляет выбора: жить надо честно. Никто за крестьянина не накормит его семью. Это дворянин может позволить себе безделье, а у сельского жителя каждая минута на счету. Крестьянин рассуждает с оглядкой на мир природы, поэтому в пословицах часто возникают образы различных зверей: волка, зайца, лисы, медведя, коня, кошки и т.д. Пословицы - меч мудрости, спасающий человека в часы житейских невзгод. Наблюдения над жизненными опасностями заставляют крестьян видеть на несколько шагов дальше, чем кажется при поверхностном взгляде на вещи. Сколько скрытых смыслов обнаруживает ум крестьянина и ремесленника в мелочах жизни! читать далее
7e8af68368e61d809166a932efce7b09 (700x488, 173Kb)
Рубрики:  Традиция

Метки:  


Процитировано 7 раз
Понравилось: 10 пользователям

Загадка первого блина. Как или кому?

Понедельник, 28 Марта 2016 г. 17:13 + в цитатник
  Блины - любимое русское блюдо. Их готовят не только по праздникам, но и в обычные дни. Каждая хозяйка умеет их печь и передаёт свои навыки дочерям и внучкам. Казалось бы, секретов в их приготовлении не должно быть. Тогда почему же появилась пословица "Первый блин комом"? Неужели всякую хозяйку подстерегает неудача в столь повседневном деле? И наши любимые женщины не извлекают опыта из этих неудач? Несомненно, с этой пословицей что-то не так...

   Многие старинные пословицы звучат для нас не всегда понятно. Некоторые из них появились на свет, когда существовали предметы и понятия, не дошедшие до нашего времени. Условия изменились, пословицы остались и смысл их стал загадочным. Большинство предлагает понимать эту пословицу, как отражение неудачного первого опыта. Но почему именно блины стали поводом для закрепления в памяти народа неудачи первых шагов в приобретении практических навыков любого дела? Неужели технология приготовления блинов столь сложна? Ведь каждая хозяйка приобретает свой первый опыт в этом деле под присмотром опытных наставниц - мамы, бабушки, тёти, старшей сестры. Таким образом возможность избежать неудачу у неё резко повысится. Но даже если подобная ошибка и могла быть совершена в отрочестве, почему её повторяют все женщины с регулярной неизбежностью и во взрослом состоянии? А потом у нас же есть правило, как избежать ошибок: не наступай на грабли... Почему первый блин становится граблями? Может быть, здесь речь и не идёт о неизбежности ошибок в начале любого дела..читать далее

128768127_569112d51cd4 (450x432, 44Kb)
Рубрики:  Язык мой - друг мой
Традиция

Метки:  


Процитировано 5 раз
Понравилось: 13 пользователям

Эпизод 4.Рамаяна - путь Рамы

Среда, 16 Марта 2016 г. 11:03 + в цитатник
1. Миф как он есть.

  Рама уходит в изгнание, сопровождаемый горожанами и брахманами. Из уважения к брахманам он не едет на колеснице, а идет пешком. На берегу реки Тамасы он сделал привал. Наступила первая ночь изгнания. Утром они переехали полную водоворотов Тамасу, оставив горожан у реки. Рама пересек священную реку Ведашрути и выехал за пределы Косалы. Вскоре он увидел великую Гангу. Царем этой земли был Гуха, друг Рамы из племени нишадов. Здесь они остановились на отдых. Всю ночь Гуха бодрствовал и охранял отшельников. Переночевав возле города Шрингавера на берегу Ганги, Рама простился с Сумантрой, возницей Дашаратхи.

  Утром, переправившись через Гангу, они убили четырех зверей: вепря, антилопу, черного буйвола и оленя. Затем путешественники приготовили еду, утолили голод и расположились на ночь. Рама сказал брату, что это будет их первая ночь вне пределов Косалы. Когда взошло солнце, утром они двинулись в путь. А когда наступил вечер, они были уже у Праяга, где жил отшельник Бхарадваджа. Мудрец предложил им жить в его обители у слияния Ямуны и Ганги, но Рама отказался, мотивировав отказ тем, что его могут увидеть и сообщить об этом в Айодхью, и тогда сюда будут приходить горожане и сельские жители. Тогда Бхарадваджа сказал, что в десяти крошах отсюда есть прекрасная гора Читракута, подобная Гандхамадане. Путникам надо переправиться через реку, дойти до баньянового дерева Шьяма, а затем вдоль берега Ямуны они дойдут до Читракуты.читать далее
92551_600 (600x450, 74Kb)
Рубрики:  Рамаяна

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Традиция

Вторник, 08 Марта 2016 г. 09:35 + в цитатник
  Традиция отмечать праздники уходит в глубину веков. Праздники стали осью колеса времени. И первые календари древних выделили четыре основных даты, связанные с переменой времён года: солнцестояния и равноденствия. И очень жаль, что эти наиболее значимые события сейчас отмечают редко. Эти праздники наиболее древние в календарях всех стран мира и они не подвержены политической конъюнктуре. Политический строй различных государств нарушил эту традицию и предпочёл выстраивать государственную систему с опорой на исторические даты. Так праздники потеряли твёрдую астрономическую основу и стали базироваться на зыбучих песках политических предпочтений. До революции 1917 года в России они были в основном религиозные или связаны с датами жизни монархов, например, день восшествия императора на престол. Советские праздники были светские, а основания для празднования стали идеологическими, что, разумеется, многих не устраивало. Да и что это за праздники - день Октябрьской революции, Международный день солидарности трудящихся, день Конституции, Международный женский день? И не удивительно, что, когда сменилась политическая система, большинство этих праздников погрузилось в небытие. Исключения составляли день Победы и Новый год. Это были самые популярные праздники советского периода, остались они таковыми и в 21 веке. Власть предержащие не могут определиться с датами праздничного календаря. И 12 июня, и 4 ноября так и не стали популярными в народе. Искусственность порождения этих праздников словно свидетельствует, что и зачатие их было неопределённым и мутным в идеологическом отношении. Отсюда фальшивость в чувствах празднующих и не понимающих смысл этих "торжеств". Такие праздники не объединяют народ, а разъединяют...

   Но никто не мешает создать собственный календарь праздничных дат. Почему бы не отмечать день встречи с человеком, ставшим твоим другом? Время и судьба свели вас вместе для какой-то общей цели. Судьба всем посылает знаки, но не каждый человек их видит, а если видит, то не всегда сумеет прочесть. Да и можно ли не уважать человека, который испытывает к тебе притяжение с первой встречи! Посланник судьбы - вестник времени, ставший тебе другом, столь же нужен тебе, как и ты ему...

   Любой день может стать праздником! Чтобы ощутить это, нужно просто однажды незнакомому, одинокому человеку подарить то, в чём он сейчас нуждается. Лучше сделать одного человека счастливым, чем желать счастья многим! Искренний восторг на лице человека, который не ждал подарка, подобен волшебству и станет тебе наградой. Радость на лицах людей делает и тебя счастливым. И ...позволь себе быть Волшебником, хотя бы один раз в году. Пусть это будет твоей традицией.


Рубрики:  Моя проза жизни
Традиция

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям

Эпизод 3.Семья Дашаратхи

Четверг, 03 Марта 2016 г. 12:10 + в цитатник
1.Миф как он есть.
  Рама Дашаратха, герой, победивший демона Равану, был сыном Дашаратхи, правителя царства Кошала. Он родился в городе Айодхья на берегах тихой речки Сарайю. У Дашаратхи были три жены: Каушалья, Кайкейи и Сумитра. Со временем старшая жена Каушалья родила сына Раму, средняя жена — второго сына Бхарату, а младшая — двух близнецов Лакшману и Шатругхну. А когда сыновья подросли, мудрый и справедливый царь Дашаратха решил женить их. Женой Рамы стала Сита, а женой Лакшманы — Урмила, дочь царя Джанаки. Бхарата и Шатругхна взяли в жены Мандивью и Шрутакирти, дочерей брата Джанаки Кушадхваджи.

  Старый царь, собрав своих мудрых советников, объявил наследником Раму, а коронацию назначил на следующий день. Но в это время горбунья Мантхара подслушала речь царя и пришла к жене Дашаратхи Кайкейи. Она напомнила царице, что когда-то во время войны богов и асуров Дашаратха пришел на помощь Индре. В это время царь богов сражался с демоном Шамбарой, но не мог его победить. Во время битвы царь Дашаратха был ранен. Раненого, без сознания, Кайкейи вынесла с поля боя, а после долго и неустанно заботилась о нем. В награду за спасение своей жизни царь обещал ей два дара. Мантхара уговорила Кайкейи обратиться к царю, напомнить ему об этом обещании и потребовать в качестве обещанных даров изменить завещание в пользу Бхараты, а Раму отправить в изгнание. Кайкейи сделала это: Дашаратха изменил свое завещание и изгнал Раму из царства.читать далее

depositphotos_25723101-Devprayag-is-the-last-prayag-of-Alaknanda-River-and-from-this-point-the-confluence-of-Alaknanda-and-Bhagirathi-River-is-known-as-Ganga.-Uttarakhand-India. (700x466, 191Kb)
Рубрики:  Рамаяна

Метки:  

Понравилось: 3 пользователям

Зовёт только вечность тебя, пилигрим

Суббота, 20 Февраля 2016 г. 19:40 + в цитатник
И ночью, и днём выбирает
Пути, приводящие в Рим,
Дорогою пыльной шагает,
Зовёт только вечность тебя, пилигрим!
Коснуться святыни желая,
На лицах у спутников грим,
Не данник ни ада, ни рая,
Зовёт только вечность тебя, пилигрим!
Паломников души страдают,
Но путь твой другими незрим,
Свободным быть каждый мечтает,
Зовёт только вечность тебя, пилигрим!
По пыльной дороге шагает
Звездой путеводной храним,
Весами Фемида играет,
Зовёт только вечность тебя, пилигрим!

207654ecf6895d87e08193f89dcbb0dc (700x445, 66Kb)

Все дороги ведут в Рим, но только путь к вечности невидим, поэтому так мало путников на нём.
Рубрики:  Моя поэзия

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

Плоды жизни

Суббота, 13 Февраля 2016 г. 22:37 + в цитатник
  Иногда кажется, что все наши увлечения - это всего лишь иллюзия, попытка избежать ответа на вопрос: а что там в конце жизни... Конечно, можно верить, что наши труды будут востребованы потомками, что душа бессмертна, что дети продолжат наши начинания, что всех ждут следующие перевоплощения или великий переход... Но, возможно, и эта вера иллюзия. И разве даёт вера гарантию, что сбудется то, во что мы верим? Фактом жизни остаётся неизбежность: в конце жизни нас ждёт смерть, а после неё... Никто не знает, что будет после неё. Забвение или слава? Потомки сохраняют имена знаменитостей. Прославившие своё имя подобны бессмертным. Получается, единственный смысл жизни - достойно её прожить. А самый печальный конец - приговор судьбы: он прожил жизнь напрасно... Забвение. Поэтому время - это сокровище, а наши увлечения - огранка его и средство уйти от пустоты бытия. В чём смысл наших увлечений? Это или попытка решить какую-то проблему, или желание получить выгоду, или стремление к наслаждению, или концентрация на семейных ценностях. Но дети не цветы жизни, а её плоды. Мы всего лишь даём им возможность появиться на свет...

  "Дети не наше будущее. Они вообще не будущее. Они настоящее. Причем своё, а не наше. А наше будущее - старость и смерть. Печалиться по этому поводу бессмысленно, но утешать себя иллюзиями нечестно" (Цитата взята: http://nyimanagpo.livejournal.com/143986.html)

«Однажды Чжуанцзы приснилось, что он — бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он — Чжуанцзы и не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжуанцзы?!»

