Ритмический наркотик |
О внутреннем ритме, о том, где его взять, почему у одних он есть, а у других нет, к чему приводит его отсутствие и кому это выгодно, об опасности «ритмической зависимости», иначе говоря,
О ПОЛЬЗЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Меня часто спрашивают, какую музыку я слушаю, когда отдыхаю, просто для удовольствия. И какую музыку я предпочитаю в качестве фона, просто для жизни. Так вот, когда я отдыхаю, я вообще выключаю всякую музыку. А фон мне и вовсе не нужен. Если там, где я нахожусь, что-то звучит, и нет возможности «это» выключить, я просто воспринимаю это как неизбежное зло. Для меня значительная часть того, что звучит сейчас повсюду (из машин, в магазинах, в кафе, просто на улице), не сильно отличается от промышленных и бытовых шумов — газонокосилок, бетономешалок и всякого прочего уличного шума. И конечно, по собственной инициативе мне и в голову не придет включить себе «музыкальный фон» — мне вполне достаточно той музыки, что и так постоянно звучит в моей голове, складываясь из моего текущего репертуара, недавних музыкальных впечатлений и множества всевозможных ассоциаций, которыми для меня наполнена окружающая действительность
Но вместе с тем я постоянно замечаю людей, которые просто физически не могут существовать без музыкального фона, звучащего из внешних источников. Общим остается только одно: у многих людей наблюдается самая настоящая зависимость от ритмичного музыкального фона, такая же, как никотиновая или наркотическая зависимость. Проснулся — включил фон (бодренький), пришел домой после работы — включил фон (спокойный), спешишь на встречу в машине — включил фон (быстрый, агрессивный), встречаешься с девушкой — включил фон (медленно-таинственный, с расплывчатым ритмом, типа такая «нега», ну чтоб было все as seen on TV), и так далее. И это — заметьте! — еще не самый худший вариант. У многих фоном звучит вообще всегда одно и то же — то, что они как бы «любят» (а фактически то, что у них в плеере забито, а другое они слушать не хотят, потому что им и так хорошо, и вообще все «пацаны» слушают именно это и т. п.).
Сразу хочу подчеркнуть, что здесь я не рассматриваю те случаи, когда в «любимом» фоне для человека главным является не музыка и ее ритм, а слова — понятные ему и, что называется, «социально близкие». Стремление к многократному прослушиванию одних и тех же песен с «любимыми» словами — не что иное, как естественное продолжение детской «зависимости» от любимых мультфильмов, когда ребенок смотрит одно и то же десятки раз, категорически отказываясь смотреть что-то новое. Просто когда человек вырастает (т. е. становится физически большим и внешне дееспособным), его сознание не всегда вырастает вместе с ним.
Опасность зависимости от ритмического фона заключается в том, что фонозависимый человек, будучи лишен «внешнего» ритма, оказывается дезориентирован и может вести себя непредсказуемо, а подчас даже агрессивно. Постоянно звучащий ритмический музыкальный фон постепенно лишает человека его собственного, внутреннего ритма и, как следствие, самостоятельного мышления и способности испытывать свои собственные эмоции и проявлять их так и тогда, как и когда он сам сочтет это нужным или естественным для себя. Точно так же обстоит дело с никотиновой зависимостью. Никотин необходим человеку для жизни, и у некурящего человека он вырабатывается сам в достаточном количестве. Курильщик же получает дозу никотина с каждой сигаретой, и постепенно организм перестает его вырабатывать самостоятельно, полностью полагаясь на регулярные дозы, получаемые при курении.
Еще одна отрицательная сторона ритмической зависимости — повышенная внушаемость таких людей. Можно с достаточной уверенностью утверждать, что фонозависимый человек будет вести себя сообразно звучащему музыкально-ритмическому фону. Это означает, что если кто-то хочет добиться от него определенных действий, то вовсе не обязательно побуждать его к этим действиям словами или силой, а достаточно просто включить соответствующий музыкальный фон. Хочешь, чтобы он успокоился, — включаешь что-нибудь умиротворяющее, а хочешь, чтобы пошел все громить, — ритмы есть и для этого. Существуют и более сложные методы воздействия на индивидуальное и массовое сознание при помощи музыки, основанные не только на ритмах, но еще и на других составляющих музыкальной фактуры (например, на некоторых мелодических фигурах или тембровых ассоциациях, имеющих глубинные культурные или даже физиологические корни), но это отдельная тема.
Причины возникновения и развития фоново-ритмической зависимости как явления, как мне представляется, следует искать в индустриализации и глобализации мировых экономических процессов и в связанном с этим выходе масс как самостоятельного субъекта на мировую арену (с их массовым сознанием, производством, потреблением и массовой же, соответственно, культурой). «Массы», конечно, состоят из отдельных людей, но интересы некоторых из тех, кто не входит в массы (политики, руководители глобальных корпораций и пр.), настоятельно требуют, чтобы люди, из которых состоят массы, вели себя именно «по-массовому», то есть в огромных (статистически весомых) количествах шли «в едином порыве» — воевать, голосовать, протестовать, покупать стиральные порошки, пиво, йогурты, лекарства и т. п. Для того чтобы это происходило, людей, составляющих массы, необходимо лишить самостоятельности мышления и вообще возможности выбирать. Например, сделать так, чтобы по телевидению (пока еще самому реально массовому нашему СМИ) предлагалась только одна точка зрения, а другие не то чтобы отрицались, а просто не упоминались. Или чтобы продукция глобальных корпораций продавалась во всех магазинах (от гипермаркетов до ларьков) и по относительно низкой цене, а все остальное, не входящее в «линейку товаров», включая продукцию не массовых марок, продавалось либо сугубо локально (по месту производства), либо в немногих специально отведенных местах и по достаточно высоким ценам (при, в общем-то, примерно такой же себестоимости). Или чтобы коммерческая ритмичная музыка продавалась на различных носителях и на всех углах и звучала на сотне телеканалов (включая несколько центральных!), а академическая музыка (которую для краткости называют классикой) если вообще была бы в магазине, то продавалась бы в самом дальнем отделе и на самой верхней и неудобной полке, а по телевидению звучала бы, опять же, только в «специально отведенных местах», что у нас (на ТК «Культура», и то нечасто), что глобально (спутниковый канал Mezzo).
Предвижу возражения, что, мол, нет спроса на классику. Дело здесь не в спросе. Точнее, низкий спрос на академическую музыку в нашем массовом «обществе потребления» искусственно и во многом целенаправленно сформирован. Это происходило в мире постепенно на протяжении долгого периода, а в России особенно стремительно за последние 25-30 лет, и в этом процессе были задействованы различные механизмы — от тонких политических технологий до простого человеческого фактора.
Наконец, здесь я как раз подхожу к тому главному, что я хочу сказать. Классика (академическая музыка), помимо всех прочих своих достоинств и полезных свойств, является самым эффективным средством лечения от фоново-ритмической зависимости и, соответственно, самым действенным методом развития (или восстановления) самостоятельности мышления, здорового и богатого эмоционального мира. Классика обладает целым рядом принципиальных, коренных и структурных отличий от ритмичной коммерческой музыки (которую еще ошибочно отождествляют с «современной» музыкой). Прежде всего, эмоциональный спектр классики неизмеримо шире, чем все то, чем может похвастаться коммерческая музыка. И это обусловлено вполне конкретными «количественными» показателями.
Во-первых, академической музыке свойственно разнообразие ритмов и темпов, в отличие от коммерческой (ритмической, танцевальной, «современной» и т. п. музыки), где темпов существует всего два — медленный и быстрый, и где считают просто «на 2», а трехдольные «вальсы» и всевозможные take five уже давно занесены в Красную книгу.
Во-вторых, внутри одного произведения академической музыки мы почти всегда наблюдаем неоднократную смену темпов и динамики (громкости), ритмическую подвижность и гибкость, паузы и ускорения и т. п., что свойственно естественному функционированию здорового человека и смене его эмоциональных состояний как естественной, живой реакции на окружающую действительность. В этом ее отличие от «произведений» коммерческой музыки, в которой темп и динамика должны быть однородны от начала до конца, что, в частности, обусловлено особенностями ее воспроизведения — прежде всего через FM-частоты, которые слушают главным образом в автомобиле или в общественных местах через наушники, и существует необходимость постоянного транслирования однородной (по ритму и громкости) звуковой массы, по возможности перекрывающей окружающий шум. В противном случае, если происходит резкое снижение динамики (проще говоря, начинается тихий раздел произведения) или смена темпа (прежде всего с быстрого на медленный), а еще того хуже — вдруг наступает выразительная пауза, среднестатистический слушатель просто переключается на другую волну, радиостанция теряет рейтинг, а впоследствии и рекламодателей и приносимые ими доходы. Поэтому, в частности, на «независимых» коммерческих радиостанциях классическая музыка не звучит. Или звучит очень редко и в особых случаях.
И наконец, в-третьих, академическая музыка несет в себе значительную интеллектуальную составляющую. Иначе говоря, чтобы слушать классическую музыку и получать от нее удовольствие, необходимо иметь достаточный интеллектуальный багаж (вовсе не обязательно профессионально музыкальный), развитое ассоциативное мышление, широкий кругозор, быстроту реакции и внутреннюю эмоциональную открытость. Гораздо проще жить, если этого всего не имеешь, и слушать простую, доступную и понятную коммерческую музыку, для восприятия которой ничего из вышеперечисленного не требуется. Поэтому для осуществления целей и задач глобальных корпораций и политиков (являющихся, по сути, их порождением) классическая музыка вредна, как и те, кто ее слушает. В самом деле — не могут же все быть полководцами!.. А для людей думающих, самостоятельных и самодостаточных классика не просто полезна, а, я бы сказал, необходима как воздух. И неважно, к чему стремитесь лично вы — к лидерству или просто к независимости, — у вас должно быть свое мнение и свой внутренний ритм.
Выключайте фон, слушайте классику!
Алексей Сканави
Рубрики: | Обо всем Интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |