В начале 1-й мировой войны турецкий флот был значительно слабее российского Черноморского флота, хотя у русских на Черном море в 1914 г были только устаревшие корабли. И это несмотря на то, что в последней русско-турецкой войне (1877-1878 гг.) турки имели на море полное превосходство над русскими, которые использовали против броненосных сил противника наспех вооруженные гражданские суда. К тому времени Османская империя, не имевшая своего судостроения, сумела создать внушительный броненосный флот, покупая боевые корабли у ведущих морских держав. В результате к 1875 году Турция вышла на четвертое место в мире по численности боевых кораблей. Однако эта броненосная многопушечная армада оказалась бесполезной в борьбе против российских пассажирских пароходов, вооруженных мелкокалиберной артиллерией, и новым видом оружия – минными катерами. Низкий уровень подготовки личного состава и пассивность командования турецких ВМС во время войны с Россией в 1877 — 1878 годах привели к тому, что Турция, несмотря на качественное и количественное превосходство своего флота, проиграла войну на море. Это поражение резко изменило морскую политику империи. Финансирование турецкого флота почти прекратилось - новый султан Абдул Гамид II, в отличие от своего свергнутого предшественника Абдул Азиза, не любил флот и не хотел тратить огромные деньги на «бесполезную дорогую игрушку». В результате османские ВМС к концу 19-го века пришли в состояние полного упадка.
Понедельник, 15 Февраля 2021 г. 05:45
+ в цитатник
29 октября 1914 г. Османская империя объявила джихад (священную войну) странам Антанты. К моменту вступления в войну турецкие сухопутные силы насчитывали 97 пехотных дивизий (40 регулярных дивизий Низама и 57 резервных дивизий Редифа). Конница Турции состояла из 64 полков (40 полков Низама и 24 полка Редифа). В распоряжении этих войск, а так же на складах имелось около 1.500.000 винтовок и карабинов. Основу стрелкового вооружения армии Османской империи составляли немецкие винтовки и карабины системы Маузера различных образцов (1887, 1890, 1893, 1903, 1905 гг.) в калибрах 9,5 мм и 7,65 мм. Но еще в значительном количестве (более 230 тысяч) использовались и устаревшие винтовки системы Пибоди-Мартини обр. 1874 г., и «Винчестеры» обр. 1866 г., оставшиеся от последней русско-турецкой войны 1877-1878 гг. (это оружие выдавалось в основном ополчению). Автоматическое вооружение армии Турции представляли 330 пулеметов «Максим» обр. 1901 и 1909 г немецкого производства. Кроме того, Порта приобрела у Франции 80 пулемётов системы Гочкиса.
В ходе 1-й мировой войны Германия в виде военной помощи доставила в Стамбул еще 557 тыс. пехотных винтовок, 100 тыс. кавалерийских карабинов и 1.600 станковых пулемётов. Кроме того, Австро-Венгрия подарила туркам несколько тысяч захваченных русских винтовок Мосина обр. 1891 г.
Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 10:47
+ в цитатник
Османская армия перед 1-й мировой войной представляла собой огромную, но плохо организованную структуру. Реформирование турецкой армии шло с 1909 г., однако поражение Турции в Балканских войнах 1912 – 1913 гг. показало, что реформы не имели особого успеха. В результате к началу Мировой войны Османская империя потеряла на Балканском полуострове большую часть захваченных ею ранее территорий. Здесь под контролем турок остался лишь небольшой клочок земли вокруг Константинополя. Таким образом, империя лишилась одной из самых богатых своих областей и источника лучших пехотинцев. Кроме того, поражение в Балканских войнах нанесло империи огромный финансовый ущерб, а потери вооружения и имущества подорвали и без того не очень высокую мощь ее вооруженных сил.
Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 08:11
+ в цитатник
ЛЕГКИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ
2-й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ
Основную ударную силу 2-й Тихоокеанской эскадры составляли броненосцы, сведенные в три броненосных отряда (описанных в предыдущей статье). Для поддержки этих тяжелых кораблей в бою эскадре были приданы и легкие силы, состоявшие из двух крейсерских отрядов и отряда истребителей (эскадренных миноносцев). В задачи крейсеров входила разведка пути, по которому двигалась эскадра (для чего из наиболее слабых крейсеров был сформирован разведывательный отряд). Второй важной задачей этого типа кораблей было отражение нападений торпедоносных истребителей противника (в этот отряд вошли крейсеры, имевшие более сильное вооружение). Истребительный отряд скоростных эскадренных миноносцев предназначался для торпедных атак на японские броненосцы, что могло бы оказать серьезное влияние на ход предстоящего сражения.
Однако командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой накануне боя отказался от выполнения своими легкими силами предписанных им задач, поручив эсминцам несвойственные этим кораблям функции спасательных судов, а крейсера бросив на прикрытие плетущихся за эскадрой тихоходных снабженческих транспортов…
Уже в самом начале войны Тихоокеанская эскадра понесла серьезные потери (три корабля получили тяжелые повреждения и три погибли); в результате японский флот оказался сильнее российского дальневосточного флота. Поэтому в Петербурге было принято решение отправить на Тихий океан вторую эскадру, чтобы добиться перевеса в силах. Однако так как Турция отказалась пропустить боеспособную Черноморскую эскадру через Дарданеллы, а в Балтийском море оставались в основном только старые корабли, формирование 2-й Тихоокеанской эскадры затянулось. Лишь в октябре 1904 г, когда в строй вступили поспешно достроенные новые броненосцы типа «Бородино», эскадра под командованием адмирала З.П. Рожественского отправилась из Балтики на Тихий океан (Рожественский сделал своим флагманским кораблем новейший броненосец «Князь Суворов»).
Торпедоносные силы японского флота состояли из двух видов кораблей: относительно крупных истребителей (в русском флоте такие корабли называли эскадренными миноносцами), и малых миноносцев. Истребители были мореходными кораблями; они имели водоизмещение 300 - 400 тонн, и кроме торпедных аппаратов вооружались так же еще и 6-ю пушками малых калибров, бесполезными для борьбы с крупными кораблями, но вполне подходящими для уничтожения небольших миноносцев (для чего и был создан данный класс кораблей; отсюда и название этого типа - «истребители»). Миноносцы были значительно меньше истребителей – водоизмещение самых крупных из них не превышало 150 тонн; эти корабли кроме торпед имели на вооружении всего 1-2 малокалиберных орудия.
В 1812 году во вторжении в Россию приняли участие 6 из 12 имевшихся в тот период у Наполеона гусарских полков (остальные французские гусары в это время сражались в Испании). В Россию вступили 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й и 11-й полки; все они, кроме 11-го гусарского, приданного 3-му пехотному корпусу маршала Нея, входили в состав резервных кавалерийских корпусов, подчинявшихся знаменитому маршалу Мюрату.
В многочисленных рейдах и стычках Отечественной войны французские гусары показали себя грозным противником не только для регулярной русской армии, но и для неуловимых партизан. Ведь французские гусары и сами использовали похожую тактику, позволявшую им довольно эффективно бороться с подвижным врагом, пока потери, отступление, голод и мороз не лишили их боеспособности.
Русская подлодка «Сом» атакует японские миноносцы 29 мая 1905 года
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ОТРЯД ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Уже в ходе войны во Владивосток с Балтики по железной дороге были переброшены 8 подводных лодок – кораблей новой формы морского боя, подобных которым еще не было в японском флоте. Ввиду катастрофических неудач русского Тихоокеанского флота, оснащенного кораблями обычных для того времени типов, российское руководство надеялось, что появление в районе военных действий оружия совершенно нового назначения напугает противника и склонит чашу победных весов в российскую сторону. Отчасти эти надежды оправдались: с появлением во Владивостоке отряда подплава японские корабли стали избегать этого района, стараясь обходить его стороной.
Основная масса кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры базировалась на Порт-Артур, являвшийся главной базой российского Тихоокеанского флота. Однако кроме Порт-Артура военно-морской базой России на Дальнем Востоке являлся так же Владивосток, в порту которого находился отдельный крейсерский отряд, состоявший из четырех крейсеров 1-го ранга и одного вспомогательного крейсера. Действия этого небольшого крейсерского отряда во время войны оказались более активными и эффективными, чем действия всей большой Порт-Артурской эскадры, и распространились на довольно широкую зону Тихого океана.
Так же для защиты Владивостокского военного и Николаевского гражданского портов из состава Сибирской флотилии было выделено 17 малых номерных миноносцев прибрежного действия (10 во Владивостоке и 7 в Николаеве).
