-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134464


Ритмический наркотик

Пятница, 08 Июня 2012 г. 10:25 + в цитатник

О внутреннем ритме, о том, где его взять, почему у одних он есть, а у других нет, к чему приводит его отсутствие и кому это выгодно, об опасности «ритмической зависимости», иначе говоря,

О ПОЛЬЗЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

 

Меня часто спрашивают, какую музыку я слушаю, когда отдыхаю, просто для удовольствия. И какую музыку я предпочитаю в качестве фона, просто для жизни. Так вот, когда я отдыхаю, я вообще выключаю всякую музыку. А фон мне и вовсе не нужен. Если там, где я нахожусь, что-то звучит, и нет возможности «это» выключить, я просто воспринимаю это как неизбежное зло. Для меня значительная часть того, что звучит сейчас повсюду (из машин, в магазинах, в кафе, просто на улице), не сильно отличается от промышленных и бытовых шумов — газонокосилок, бетономешалок и всякого прочего уличного шума. И конечно, по собственной инициативе мне и в голову не придет включить себе «музыкальный фон» — мне вполне достаточно той музыки, что и так постоянно звучит в моей голове, складываясь из моего текущего репертуара, недавних музыкальных впечатлений и множества всевозможных ассоциаций, которыми для меня наполнена окружающая действительность   

Но вместе с тем я постоянно замечаю людей, которые просто физически не могут существовать без музыкального фона, звучащего из внешних источников. Общим остается только одно: у многих людей наблюдается самая настоящая зависимость от ритмичного музыкального фона, такая же, как никотиновая или наркотическая зависимость. Проснулся — включил фон (бодренький), пришел домой после работы — включил фон (спокойный), спешишь на встречу в машине — включил фон (быстрый, агрессивный), встречаешься с девушкой — включил фон (медленно-таинственный, с расплывчатым ритмом, типа такая «нега», ну чтоб было все as seen on TV), и так далее. И это — заметьте! — еще не самый худший вариант. У многих фоном звучит вообще всегда одно и то же — то, что они как бы «любят» (а фактически то, что у них в плеере забито, а другое они слушать не хотят, потому что им и так хорошо, и вообще все «пацаны» слушают именно это и т. п.).

Сразу хочу подчеркнуть, что здесь я не рассматриваю те случаи, когда в «любимом» фоне для человека главным является не музыка и ее ритм, а слова — понятные ему и, что называется, «социально близкие». Стремление к многократному прослушиванию одних и тех же песен с «любимыми» словами — не что иное, как естественное продолжение детской «зависимости» от любимых мультфильмов, когда ребенок смотрит одно и то же десятки раз, категорически отказываясь смотреть что-то новое. Просто когда человек вырастает (т. е. становится физически большим и внешне дееспособным), его сознание не всегда вырастает вместе с ним.

Опасность зависимости от ритмического фона заключается в том, что фонозависимый человек, будучи лишен «внешнего» ритма, оказывается дезориентирован и может вести себя непредсказуемо, а подчас даже агрессивно. Постоянно звучащий ритмический музыкальный фон постепенно лишает человека его собственного, внутреннего ритма и, как следствие, самостоятельного мышления и способности испытывать свои собственные эмоции и проявлять их так и тогда, как и когда он сам сочтет это нужным или естественным для себя. Точно так же обстоит дело с никотиновой зависимостью. Никотин необходим человеку для жизни, и у некурящего человека он вырабатывается сам в достаточном количестве. Курильщик же получает дозу никотина с каждой сигаретой, и постепенно организм перестает его вырабатывать самостоятельно, полностью полагаясь на регулярные дозы, получаемые при курении.

Еще одна отрицательная сторона ритмической зависимости — повышенная внушаемость таких людей. Можно с достаточной уверенностью утверждать, что фонозависимый человек будет вести себя сообразно звучащему музыкально-ритмическому фону. Это означает, что если кто-то хочет добиться от него определенных действий, то вовсе не обязательно побуждать его к этим действиям словами или силой, а достаточно просто включить соответствующий музыкальный фон. Хочешь, чтобы он успокоился, — включаешь что-нибудь умиротворяющее, а хочешь, чтобы пошел все громить, — ритмы есть и для этого. Существуют и более сложные методы воздействия на индивидуальное и массовое сознание при помощи музыки, основанные не только на ритмах, но еще и на других составляющих музыкальной фактуры (например, на некоторых мелодических фигурах или тембровых ассоциациях, имеющих глубинные культурные или даже физиологические корни), но это отдельная тема.

