Троицы, в честь свт Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Хлынова), Входа Господня в Иерусалим, в честь муч Адриана и Наталии (первоначально — в честь свт Киприана и Иустины — 2 октября), свт Иоанна Милостивого (до XVIII века — в честь свт Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября).
Все эти восемь церквей (четыре осевые и четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки храма. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялось обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца. В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
У Покровского собора всего одиннадцать куполов, из них девять — над церквями (по числу престолов):
Покрова Пресвятой Богородицы (центр), Св. Троицы (восток),
Входа Господня в Иерусалим (запад), Григория Армянского (северо-запад),
Александра Свирского (юго-восток), Варлаама Хутынского (юго-запад),
Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских)
(северо-восток), Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север)
Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
Подклет
В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета до 3 м в толщину перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м. В подклете находятся иконы. Самая древняя из них икона св. Василия Блаженного конца XVI века написана специально для Покровского собора. Также экспонируются две иконы XVII века — «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора, и написана в 1780-х годах. В XVIII—XIX веках икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.
«Богоматерь Знамение» в подклете
В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора.
Церковь святого Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного. Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.
Сень над могилой Василия Блаженного
Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено её декоративное убранство. 15 августа 1997 года, в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.
Галереи и крыльца
По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
Крыльцо
Центральную церковь Покрова Богородицы окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX века — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.
Церковь Александра Свирского
Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского. В 1552 году, в день памяти Александра Свирского (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.
Купол церкви Александра Свирского
Это одна из четырёх малых церквей высотой 15 м. Её основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом (см. Восьмерик на четверике).
Церковь Варлаама Хутынского
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского — так как иноческое имя в честь этого святого в предсмертном постриге взял отец Ивана Грозного Василий III, а также потому, что в день памяти этого святого 6 ноября состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода.
Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского
Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной — Покрова Богородицы.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Одна из четырёх больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.
Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим
В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» XVII века. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.
Церковь Григория Армянского
Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). Одна из четырёх малых церквей собора (высотой 15 м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик.
Церковь Киприана и Иустины
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV веке. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 года войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.
Купол церкви Киприана и Иустины
Это одна из четырёх больших церквей Покровского собора. Её высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершён световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
Церковь Николы Великорецкого
Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».
В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.
Иконостас церкви Николы Великорецкого
Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота — 28 м.
Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Во второй половине XVIII — начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода.
Церковь Святой Троицы
Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм. Одна из четырёх больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Её высота 21 м.
В процессе реставрации 1920-х годов в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек.
Церковь Трёх Патриархов
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. В 1552 году, в день памяти Патриархов (30 августа), произошло важное событие Казанского похода — разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.
Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».
Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Иконостас
Внутренний вид барабана центрального купола
Колокольня
Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы, сходной с сохранившейся звонницей Спасо-Преображенского собора в Больших Вяземах. Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х г. её сменила колокольня, которая и стоит по сей день.
Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединёнными арочными пролётами, и увенчана высоким восьмигранным шатром. Внутри открытой площадки и в арочных проёмах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв В 1990 г, после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.