Сегодня моей бабушке исполнилось бы 100 лет.
Она не дожила до своего векового юбилея чуть больше года.
Да и в последние несколько лет здоровье и память её стали подводить.
Но мне было удивительно, как человек с такой трудной и тяжелой судьбой смог прожить столько лет. Это же какой невероятный потенциал и какая сила была заключена в ней.
Бабушка родилась в сентябре 1918 года, стала сиротой в два с половиной года. Её воспитывала то бабушка с дедушкой, то дяди и тети. Но у них самих были семьи, и дети были, сами еле выживали. Нет, ее не выбросили на улицу, но куском хлеба попрекали.
К тому же - отец бабушки неизвестен. Ее мама была замужем, но детей не было. Кто был тот мужчина, после которого моя прабабушка забеременнела - не известно. По обоюдному ли желанию, или это было насилие... Бабушка никогда об этом не говорила, скорее всего - сама не знала.
Выжил ли тот мужчина, были ли у него еще дети или он сгинул в огне Гражданской?... И возможно, рядом со мной ходит человек, который является мне кровным родственником, но мы об этом не знаем.
Жизнь в деревне трудная, а в те времена... И голодала бабушка, и тяжело трудилась. Трудовую жизнь свою начала рано - она стала сельской учительницей. Всю свою жизнь проработала в сельской школе, была даже директором. Про школу и своих учеников много рассказывала. В последний год я приезжала к ней, и хоть она меня с трудом вспомнила, но все же рассказала о своих первых ученицах. Она помнила их по именам, это были деревенские бабы, у которых уже дети в школу ходили.
"Мы не рабы, рабы не мы" - да, бабушка именно это учила их читать.
Во времена Великой Отечественной деревня оказалась на окупированной немцами территории. Еще в советское время я услышала от своей бабушки, что самыми жестокими были чехи и румыны. А немцы, как ни странно, нет. Чешские и румынские части, которые стояли в тех местах, творили зверства. Несколько раз бабушка с другими девушками, детьми и подростками прятались, чтобы их не угнали в Германию.
Помню, что когда мы ходили с ней на деревенское кладбище она всегда останавливалась около братской могилы, ухаживала за ней.
После освобождения она продолжила учительствовать в школе и работать в совхозе, стала директором сельской школы. К сожалению, многих своих учеников она похоронила, каждый раз переживала. Ведь она знала их с детства, учила, ругала за хулиганство...
Часто слышала и слышу, что всех, кто во время Великой Отечественной оказался на оккупированных территориях отправляли в лагеря. Наверное, моя бабушка жила в какой-то другой стране, но ее не только не угнали в лагерь, но и доверили воспитание детей. В деревне учитель всегда был уважаемым человеком.
Моей бабушке много пришлось пережить, тут не только войны и голод, тяжелый деревенский труд, но и трудное замужество - у дедушки был крутой характер. Родила после войны четырех детей - три мальчика и девочка, выжили только самый старший - мой папа и самый младший - дядя. Жила ради семьи, детей и внуков. Похоронила мужа уже в начале 21 века, а потом и остальных детей.
После перестройки, в 90-е, когда многие ринулись искать в себе дворянские корни и страдать по хрусту французской булки, бабушка всегда говорила, что если бы не революция, то ничего хорошего ее бы не ждало. Сирота, никому не нужная, родителей нет - значит никто не заступится. Что ее ждало в деревне? Батрачила бы, да может какой-нибудь вдовец с выводком детей взял бы женой, и батрачила бы она уже на него.
Мне кажется, что моя бабушка была тем человеком, который являлся хранилем нашей семьи. Она словно держала нас всех, укутывала своим беспокойством, оберегала.
Я была первой внучкой в семье, меня назвали в её честь.
Моя бабушка - Рыженкова (Шаханова) Анна Федоровна.
К сожалению, не удалось определить год, когда была сделана фотография. Скорее всего 1936-1937 гг. (карандаш от времени стерт)
Ей нет еще 20...