-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


1МВ: французские бронированные «мастодонты»

Суббота, 06 Февраля 2021 г. 14:19 + в цитатник
01 заставка монстров (595x335, 217Kb)

Создание первых французских танков

Хотя создание танков и танковых сил – дело коллективное, тем не менее, у французских бронетанковых войск был свой «отец», сыгравший ключевую роль в их оформлении. Это – полковник Ж.Э. Этьен, осенью 1914 г. занимавший должность начальника штаба 22-го артиллерийского полка. Еще в самом начале перехода 1-й мировой войны из маневренной в позиционную фазу Этьен задумался о том, каким образом пехота могла бы преодолеть простреливаемую насквозь нейтральную полосу между окопами и прорвать заграждения колючей проволоки, густо опутавшей позиции противника. Полковник был горячим сторонником моторизации армии, участником испытаний американского гусеничного трактора «Холт» в заболоченных районах Соммы. И высокая проходимость трактора натолкнула Этьена на мысль создать боевую машину на его шасси. Полковник Этьен не только вовремя и правильно понял назначение будущей боевой машины, но и детально обосновал принципы ее боевого применения, а так же проявил незаурядную настойчивость в «пробивании» нового оружия среди пессимистично настроенного по отношении к новинке высшего командования.

В течение 1915 г в свободное от служебных обязанностей время полковник разработал проект «сухопутного броненосца», вооруженного пушкой для подавления выявленных огневых точек противника, и двумя пулеметами для самообороны. По проекту Этьена «броненосец» должен был тянуть за собой бронеприцеп с 20 пехотинцами (таким образом, полковник теоретически предвосхитил взаимодействие танков с бронетранспортерами, в реальности осуществленное только в годы 2-й мировой войны). При этом Этьен основывал применение «броненосцев» на внезапности и массировании (он предлагал довести их плотность до одной машины на каждые 100 м наступления). Полковник ставил задачу атаки двумя волнами «броненосцев» с целью захвата сразу двух линий окопов (в отличие от англичан, захватывавших первую линию, после чего их следующая атака захлебывалась из-за понесенных в первой атаке потерь, и усиленного противодействия второй, лучше оборудованной и вооруженной линии противника).
Энтузиазм и настойчивость полковника помогли преодолеть сомнения и недоверие генералитета к этому проекту; Этьен смог заручиться поддержкой самого главнокомандующего - генерала Ж. Жоффра. За дело изготовления опытного «броненосца» взялся оружейный концерн «Шнейдер - Ле Крезо». В феврале 1916 г. этот опытный экземпляр будущего танка успешно испытали в Венсене, после чего генерал Жоффр сделал заказ на производство 400 «броненосцев».
Но тут в дело вступили законы бюрократической машины, подкрепленные законами конкуренции. Государственный секретариат артиллерии и начальник армейского управления моторизации сочли себя обойденными, и в отместку обратились к другой крупной фирме — «Форж э Асиери де ля Марин» (РАМН) в г. Сен-Шамон. Госсекретариат и управление идеи Этьена просто проигнорировали, а самого полковника отправили воевать под Верден. Фирма РАМН, торопясь обойти конкурента «Шамон – Ле Крезо», поспешно разработала свой проект, потратив на эту работу всего два месяца. А секретариат артиллерии тут же доложил командующему о новом проекте «бронетрактора», якобы имеющего серьезные преимущества перед «Шнейдером»: ведь их «бронетрактор» получит более длинную пушку и четыре, а не два пулемета. Жофр не стал выбирать между двумя проектами, а просто сделал заказ еще на 400 «броненосцев». Таким образом, амбиции государственных бюрократов были удовлетворены, а фабриканты города Сен-Шамон тоже получили свою долю прибыли…
Первые свои танки французы назвали (исходя из соображений секретности) «артиллерийскими тракторами», а создающиеся танковые части стали именовать «штурмовой артиллерией», что в принципе соответствовало отводимой им изначально роли - двигать по полю боя вслед за атакующей пехотой защищенное броней орудие поддержки.

Средний танк СА-1 «Шнейдер» (Schneider)
02 Шнейдер (642x523, 206Kb)

Вес: 14,6 т. Броня: 11,4 мм. Вооружение: 1х75-мм короткоствольная пушка, 2х8-мм пулемета. Двигатель: Schneider, бензиновый 4-цилиндровый жидкостного охлаждения, мощностью 55 л.с. Максимальная скорость: 4 км; дальность: 40 км (80 км с дополнительными бензобаками). Преодолеваемые препятствия: подъем 30 град., ров 1,8 м, стенка 0,4 м, брод 0,8 м. Экипаж: 6-7 человек.

Танк, созданный концерном «Шнейдер-Ле Крезо», получил индекс СА-1 (Char d'assaut-1 - «штурмовой танк первой модели»), но он более известен просто как «Шнейдер».
Первоначально в бронированную машину без изменения ходовой части перестроили трактор «Бэби», на который взгромоздили бронированный короб; этот «броненосец» в феврале 1916 продемонстрировали комиссии военного министерства. Однако комиссия отметила недостаточную проходимость машины при преодолении окопов, после чего шасси гусеничного трактора удлинили. Из-за этих затянувшихся работ первый «Шнейдер» был готов только в сентябре 1916 г, а выполнение всего заказа из-за загруженности концерна производством других вооружений еще больше задержалось. В результате мечта Этьена о том, что именно французы начнут танковую войну, не осуществилась.
Экипаж танка обычно включал шесть человек: офицер, унтер-офицер и четыре солдата. В передней части корпуса слева располагался двигатель, справа от него сидел водитель (он же — командир танка). Для наблюдения водитель пользовался смотровым окном с откидной бронезаслонкой и тремя смотровыми щелями. Справа от водителя в небольшом спонсоне, образованном уступом правого борта корпуса, устанавливалась короткоствольная 75-мм пушка. Для посадки-высадки экипажа служила двустворчатая дверь в задней стенке корпуса; водитель мог покинуть танк через крышу своей рубки.
75-мм пушка специальной конструкции имела ствол длиной всего около 13 калибров и клиновой затвор; стрельба велась штатными снарядами 75-мм полевой скорострельной пушки (но с уменьшенным зарядом). Начальная скорость снаряда массой 7,25 кг — 200 м/с; максимальная прицельная дальность стрельбы — 600 м, эффективная — до 200 м. Угол наведения по горизонту был около 40 градусов. Стрельбу из пушки вел помощник командира, позади него располагался заряжающий. Кроме пушки танк вооружался двумя 8-мм пулеметами «Гочкис» модели 1914 г., которые располагались по бортам. Автоматика пулеметов основывалась на отводе пороховых газов; темп стрельбы 600 выстр./мин. Огонь из правого пулемета вел отдельный пулеметчик, из левого — механик, отвечавший за работу двигателя.
03 Шнейдер (575x329, 169Kb)

Прямоугольный корпус собирался клепкой на каркасе из листов 11-мм брони; он возвышался над ходовой частью танка. Характерная нависающая передняя часть корпуса напоминала нос корабля и оснащалась «бушпритом», который предназначался для резки колючей проволоки (по принципу ледокола), а также облегчал преодоление рвов. Так же для преодоления широких рвов предназначался и небольшой хвост позади корпуса.
Двигателем «Шнейдера» служили бензиновые 4-цилиндровые моторы с жидкостным охлаждением и автоматической смазкой – или «Пежо», или «Шнейдер» номинальной мощностью 40 л.с., максимальной 65 л.с. Защищенные броней топливные баки располагались в носовой части танка ниже двигателя, и бензин подавался принудительно под давлением, создаваемым отработанными газами (через пульсатор), а при необходимости — ручным насосом. Механическая трансмиссия состояла из трехскоростной коробки передач с реверсом, задававшей скорость от 2 до 8 км/ч. Ходовая часть включала на каждый борт две тележки — передняя несла три сдвоенных опорных катка, задняя — четыре. Гусеница состояла из 34 крупных траков. Длина гусеничного обвода — 3 м, опорной поверхности — 1,8 м. Это позволяло преодолевать препятствия шириной до 1,5 м на труднопроходимых участках местности и 1,7-1,8 м в условиях прочного грунта.
Первое подразделение из нескольких СА-1 сформировали в декабре 1916 г.; а к марту 1917 в войска поступили уже 208 таких танков. Первую атаку «Шнейдеры» предприняли 17 апреля в районе Берри-о-Бак. Она оказалась неудачной: французы понесли большие потери от немецкой артиллерии, бившей по танкам прямой наводкой с передовых позиций. Большую роль в поражении французов сыграло и то, что пехота еще не умела взаимодействовать с новыми машинами.
В мае танки отозвали с фронта для модернизации по опыту первых боев. Снизу «Шнейдеры» прикрыли стальными листами — для защиты механизмов от загрязнения. Топливные баки для снижения пожароопасности перенесли на корму машины. Кроме того, на СА-1 установили вместо магнето электростартер, а так же лампы внутреннего освещения и перископический прибор наблюдения. Модернизация заняла довольно много времени – танки вернулись на фронт только к октябрю 1917 года.
А уже с начала 1918 «Шнейдеры» стали постепенно изымать из частей – их заменяли более совершенные танки «Рено». «Демобилизованные» СА-1 переделывали в артиллерийские тягачи и транспортеры - для перевозки орудий и грузов. При этом с них снимали вооружение, заделывали амбразуры, убирали крышу. К перемирию в войсках оставалось только 97 «Шнейдеров», которые после войны переделали в ремонтные машины. А шесть СА-1 продали Испании — этим танкам довелось повоевать в Марокко в 1921 г., и в гражданской войне 1936-1939 гг.