Понедельник, 08 Февраля 2021 г. 06:21
+ в цитатник
КРУПНОКАЛИБЕРНАЯ ОСАДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
К началу XV века в положении артиллерии начали происходить серьезные перемены. К этому времени европейцы научились очищать природные компоненты, составлявшие порох, что заметно повысило мощь выстрела. К тому же к концу XIV века значительно улучшилась технология литья, позволившая отливать не только маленькие мортирки, но и пушки средних размеров. А это облегчило и ускорило производство, поэтому количество артиллерийских орудий в войсках стало постепенно увеличиваться. Пусть медленно, но совершенствовалась и конструкция орудий. Так, к началу XV века для производства выстрела перестали засовывать раскаленный прут в отверстие в казенной части пушки, из-за чего отверстие часто раскалывалось, или быстро разрушалось. Теперь в орудиях стали рассверливать более широкое запальное отверстие, в которое струйкой засыпалась пороховая затравка; подожженная факелом или тлеющим шнуром, затравка вызывала взрыв порохового заряда в стволе, что и приводило к выстрелу. Благодаря этому, а так же тому, что все больше орудий теперь отливались, а не собирались из железных полос, повысились долговечность пушек и их безопасность – отлитые орудия постепенно становились «более опасными для чужих, чем для своих».
Воскресенье, 07 Февраля 2021 г. 08:52
+ в цитатник
РУССКИЕ СТАЦИОНЕРЫ СИБИРСКОЙ ФЛОТИЛИИ
Кроме описанных в предыдущих частях кораблей Тихоокеанской эскадры, перед войной российский флот держал в наиболее важных портах Китая и Кореи некоторое количество своих боевых кораблей, выполнявших стационерные функции. Они обеспечивали сторожевой и полицейский контроль дальневосточных колониальных вод в интересах Российской империи - в противовес другим европейским государствам, тоже проводившим на Тихом океане свою колониальную политику. Присутствие русских боевых кораблей в иностранных Дальневосточных портах защищало интересы Российской империи перед другими европейскими государствами.
В основном к этой полицейской службе «угрозы флагом империи», не требовавшей обязательного присутствия в данной зоне мощных сил, привлекались или легкие, или устаревшие корабли: их задачей было напоминание одним своим видом, что в случае необходимости здесь могут появиться и главные силы русского флота. Как правило, стационерная служба поручалась крейсерам (обычно 2-го ранга) и канонерским лодкам. Организационно русские стационерные корабли числились в Сибирской флотилии, руководившейся не из Порт-Артура, а из Владивостока.
Хотя создание танков и танковых сил – дело коллективное, тем не менее, у французских бронетанковых войск был свой «отец», сыгравший ключевую роль в их оформлении. Это – полковник Ж.Э. Этьен, осенью 1914 г. занимавший должность начальника штаба 22-го артиллерийского полка. Еще в самом начале перехода 1-й мировой войны из маневренной в позиционную фазу Этьен задумался о том, каким образом пехота могла бы преодолеть простреливаемую насквозь нейтральную полосу между окопами и прорвать заграждения колючей проволоки, густо опутавшей позиции противника. Полковник был горячим сторонником моторизации армии, участником испытаний американского гусеничного трактора «Холт» в заболоченных районах Соммы. И высокая проходимость трактора натолкнула Этьена на мысль создать боевую машину на его шасси. Полковник Этьен не только вовремя и правильно понял назначение будущей боевой машины, но и детально обосновал принципы ее боевого применения, а так же проявил незаурядную настойчивость в «пробивании» нового оружия среди пессимистично настроенного по отношении к новинке высшего командования.
Французские гусары очень активно участвовали во всех войнах периода революции и наполеоновской эпохи. Они всегда были на «острие удара», сражаясь с противником не только в крупных битвах, но – особенно! – и в так называемой «малой войне», полной бесчисленных мелких, однако смертельно опасных для их участников стычек и схваток. В этой бесконечной игре со смертью, в которой гусары были большими мастерами, особо напряженными и кровопролитными стали две войны – война в Испании и война в России. И не только потому, что в них французам пришлось биться с наиболее упорным и стойким противником – англичанами и русскими, но и потому, что в обеих этих войнах императорским войскам пришлось столкнуться с мощным партизанским движением, в борьбе с котором без легкой конницы было просто невозможно обойтись. Наверное, именно поэтому Наполеон и поделил имевшиеся у него гусарские полки пополам: 6 французских гусарских полков сражались в Испании, и 6 – в России. Здесь речь пойдет о полках, для которых война в Испании стала главным испытанием их боевых качеств.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ФЛОТА
(канонерки и минно-тральные корабли Порт-Артурской эскадры)
Не обладавшие ни эффектным видом, ни высокой огневой мощью, подобной главным ударным кораблям флотов, небольшие канонерские лодки и вспомогательные корабли, тем не менее, тоже играли огромную роль в войне. Русские канонерки обеспечивали оборону гавани Порт-Артура и осуществляли артиллерийскую поддержку оборонявшим крепость сухопутным войскам. А разнообразные почти невооруженные «вспомогачи», хоть и не участвовавшие непосредственно в артиллерийских дуэлях и торпедных атаках, зачастую своими действиями приводили к серьезным потерям противоборствующих сторон, временами даже определяя исход сражения или операции. Так, именно действия японских минных заградителей лишили 1-ю Тихоокеанскую эскадру флагманского броненосца и лучшего адмирала русского флота. А удачные минные постановки русских транспортов стали причиной гибели двух японских броненосцев, крейсера и нескольких эсминцев; кроме того, еще целый ряд кораблей противника после подрыва на русских минах был вынужден встать длительный ремонт…
Пикирующий бомбардировщик Ju-87 «Stuka» (сокращение от Sturzkampfflugzeug – пикирующий самолет) уже во время гражданской войны в Испании, а затем в начале 2-й мировой войны зарекомендовал себя, как грозное оружие. Разработанный для поддержки немецких войск непосредственно на поле боя, Юнкерс отличался высочайшей точностью бомбометания, и наносил противнику тяжелый урон – правда, при отсутствии в воздухе вражеских истребителей. Именно поэтому «дни славы» Ju-87 пришлись на первые два года войны; затем боевые действия против стран, обладавших значительным парком истребителей, привели «Штуки» к высоким потерям. Тем не менее, их способность наносить противнику серьезный урон оставалась крайне востребованной, и поэтому немцы, постоянно совершенствуя Ju-87, продолжали использовать быстро устаревшую «Штуку» в боях чуть ли не до самого конца войны, переквалифицировав пикировщик в штурмовик.
Общее число выпущенных Ju-87 всех модификаций составило более 5.700 штук.
Гусары во всех европейских армиях считались самыми лихими кавалеристами, их относили к элите конных войск. И это неудивительно: фактически гусары являлись «спецназом» того времени, а их боевая работа - разведка, нападение на вражеские аванпосты, рейды по тылам противника – была причиной многочисленных подвигов и яркой жизни, полной приключений. Ореол героизма, витавший над гусарами, а так же яркая пышная форма делали их всеобщими любимцами и особенным объектом поклонения чувствительных дам. И потому в то время было трудно встретить юношу, не мечтавшего надеть на себя расшитый золочеными шнурами гусарский доломан. Естественно, что повышенное внимание к гусарам и постоянный риск, зачастую значительно сокращавший их жизнь, обязывали гусар к отчаянной храбрости, показному щегольству и фанфаронству. Именно гусары во всех армиях Европы слыли самыми великими забияками, выпивохами и неотразимыми покорителями женских сердец. И гусары французской армии периода наполеоновских войн были такими же – неустрашимыми героями, отчаянными рубаками, жадными искателями приключений. В бесчисленных рейдах и стычках постоянных войн той великой эпохи они показали себя силой, без которой фактически было невозможно вести маневренные действия ни одной армии Европы.
Хотя на рубеже XIX – XX веков главной ударной силой флотов всего мира являлись броненосцы и крейсеры, легкие силы флота так же играли достаточно важную роль, осуществляя поддержку и обеспечение действий тяжелых кораблей, а временами даже определяя исход сражения или операции.
Примеров важности действий легких сил во время Русско-Японской войны было множество. Достаточно вспомнить хотя бы первую ночь войны, когда японские эсминцы внезапной атакой и торпедированием трех крупных русских кораблей склонили чашу весов военного превосходства на сторону Японии. Значительный урон нанесли японские миноносцы и русским крупным кораблям 2-й Тихоокеанской эскадры в ночь грандиозного Цусимского сражения. К сожалению, русские миноносцы в той войне использовались командованием неумело, и потому не достигли столь же высоких результатов, как японские корабли этого класса. Тем не менее, моряки русских миноносцев не раз в той войне проявили храбрость и настоящий героизм…
Понедельник, 01 Февраля 2021 г. 14:33
+ в цитатник
Бронепалубные крейсеры 3-й эскадры (продолжение)
Как уже говорилось ранее, боеспособные крейсеры японцев были собраны в 1-й и 2-й эскадрах, активно действовавших против русского флота. А вот «откровенное старье» и новые «неудачники» японской постройки были сведены в 3-й эскадре (5-й и 6-й боевые отряды), и их деятельность в войне была минимальной (как, впрочем, и потери). Эта 3-я эскадра отвечала в основном за оборону Японских островов и лишь в самых ответственных случаях привлекалась для участия в генеральных сражениях. Главными боевыми событиями для крейсеров 3-й эскадры стали схватка с крейсером «Варяг» и участие в сражении в Желтом море, а так же в грандиозном Цусимском сражении.