На создание этого поста меня натолкнул комментарий Алексея М.: «Наверное, самая красивая форма была у армий в ту эпоху, но вот насколько удобно в ней воевать было?..»
Помню, в далекой моей юности, когда я проходил срочную службу в Советской Армии, сержант гонял нас, новобранцев, на скорость одевания формы по объявлению тревоги. По нормативу полагалось одеться за 45 секунд; однако секундомеров советские сержанты тогда не имели, и мерилом времени было горение спички. Сержант утверждал, что она горит именно 45 секунд. Врал! Я потом, «на гражданке», проверял – спичка сгорает за 30 секунд. Но благодаря сержантскому «вз..-тренажу» мы научились вскакивать с постели и одеваться, чтобы бежать в «оружейку» за автоматами, пока догорала спичка! Претензий к тому сержанту не имею: впоследствии на службе эта выучка мне не раз пригодилась. Да и не так это трудно: впрыгнуть в штаны, затем – в сапоги (заранее накинутые сверху на голенища портянки сами собой оборачиваются вокруг ступни), накинуть «хэбэшку», защелкнуть ремень, и нахлобучить на голову пилотку. Всё! Ты готов «к труду и обороне»!
К чему это я? А к тому, что через много лет, купив книгу Павла Алёхина «Наполеоновские войны. Униформа европейских армий», я был поражен размещенным в ней циклом фотографий реконструкции процесса одевания французского солдата наполеоновской эпохи. Это ж сколько тому бедному солдату на себя нацепить требовалось! Поневоле вспомнились «тренажи» моего сержанта, и подумалось, что прогресс действительно не стоит на месте…
А ведь европейский военный костюм по сравнению с более ранними временами стал к началу XIX века все же более унифицированным. Из него уже исчезли обязательные для предыдущего века бесполезные украшения вроде пышных жабо и огромных манжет, неудобных пудреных париков с буклями и косами. Тем не менее, несмотря на улучшившуюся функциональность костюма наполеоновской эпохи, в нем еще оставались, и даже тщательно сохранялись многие ненужные традиционные элементы, ставшие к тому времени только чисто декоративными. Даже рационально мысливший, практичный император Наполеон был вынужден мириться с массой ненужных и дорогостоящих предметов униформы, снаряжения и вооружения своей армии - ведь и он, как все другие европейские монархи, придавал огромное значение военным смотрам и парадам. На них всем окружающим демонстрировались красота и общее единообразие армии, во многом определявшие ее организованность и мощь. А сохранявшиеся «разнобой» некоторых, в принципе не нужных в бою, чисто декоративных элементов формы своим «разноцветьем» поддерживал корпоративный дух различных воинских частей, и способствовал здоровому соперничеству между ними. В результате военная форма продолжала оставаться неудобной, маркой и отягощенной массой бесполезных элементов. Даже несмотря на то, что во время военных кампаний и сражений вид войск становился далеким от парадного, многие походные элементы униформы продолжали оставаться весьма нефункциональными и пестрыми. Неудивительно, что ношение такой униформы было непростым делом, а сам процесс ее надевания занимал до получаса (какое уж тут «одеться, пока горит спичка»…). Далее для иллюстрации даю цикл фотографий реконструкции процесса одевания солдата наполеоновской эпохи - из книги Павла Алёхина «Наполеоновские войны. Униформа европейских армий». М: Яуза, Эксмо, 2007.
Процесс одевания солдата наполеоновской эпохи
(на примере реконструкции гренадера Старой гвардии)
Солдату наполеоновской эпохи требовалось надеть полотняную рубаху и длинные чулки, зафиксировав их под коленями подвязками; а манжеты рубашки застегнуть на костяные пуговицы. Затем надеть полотняные кальсоны и заправить в них рубаху, после чего застегнуть пуговицы на поясе кальсон (разрез на поясе кальсон сзади еще не стягивался, чтобы можно было свободно наклоняться).
Завязать шнурки на нижних разрезах штанин кальсон, чтобы они поддерживали чулки и не мешали надевать кюлоты. Только после этого стянуть шнурком разрез на поясе кальсон сзади.
Завязать тесемки на воротнике рубахи. Натянуть поверх кальсон узкие белые кюлоты и застегнуть пуговицы на их поясе. Затем пристегнуть откидной лацбант (откидывавшийся при отправлении естественных надобностей).
Пристегивание лацбанта крупным планом. Этот откидной клапан был цельнокроеным с кюлотами, а по краям усиливался полосами двухслойного полотна. Затем с помощью съемных латунных пряжек требовалось зафиксировать стянутыми узкие полотняные ремешки штанин кюлот. Сзади к пуговицам на поясе кюлот пристегнуть концы полотняных подтяжек, пропустить их лямки по спине и плечам, перебросить вперед и пристегнуть к пуговицам спереди.
Надеть на ноги грубые кожаные башмаки с массивными латунными пряжками; на шею надеть черный полотняный галстук и стянуть его металлической пряжкой. Надеть однобортный полотняный жилет.
Жилет спереди застегивался на латунные пуговицы; его нижние края скрывали боковые пуговицы лацбанта (нюанс: из двух карманов жилета действующим был только правый). Затем надевались и застегивались на латунные пуговицы (с внешней стороны) черные суконные гетры; их суконный подколенный ремешок фиксировался латунной пряжкой. В результате ноги солдата под коленями оказывались стянутыми шнурками кальсон, ремешками кюлот и ремешками гетр (тут поневоле вспомнишь добрым словом наши простые советские «кирзачи» с портянками).
Поверх жилета надевался суконный мундир – тесный, ведь в то время все предметы формы шились узкими, «в обтяжку», точно по фигуре. Это смотрелось красиво, но мешало свободно двигаться. Через правое плечо надевалась перевязь полусабли, которая затем сдвигалась так, чтобы оружие располагалось сзади на левом бедре. Поверх перевязи сабли надевалась через левое плечо перевязь патронной сумы, сдвигавшейся потом так, чтобы сума располагалась сзади на правом бедре.
После надевания патронная сума пристегивалась хлястиком к латунной пуговице на перевязи полусабли. Таким образом, сума и полусабля стягивались в единый «узел», чтобы при ходьбе и строевых приемах они не смещались на бока. После надевания обеих перевязей и пристегивания хлястика патронной сумы на плечах поверх перевязей пристегивались шерстяные эполеты (погоны). Их клапаны пропускались под поперечные контр-погончики, и пристегивались поверх перевязей к латунным пуговицам у воротника.
Затем меховые шапки гренадер, а так же кивера вольтижеров и шассеров украшались этишкетами (этишкеты не носились только в походных условиях, но перед крупными сражениями, считавшимися праздниками, опять надевались). На гренадерских шапках этишкеты крепились внизу и вверху шапки кожаными шнурками, после чего вверху спереди шапки отдельно крепилась одинарная кисть.
На плечах поверх перевязей снаряжения и клапанов эполет надевались кожаные лямки мехового ранца (в походах сверху ранца пристегивалась скатка шинели); на голову надевалась шапка (кивер). В гвардии завершало полную униформу солдата надевание белых кожаных перчаток (еще один элемент, отличавший гвардейца от простых армейцев). Нужно опять отметить, что не только узкий крой униформы и громоздкая, еле державшаяся на голове высокая меховая шапка (да и кивер был не намного удобнее), но и многочисленные жесткие кожаные ремни снаряжения сильно затрудняли движения солдата наполеоновской эпохи. К тому же нагромождение на человеке многих слоев одежды делало для него лето еще более жарким, а зимой тонкие полотняные материи не спасали солдата от холода. Тут поневоле сразу вспоминается ужас французов от русского «Генерала Мороза» во время их отступления, хотя температура в России в ноябре 1812 долгое время держалась на плюс 10 - плюс 7 градусах, и лишь к концу месяца «съехала» до минус 6-8 градусов. А минус 20 градусов ударили только во время переправы французов через Березину – т.е. в самом конце «русской эпопеи», когда французская армия и так уже почти «растаяла». В своих тонких полотняных мундирах и почти таких же тонких шинелях голодные французы, непривычные к русской осени, не выдерживали даже плюс 7, а тем более – минус 6 градусов…
Серия сообщений "Армия наполеоновской Франции":
Часть 1 - 3-й гусарский - полк прославленный Конан Дойлом
Часть 2 - Черные Пионеры армии Наполеона
...
Часть 20 - 1804 – 1815 гг.: жандармы Наполеона
Часть 21 - Наполеоновские войны. Награды Франции
Часть 22 - Наполеоновские войны: «одеться, пока горит спичка»…
Часть 23 - Наполеоновские войны без парадного блеска. Оборванцы 1812 года