Средний танк «Сен-Шамон» (Saint-Chamond)
04 Сен-Шамон (644x334, 164Kb)

Вес: 22-23 т. Броня: лоб 17 мм, борт 8,5 мм. Вооружение: 1х75-мм длинноствольная пушка, 4х8-мм пулемета. Двигатель: Panhard, бензиновый 4-цилиндровый жидкостного охлаждения, мощностью 90 л.с. Максимальная скорость: 8 км; дальность: 60 км. Преодолеваемые препятствия: подъем 30 град., ров 1,8 – 2,4 м, стенка 0,3 м, брод 0,8 м. Экипаж: 8-9 человек.

На фирме РАМН при разработке танка конструкторы взяли за основу узлы ходовой части того же трактора «Холт», которую использовал и «Шнейдер». Но в будущем «Сен-Шамоне» уже изначально вдвое удлинили шасси, чем значительно увеличили длину опорной поверхности гусениц. Это требовалось для расширения боевого отделения танка, в котором собирались разместить много вооружения. Главное оружие танка - 75-мм длинноствольную пушку с артиллерийским расчетом и постом управления - разместили по оси машины в большом переднем выступе корпуса; чтобы излишне удлинившийся «броненосец» не «клевал носом» его уравновесили кормовой нишей, еще больше удлинившей танк. В средней части боевого отделения поместили двигатель и трансмиссию. Место водителя (в этой машине водитель не являлся командиром) находилось впереди слева; для наблюдения у водителя имелись смотровая щель и бронеколпак. Четыре пулеметчика (один из них исполнял также обязанности механика) располагались в носу справа от пушки, у бортов и в корме. В корме также находился второй пост управления; в случае необходимости командир танка перемещался туда. Для посадки-высадки экипажа служили двери в бортах передней части машины.
На первых 165 танках «Сен-Шамон» (400-й серии) ставили 75-мм пушку TR специальной конструкции, но затем стали использовать качающуюся часть стандартной 75-мм полевой скорострельной пушки модели 1897 г. с длиной ствола 36,3 калибра и крановым затвором. Орудийная стрельба велась штатными унитарными выстрелами. Начальная скорость осколочного снаряда массой 7,25 кг составляла 529 м/с. Дальность прицельной стрельбы из-за ограниченного корпусом танка подъема ствола была не выше 1.500 м. Наведение по горизонту ограничивалось 8 градусами, так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка. Для борьбы с пехотой служили лобовая, кормовая и две бортовые установки 8-мм пулеметов «Гочкис» модели 1914 г.
05 Сен-Шамон разрез (645x218, 75Kb)

Корпус представлял собой броневую коробку со скошенными скулами носа и кормы и плоской крышей, собранную клепкой на каркасе и установленную на раме. На прототипе
впереди имелись командирская и водительская цилиндрические башенки, на серийных образцах их заменили овальными колпаками. Смотровые щели и окна снабжались заслонками.
На «Сен-Шамоны» ставили 4-цилиндровые бензиновые двигатели фирмы «Панар» мощностью от 80 до 90 л.с. Запуск производился стартером или заводной рукояткой. Два бронированных топливных бака крепились на раме у левого борта, один — у правого; бензин подавался под давлением. Оригинальной чертой танка «Сен-Шамон» была электрическая трансмиссия Кроше-Колардо. Чтобы она действовала, двигатель работал на электрогенератор (динамо-машину); напряжение с генератора подавалось на два тяговых электромотора — каждый из них через понижающую механическую передачу приводил в движение гусеницу одного борта. Для поворота двигатель соответствующего борта коротко замыкался, а гусеница подтормаживалась механическим тормозом. Электротрансмиссия позволяла плавно начинать движение, в широком диапазоне и практически бесступенчато изменять скорость хода и радиус поворота, и требовала от водителя незначительных усилий; однако она была тяжела и ненадежна, а ее громоздкость стала причиной увеличения массы танка выше проектных 18 тонн.
Ходовая часть включала на один борт три тележки — передняя несла два, остальные по три сдвоенных опорных катка. Гусеница состояла из 36 крупных траков; длина опорной поверхности — 2,65 м. Из-за нависания передней части над гусеницами машина часто останавливалась даже перед не¬высокими вертикальными препятствиями. Поворотливость на грунте у «Сен-Шамонов» была заметно хуже, чем у «Шнейдеров». Перетяжеление носовой части танка приводило к частой деформации передних тележек и спаданию гусениц. В результате имевший многочисленные изъяны в конструкции «Сен-Шамон» сильно уступал «Шнейдеру», вообще-то тоже не блиставшему надежностью и проходимостью. Поэтому на протяжении войны «Сен-Шамоны» постоянно пытались модернизировать (впрочем, без особого успеха). Из-за этого внешний вид танков от серии к серии менялся - серии 400, 500, 600 имели плоскую крышу и овальные башенки; с 700-й серии крыша стала наклонной, а башенки — квадратными. В результате многочисленных ремонтов встречались и «смешанные» варианты — квадратные башенки на плоской крыше, машины 700-й серии со специальной артсистемой и т. п.
06 сен-шамон (642x399, 190Kb)

«Сен-Шамоны» впервые вступили в бой 5 мая 1917 года. Близ мельницы Лаффо 16 «Сен-Шамоном» атаковали немцев, но так и не смогли преодолеть вражеские окопы, остановились перед ними и были подбиты вражескими артиллеристами; некоторые же машины вышли из строя еще в начале атаки из-за поломок. Столь же неудачными для «Сен-Шамонов» оказались и другие бои. «Звездный час» для них наступил только 18 июля 1918 г. под Суассоном. Тогда со стороны французов на противника двинулись 216 «Шнейдеров», 131 «Сен-Шамон» и 220 «Рено». «Толстокожие» «Сен-Шамоны» оказались более устойчивыми к вражескому ружейно-пулеметному огню, и повели за собой пехоту. Это был фактически единственный случай, когда «Сен-Шамон» проявил хоть какое-то преимущество перед другими моделями французских танков.
Производство «Сен-Шамонов» было прекращено в марте 1918 г. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись более удачными «Рено», и к перемирию в строю оставалось только 72 «Сен-Шамона». По окончании войны 50 из них переделали в транспортеры.

Французские средние танки оказались (мягко говоря) малоудачными — особенно это касалось «Сен-Шамона». Фактически единственным преимуществом танков этого типа являлась упругая подвеска; однако свес корпуса впереди и сзади гусениц сильно снижал проходимость «Сен-Шамонов» — они не могли преодолеть даже незначительные вертикальные преграды. И все же неудачные французские «середняки» сыграли в сражениях 1917-1918 гг. немалую роль: «Шнейдеры» побывали в боях 473 раза, а «Сен-Шамон» — 375. Однако даже такая высокая боевая активность первых французских «мастодонтов» не идет ни в какое сравнение с деятельностью третьего типа французского танка Первой мировой войны – «Рено» FT-17, который вступал в бой с противником не менее 3.292 раз! Конструкция этого танка стала поистине революционной, и «Рено» достоин того, чтобы посвятить ему отдельную статью…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Серия сообщений "Техника и оружие 1-й мировой войны":
Часть 1 - Истребители: начало (1914 г)
Часть 2 - Истребители: 1915 г - появление первых истребителей в авиачастях воюющих сторон
...
Часть 21 - 1МВ: стрелковое оружие Франции (1) - винтовки и револьверы
Часть 22 - 1МВ: стрелковое оружие Франции (2) пулеметы и "холодняк"
Часть 23 - 1МВ: французские бронированные «мастодонты»
Часть 24 - 1МВ: оружие армии Османской империи
Часть 25 - Наган (1.1) – револьвер Российской империи
...
Часть 44 - Хоть пуля – дура, но штык-то – молодец! (02)
Часть 45 - 1МВ. Первый истребитель британских асов (01). По пути наименьшего сопротивления
Часть 46 - 1МВ: французский легкий танк «Рено» FT-17

Серия сообщений "Вооруженные силы стран Антанты":
Часть 1 - Армия Франции в 1-й мировой войне
Часть 2 - 1МВ: стрелковое оружие Франции (1) - винтовки и револьверы
Часть 3 - 1МВ: стрелковое оружие Франции (2) пулеметы и "холодняк"
Часть 4 - 1МВ: французские бронированные «мастодонты»
Часть 5 - Итальянская армия в 1-й мировой войне
Часть 6 - 1МВ: стрелковое оружие итальянской пехоты
...
Часть 19 - 1МВ. Бельгийская армия в 1-й мировой войне
Часть 20 - 1МВ. Стрелковое оружие бельгийской армии
Часть 21 - 1МВ. Авиация Великобритании. (01) Самолеты 1914-1915 гг.

Рубрики:  БРОНЕТЕХНИКА/Бронетехника до 2-й Мировой войны
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Сим_Никин   обратиться по имени Воскресенье, 07 Февраля 2021 г. 10:44 (ссылка)
Везде и во все времена одни и те же проблемы... Страна, где государственные интересы возобладают над личными амбициями чиновников, завоюет мир)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку