-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр вампилов александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр чаянов александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава бунин валентин серов валерий брюсов ваня якимов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков владимир софроницкий георгий бурков георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван ефремов иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский ирина одоевцева константин бальмонт константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонардо да винчи леонид коган леонид филатов лермонтов марина цветаева мария каллас мария петровых марк захаров маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай лесков николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пастернак петр кончаловский пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм уильям фолкнер фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлий харитон юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония ярослав смеляков

 -Рубрики

 -Цитатник

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

Пьетро да Кортона - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58980


Сергей Дягилев и искусство XX века

Вторник, 01 Апреля 2014 г. 18:17 + в цитатник

Театральный и художественный деятель, издатель, критик, организатор «Русских сезонов» и труппы «Русский балет Дягилева» в Париже.

Сергей Павлович был импресарио и антрепренер от Бога: высочайшего класса профессионал, эрудит, смелый новатор, не терпящий рутины в искусстве, блестящий организа­тор, умеющий находить таланты и продвигать их.

Он вдохновлял музыкантов, художников, хореографов, танцовщиков, давал им творческие задания и требовал, чтобы работа, за которую он хо­рошо платил, была гениальной.

Малявин. Дягилев в цилиндре. 1902

Родился будущий деятель ис­кусства 31 марта 1872 года в селе Грузино Новгородской губер­нии. Мать умерла во время ро­дов. Его детство прошло в Петербурге, где служил отец, полковник кавалерии, знавший и ценивший русское ис­кусство. Дом Дягилевых был наполнен музыкой и пени­ем, так как вся семья любила петь и играть на различ­ных инструментах.

  В детстве Сергей брал уроки фортепиано и композиции, занимался пением со знаменитым итальянским баритоном Котоньи. Дягилев закончил Санкт-Петербургский университет (факультет права), одновременно учился в классе композиции Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В университете вместе с друзьями Александром Бенуа и Львом Бакстом организовал неформальный кружок, где обсуждались вопросы искусства. 

   В конце 1890-х Сергей Павлович стал одним из создателей художественного объединения «Мир Искусства» и совместно с Бенуа был редактором одноименного журнала (1898/99 — 1904), где публиковал новейшие произведения иностранных писателей и художников, давал отчеты о выставках, о новых течениях в театре и музыке, изобразительном искусстве. Он сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах. Параллельно с журналом издавал книги по истории русского искусства: Альбом литографий русских художников (1900), Левитан (1901), первый том Русской живописи в XVIII века, посвященный произведениям Левицкого (1903), награжден Уваровской премией Академией Наук. 

  В 1899–1901 Дягилев был редактором «Ежегодника императорских театров», превратившегося из официального вестника в интересный художественный журнал.

  С 1899 Сергей Дягилев организовал в Европе выставки картин художников круга «Мира искусства». Устроил выставку русских исторических портретов в Таврическом дворце в Петербурге (1905), в 1906 организовал в Париже выставку, посвященную русской живописи и скульптуре за два столетия, включая произведения иконописи.


Перед открытием художественной выставки в Париже 1906. Шервашидзе, Бенуа, Бакст,  Дягилев, Грабарь, Кругликова.

  В 1899 Сергей Павлович руководил на сцене Мариинского театра постановкой балета Делиба Сильвия, которая закончилась неудачей. Пытаясь обновить сценографию балета, в 1901 он был уволен за подрыв академических традиций.

Участники «Русских исторических концертов в Париже» в гостях у композитора Сен-Санса. Париж.  Фото 1907

  С 1909 главным делом жизни Сергея Павловича ста­ли «Русские сезоны» в созданной им балетно-оперной ан­трепризе. Талантливый театральный деятель собрал труп­пу из танцоров Императорских театров России и во время летнего отпуска вывез ее в Париж. Первый «Сезон» от­крылся 19 мая того же года в театре «Шатле» спектаклем, оркестрованным композитором Глазуновым. Для афи­ши с силуэтом балерины позировала знаменитая Анна Павлова, а выполнял заказ известный художник Валентин Серов. Выступления прошли с огромным успехом.



   В последующие годы Дягилев пригласил к сотрудниче­ству в свой балет таких звезд, как: композиторы Стра­винский, Прокофьев, Дебюсси, Равель; артисты балета Павлова, Карсавина, Кшесинская, Фо­кин,  Нижинский. Успех спектаклей  опреде­лялся великолепными   постановками, непревзойденными   исполнителями и новаторскими  декорациями, которые оформляли  знаменитые художники: Пикассо, Рерих... Стравинский вспоминал: «Он определял тему, выбирал художников, хорео­графов, композиторов, исполнителей ролей, руководил репетиция­ми. Каждая постановка своей оригинальностью отражала его личное соучастие».

  Сергей Дягилев был красивый, респектабель­ный господин, немного полноватый, с седой прядью в черных волосах и печальными задумчивыми глазами, но его внешность совсем не вязалась с взрыв­ным, жестким и требовательным характером.



  С 1913 балетная группа стала именоваться «Русский балет Сергея Дягилева». В том году во время лондонских гастролей, были показаны «Борис Годунов», «Хованщи­на», «Псковитянка», а в следующем сезоне — «Золотой петушок» (опера, преобразованная в балет) и «Князь Игорь». И во всех спектаклях пел знаменитый Шаляпин, что гарантировало успех.                                               Русский балет Дягилева 

  В Париже труппа играла «Жизель». «Шехерезаду», «Пет­рушку», «Жар-Птицу». Позднее балет с большим успехом гастролировал в Риме, Берлине, в го­родах Америки. Так Дягилев внес огромный вклад в пропаганду русского искусства за рубежом и дал толчок к возрождению, а иногда возникновению нацио­нальных балетов других стран.


Ларионов Михаил Фёдорович.   Дягилев, Прокофьев, Ларионов на репетиции балета "Шут" (1921)

   Шли годы... Слухи о Дягилеве то поднимались, как морские волны, то падали... То он стал «лордом», то был «другом испанского короля» (испанский король почему-то чаще других коронованных особ фигурирует в качестве «друга артистов»), то Сергей Павлович чуть ли не был банкротом, впадал в нищету, и его видели с протянутой рукой на улицах Чикаго, Буэнос-Айреса. И как ни странны, ни фантастичны были слухи, решительно все могло случиться с этим необыкновенным искателем счастья...

  В 1927 Сергей Павлович осуществил свой самый, по­жалуй, рискованный и смелый проект, предложив париж­ской публике, среди которой было много эмигрантов, балет «Стальной скок» (название придумал он сам). В интер­вью, появившемся в русской газете «Возрождение», Дяги­лев так объяснил смысл своей неожиданной инициативы: «Я хотел изобразить современную Россию, которая жи­вет, дышит, имеет собственную физиономию. Не мог же я ее представить в дореволюционном духе! Это постанов­ка не большевистская, ни антибольшевистская, она вне пропаганды». Всего же знаменитому театральному деяте­лю удалось организовать около 80 оригинальных балет­ных и оперных спектаклей. Он часто говорил: «За мной вечно следуют восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов».



  В мае—июле 1929 балет Дягилева, как всегда триумфаль­но, выступил в Париже, Берлине и Лондоне, после чего все ушли на каникулы. Мэтр уехал отдыхать в Венецию и умер там 19 августа (уж не сбылось ли, в самом деле, пред­сказание лондонской гадалки о смерти «на воде»?). В ли­тературе встречаются несколько самых разных причин его кончины: паралич, сменившийся коматозным состояни­ем, заражение крови, диабет. 

«Он умер один, в гостиничном номере, бед­ный, каким был всегда. Он жил здесь в кредит, не имея возможности оплатить комнату». По словам учеников Дя­гилева, «он тратил миллионы и миллионы меценатских денег на своих артистов и практически ничего на себя. Всю жизнь маэстро прожил в гостиницах, имея только два костюма и пальто».                                        Итальянский композитор Казелла

Дягилев Сергей Павлович | Знаменитые, великие, гениальные люди.... 

 

  Не являясь профессионалом ни в одном виде ис­кусств, Дягилев сыграл выдающуюся роль в исто­рии русской культуры начала XX века. «Дягилевская эпоха мирового балета» признана временем наивысшего расцвета балетного искусства.

  Как только речь заходит об искусстве ХХ века, мы неизбежно соприкасаемся с именем величайшего импресарио Дягилева. Он оказал огромное влияние на развитие оперы и балета, музыки и живописи, и даже истории моды. Сергей Павлович не боялся рискованных экспериментов и умел открывать таланты. Под его влиянием формировался и художественный стиль многих французских живописцев, среди которых Пикассо и Брак.         На рубеже XIX–XX веков эмоциональный, нередко меняюший мнение Илья Репин обвинил Сергея Дягилева и его сотрудников по «Миру искусства» в «игнорировании русского», в «непризнании существования русской школы». Позже мирискусники, ревнуя  к его более молодым сподвижникам – представителям следующих художественных поколений, упрекали своего бывшего вождя в отрыве от традиций отечественной культуры. В один из наиболее мрачных периодов советского времени и те и другие, вслед за репинской кличкой «чужаки России», получили ждановскую – тогда грозную – «космополиты». Но это уже в прошлом, и ныне все более ясными становятся национальные истоки и «Мира искусства», и деятельности выдающегося импресарио в целом.  

   Справедливы слова Михаила Нестерова о Дягилеве: «…вопреки всему [он] был русским. Ни его космополитизм, ни манеры, ни лоск, ни прекрасный пробор и седой клок волос на голове – ничто не мешало ему быть русским… Недаром в его жилах текла мужицкая кровь даровитого самородка-пермяка, и весь яркий талант его был русский талант…» 



Рубрики:  Искусство
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 11 пользователям

Татьяна_Бойко-Назарова   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 20:53 (ссылка)
Томочка, спасибо. Смотрю, не могу оторваться, даже процитировать не успела.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Апреля 2014 г. 21:30ссылка
Материала много! Есть ссылка: Русский балет Дягилева , на более раннее сообщение. Такие интересные фильмы и так много. Повторы, конечно, неизбежны. Как много успел Дягилев!
Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Среда, 02 Апреля 2014 г. 00:38 (ссылка)
Благодарю Вас, Тамара! С интересом ознакомился!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Апреля 2014 г. 21:31ссылка
Спасибо, Сергей, за внимание.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку