В Германии, которой после поражения в 1-й мировой войне длительное время было запрещено создавать бронетехнику, после прихода к власти нацистов, наплевавших на все запрещения, с 1933 года начались активные работы по созданию бронетанковых войск. Но так как разработка и строительство танков – дело трудное и долгое, немцы большое внимание уделили созданию бронемашин, построить которые было значительно быстрее и легче, чем танки. За несколько лет они разработали и приняли на вооружение целый спектр бронеавтомобилей, многие из которых были фактически экспериментальными «пробами пера», и потому строились в количестве всего несколько десятков экземпляров. Чтобы не утонуть в обилии информации о машинах, практически не сыгравших никакой роли во 2-й мировой войне, я здесь дам информацию только о тех типах германских бронемашин, которые были построены в сотнях экземпляров, и активно участвовали в боях 2-й мировой…
Часть 4, заключительная.
НАГАНЫ В РУКАХ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Револьвер Наган на протяжении длительного времени являлся основным револьвером сначала российской Императорской, а затем советской Красной армий. А так как, в отличие от британских и германских офицеров, российские и советские командиры снабжались штатным оружием централизованно, за счет государства, Наганом (хотя бы поначалу) пользовались практически все представители отечественного командного состава. Даже те, кто после получения «от казны» положенного им по штату револьвера впоследствии самостоятельно обзавелись скорострельными пистолетами, или получили пистолеты в виде награды. Так же по штатному расписанию в дореволюционные времена «солдатские» револьверы Наган (одинарного действия) полагались унтер-офицерам и вахмистрам кавалерии. Значит, в Императорской армии этим оружием могли пользоваться и некоторые личности, которые в 1-ю мировую войны принадлежали к категории нижних чинов, но впоследствии, в гражданскую или Великую Отечественную войну достигли высоких должностей и стали знаменитыми (например, унтер-офицеры драгунских полков Семен Буденный и Георгий Жуков).
Часть 3, вынужденная (продолжение)
И снова о старом Нагане: его конкуренты и родственники
Что же касается отношения владельцев этого оружия к Нагану, то в конце 19 - начале 20 веков качества данного револьвера не вызывали у современников той негативной реакции, которая характерна для современных любителей оружия, избалованных обилием созданных в 20-м веке более совершенных систем «короткоствола». Ведь продукцией фирмы «Наган» в то время пользовалась не только российская армия, но и вооруженные силы еще целого ряда государств.
Часть 3, вынужденная.
И снова о старом Нагане: его конкуренты и родственники
Опубликованную мною ранее информацию о «главном револьвере Российской империи и Советского Союза» мне после экскурса в поисках информации по «оружейным» сайтам интернета очень захотелось дополнить кое-какими собственными рассуждениями о Нагане.
Об этом знаменитом образце оружия, ставшем в нашей стране поистине легендарным, написано немало статей, ему посвящено множество публикаций. Казалось бы, этому популярному «короткостволу» уже «обсосали все косточки». Тем не менее, если заглянуть на Дзен или «оружейные» сайты интернета, обнаружится, что отношение к этому историческому раритету сегодня очень неоднозначное. Оказывается, о «старичке» спорят, причем спорят зачастую «с пеной у рта». Многие любители оружия, обретающиеся на соответствующих сайтах, разделились на два лагеря – сторонников и противников Нагана. Причем аргументы спорщиков зачастую субъективны, а иногда даже отдают плохим знанием истории и той эпохи, в которой родился револьвер Наган. Основной линией споров «наганщиков» и «антинаганщиков» является тема: хорош или плох револьвер Наган как боевое оружие?
ЧАСТЬ 2 (продолжение)
ГЛАВНЫЙ РЕВОЛЬВЕР СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Наган на службе диверсантов и контрразведчиков
Широко использовали Наганы так же советские разведчики, диверсанты и специальные подразделения НКВД и ГРУ, проводившие операции по скрытому уничтожению врага. Особо успешным было применение советскими спецслужбами в тылу противника бесшумных Наганов с системой БРАМИТ. Преимущество этого оружия для «тихой войны» было налицо: отсутствие грохота выстрела, а так же лязга работающего затвора (неизбежного на любом пистолете с глушителем); да и гильза остается в револьвере, следовательно, враг не получит лишних следов. Таким образом, бесшумный Наган с системой БРАМИТ был просто идеальным оружием для диверсий.
Воскресенье, 28 Февраля 2021 г. 06:35
+ в цитатник
ЧАСТЬ 2.
ГЛАВНЫЙ РЕВОЛЬВЕР СОВЕТСКОГО СОЮЗА
В послереволюционной России на вооружении армии остался только «офицерский» вариант Нагана, с ударно-спусковым механизмом двойного действия; все сохранившиеся револьверы одинарного действия были переделаны в самовзводные. Несколько модернизированный (в основном это касалось прицельных приспособлений), Наган продолжал оставаться основным, самым массовым короткоствольным оружием и в РККА: в 20-е годы все имевшиеся в Красной Армии пистолеты вместе не могли соперничать с Наганом по численности стволов.
ЧАСТЬ 1 (продолжение)
ГЛАВНЫЙ РЕВОЛЬВЕР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Достоинства и недостатки Нагана.
Падение Его Величества Револьвера.
Принятый на вооружение российской армии переработанный в соответствии с требованиями русского правительства вариант Нагана по своим характеристикам являлся одним из лучших среди револьверов, состоявших в то время на вооружении во всем мире. Наган был самым легким и малогабаритным из всех современных ему армейских образцов; благодаря применению тогда еще редкого патрона на бездымном порохе и имевшейся только у него системы обтюрации Наган считался еще и самым мощным. Правда, мощность «короткостволов» в то время определялась по начальной скорости пули и пробивной способности, а не по останавливающему действию. И из-за своей легкой малокалиберной пули превосходивший всех конкурентов «на пробитии» Наган по быстроте вывода пораженного противника из строя все же заметно отставал от крупнокалиберных американских и британских револьверов (однако это отставание выявилось только «на практике» уже во время 1-й мировой войны). Скорострельность Нагана была вполне равнозначна скорострельности «короткостволов» большинства европейских стран, в которых была принята та же система оснащения офицеров самовзводными, а солдат – несамовзводными револьверами. Так же Наган был равен большинству револьверов своего времени по скорости перезарядки, уступая в данной области только нескольким новейшим иностранным системам (которые вообще-то в боевой обстановке могли и «заклинить»). Зато он превосходил все револьверы по количеству патронов в барабане, что в условиях реального боя, когда быстрая перезарядка является проблемой даже для револьверов с ускоренным извлечением отстрелянных гильз, было более важным преимуществом.
Две статьи об этом револьвере я уже публиковал в своем дневнике в далеком 2012 году. Однако за прошедшие годы набралась дополнительная информация, а в дебатах по данному вопросу появились новые мысли и недовольство моей подачей в тех статьях некоторых аспектов жизни этого этапного для истории короткоствольного оружия нашей страны револьвера. Поэтому я решил начать «с чистой страницы»: убрав те две старые громоздкие, и уже не удовлетворяющие меня публикации, я начинаю выкладывать здесь исправленную и дополненную версию истории револьвера Наган, которая будет состоять теперь из несколько более компактных, но уже семи статей…
Общеизвестно, что самым результативным немецким асом советско-германского фронта считается Эрих Хартман, а с советской стороны больше всех остальных советских асов сбил вражеских самолетов Иван Кожедуб. Так же хорошо известен и разительный разрыв между приписываемыми этим летчикам счетами побед – «целых» 352 против «всего» 62-х. И все же - давайте попробуем сравнить боевой путь этих асов и разницу в методике ведения воздушной схватки, чтобы разобраться, кто же на самом деле из двух «высших» асов советско-германского фронта был «круче» и принес больше пользы своей стране?
Во второй половине XVIII века большую роль в отечественном коневодстве, в первую очередь в военном, сыграл граф А.Г. Орлов-Чесменский. Боевой кавалерийский генерал Семилетней войны, Орлов отлично осознавал возросшую роль конницы в войне. А потому он ценил в лошади не только ее спортивные манежные качества, но и способности, необходимые на войне: выносливость в дальних переходах, быстроту, подвижность, хорошую управляемость, необходимые в сражениях. И генерал взялся вывести породу, способную быть неутомимой в преследовании врага, и хорошо управляемой, способной действовать согласованно в сомкнутом строю кавалерийских подразделений на поле боя.
До XV века на Руси осмысленным скрещиванием лошадей для создания пород с определенными скаковыми и рабочими качествами не занимались. Наиболее распространенной в это время была водившаяся на славянских землях обычная лошадь. Она имела рост от 125 до 135 см в холке, короткую шею, голову с большим выпуклым лбом и маленькими ушами. Грива у этой лошади была короткой и стоячей, холка - низкой, туловище - длинным, с растянутой спиной и короткой поясницей. Ноги – тоже короткие и тонкие, с широкими копытами. Эти невзрачные лошадки и использовались столетиями для самых разных целей – и для крестьянского труда, и для военного дела. Вопреки изображениям иллюстраторов более поздних времен большинство русских конников Средневековья воевало именно на таких лошадях (понятно, что князья и бояре могли купить себе более статных и крупных «заморских» коней, завозившихся купцами, но «забугровые» животные тогда на Руси были очень редкой и крайне дорогой экзотикой)…
В воздушных боях над Плоешти l августа 1943 г. румынская истребительная авиация из-за своей малочисленности и ошибки руководства в определении цели налета не только не сумела дать отпор противнику, но даже не смогла нанести ему серьезного урона. Подавляющее большинство погибших «Либерейторов» было сбито зенитным огнем наземных ПВО; румынские пилоты за тот день сбили всего девять и повредили только три В-24. При этом румынская авиация потеряла два истребителя, еще два получили повреждения; один пилот погиб и один был тяжело ранен. Еще семь «Либерейторов» сбили, а девять повредили пилоты Люфтваффе, потеряв при этом три Bf-109G (погибли 2 пилота).
В 13.30, в точно запланированное время, «Либерейторы» 376-й BG, снова летевшие на малой высоте, достигли Дуная и вышли в точку контроля времени. К тому моменту рядом держалась только 93-я группа полковника Бэкера, остальные подразделения сильно отстали. Тем не менее, Комптон продолжил полет, не дожидаясь остальных. Но при подлете к точке поворота на цель командирский самолет повернул раньше времени (Комптон и генерал Энт приняли за намеченный точкой поворота город Флорешти находившийся южнее его город Тарговиште). Когда же молодой штурман смог, наконец, убедить своих самоуверенных командиров в том, что они ошиблись, Комптон передал по радио лидерам других групп приказ самостоятельно искать цели для бомбежки. Получив это распоряжение, шедший следом за 376-й группой Комптона полковник Бэкер тут же развернул свою 93-ю группу влево, к замеченным им на горизонте дымам. Оказалось, что это как раз и есть дымы нефтеперерабатывающих заводов Плоешти. В результате «Либерейторы» Бэкера вышли к цели раньше, чем лидирующая группа. И первыми попали под лавину огня зенитной артиллерии.
Понедельник, 22 Февраля 2021 г. 07:23
+ в цитатник
B-24D «Hail Columbia» полковника Кэна во главе 98-й BG бомбит завод «Phoenix Orion»
Вторую мировую войну называют еще «войной моторов» - ведь фактически все операции этой войны проводились при помощи техники. В 20-м веке успех боевых действий был просто невозможен без участия в сражении авиации, танков, бронетранспортеров и других боевых и вспомогательных машин. И независимо от типа и назначения механизма, всем им требовались для работы топливо и смазочные материалы. Таким образом нефть, из которой и вырабатывались масло и бензин, стала настоящей «кровью войны» - ведь без нее ни танки не могли сдвинуться с места, ни самолеты – подняться в воздух. А нефтяные месторождения признавались стратегически важными объектами, от которых во многом зависел успех в войне…
Во время Второй мировой войны нефтяные месторождения в румынском районе у города Плоешти и находившиеся там же восемь сопутствующих нефтеперерабатывающих заводов давали около 10 миллионов тонн горюче-смазочных материалов ежегодно. А потому являлись важнейшими источниками топлива для Германии, союзницей которой была Румыния. Соответственно, поэтому же нефтерождения Плоешти служили жизненно важной стратегической целью для союзнических бомбардировок. Первыми нанесли удар по заводам Плоешти советские бомбардировщики – еще 23 июня 1941 года, на второй день войны. Но последующее отступление советских войск сделало дальнейшие бомбардировки румынских нефтезаводов невозможными.
С января 1942 г. планы бомбардировок Плоешти начали вынашивать американцы. Пробную атаку на нефтепромыслы они провели 11 июня 1942 г. силами 12 четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков Консолидейтед B-24D «Либерейтор» из подразделения, базировавшегося в Египте. Но самый мощный налет на нефтепромыслы Плоешти американские стратегические бомбардировщики совершили 1 августа 1943 г.
Воскресенье, 21 Февраля 2021 г. 07:15
+ в цитатник
«ПРАГА» В СССР: ЗАКАТ СЛАВЫ
22 июня 1941 года 3-я Танковая группа Гота включала в себя два моторизованных (39-й и 57-й) и два пехотных (5-й и 6-й) корпуса. Моторизованные корпуса были главной ударной силой группировки, взламывавшей оборону противника и обеспечивавшей быстрое продвижение вперед. Двигавшиеся следом более медленные пехотные корпуса закрепляли успех, очищая захваченные территории от остатков разбитых вражеских войск и закрепляясь на них до подхода тыловых частей. Каждый пехотный корпус состоял из двух пехотных дивизий; моторизованные корпуса были крупнее. Так, 39-й моторизованный корпус имел две танковые (7-я и 20-я) и две моторизованные (14-я и 20-я) дивизии, а 57-й моторизованный корпус – две танковые (12-я и 19-я) и одну моторизованную (18-я) дивизию. Каждая танковая дивизия включала в себя один танковый полк трехбатальонного состава (от 200 до 250 танков), пехотную бригаду (1 пехотный и 1 моторизованный полки), артиллерийский полк, инженерный и противотанковый батальоны.
Когда 22 июня 1941 г германские войска вторглись в пределы СССР, их главной ударной силой, обеспечившей быстрое продвижение на восток, стали бронетанковые войска. Собранные в четыре мощных «кулака», танки этих группировок могучими ударами пробивали бреши в советской обороне. Совершая широкие обходы и глубокие прорывы, немецкие танковые группы зажимали в «клещи» целые корпуса и армии, нарушая связь и руководство советскими войсками, внося в них дезорганизацию и панику. Одним из этих грозных «кулаков» стала танковая группа генерал-полковника Германа Гота, действовавшая на северном фланге германской группы армий «Центр». Группа Гота состояла из 4 танковых, 3 моторизованных и 4 пехотных дивизий. Переправившись 22 июня через реку Мемель, эта группа вторглась на территорию Литовской республики, захватила Вильнюс и, пройдя насквозь литовские земли, устремилась к Минску. Действуя по согласованию с двигавшейся южнее 2-й танковой группой генерала Гудериана, группа Гота сыграла важную роль в окружении советских приграничных армий Белорусского округа. За первые пять дней войны танки Гота с боями прошли 350 км, сойдясь 27 июня с танками Гудериана у Минска; так немцы замкнули «клещи», в которых оказались значительные силы советских войск западной группировки.
ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ГЕНЕРАЛА ВИТГЕНШТЕЙНА
(защита Петербургского направления)
25-тысячный отдельный корпус генерала Витгенштейна, в который входил и Гродненский гусарский полк, встал на пути французского 28-тысячного корпуса маршала Удино, двигавшегося на Санкт-Петербург. Внезапным ударом под Клястицами (в этом сражении особо отличился Гродненский гусарский) русский корпус отбросил Удино к Полоцку, однако захватить этот город Витгенштейну не удалось, так как на помощь Удино подоспел корпус генерала Сен-Сира. Тем не менее, враг был остановлен, после чего на этом направлении наступление французов далее не развивалось. Вялотекущие боевые действия, не нарушавшие создавшегося баланса, продолжались до осени, когда корпус Удино оставил занятый еще летом Полоцк, и не начал отступление вслед за другими французскими войсками, уходившими из России. Корпус же Витгенштейна устремился вослед неприятелю…
1-я армия генерала Барклая де Толли в момент начала французского наступления находилась в Литве. Оказавшись отрезанной от 2-й армии вклинившимися между ними корпусами противника, 1-я армия отошла к Смоленску, где смогла соединиться с подоспевшей туда армий Багратиона, после чего обе армии отступали до Москвы. Из-за всеобщего недовольства отступлением Барклай был снят с должности и заменен фельдмаршалом Кутузовым. После Бородинского сражения и сдачи Москвы армия отошла к Тарутино (под Калугой) и стала пополняться, наращивая силы; а большинство гусар занялись партизанской войной, нарушая вражеские коммуникации и лишая французов подвоза продовольствия. Когда же Наполеон был вынужден увести своих оголодавших солдат из сгоревшей Москвы, гусары со всей армией перешли в наступление, преследую бегущего врага. А в 1813 году они приняли активное участие в Заграничном походе…
Партизанский отряд из Ахтырских гусар в рейде по тылам противника
Русские гусары по своему боевому духу, отваге, отчаянной храбрости, а так же задиристости, фанфаронству, любви к пирушкам и прекрасному полу ничуть не отличались от своих французских конкурентов, описанных мною в предыдущих сообщениях.
В России гусары известны с XVII века; тогда они являлись иррегулярными частями, набиравшимися из уроженцев Болгарии, Венгрии, дунайских княжеств Молдавии, Валахии и Сербии. С 1741 гусары стали относиться к регулярной русской кавалерии, составляя ее легкую, наиболее подвижную часть. Рядовой состав гусарских полков с тех пор комплектовался преимущественно из уроженцев Малороссии (Украины) и Южной России.
К началу Первой мировой войны эскадренные миноносцы (сокращенно - эсминцы) во всех флотах мира стали основным типом быстроходных торпедных кораблей, способных выполнять самые разнообразные функции. Этот крайне необходимый для ведения морской войны класс кораблей в турецком флоте представляли всего 8 единиц. Причем половина этих эсминцев были устаревшими угольными, обладавшими относительно невысокой скоростью и довольно слабым вооружением; к новейшему типу относились всего 4 османских эсминца. Только они соответствовали тем задачам, которые предстояло выполнять легким силам флота. В ходе войны ВМС Турции потеряли 3 эсминца (1 устаревший и 2 новых).