Наши увлечения определяют ценность всей нашей жизни. Выбор всегда за нами. Быть честным трудно, но без этого нет смысла жить. Может быть, иногда нужно посмотреть критически на наше хобби, и в этом случае и друзья, и враги - это как раз те, кто может помочь нам в этом. И очень не хотелось бы, чтобы наша жизнь стала сном наяву. Ведь всё-таки сон - это совсем другая реальность, а, может быть, вовсе не реальность, а просто состояние...


240793__fantastic-reflection_p (700x466, 87Kb)
Рубрики:  Книга судьбы

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Эпизод 2.Семья Пуластьи: Равана, Кубера и Вибхишана

Вторник, 09 Февраля 2016 г. 10:08 + в цитатник
1.Миф как он есть.

  Вайшравана поссорился со своим отцом Пуластьей и ушел к любимому деду Сваямбху. Брахма, довольный Вайшраваной, даровал ему статус бессмертного, владычество над богатствами и столицу Ланку со множеством ракшасов. Но Кубера, Властитель ракшасов, все же старался помириться с отцом.
Араньякапарва. Глава 259. Шлоки 1—13.

«Маркандея сказал:

  Отшельник по имени Вишравас, который был половиною тела Пуластьи, (породившего его) в гневе, со злобой следил за Вайшраваной. Кубера, Властитель ракшасов, знал, что отец на него разгневан, и поэтому всячески старался его умилостивить, о царь! Царь царей, Тот,чью колесницу влекут нары, проживая на Ланке, даровал отцу в услужение трех ракшаси. Искусные в танцах и пении, они принялись ублажать великого духом святого мудреца, о тигр среди бхаратов! Стройные девы Пушпотката, Рака и Малини, соперничая друг с другом (красотою), сулили блаженство, о царь — властитель народов! Великий душою владыка, довольный, даровал каждой из них сыновей, подобных Хранителям мира, как им хотелось. У Пушпоткаты родилось два сына Кумбхакарна и Дашагрива, оба (стали) владыками ракшасов, и в могуществе им не было равных на земле...».читать далее
100550388_Ozero_v_provincii_Alberta_Kanada (699x467, 79Kb)
Рубрики:  Рамаяна

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Тернистый путь Рамы Дашаратхи. Эпизод 1. Семья Брахмы

Четверг, 28 Января 2016 г. 09:18 + в цитатник
Предисловие

  Эта работа представляет собой часть обширного исследования, посвященного сказаниям древней Индии. Основная масса мифов содержится в самом большом эпосе мира — Махабхарате. События, излагаемые в Рамаяне, не имеют прямого отношения к тексту Махабхараты. Будучи написанной значительно позднее Махабхараты, она, тем не менее, повествует о событиях, предшествующих описанным в Махабхарате. Пандавам о них рассказывает Маркандея, после того, как сорокалетнюю Драупади похищает царь Джаядратха, чтобы жениться на ней. История эта выглядит уж слишком неправдоподобной, ведь, освободив Драупади, пандавы отпускают Джаядратху живым. Невозможная вещь на Востоке ни в какие времена! Оскорбленный муж непременно хотя бы попытается убить обидчика, а тут — целых пять мужей, среди них неистовый Бхима, готовый за Драупади растерзать в клочья кого угодно. И — отпускают. Немыслимо! Можно предположить, что история эта придумана и вставлена исключительно для того, чтобы дать Маркандее повод рассказать историю с похищением Ситы.

  Ряд персонажей из Махабхараты действует и в Рамаяне: Брахма, Кубера, Кашьяпа, Рама Джамадагни, Вишвамитра, Агастья, Нарада, Индра. Благодаря им, мы узнаем многие скрытые пружины событий Махабхараты. В центре нашего исследования «Повесть о Раме», включенная в состав Махабхараты, так называемая «Малая Рамаяна». "Рамаяна" Вальмики, огромная по своему объему, будет иногда привлекаться нами по мере необходимости. Описывая смерть Рамы Дашаратхи, мы намерены обратиться и к тексту Калидасы «Род Рагху».
  Рамаяна — повесть о войне, но странной выглядит причина этой войны — похищение женщин — так напоминающая похищение Елены и разгоревшуюся из-за этого Троянскую войну. Поражает своей грандиозностью поход Рамы на Ланку, в которой многие исследователи видят современный Цейлон (Шри Ланку). Удивителен конец истории: Сита, выжившая в плену у демона Раваны и освобожденная Рамой, гибнет при таких обстоятельствах, которые бросают мрачную тень на горячо любимого ею мужа-освободителя. Но, поскольку истоки всех событий скрыты в истории семейства Брахмы, с нее мы и начнем. Связного и подробного рассказа о ней «Повесть о Раме» не содержит, поэтому мы будем привлекать сведения о семье Брахмы и из других источников.читать далее
Туры-в-Гималаи-7 (638x395, 382Kb)
Рубрики:  Рамаяна

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Между шпагой и стеной...

Среда, 20 Января 2016 г. 16:07 + в цитатник
  Попав в трудное положение, мы говорим, что оказались между двух огней. А вот испанцы в этом случае скажут: «estar entre la espada y la pared”, “оказаться между шпагой и стеной», англичане: between the devil and the deep blue sea, "между дьяволом и глубоким синим морем", а немцы: zwischen Amboss und Hammer, "между молотом и наковальней", а греки говорили, "между Скиллой и Харибдой". В каждом приведённом случае эти фразеологизмы говорят о той среде, где они складывались. У испанцев речь идёт о рыцарях и поединке, у англичан - о моряках, которым угрожают пираты и морская бездна, у немцев поговорка сложилась в среде кузнецов, а в лесной России бедой были пожары, так и появилось выражение "между двух огней". А вот у греков, казалось бы, речь как обычно принято говорить, идёт о двух скалах, столкновения с которыми избежал Одиссей. Но в действительности Одиссею после гибели всех его кораблей, после уничтоженных им и его товарищами "быков" Гелиоса, после смерти всех его спутников угрожали две другие опасности, о которых лучше говорить в другом месте. Когда-то и где-то мне попалось китайское выражение, что лучшей философией является философия прижатого к стене. И это, вроде бы, полностью противоречит приведённым выше формулам. А если вдуматься, то, может быть, китайцы и правы. Свои природные возможности мы не реализуем на 100%, а вот, оказавшись в "безвыходном" положении одни сдаются, а другие находят нетривиальное решение. Ведь только на грани жизни и смерти происходит полная мобилизация всех возможностей человека, многие из которых никогда не были задействованы. В принципе любая трудная задача представляет собой своего рода "безвыходное" положение, но ведь если решение найдено, то можно сказать, что мы избежали смерти, позора, бесславия...читать далее
nimi_4 (700x437, 99Kb)
Рубрики:  Моя проза жизни
Книга судьбы

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

Махабхарата. Спор о дхарме. Окончание

Суббота, 16 Января 2016 г. 07:57 + в цитатник
  Совет Тридцати богов во главе с Куберой и группа брахманов, стоящая за пандавами (Вьяса, Нарада, Маркандея, Бака Далбхья, Дхаумья, Шаунака, Ломаша) имеют по многим пунктам разные представления о дхарме. И это неудивительно! Ведь Тридцатка пытается сохранить остатки былого влияния и власти, опираясь на старые представления о законе. А группа бродячих брахманов во главе с Вьясой стремится захватить власть, и им часто мешают эти самые старые представления о законе. Но сам принцип дхармы остается неприкосновенным. Дхарма — это средство управления народом. Весь вопрос только в чьих руках будет это средство. Пока Вьяса признает собственную уязвимость и не бросает открытый вызов потомкам Брахмы. Но его усилия не пропадут напрасно, время работает на него.
Следующий раз пандавам уже всем вместе целый курс лекций прочтет профессор метафизики доктор теологических наук Маркандея. Тема все та же: юги, дхарма, варны, сансара. По Маркандее общая продолжительность всех четырех юг — 12 000 лет. Особое внимание он уделяет переходным точкам: концу всех юг, Калиюге и Критаюге.

  На исходе юг наступает многолетняя жара. На землю обрушивается пламя и сжигает весь мир. Затем в небе появляются тучи, и на землю проливается ливень. Двенадцать лет идут дожди. Вода покрывает всю землю. Исчезает все живое, не остается ни богов, ни ракшасов, ни зверей, ни растений. Мудрец Маркандея один странствует по безбрежным водам огромного океана. Наконец, посреди водных просторов он обнаруживает огромный баньян, а на его ветках младенца Кришну. Мудрец беседует с ним, а потом неожиданно против своей воли оказывается внутри Кришны. Там он видит и солнце, и луну, и землю, и брахманов, и горы, и леса, и реки, и людей. Более ста лет он странствует внутри младенца и, наконец, после его просьбы бог извергает его. Мудрец спросил Кришну, почему, проглотив целый мир, он принял обличье младенца? Почему весь мир находится внутри его?
  Кришна сказал, что он вмещает всех богов, поэтому бессмертные не знают его. Младенец поведал Маркандее, что, когда отступает справедливость и торжествует беззаконие, он сам воссоздает себя. Прародитель вселенной — только половина его тела. Когда Прародитель проснется, Кришна сам из себя сотворит и небо, и землю, и свет, и ветер, и воду. Открывшись Маркандее, Кришна поведал ему, что ни боги, ни демоны не способны познать его.читать далее
0_a7fd5_c9c5e1e_L (500x333, 97Kb)
Рубрики:  Махабхарата
Дхарма как мифологема

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Род. Гордиться славою своих предков!

Вторник, 12 Января 2016 г. 11:31 + в цитатник
  В детстве, наблюдая за прилётом перелётных птиц, я всегда удивлялся, как они находят дорогу домой на родину. Какая сила их заставляет покинуть благоприятный климат южных стран и отправиться на север? Свои миграции птицы совершают, объединившись в единое целое - стаю. Возможно, только стая может найти свой путь на родину, а одинокая птица не сможет вернуться домой. В юности, много странствуя по просторам России, я всегда с нетерпением ждал возвращения домой и мысленно называл себя Перелётной Птицей. Подобной способностью - найти путь на свою родину - обладают и некоторые виды рыб, например, лосось. Родившись в одной из бесчисленных речек северного и восточного побережья России, в течение 2-3 лет мальки рыб живут в своей родной стихии, а потом, повзрослев, отправляются на океанские просторы. Спустя несколько лет каждая отдельная особь найдёт ту свою единственную речку, где она появилась на свет, чтобы там оставить потомство и умереть на своей родине. И в этом заключается сила Рода: она помогает каждому найти свой Путь, обрести цель жизни, продолжить Род. Если нарисовать графически семь поколений своих предков, то перед нами предстанет ...птица из 254 человек, благодаря которой каждый из нас появился на своей Родине. А если представить, что большинство людей имеют братьев и сестёр, тогда со-родичи станут стаей птиц.
Схема составлена:http://admin-minsk.livejournal.com/183916.html
читать далее
Рубрики:  Книга судьбы
Моя Родина

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям

Махабхарата. Спор о дхарме. Продолжение

Пятница, 08 Января 2016 г. 11:08 + в цитатник
  Жизнь в лесах знакомит пандавов с множеством брахманов. Один из них, Бака Далбхья, советует Юдхиштхире всегда пользоваться услугами брахманов. Ведь иначе все может окончиться еще хуже. Он приводит в качестве примера жизнь Бали, сына Вирочаны.
Араньякапарва. Глава 27. Шлоки 5 — 8, 9 — 20.
«Вайшампаяна сказал:


  Однажды вечером к Царю справедливости, Юдхиштхире Каунтее, восседавшему в окружении святых мудрецов, обратился (брахман по имени) Бака Далбхья...
«...(Царь) Бали ступал по ведущей к блаженству стезе дхармы, обеспечивая тем самым безопасность своих подданных, и ни у кого на свете не искал он доброго совета, за исключением брахманов. Не было отказа ни одному из желаний того асуры, сына Вирочаны, неиссякаема была его удача; но, обретши (власть) над землей с помощью брахманов, он погиб, как только стал дурно поступать с ними...».

  Мы видим, что Бали, сын Вирочаны, признает принципы дхармы и слушает советы брахманов. Благодаря им он стал повелителем. Брахманы прославляли его. Но как только поссорился с брахманами, удача сразу же отвернулась от него. Он погиб... Последний из дайтьев всем был хорош, но когда стал жить своим умом и поссорился с брахманами, то потерял и власть, и жизнь. Скорее всего не без помощи прежних советников. Надо думать, до ссоры с брахманами ни асурой, ни дайтьей его никто ни считал.
   По мнению Баки Далбхьи, дхарма — это жизнь по подсказке брахманов. Идя таким путем, любой становится благочестивым. Все желания его выполняются (или все-таки брахманов?). А поссорившись с ними, каждый может превратиться и в асуру, и в дайтью, и в ракшаса, и в крокодила.читать далее
images (276x183, 20Kb)
Рубрики:  Махабхарата
Дхарма как мифологема

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Махабхарата. Спор о дхарме. Начало

Четверг, 31 Декабря 2015 г. 16:19 + в цитатник
  Почти все конфликтные ситуации в Махабхарате сопровождаются рассуждениями мудрецов и героев о дхарме. Но из этих бесед даже при самом тщательном знакомстве с ними не просто сделать вывод, что она собой представляет. Ясно одно — это центральное понятие индийской философии, мистики, образа жизни индуса. В нем содержатся и космогонический аспект, и юридический, и статусный, и психологический, и нравственный. Встречаются и такие определения, что дхарма — это высший религиозный долг, добродетель, твёрдо установленный порядок и даже универсальный космический закон. В самом широком смысле это круг повседневных обязанностей индуса, добродетель, справедливость и образец, которому следует подражать, как норме. Казалось бы, если это нечто твердое, несомненное и авторитетное, признаваемое всеми как высшая нравственная ценность, то почему столько споров вокруг дхармы? С другой стороны, если столь сложное и глубокое понятие существовало в то время, когда человек был окружен простыми и немногочисленными вещами, то как могло возникнуть такое понятие в те далекие от нас времена? Действительно, спорить есть о чем.

  Наша задача — выделить первоначальное представление о дхарме из бесконечных дискуссий, отделить историческое от философского и космогонического, определить практику жизни от теоретических представлений о ней, показать реальное содержание в отличие от идеалистических рассуждений. Куда бы ни уводили бесконечные размышления мудрецов, о чем бы они ни мечтали, кого бы они ни пугали, но в каждом конкретном случае кто-то из них получал вполне определенную выгоду. Все-таки участники дискуссии были абсолютно живыми людьми и помимо теоретических изысканий в сфере их интересов часто находились и чисто человеческие вещи, и материальные ценности, и чувства. Не чужды они были и многим человеческим недостаткам, в том числе и желанию кого-то обмануть, или выглядеть лучше, чем они были на самом деле, или даже полностью погрузиться в какую-то иллюзию, выдавая ее за абсолютную истину. Смотреть на них завороженными глазами и считать их совершенством возможно только при самом наивном взгляде на жизнь. Или при полном отсутствии собственной точки зрения.
читать далее
12119019_1475261119447543_105682692519912586_n (700x665, 104Kb)
Рубрики:  Махабхарата
Дхарма как мифологема

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Дети Ниобы - невинные жертвы корыстных богов

Понедельник, 21 Декабря 2015 г. 11:38 + в цитатник
  Взаимоотношения богов и людей очень часто приводят к гибели последних. Причины могут быть самые разные. Далеко не всегда рассказчик знает, что явилось причиной гибели современников, а тем более если речь идёт о далёком прошлом. Ведь мифы длительное время существовали в устной традиции, а, будучи записанными, затем многократно корректировались редакторами. Тантал, сын Зевса, был приговорён к голодной смерти за то, что рассказывал тайны богов смертным. Постоянный участник застольных трапез и пиров на своём печальном опыте постиг, что значит быть лишённым самого необходимого. Месть богов настигла утратившего доверие бессмертных. Трагической участи не избежали и его внуки. Семь сыновей и семь дочерей Ниобы, дочери Тантала, были расстреляны из лука Аполлоном и Артемидой. Почти все мифографы согласно говорят, что внуки Тантала погибли вследствие гнева богини Лето, вызванного словами Ниобы, что она родила четырнадцать детей в то время как Лето всего лишь двоих... От стрел близнецов погиб и Амфион, муж Ниобы. Несчастная мать от горя превратилась в камень. Почему месть по столь незначительному поводу приводит к таким трагическим последствиям? Почему Аполлон и Артемида, сын и дочь Зевса, убивают правнуков Зевса, а сам владыка богов равнодушно взирает на вражду и гибель своих потомков? Античные авторы называют разное количество детей, рождённых Ниобой, некоторые мифографы говорят о том, что Аполлон и Артемида оставили в живых одну девочку и одного мальчика, но суть от этого не меняется: невинные дети гибнут от неосторожных слов своей матери. Но может ли быть поводом для убийства обида одной матери, вызванной словами другой матери, гордящейся своими детьми? Статус богини Лето намного выше статуса смертной женщины, почему же богиню ранят эти слова? В чём тут дело? Рассмотрим дело об убийстве детей Ниобы.
читать далее


Sarcophagus_Niobids_Glyptothek_Munich_345_front (700x266, 140Kb)
Рубрики:  Мифологическая библиотека

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Аполлон, Пифон, Марсий и сокровища Дельфийского храма

Четверг, 03 Декабря 2015 г. 11:46 + в цитатник
  В музейных экспозициях многих стран мира есть скульптурные изображения греческих богов и героев. Среди них часто встречается скульптура Аполлона с лирой в руках и луком со стрелами за плечами. С задумчивым видом и гордой осанкой он смотрит в пространство, словно выглядывая где-то цель. Стройная фигура с пропорциональными формами многими искусствоведами признаётся каноном мужской красоты и воплощением гармонии. В поздние времена эллины отождествляли его с солнцем. Музогетом - Предводителем Муз - его называли в Элладе, и он почитается символом поэтического творчества, поскольку его окружали музы, вдохновляющие на творчество поэтов, художников, музыкантов. Казалось, всё в нём прекрасно, но и на солнце есть пятна... Если перечитать мифы, то такие пятна можно увидеть и в биографии сына богини Лето. Многие исследователи были удивлены целой серией убийств, хладнокровно совершенных Аполлоном с потрясающей жестокостью и коварством. А.Ф.Лосев пишет:" Человечество редко создавало среди своих богов и демонов образ такого губителя и вредителя, постоянно проявляющего себя в самых вероломных и низких поступках". Гибнут не только драконы, гиганты, сатиры, но юноши и девушки, не познавшие радостей семейной жизни. Какие деяния Аполлона привели к тому, что одно из его имён Феб связано с эпитетом φόβος - Страшный, Ужасный?

  Мы рассмотрим историю рождения Аполлона, как он стал владыкой Дельфийского оракула и одержал победу в музыкальном конкурсе с Марсием. Можно ли считать бога гармоничным и совершенным, если он проявляет редчайшую жестокость к побеждённому?
читать далее
Imitatore-di-Michelangelo_Apollo-e-Marsia1 (540x620, 69Kb)
Рубрики:  Мифологическая библиотека

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

Поиск сообщений в Соккар
Страницы: 17 ... 9 8 [7] 6 5 ..
.. 1 Календарь