Этот роскошный парк появился по воле просвещённого и могущественного курфюрста Пфальца Карла IV Теодора (правил с 1742 по 1799 гг.). Курфюрсту полагалось жить в Манхайме, где он выстроил внушительный дворец и многое сделал для того, чтобы Манхайм не уступал европейским столицам. Но Карлу Теодору милее был летний, в прошлом охотничий, дворец в соседнем Шветцингене. Курфюрст, большой любитель изящных искусств, задумал превратить дворец и парк в «маленький Версаль» и перебирался туда из Манхайма со своим двором.
Разбивка дворцового парка на площади в 70 гектаров началась в 1752 году. Парк ‒ прекрасный образец ландшафтной архитектуры барокко ‒ был создан одарёнными архитекторами и садовниками своего времени. Самым известным из них был Никола де Пигаж родом из Лотарингии (1723-1796), ставший придворным архитектором курфюрста. По проекту француза были построены театр, оранжерея и многочисленные архитектурные павильоны парка.
Де Пигаж заложил перед дворцом строго симметричный французский парк по образцу версальского - с партером, террасами, живой изгородью правильных геометрических форм, зелёными беседками и фонтанами. "Пфальцский Версаль" был в 18 веке одним из блестящих дворов Германии. Охота, балы, концерты прославленных виртуозов, театральные представления сменяли друг друга каждый день. Не только театр, но и французский парк становился местом проведения пышных празднеств.
Фонтан Ориона
В центре парка - фонтан Ориона. Напомню античный миф: певца Ориона хотели убить морские разбойники. Перед смертью запел в последний раз, и его прекрасное пение очаровало дельфинов. Орион бросился в море, и дельфины вынесли его из волн на своих спинах.
Далее аллея ведёт к двум скульптурам королевских оленей, расположенных по обеим сторонам небольшого водоёма. Рядом с оленями - атакующие их собаки. Эти скульптурные композиции напоминают о том, что изначально дворец был охотничьим замком.
Парковый павильон "Храм Минервы" (1766-73)
Парковый павильон "Храм Минервы" (1766-73)
Парк состоит из "Парка аллегорий"/Garten der Allegorien с аллегорическими статуями, и "Парка Рассудительности"/Garten der Vernunft, где находятся разнообразные павильоны: античные "храмы" - храм Минервы, храм Меркурия, храм Аполлона, храм Ботаники, римские купальни, оранжерея и даже мечеть. Эти парковые постройки, согласно представлениям эпохи Просвещения, побуждали человека предаваться философским размышлениям и учили толерантности. Во времена курфюрста вся парковая зона (за исключением римских купален - личных апартаментов Карла Теодора) была открыта для посетителей бесплатно.
Парковый павильон "Мечеть". Галерея, опоясывающая двор мечети
В 1780 году в этом уголке дворцового парка разбили турецкий сад, а в 1778-95 по проекту Николя де Пигажа построили павильон "Мечеть", в котором гармонично сочетаются элементы восточной архитектуры и стиля барокко.
"Мечеть". Галерея и угловой павильон
"Мечеть". Угловой павильон
Парковый павильон "Мечеть". Воспоминания об Альгамбре
Парковый павильон "Мечеть"
Парковый павильон "Мечеть"
Парковый павильон "Мечеть"
Парковый павильон "Мечеть". Купол и минарет
Большую часть территории занимает английский пейзажный парк с извилистыми тенистыми тропинками, прудами и ручейками, через которые перекинуты живописные мостики.
Парковый павильон "Храм Аполлона" (1761-77)
В центре ротонды – статуя Аполлона
Вид на статуи сфинксов от храма Аполлона
Вдали - парковый павильон "Храм Меркурия"
По замыслу архитектора Пигажа эти мрачноватые псевдоруины, сооружённые в 1787 году, должны были контрастировать с нарядной мечетью, расположенной напротив.