"Король прогуливался в любую погоду"...
Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон

Александр Николаевич Бенуа.
"Прогулка короля". Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Бумага на картоне, гуашь, акварель, бронзовая краска, серебряная краска, графитный карандаш, перо, кисть.
***
Александр Бенуа переносит зрителя в блистательный версальский парк времен Людовика XIV.
На фоне осеннего пейзажа художник изображает торжественную процессию: монарх величественно шествует со своими придворными. Плоскостное моделирование фигур словно превращает их в призраки ушедшей эпохи.
Среди придворной свиты трудно отыскать самого Людовика XIV. Художнику не важен Король-Солнце: Бенуа гораздо больше волнует атмосфера эпохи, дыхание версальского парка времен его венценосного владельца.
Автор полотна - Александр Николаевич Бенуа (21.4(3.5).1870, Петербург, - 9.2.1960, Париж) - один из организаторов и идейный вдохновитель художественного объединения "Мир искусства". Он был теоретиком и критиком искусства.
Перу Бенуа принадлежат исследования, посвященные истории как отечественного, так и западноевропейского искусства.
Его многогранный талант проявился в книжной графике и сценографии.
Живописные произведения Бенуа в основном посвящены двум темам: Франция времен Людовика XIV "Короля-Солнца" и Петербург XVIII - начала XIX века, где Мастер отразил свой особый "ретроспективный" взгляд на события прошлого в исторических картинах и пейзажных работах.





В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", выполненные гуашью и карандашом, показав себя в ней самобытным художником.
Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре явились фундаментом его художественного образования.
В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга.
В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.
Его акварели из цикла, посвященного Версалю и Людовику XIV, были замечены Сергеем Дягилевым и представлены на художественных выставках объединения "Мир Искусства" и на знаменитой "Парижской Выставке Русского Искусства ", состоявшейся в 1906 году.