Удивительные портреты, которые многое могут рассказать о себе и своем времени.
У Б.Окуджавы есть замечательные стихи, точно передающие настроение сегодняшней нашей темы.
В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы.
Ее глаза в иные дни обращены.
Там хорошо, там лишних нет, и страх не властен над годами,
и все давно уже друг другом прощены.
Еще покуда в честь нее высокий хор звучит хвалебно,
и музыканты все в парадных пиджаках.
Но с каждой нотой, боже мой, иная музыка целебна,
и дирижер ломает палочку в руках.
Не оскорблю своей судьбы слезой поспешной и напрасной,
но вот о чем я сокрушаюсь иногда:
ведь что мы сами, господа, в сравненьи с дамой той прекрасной,
и наша жизнь, и наши дамы, господа?
Портрет Марии Анны Прусской, ландграфини Гессен-Кассельской. (1858 год)
Франц Великолепный, так называли великосветские дамы немецкого портретиста Франца Ксавера Винтерхальтера и выстраивались в очередь, чтобы тот увековечил их в живописных портретах. И нужно отметить, что эти произведения искусства по истине были великолепны и неподражаемы, в чем можете убедиться сами, посмотрев галерею бессмертных образов.
Живописец мастерски умел подчеркивать достоинства моделей и сглаживать недостатки, сохраняя при этом портретное сходство героинь и погружая их в роскошь и светский блеск. Такое умение принесло Франсуа Винтерхальтеру громкую славу в великосветском обществе европейских государств.
романтичное волшебство женских портретов Franz Xaver Winterhalter
Императрица Евгения с прислуживающими ей дамами
Все дамы не просто узнаваемы, они похожи на самих себя. Загадочный взгляд у всех разный, полуулыбка, я бы даже сказала тень улыбки у каждой красавицы своя. А какие необыкновенные руки, например, на портрете императрицы Марии Александровны:
прозрачная кожа, кажущееся безволие, тонкие пальцы, но какой силой веет от этой женщины, прожившей очень нелегкую жизнь.
Точность в изображении туалетов также вызывает восхищение: шелк и атлас струятся, как им положено, бархат ложится мягкими складками, кружево набрасывает тень на прекрасные плечи, жемчуга и самоцветы указывают на статус изображенной дамы.
Графиня Гейнсборо
Александр Дюма-отец писал, что «дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом».
Королева Виктория.
“Луиза Мария Орлеанская, супруга короля Бельгии.”
“Мария Амелия Неаполитанская”
Винтерхальтер за свой талант быстро получил международную славу и покровительство царственных особ. В Париже Винтерхальтер быстро сделался модным. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи…
“Портрет Шарлотты Бельгийской”
Так написать женский портрет, как это делал Франц Великолепный (такое прозвище Франц Ксавьер Винтерхальтер получил в светских салонах Франции), умели в Европе середины XIX века немногие живописцы. Заказчицам импонировало, что он, как никто, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.
“Принцесса Леонилла Сайнская”
“Луиза – Мария Буке де Сен-симон”
Как же в таких обстоятельствах могли остаться в стороне наши аристократки. Винтерхальтер никогда не был в России, поэтому наши дамы ездили в Париж.
Княгиня Е.А.Барятинская
Императрица Александра Федоровна
“Герцогиня де Морни, ур. княжна Трубецкая”
“Княгиня Т.А.Юсупова”
Великая княгиня Александра Иосифовна
В.Д.Римская-Корсакова
Графиня О.Э.Шувалова
Графиня С.П.Нарышкина
Княгиня Е.Э.Трубецкая
графиня В.Мусина-Пушкина
“Императрица Евгения”
Принцесса Полина Де Меттерних
Венцеслава Барщевская
Принцесса Виктория, дочь королевы Виктории
Леди Миддлтон
Принцесса Баденская
Кармен Агуадо, герцогиня де Монморанси
Портрет дамы
Портрет девушки
Размышление
“Римская жанровая сцена”
Франц Ксавер Винтерхальтер — немецкий живописец и литограф, один из самых модных портретистов середины XIX века. Мастер светского и придворного портрета, создал единственную в своём роде галерею принцесс и аристократок практически всех стран Европы.
Франц Ксавер Винтерхальтер родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревне Менценшванда (ныне часть г.Санкт-Блазина) в Шварцвальде, Баден. Он был шестым по счёту ребёнком в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода Менценшванд.
Окончив в тринадцать лет бенедиктинскую монастырскую школу, Франц уезжает в Мюнхен и через некоторое время начинает учиться в Мюнхенской академии художеств. В 1828 году молодой художник впервые попадает в самые аристократические круги, он становится учителем рисования графини Баденской Софии.
Сколько всего портретов написал за свою жизнь Франц Ксавьер Винтерхальтер, сказать трудно. Его работы есть во многих музеях (только в Эрмитаже 10 женских портретов), много их и в частных коллекциях.
Умер художник ои тифа, 8 июля 1873 г., во Франкфурт-на-Майне, Германия.