Причины возникновения и развития фоново-ритмической зависимости как явления, как мне представляется, следует искать в индустриализации и глобализации мировых экономических процессов и в связанном с этим выходе масс как самостоятельного субъекта на мировую арену (с их массовым сознанием, производством, потреблением и массовой же, соответственно, культурой). «Массы», конечно, состоят из отдельных людей, но интересы некоторых из тех, кто не входит в массы (политики, руководители глобальных корпораций и пр.), настоятельно требуют, чтобы люди, из которых состоят массы, вели себя именно «по-массовому», то есть в огромных (статистически весомых) количествах шли «в едином порыве» — воевать, голосовать, протестовать, покупать стиральные порошки, пиво, йогурты, лекарства и т. п. Для того чтобы это происходило, людей, составляющих массы, необходимо лишить самостоятельности мышления и вообще возможности выбирать. Например, сделать так, чтобы по телевидению (пока еще самому реально массовому нашему СМИ) предлагалась только одна точка зрения, а другие не то чтобы отрицались, а просто не упоминались. Или чтобы продукция глобальных корпораций продавалась во всех магазинах (от гипермаркетов до ларьков) и по относительно низкой цене, а все остальное, не входящее в «линейку товаров», включая продукцию не массовых марок, продавалось либо сугубо локально (по месту производства), либо в немногих специально отведенных местах и по достаточно высоким ценам (при, в общем-то, примерно такой же себестоимости). Или чтобы коммерческая ритмичная музыка продавалась на различных носителях и на всех углах и звучала на сотне телеканалов (включая несколько центральных!), а академическая музыка (которую для краткости называют классикой) если вообще была бы в магазине, то продавалась бы в самом дальнем отделе и на самой верхней и неудобной полке, а по телевидению звучала бы, опять же, только в «специально отведенных местах», что у нас (на ТК «Культура», и то нечасто), что глобально (спутниковый канал Mezzo).

Предвижу возражения, что, мол, нет спроса на классику. Дело здесь не в спросе. Точнее, низкий спрос на академическую музыку в нашем массовом «обществе потребления» искусственно и во многом целенаправленно сформирован. Это происходило в мире постепенно на протяжении долгого периода, а в России особенно стремительно за последние 25-30 лет, и в этом процессе были задействованы различные механизмы — от тонких политических технологий до простого человеческого фактора.

Наконец, здесь я как раз подхожу к тому главному, что я хочу сказать. Классика (академическая музыка), помимо всех прочих своих достоинств и полезных свойств, является самым эффективным средством лечения от фоново-ритмической зависимости и, соответственно, самым действенным методом развития (или восстановления) самостоятельности мышления, здорового и богатого эмоционального мира. Классика обладает целым рядом принципиальных, коренных и структурных отличий от ритмичной коммерческой музыки (которую еще ошибочно отождествляют с «современной» музыкой). Прежде всего, эмоциональный спектр классики неизмеримо шире, чем все то, чем может похвастаться коммерческая музыка. И это обусловлено вполне конкретными «количественными» показателями.

Во-первых, академической музыке свойственно разнообразие ритмов и темпов, в отличие от коммерческой (ритмической, танцевальной, «современной» и т. п. музыки), где темпов существует всего два — медленный и быстрый, и где считают просто «на 2», а трехдольные «вальсы» и всевозможные take five уже давно занесены в Красную книгу.

Во-вторых, внутри одного произведения академической музыки мы почти всегда наблюдаем неоднократную смену темпов и динамики (громкости), ритмическую подвижность и гибкость, паузы и ускорения и т. п., что свойственно естественному функционированию здорового человека и смене его эмоциональных состояний как естественной, живой реакции на окружающую действительность. В этом ее отличие от «произведений» коммерческой музыки, в которой темп и динамика должны быть однородны от начала до конца, что, в частности, обусловлено особенностями ее воспроизведения — прежде всего через FM-частоты, которые слушают главным образом в автомобиле или в общественных местах через наушники, и существует необходимость постоянного транслирования однородной (по ритму и громкости) звуковой массы, по возможности перекрывающей окружающий шум. В противном случае, если происходит резкое снижение динамики (проще говоря, начинается тихий раздел произведения) или смена темпа (прежде всего с быстрого на медленный), а еще того хуже — вдруг наступает выразительная пауза, среднестатистический слушатель просто переключается на другую волну, радиостанция теряет рейтинг, а впоследствии и рекламодателей и приносимые ими доходы. Поэтому, в частности, на «независимых» коммерческих радиостанциях классическая музыка не звучит. Или звучит очень редко и в особых случаях.

И наконец, в-третьих, академическая музыка несет в себе значительную интеллектуальную составляющую. Иначе говоря, чтобы слушать классическую музыку и получать от нее удовольствие, необходимо иметь достаточный интеллектуальный багаж (вовсе не обязательно профессионально музыкальный), развитое ассоциативное мышление, широкий кругозор, быстроту реакции и внутреннюю эмоциональную открытость. Гораздо проще жить, если этого всего не имеешь, и слушать простую, доступную и понятную коммерческую музыку, для восприятия которой ничего из вышеперечисленного не требуется. Поэтому для осуществления целей и задач глобальных корпораций и политиков (являющихся, по сути, их порождением) классическая музыка вредна, как и те, кто ее слушает. В самом деле — не могут же все быть полководцами!.. А для людей думающих, самостоятельных и самодостаточных классика не просто полезна, а, я бы сказал, необходима как воздух. И неважно, к чему стремитесь лично вы — к лидерству или просто к независимости, — у вас должно быть свое мнение и свой внутренний ритм.

Выключайте фон, слушайте классику!

Алексей Сканави

via

Рубрики:  Обо всем
Интересно
Метки:  

Процитировано 35 раз
Понравилось: 45 пользователям

Алллок   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 10:49 (ссылка)
НИЗКИЙ ПОКЛОН - статья поддерживает МЕНЯ в нужную МИНУТУ - цитирую с большой БЛАГОДАРНОСТЬЮ!
Ответить С цитатой В цитатник
LIDJA   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 11:04 (ссылка)
.
0_5da47_4d730f11_M (400x400, 751Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
dima_555   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 11:29 (ссылка)
Спасибо большое за статью. Я давний и вечный поклонник классической музыки.
Ответить С цитатой В цитатник
larans   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 12:00 (ссылка)
Классическая музыка гармонизирует организм человека. Все центры человека работают нормально.А ритмическая музыка возбуждает центры работать в ритме механизмов. Особенно сексуальный и мозгосой настраивает на агрессию
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 09 Июня 2012 г. 02:06ссылка
А мне почему-то кажется, что ритмическая музыка - шаманит, вводит человека в экстаз, как многократно повторяемые фразы молитвы.Почему обязательно - на агрессию?
Перейти к дневнику

Суббота, 09 Июня 2012 г. 15:05ссылка
Если не на агрессию, то на подчинение - весь выбор. Подчинение пропаганде, рекламе и т.д.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Июня 2012 г. 22:39ссылка
Не могу согласиться. Чтобы это опровергнуть, надо лишь пообщаться с молодежью, которая слушает ритмическую музыку - так ли они любят подчиняться пропаганде, рекламе, маме с папой? Нирванят они таким образом. Мне кажется.
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Июня 2012 г. 00:28ссылка
Там работают специалисты - жертвы на первый взгляд такие самостоятельные. Не в лоб ими манипулируют, а часто от обратного, отвлечением и т.д. Этот шум - подоснова для манипуляции. Состояние нирваны - тоже удобный метод манипуляции.
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Июня 2012 г. 00:35ссылка
Там - это где?
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Июня 2012 г. 00:41ссылка
Как они коварны, эти медиаиндустриалисты.
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Июня 2012 г. 00:44ссылка
Ага! Деньги получают от рекламодателей... и отрабатывают!
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Июня 2012 г. 02:05ссылка
Вы отвлеклись от темы.
Лёликамама   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 12:02 (ссылка)
Раньше,в более молодом возрасте,музыка из внешних источников была очень важна.А сейчас она уже внутри и мелодии льются сами по себе по настроению.Говорю смело-музыка в душе,для души,и от души.Классика поэтому и классика,что на все времена.Спасибо за статью.
Ответить С цитатой В цитатник
Кошка-хорошка   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 12:04 (ссылка)
Я думаю, сравнение с алкоголиками и курильщиками несколько преувеличено, все хорошо в меру, в том числе классическая и современная музыка, часть которой скоро тоже станет классикой :)
Ответить С цитатой В цитатник
MultiMazurka   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 12:12 (ссылка)
Статья классная. Полезная для каждого.не важно кто он -любитель или профессионал. Проблема рассмотрена точно и остро. Спасибо. что поместили.
559616_295324003892333_385245884_n (441x640, 56Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
золяйка   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 14:14 (ссылка)
Отличная статья!
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени "фон мне и вовсе не нужен" Пятница, 08 Июня 2012 г. 21:55 (ссылка)
Статья содержит как бы две части связаные друг с другом, но неравноценные.Первая - отрицающая музыкальный "фон", очень убедительна, с оговоркой - классика, в качестве "фона" так же неприемлема, как и другая музыка.Более того, именно бесконечное воспроизведение классики советским радио, которое не выключалось сутками в общественных местах, на улицах и площадях сыграло с этой музыкой злую шутку - её перестали воспринимать как музыку.Очень популярен был помню рассказик, где двое дальнобойщиков в дороге слушают радио, передают классику. и один говорит напарнику:"переключи - найди музыку". Вторая часть - апологетика класики вызывает у меня большие сомнения в обоснованности.Если говорить о ритмическом разнообразии, то не уступает ей в этом и джаз, особенно авангардный и лабораторный, этника (как славянская, так и "экзотическая", в том числе африканская) и индийская, да и лучшие арт-роковые композиции не проще по ритмике, но значительно разнообразней по окраске, инструментовке, тембрам.Так что я бы сказал - слушайте музыку, хорошую и разную по возможности.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 09 Июня 2012 г. 02:24ссылка
aleksyri, видишь, - как раз то, о чем мы говорили с тобой. Об искусственно созданном низком спросе на классику. Очень интересно читается статья, хотя не со всем можно согласиться. А ты чудесно сказал - надо слушать музыку, хорошую и разную. Только этому надо научить.Мне, например, очень повезло - у меня была удивительная учительница по музыке. Иногда она прерывала урок, садилась за рояль и начинала играть, одновременно рассказывая, что видится за той или иной музыкальной фразой, делала паузы, повторяла один и тот же отрывок. Ну, и так далее.
Глобализация откинула нас немного назад.
Перейти к дневнику

Суббота, 09 Июня 2012 г. 07:52ссылка
Мари, научить тоже надо уметь.Дыц-дыц слушают подавляющее большинство нашего с тобой поколения, значит не научило их советское радио.(подробности - в личку напишу).
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Июня 2012 г. 22:53ссылка
aleksyri, Дыц-дыц - это как раз ритм. Ты будешь смеяться, но я под дыц-дыц решала математические примеры, и по-другому не могла.Не получалось. А когда у меня были свиданки, я непременно включала Паганини, концерт для скрипки. А когда ждала ребенка, слушала Моцарта или Баха и... вытирала пыль, или что-нибудь такое, абсолютно бытовое происходило. Как ты это назовешь? Фоном?
Все очень индивидуально.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Июня 2012 г. 23:16ссылка
lazy_Mary, любишь, наверное, очень математику Автор статьи против такого "слушания", а я в таких вопросах считаю, что "суббота для человека, а не человек для суббботы". Если кто-то может математику только под Бетховена учить - значит для него это хорошо и приемлемо.
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Июня 2012 г. 00:23ссылка
aleksyri, Математику - не очень.Ну вот, как раз с этим у автора статьи я тоже не могу согласиться. Музыка нужна тогда когда нужна: я могу слушать ее в концертном зале и полностью ее отдаваться, или я ее слушаю, когда мне хочется ее слушать и неважно, что я делаю в это время - она мне помогает.
Перейти к дневнику

Суббота, 09 Июня 2012 г. 15:13ссылка
Разнообразие не совсем точно - классика сама сложна, а в джазе и т.д. сложность - как приправа. Ещё: классика вышла из народной музыки - народов Европы и потому нам своя - созвучна нашей душе. Африканская - хороша (может быть) для африканцев, но не для европейцев. Как и её производные - джаз и далее. Последнее: то, что мы называем классикой отобрало время. Тогда сочиняли много чего.
Перейти к дневнику

Суббота, 09 Июня 2012 г. 15:33ссылка
Александр_Кученев, - "другое они слушать не хотят, потому что им и так хорошо" - цитата из статьи.Об истоках классической музыки можно поспорить, во всяком случае русский фольклор имеет совершенно другое строение."Отобрало время" - тоже достаточно сомнительный критерий с моей точки зрения, это всё равно, что ограничить театр скажем, инстркментами выразительности античного театра, и ничего другого ни-ни.Вряд ли много зрителей у такого бы театра нашлось.(А расизм для меня неприемлем под любым соусом).
Перейти к дневнику

Вторник, 12 Июня 2012 г. 13:52ссылка
"...русский фольклер имеет совершенно другое строение..." - но русская классическая музыка и строение музыкальной фразы в ней имеет происхождение не из русского фольклера, ее вообще как таковой до девятнадцатого века не существовало, русский симфонизм вышел , по мнению известного критика Х1Х века, из Шуберта. А потом Петр Ильич уложил русский фольклер в музыкальную форму, родившуюся и развившуюся в Европе.
Перейти к дневнику

Вторник, 12 Июня 2012 г. 13:55ссылка
ily_domenech, так и я о том же! Это Александр_Кученев классику каким-то образом из фольклора породил.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 10 Июня 2012 г. 22:43ссылка
Ой! Как неожиданно! Вы не любите джаз?! А сейчас такие интересные миксы делают из классики и джаза, из джаза и рока.
Бог мой! А Гершвин?!
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Июня 2012 г. 00:21ссылка
Мне звучит Альбиони, Лист, Шуберт, Чайковский, Шопен и конечно Бах, Моцарт, Бетховен. Джаз - не принимаю, хотя бывают и интересные композиции, поп и рок - где они уже перерастают себя - как у Талькова и иногда Битлз и др. групп. Принимаю просто народную мелодию и близкую к ней. Такой вот ретроград.
Сергеева_Ева   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 22:12 (ссылка)
Замечательный пост, с большим удовольствием прочитала статью, Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Исавель   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 22:30 (ссылка)
Прекрасно!!! Классика- вечна,и этим все сказано....
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 23:37 (ссылка)
Неоспоримые истины!
Ответить С цитатой В цитатник
Глафирушка   обратиться по имени Суббота, 09 Июня 2012 г. 09:39 (ссылка)
Статья понравилась. От себя добавлю моё личное мнение, что шоу бизнес, попса - направлены на отупление масс, на развитие в них потребительского инстикта.С некоторых пор телевизор не смотрю, радио не слушаю, за исключением новостей.И ещё, что касается фоновой музыки - меня в последнее время очень раздражает, когда я находясь в общественных местах вынуждена слушать чужие разговоры(например в транспорте), предпочитаю заткнуть уши наушниками и слушать любимую музыку.
Ответить С цитатой В цитатник
kirillowa   обратиться по имени Суббота, 09 Июня 2012 г. 10:49 (ссылка)
Нет плохих жанров - есть плохая музыка...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 09 Июня 2012 г. 11:51ссылка
Вернее есть музыка и немузыка.
lazy_Mary   обратиться по имени Суббота, 09 Июня 2012 г. 13:59 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, спасибо за интересную статью.
Ответить С цитатой В цитатник
Этерика   обратиться по имени Суббота, 09 Июня 2012 г. 22:11 (ссылка)
Не знаю, что и сказать о ритмической зависимости. Не думала об этом. Сама всю жизнь преподавала и пела в академической капелле, а музыку люблю разную, но настоящую. Чтоб трогала душу. Вот современные тупо повторяющиеся ритмы физически не приемлю...
Ответить С цитатой В цитатник
oxymoron999   обратиться по имени Четверг, 14 Июня 2012 г. 19:22 (ссылка)
Благодарю за статью!Классическая музыка бала и будет,а ритмики эти приходящи и навязчивы...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку