-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 133949


Георгий Товстоногов. К столетию гениальго режиссера.

Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 09:49 + в цитатник

 
 
 
Его сравнивают со Станиславским, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом, Таировым, Вахтанговым. И это очевидно. По своему человеческому масштабу и грандиозности созданного, Товстоногов, без преувеличения, стоит в одном ряду с классическими театральными деятелями ХХ века.

Родился он в Петрограде 28 сентября 1915 года. После октябрьского восстания большевиков семья в переехала в Грузию. В 20-х годах юноша впитал все самое лучшее, что было тогда на грузинской сцене. Первый спектакль, в котором сыграл подрастающий Георгий, на всю жизнь оставшийся по-грузински Гогой, поставили силами школьного драмкружка по пьесе неустановленного автора, и назывался он "Перископ с правого борта". В школе учился очень хорошо, в совершенстве освоил немецкий язык, с ранних лет интересовался отечественной и зарубежной литературой, писал без единой грамматической ошибки такие глубокие, интересные сочинения, какие сегодня могли бы фору дать иной дипломной работе. По настоянию отца, не интересовавшегося театральной деятельностью и полагавшего, что это вообще никакая не деятельность, поступил в Тбилисский институт инженеров транспорта. На транспортного инженера проучился год. Один из его сокурсников запомнил эпизод, когда профессор высшей математики, читая лекцию, в сложной формуле произвел какое-то преобразование и добавил: "Этим мы убиваем двух зайцев". На что Гога на ухо сокурснику сказал: "А на ... нам зайцы?". Из такого отношения к высшей математике и железнодорожному транспорту не может не вытекать, что театр в душе юного Товстоногова вот-вот победит полностью и навсегда. Что и произошло, когда он под псевдонимом Г. Ногов несколько лет успешно проработал актером на сцене Тбилисского театра юного зрителя под руководством выдающегося режиссера Н.Я. Маршака и замечательного директора К.Я. Шах-Азизова. Директор Шах-Азизов стал на всю жизнь "добрым гением Товстоногова". Никто и никогда не выяснит, как он угадал в этом юноше недюжинное режиссерское дарование, но ведь угадал, и это определило дальнейшую судьбу талантливого Гоги. По настоянию Шах-Азизова его направили на учебу в Москву в Театральный институт на режиссерский факультет. Тогда, в 1933-м, Товстоногову было всего лишь восемнадцать лет.   

До ста спектаклей в год смотрел приехавший из Тбилиси молодой человек. Большая московская сцена оказалась замечательной школой, поскольку среди "проходных" постановок было много выдающихся. Константин Сергеевич Станиславский и Всеволод Эмильевич Мейерхольд – его главные учителя. В 1937 году студента 4-го курса Георгия Товстоногова из ГИТИСа исключили. Его объявили сыном врага народа, сыном своего отца, арестованного по обвинению, что он японский шпион и собирался подрывать устои нового социалистического общества. И через несколько месяцев в том же ГИТИСе восстановили: Сталин с известным акцентом всей стране объявил, что "сын за отца не отвечает". Через несколько лет к семидесятилетию отца народов и главного театрала Советского Союза Товстоногов поставит спектакль, за который получит Сталинскую премию. Своеобразная дань Времени. Пришлось отдать и ее.

630 300


Сквозь толщу минувшего и радужную ауру юбилейных торжеств удастся разглядеть и пустой зал БДТ 1956 года.

 (312x32, 6Kb

В том году Георгия Товстоногова назначили на должность главного режиссера большого по объему площадей ленинградского театра почти без зрителей, казенного учреждения культуры с клинически неинтересным репертуаром, безнадежно скучного и удручающе бесперспективного.

 (312x32, 6Kb


Сам он об этом писал: "…Я отказался этот театр возглавлять, понимая, что ничего с труппой сделать не смогу, а увольнять – нельзя. Я поставил ультиматум, что соглашусь, если мне позволят освободиться от ненужных людей. Ленинградское руководство пошло навстречу, сказали – увольняйте, через суд никто восстановлен не будет, и слово сдержали. Так мне удалось образовать новую труппу".

 

О том, какой новизны и какого качества образовалась труппа, говорит хотя бы выборочное перечисление ее состава: Е. Лебедев, Е. Копелян, Т. Доронина, И. Смоктуновский, П. Луспекаев, С. Юрский, К. Лавров, В. Стржельчик, О. Басилашвили, Э. Попова, З. Шарко, Л. Макарова, М. Призван-Соколова, П. Панков и многие другие. Очевидно, что без этих крупных артистов, без такого спаянного, превосходного коллектива, созданного Товстоноговым, завоевать устойчивый, многолетний интерес зрителей к спектаклям БДТ было бы невозможно. И есть еще люди, которые помнят, что сразу же по приезде в Ленинград выискивалась возможность достать билет в БДТ. Неугомонные театралы платили приличные деньги спекулянтам; добывали билеты в прославленный театр, используя знакомства и связи, выменивали на японские зонты, блоки привозных американских сигарет и обещание ответить в Москве дефицитными продуктами и помочь с билетами в Театр на Таганке. Зрители слетались к театральному подъезду на Фонтанке со всех концов необъятной Родины, и те, кому удавалось попасть в БДТ, не могли не насладиться его постановками, из которых кому-то запомнились "Интервенция" и "Горе от ума", а кому-то пьесы Александра Володина, "Идиот" с Иннокентием Смоктуновским, "Холстомер", "Три сестры". В чем причина такого феноменального успеха этих и других спектаклей на сцене БДТ - уже тогда хорошо знали и много об этом говорили, а потом, с годами, стало еще очевидней, что так работает знаменитая система К.С. Станиславского в интерпретации Товстоногова. О чем он писал: "Станиславский для театра сделал то, что Павлов для физиологии. Законы единства психической и физической жизни человека были одновременно открыты практиком Станиславским и ученым Павловым. И эти законы вечны, потому что они не выдуманы, а подсказаны жизнью".


И сам Товстоногов, и все, что он сделал, и все его громадное творческое наследство подсказано самой жизнью бурного, страшного, странного, а в чем-то и теперь продолжающегося ХХ века с тяжким его переходом в ХХI. В этих спектаклях – суть Времени, в котором он работал. Оно было, конечно, советским, но и, безусловно, общечеловеческим, что и звучало со сцены в таких "авангардных" спектаклях, как, например, "Три сестры". "Мне казалось, - писал Товстоногов, - что тема трагического бездействия с особой остротой звучит в наш век — век активного творческого вмешательства в жизнь. И чем приятнее, добрее, прекраснодушнее будут герои пьесы, тем страшнее прозвучит тема душевного их паралича. И, рассказывая сегодня о неосуществленной мечте чеховских героев, о крушении их идеалов, мне хотелось передать трагизм свершившегося с ними, потому что "Три сестры" — произведение трагическое… Любя своих героев, Чехов ненавидел тупую, бессмысленную жизнь, которая породила и их трагическую бездеятельность, и их пассивность, безволие и, в конечном счете, их равнодушие".

Он, иными словами, оставил очень яркий и очень светлый след в истории не только отечественной, но и всей мировой культуры, и наша сегодняшняя задача, а также и завтрашняя, след этот, по возможности, не затоптать, не опошлить, а то теперь мастера мы затаптывать самые светлые следы. Тем более что Георгий Александрович всегда был противником цинизма, махровой глупости, бездарности, тупости, канцелярщины. При этом был он всегда очень модным и хорошо одетым человеком, любил водить автомобиль, собирал театральные маски, мастерски рассказывал анекдоты и при всей своей строгости обладал высоким чувством юмора.
 
 

 (312x32, 6Kb

Это был человек необозримого масштаба, высочайшей гуманитарной эрудиции. Он знал все самые важные и передовые театральные достижения и виртуозно применял их в своих постановках.

 (312x32, 6Kb


А в недописанных "Последних мыслях" есть такие слова: "…Завтра новому поколению режиссеров ставить спектакли, молодым актерам играть в них, а молодым зрителям их смотреть. Не будем скромничать — без опыта старших им не обойтись. Но пусть сами они двигаются дальше, вперед: жизнь коротка — искусство вечно".


Владимир Вестер

Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 25 пользователям

Славка_Ядин   обратиться по имени Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 09:58 (ссылка)
Дмитрий, рад видеть! Опять у меня дублируется ваш пост начиная от названия...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 10:13ссылка
Славка_Ядин, Откуда эта гадость прёт? Вроде исправил. Проверьте еще раз. Спасибо.
Алллок   обратиться по имени Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 14:27 (ссылка)
Георгию Товстоногову
Ответить С цитатой В цитатник
гас   обратиться по имени Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 18:03 (ссылка)
Спасибо!!! Мне повезло - один раз попали в БДТ, а второй слушали на улице.
Ответить С цитатой В цитатник
Роза_Щупак   обратиться по имени Вторник, 29 Сентября 2015 г. 12:12 (ссылка)
Мне тоже повезло. Будучи в командировке,попала в БДТ. Помню,как я была счастлива. Товстоногов, конечно,ВЕЛИКИЙ режиссёр! Благодарю,Дмитрий!
Ответить С цитатой В цитатник
Ира_Ивановна   обратиться по имени Вторник, 29 Сентября 2015 г. 17:47 (ссылка)
Цитирую с благодарностью! Вечная память ему!
Ответить С цитатой В цитатник
Ядвига32   обратиться по имени Среда, 30 Сентября 2015 г. 02:51 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, Вечная память великому талантливому режиссёру !
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Понедельник, 16 Ноября 2015 г. 23:15 (ссылка)
Благодарна за пост о Великой человеческой Личности. Глыба по масштабу! таких нынешнее время пока что не только не рождает, но, к сожалению, и не востребует...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку