Есть предмет столового обихода, и он нам хорошо известен - подстаканник, - крупный заказчик которого тоже хорошо известен: это – российские железные дороги или ранее министерство путей сообщения. Фактически, подстаканники – один из атрибутов наших железных дорог. Считается, что подстаканники современной формы появились в российских пассажирских поездах в бытность С. Ю. Витте директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов (с 1889) и министром путей сообщения Российской империи (в 1892).
Подстаканник как атрибут чайного стола появился в России в конце 18 века и связан с городским чаепитием. Сразу же подстаканник завоевал популярность у мужского населения: фарфор - это барышням, а сочетание стекла и металла - это для сильной половины человечества.
Подстаканник на стилизованных ножках в виде «куриных» лап на шариках -
серебро, литьё, гравировка, золочение.
Россия, Москва, мастерская Щетинина Илья Фомича, 1892-1900
Период до Великой Октябрьской Социалистической Революции характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские, техника исполнения – художественное литьё, ювелирные техники — гравирование, эмаль по сканому орнаменту, расписная эмаль, витражная эмаль. Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы.
Подстаканник - серебро, литьё, чеканка. Россия, Москва, мастерская Соколова М.Ф., 1899 – 1908
Широким полем для творческой фантазии мастеров была форма подстаканников. В середине 19 века в оформлении корпуса и ручки преобладали мотивы неоклассицизма и неорококо. С 1870-х годов подстаканники делались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, плетёного берестяного кузовка, кадушки, бочонка.
Подстаканник - серебро, литьё, гравировка, выпиловка. Россия, Москва, мастерская Андреева В.И., 1899-1908
Подстаканник - серебро, штамп. Фирма «Хлебниковъ». Россия, Москва, поставщик Императорского двора фирма «Хлебниковъ», 1908 – 1917
Очень был популярен подстаканник в среде русского офицерства. Благодаря этому он "застрял" на Кавказе - вспомните знаменитые "Кубачи". Уже с середины 19 века среди русских подстаканников встречаются изделия с восточными мотивами.
Для одних подстаканник - символ великой истории царской России, для других - один из реликтов советской эпохи. Ну а для кого-то все ещё просто предмет быта. В России практически каждый хотя бы раз в жизни держал в руках подстаканник, видел его в домашнем буфете или пользовался им в поезде. Однако дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Скорее всего, потому, что изначально он был просто утилитарным предметом быта.
Классический подстаканник «Пальма» («Новый Крым»)
Наиболее крупное производство подстаканников располагается в городе Кольчугино Владимирской области на заводе столовых приборов и посуды, основанным купцом А.Г. Кольчугиным в XIX веке как часть металлургической мануфактуры. С сайта Подстаканники.ру
Парные подстаканники в стиле модерн. Серебро, штамп, выпиловка, золочение. С дарственной гравировкой " В честь женитьбы...". Россия, Москва, Пятая артель ювелиров, 1908-1917
Тулово (корпус) подстаканника украшалось литыми накладками, резными цветочными орнаментами и гравюрами с сельскими или городскими романтическими пейзажами. Штампованные и чеканные подстаканники конца XIX - начала ХХ веков украшались стремительными русскими тройками и сценами охоты. В это время подстаканники украшали былинные, сказочные и исторические сюжеты. В начале 20 века появились горельефные изображения лошадиной головы, охотничьих рожков и других атрибутов охоты и скачек.
Подстаканник в неоклассическом стиле, украшенный гирляндами, пальметтами и меандром. Серебро, литьё, ручная проработка, золочение. Россия, Москва, мастерская Крутикова Ивана Кирилловича и Петра Кирилловича, 1908-1913
После 1917 производство подстаканников было прекращено вообще. Но это не повлияло на его место в быту. Изготовление подстаканников возобновилось только во время НЭПа частными артелями. Вместе с литьём теперь начали использовать гравировку и выдавливание рисунка. С 1930-х подстаканник становится всё более популярным и даже начинает нести функцию средства государственной пропаганды, а производство подстаканников в молодом советском государстве становится на промышленный уровень, применяется высокоточная штамповка.
Подстаканник «Рабочий и колхозница», «Сбор урожая в саду и на пашне». Серебро, штамп. СССР, Москва, Московская ювелирная фабрика, середина ХХ века. Продан за 32000 руб.
Выпускались различные тематические серии подстаканников, приуроченные к каким-либо важным событиям государственной и культурной жизни страны. С конца 1940-х - начала 1970-х подстаканники изготавливали из сплава медь-никель-цинк с глубоким серебрением, мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Тематические серии подстаканников советской эпохи включают памятные даты, партийные съезды, космонавтику, годовщины Победы 1945 года, города СССР, разнообразные узоры...
Ложка для подстаканника удлинённая с навершием в виде венчика и черневым орнаментом. Серебро, литьё, чернь, выпиловка. Мастерская "ГАГ", Россия, Москва, 1891
В настоящее время подстаканники выпускаются в большом количестве вариантов исполнения. Это и авторские, эксклюзивные работы и дешёвые штамповки. Подстаканники, рассчитанные на массового потребителя, производятся с украшениями в виде изображений охоты и дичи, либо это реплики образцов советского времени.
Шесть чайных ложек с гравировкой в неорусском стиле. Серебро, литьё, гравировка.
Мастерская "ВА", Россия, Москва, 1881
В России сложилась добрая традиция подавать чай в поездах непременно со стаканом в подстаканнике. Именно в железнодорожном путешествии сейчас проще всего встретить этот замечательный предмет, как и в старые добрые времена. Включая даже очень редкие образцы. Так что, при случае, обязательно закажите горячего чайку во время поездки. А лучше, купите себе красивый подстаканник или закажите его у хорошего мастера. И хотя подстаканник сам по себе весьма харизматичный предмет обихода, его отлично дополнят стаканы и серебряные ложки с искусным узором, но это уже совершенно другая тема...
Источник
5 немецких подстаканников к. 19 века-н.20 века
Мастерская Fraget Варшава начало XX в.
Подстаканники, которые часто делались на заказ и отражали индивидуальные вкусы, могут многое рассказать о структуре русского общества, о социальной психологии его различных слоёв.
Подобно русским средневековым чаркам и чашам, подстаканники зачастую имели традиционные надписи-пожелания. Самая распространённая из них, выполненная в технике резьбы или чеканки, – «Пейте на здоровье!» – размещалась в верхней части. Очень часто подстаканники украшались надписями с именем владельца или художественными монограммами из двух-трёх букв.
Подстаканник. Серебро 84*. Клеймо мастера "АФ", пробирного мастера с датой "ЛО 1896"
В нижней части выгравирована дарственная надпись: "На добрую память дорогому начальнику врачу Кирасирову отъ команды лазарета 3-го Св.Н. Зап. бат. 17 Апр. 1916 г. М. Стрельна". Пробирное клеймо "ЛО" принадлежит Олексу Льву Федоровичу, (1890-1896 гг). Клеймо "АФ" - принадлежит Фульду Александру Иосифовичу, владельцу серебряных изделий, 1862-1917, некоторые вещи с таким клеймом находятся в коллекции Государственного Исторического музея (ГИМ).
В заметке использованы материалы из ЖЖ рассказа. Источник
Подстаканник с позолотой. Фирма поставщика Императорского двора К. Фаберже. 1886-1985
Эмалевые подстаканники - эмальерное дело - здесь.
Читайте также в моём блоге о гранёном стакане - здесь