Цитата сообщения lomovolga
Большой дворец в Петергофе — великолепнейший памятник архитектуры, завораживающий блеском своих интерьеров и богатой историей. Построенный в период с 1714 по 1752, он с трудом пережил Великую Отечественную войну, так как был разрушен почти до основания и восстал из пепла словно феникс. Большой дворец является доминантой всего ансамбля, фонтаны и верхний сад сориентированы по его центральной части.


Первоначально довольно скромный царский дворец, сооружённый в стиле “петровского барокко” в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф.-Б. Растрелли), в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. Вид на фасад Большого Петергофского дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но это скорее оптический обман — сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Насчитывает около 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.


Церковный корпус является частью архитектурного ансамбля Большого Петергофского дворца, построенного по проекту Растрелли в XVIII веке. Во время Великой Отечественной войны здание церкви было уничтожено. В 1952-1958 годы фасады церковного корпуса были воссозданы, но купол долгое время был одноглавым, пятиглавие было восстановлено лишь в начале XXI века. Центральный купол пятиглавого Церковного корпуса увенчан православным крестом, поднятым на высоту 27 м.
Церковный корпус
В Церковном корпусе Большого Петергофского дворца крестили четверых из пяти детей последнего российского императора Николая II — все дети, кроме старшей Ольги, родились в Петергофе.
Симметрично расположенные по отношению к центральной части дворца Гербовый и Церковный корпуса имеют золоченые фигурные купола, увенчанные фонариками и луковицами. Грани куполов, фонарики и луковицы украшены золочеными гирляндами пальмовых листьев.
Гербовый корпус
Начинаем осмотр с парадной лестницы, она призвана показать всё великолепие дворца. Квадратный в плане зал с двухцветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы. Позолоченные фигуры, мрамор — все намекает на величие Российской Империи
Парадная лестница
С лестницы попадаем в Танцевальный зал. Пожалуй, он самый грандиозный из всех помещений дворца. Стены украшены барельефами с позолотой, а пространство расширяется за счет зеркал. Когда-то в нем проходили великосветские балы.
Танцевальный зал
Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах — окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала.
В отделке господствует золочёная резьба по дереву. В простенках между окнами над зеркалами расположены тондо на темы “Энеиды” Вергилия и “Метаморфоз” Овидия. Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку, украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами. Плафон “Аполлон на Парнасе”, созданный специально для зала, занимает весь свод. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.
Танцевальный зал
Проходим дальше и попадаем в Чесменский зал. Его стены украшены полотнами, посвящёнными Чесменскому морскому сражению, в ходе которого была одержана решающая победа в Русско-турецкой войне. Авторство картин принадлежит Якобу Гаккерту. Для того чтобы он смог достоверно написать морской бой, специально был взорван фрегат «Святая Варвара». К залу примыкает Голубая приемная, служившая канцелярией. Здесь же велась летопись дворца.
Мемориальный Чесменский зал
Голубая приёмная
Небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами; также имеет выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом. Своё название получила по отделке стен: они затянуты голубым шёлковым штофом. Вспомогательное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагались секретари, а также камер-фурьеры, которые записывали в специальные журналы дворцовую летопись (в них фиксировались прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и т. п.). Интерьер создан Б. Ф. Растрелли и в дальнейшем не подвергался изменениям.
Голубая приёмная
Двигаемся дальше и попадаем в Тронный зал. Основными элементами декора являются полотна с изображениями потомков Петра I. Доминирует портрет Екатерины II на коне, въезжающей в Петергоф. Кстати, говорят, что это самое реалистичное её изображение. Весь интерьер подчеркивает правопреемственность Екатерины II на российский престол.
Тронный зал
Аудиенц-зал Большого Петергофского дворца — относительно небольшой зал в числе парадных помещений дворца, интерьер которого разработан Б. Ф. Растрелли. Первоначальный план постройки дворца предполагал существование на месте зала двух небольших комнат, с световым двориком между ними, но этот план архитектора был отклонён.
Аудиенц-зал
Ему пришлось в те же размеры попытаться вписать Аудиенц-зал. Сложность заключалась в том, что пространство для помещения оказалось зажатым Тронным залом с одной стороны, и Белой столовой — с другой; а большие двухсветные окна при этом должны были выходить на обе стороны от дворца.
Получалось узкое и высокое, вытянутое поперёк дворца пространство помещения. Архитектор продемонстрировал незаурядное композиционное мастерство, успешно справившись с декорированием сложного пространства. Узкий зал Растрелли как бы распахнул ввысь, использовав характерный приём с устройством ложных зеркальных окон во втором ярусе продольных стен (по пять с каждой стороны).
Аудиенц-зал
Белая столовая
Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами. Сюжеты барельефов — аллегории изобилия (амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами), композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе — композиции из музыкальных инструментов. В простенках верхнего яруса также размещены медальоны работы Ф. Г. Гордеева на мифологический сюжет о Дионисе и Ариадне.

В современной экспозиции зала выставлен “Веджвудский сервиз” (часть его, 196 предметов). Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета выполнена на заводе “Этрурия” в Стаффордшире Дж. Веджвудом. Это одна из ранних работ английского керамиста, ставшего впоследствии всемирно известным. Екатерина II заказала сервиз в 1768 году; в 1779 он был получен полностью и включал в себя около 1500 предметов.

Не все выставленные предметы изготовлены на заводе Веджвуда; со временем посуда билась и частично восполнялась за счёт копий, создававшихся на российских мануфактурах. Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов. Придворные обеды или ужины в XVIII—XIX веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен; чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на “водяницы”, заполненные кипятком. Торжественные обеды и ужины обслуживались штатом до 500 человек, включая поваров, лакеев, кофешенков и т. д.
Белая столовая
Далее расположено ещё несколько залов, не будем останавливаться подробно на всех, а лишь расскажем о нескольких. Примечательно, что все они сквозные.
Стоит уделить внимание Картинному залу. Он являлся главным во дворце постройки Петра, именно из него открывается вид на фонтан «Самсон» и центральную ось Верхнего парка. Также нас заинтересовали кабинеты в китайском стиле. Они олицетворяют представление архитекторов дворца об этой стране в момент всеобщего увлечения Востоком, правда, мало соответствуют реальности.
Картинный зал
Окна этого зала выходят прямо на Морской канал и каскад фонтанов
Перспектива залов дворца
Выделяется и Белая гостиная, выполненная в стиле классицизма. Строгость её интерьера разительно отличается от остальных помещений, также в ней полностью отсутствуют картины. На огромном столе разместился сервиз на множество персон. Создаётся впечатление, что вот-вот лампы на канделябрах превратятся в зажжённые свечи и начнётся бал в честь императрицы.
Куропаточная гостиная
Куропаточная гостиная, или Будуар открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.
Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледноголубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля). Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов. Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II.
Куропаточная гостиная
Диванная
За перегородкой у западной стены размещается широкий и низкий “турецкий” диван “с приступом”. По преданию, его прислал Екатерине II Потёмкин с фронта русско-турецкой войны. На подобные диваны была тогда мода, и во многих дворцах Петербурга появились “софы по турецкому вкусу”. С этого времени комната именовалась Диванной. Стены Диванной обиты “китайскою материею шёлковою с разными фигурами”. Сюжет росписи — обычные житейские сценки. Люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.
Диванная
Коронная комната
Комната получила своё название из-за размещённого в ней стоянца для короны
Кабинет императрицы
Название комнаты вовсе не означало, что его хозяйка регулярно занималась здесь государственными делами. Зачастую сюда заглядывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближённых сыграть партию в карты. До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золочёную деревянную резьбу, шёлковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 — 60-х годах XVIII века.
Кабинет Императрицы
Летом 1849 года в Петергоф доставили, а на следующий год установили в Кабинете императрицы “фарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом”. На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме. Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол. Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году. Особую прелесть придаёт Кабинету замечательный по рисунку шёлк. Он появился здесь, вероятно, ещё в XVIII веке. В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами. Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами.
В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в, времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей. В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера. На стенах — парадные портреты царствующих особ.
Кабинет императрицы
Следующая комната — Туалетная с вычурным туалетным столиком у окна, выходящего в Китайский садик. Но, пожалуй, более всего привлекает то, что стены обшиты матовой зеленой тканью — один из приёмов эклектики — а на верху она сходится складками, создавая ощущение солнечных лучей.
Туалетная комната
Шёлк, украшающий сегодня Туалетную, по-своему уникален. Он выткан в XIX веке по образцу предшествовавшего столетия, исполненному по рисунку П. Дверза. Этот шёлк предназначался для так называемой Ольгиной половины Большого дворца. Часть шёлка, сделанная в запас, была эвакуирована и использована в 1971 году для драпировки стен Туалетной. По кремовому полю прихотливо изгибается синий орнамент, составленный из фантастических цветов. С ним красиво контрастируют букеты красных цветов и веток сирени.
Золочёная мебель комнаты, обитая тем же шёлком, что и стены, выполнена в России в XIX веке. Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты.
Лучший из них - портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до её смерти, в 1760 году придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо (1705 - 1765). Живописец никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе.
Интерьер Туалетной комнаты
Штандартная комната
В XVIII в комната не имела специального назначения и именовалась Проходной. В середине XIX в, когда Проходную стали использовать для хранения штандартов полков, несших охрану императорской резиденции, комната получила название Штандартной.
Штандартная
В этих комнатах также собирались в торжественные и праздничные дни члены императорской фамилии для высочайших выходов в церковь.
Ломберный столик
В настоящее время стены и мебель обиты шёлком, изготовленным по образцу ткани из Петергофской Собственной дачи работы московской мануфактуры И. Кондрашова 1840-х годов.
Штандартная
Большая голубая гостиная
Эта комната в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады. Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца. В Голубой гостиной Петродворца, в XVIII — первой половине XIX века являвшейся столовой, выставлены великолепные произведения русских мастеров фарфора и художественного стекла. На столах экспонируются предметы богато оформленного “цветочной росписью” сервиза. Это работа императорского фарфорового завода в Петербурге, создавшего в XIX веке десятки превосходных парадных и “расхожих” сервизов.

Как правило, сервизы изготовлялись специально для определённого дворца. В Голубой гостиной экспонируется сервиз, изготовленный для Большого дворца в Петергофе. Он предназначался для банкетов, отчего и получил название “банкетный”, и был рассчитан на 250 персон. Всего в “банкетном” сервизе Большого дворца насчитывалось около 5570 предметов. Приступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сентябре 1853 года. В начале войны большая часть сервиза была эвакуирована.
Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили. При освобождении одного из городов Восточной Пруссии советские воины обнаружили ящики с чайными приборами, на которых стояли инвентарные номера Петергофского дворца. Спасённые вещи были бережно отправлены на Родину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции. Убранство стола дополняют вазы и рюмки из свинцового хрусталя с алмазным гранением русской работы 20-х годов XIX в.
Большая голубая гостиная
Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца; его отделка была выполнена в первой четверти XVIII в. В кабинете императора, определяющим материалом художественной отделки является дуб. Дубовые щиты (часть из которых — подлинники XVIII века) сплошь закрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность.
Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, причём если панели низа стен гладкие, то над ними размещаются вытянутые по вертикали филёнки, сплошь покрытые необычайно изящной резьбой. Резьба покрывает и двери, десюдепорты, филёнки над зеркалами и камином.
Дубовый кабинет
+ bonus
Музей Особой кладовой Петергофского Большого дворца (часть интерьера)
Спальня Екатерины II
Церковный корпус Большого Петергофского дворца