Чен Фонг Шен — скульптор, но его скульптуры далеко необычны: большинство его работ можно рассмотреть только при помощи мощного микроскопа. Чен может выгравировать стихотворение на зубной нити, нарисовать портрет на скорлупе арбузного семечка, а также крыльях мухи, семени кунжута или песчинке. За своё искусство мастер занесён в Книгу рекордов Гиннеса.
«Художникам-каллиграфам требуются более миролюбивые и спокойные умы, чем представителям других видов искусства. Концепция моих работ целиком отображает Zen-состояние ума. Опираясь на данную веру, я удаляюсь прочь от тяжеловесного груза бизнес идей и заглядываю в свой внутренний мир, для конечного обретения полной свободы творческого созидания»
Скульптурная композиция с мухой
В самом сердце округа Тайбей, в городе Синдиан (Анкан) всемирно известный микрогравировщик Чен тихо рассказывает о своей работе. Каждое из его творений поистине захватывающе, их нужно увидеть собственными глазами, чтобы поверить. В своей работе Чен использует самые различные материалы: бумагу, дерево, бамбук, хлопок, камень, песок, металл и предметы ежедневного обихода, как то: зубная нить, зубочистки, зерна риса, спички, макароны, нитки, яйца и арбузные семечки. Чен делал гравировки даже на головах муравьев, крыльях мух и стрекоз.
***
«Я вырезал двух козлов, которые являются одними из самых маленьких в мире. Один - это тайваньский сероу, второй - оронго. Эти два козла олицетворяют двойное счастье. Я надеюсь, они принесут Тайваню хорошую экономику, а также мир»
***
К прошлому 2015 году, по китайскому календарю году Козы, символом которого являются козы, козлы, овцы и бараны, мастер выполнил микроминиатюру - двух микрокозлов. Полгода потратил тайванец Чен Фонг Шен на создание миниатюрных скульптур, и только с десятой попытки.
«Размер этих двух козлов очень маленький, это как песчинки или пылинки. Очень сложно понять, как их делать, какие использовать линзы, какие ножи и иголки».
***
Специально для года Обезьяны Шен приготовил подарок - крошечную скульптуру обезьянки всего в один миллиметр в высоту – это меньше зёрнышка риса. Над созданием скульптуры из смолы Чен работал шесть месяцев. Теперь обезьянка выглядит реалистично - у неё пушистый хвост, а в руке она держит персик. Самой сложной частью работы была крошечная голова, на которой должны были поместиться глаза, нос, рот и уши. В процессе работы над подобными микроскульптурами, мастер должен в совершенстве владеть собой и даже не дышать в течение определённого времени.
Чен заинтересовался микрогравировкой после того, как прочитал, что в древности китайские студенты брали с собой миниатюрные шпаргалки на императорские экзамены. Эти книжечки, используемые студентами, едва ли достигали 10 см в ширине. Чтобы никто не смог его превзойти, Чен создал миниатюрную книжку, которая по ширине равнялась 0,08 см.
На закладках написано на двух языках "Международная выставка каллиграфии"
В коллекции Чена несколько миниатюрных книг, на создание каждой из которых у него ушло порядка двух лет. Книга «300 стихов династии Тан» (75 стр, 10 000 слов), весит только 0,35 г, а длина и ширина её составляют порядка 0,9 см. Популярная японская книга «Персиковый мальчик» содержит полный текст сказки на японском языке и весит около 0,43 г. 56 страниц сказки «Белоснежка» выгравированы на английском, книга весит 0,6 г, а каждая буква алфавита не превышает 0,3 мм.
Том тайваньской поэзии величиной с ноготь большого пальца
В его работе важную роль играют инструменты, говорит Чен. Для рисования на более мягких материалах он использует буквально волосок из кисти для письма, а при гравировке — стальную иглу. Конечно, высокочувствительный увеличитель также незаменим в его работе. Любимый инструмент Чена — китайская каллиграфическая кисть, которую называют «хаоман». Китайские иероглифы «хао» и «ман» обозначают соответственно «крошечный волосок» и передают размеры и хрупкость кисти.
Образец китайской каллиграфии Чен Фонг Шена на прозрачных крылышках стрекозы
Чен родился в 1956 и долгое время проработал в цехе по производству тарелок на Центральном гравировочном и печатном заводе (ЦГПЗ) и ещё с детства испытывал тягу к рисованию. Используя привычные для его ежедневной работы на заводе стальную иглу и высокочувствительный увеличитель, Чен занялся микрогравировкой как хобби и способом проводить свой досуг.
Две каучуковые панды, сидящие на ушке иглы
В 1997 Чен учредил частный музей микрогравировки, для того чтобы популяризировать искусство, над которым он трудился более 20 лет, а также дать возможность посетителям оценить по достоинству искусство с трёхтысячелетней историей.
***
По сравнению с другими видами искусства, микрогравировка требует большей умственной и физической стабильности.
Микрокнига «Маленький Принц»
У Чена скопилось множество занимательных историй о его работе. Так, он вспоминает, как пытался создать портреты бывшего американского президента Билла Клинтона и Моники Левински на спичке. В итоге ему это удалось, однако не раньше, чем он сломал 200 спичек. Среди насекомых, с которыми он работает, самым сложным «материалом» являются муравьи. А всё из-за особого маслянистого состава, который они выделяют и который ему подчас приходится удалять с помощью спирта целый день.
Чен Фонг Шен написал китайский иероглиф, обозначающий слово «пустота» 248 раз
для создания большого иероглифа внутри яичной скорлупы
Также Чен использует яичную скорлупу. В одной из работ Чен выдолбил стальной иглой на скорлупе большой иероглиф «кон» (что по-китайски означает «пустой»), а после нарисовал ещё 260 миниатюрных иероглифов с помощью микрокисти для рисования. Во время работы, говорит Чен, он использовал сотни яиц, и его семье приходилось есть яйца во время каждого приёма пищи в течение долгого времени. Миниатюрные каллиграфические надписи на макаронах — ещё одно достижение Чена. Перед тем как приступить к «макаронной каллиграфии», рассказывает Чен, ему пришлось изучить твёрдость и срок хранения всех видов лапши.
***
Чен имеет и много других достижений и успешных проектов. В настоящее время он является обладателем нескольких званий, одно из которых — рекорд Гиннесса за гравировку четверостишия из пяти иероглифов на зерне кунжута.