Мозаика, керамика и стекло в подземке. |
"...Там, в подвале дома, был погреб с одним окном, и на его подоконнике лежало красивое тёмно-зелёное стёклышко, которое Пилле-Рийн нашла ещё давно. Если смотреть в него, и небо, и дома, и забор – всё становилось другим: тёмным и зелёным. Пилле-Рийн посмотрела в стёклышко сама и показала ребёнку. Когда они обе насмотрелись, она положила осколок на прежнее место, и кино кончилось..."
Эллен Нийт. "РАССКАЗЫ О ПИЛЛЕ-РИЙН" ("Детская литература", 1967 год)
А ведь я хотела рассказать о дюссельдорфском подземном транспорте - была там на этой неделе на экскурсии и впечатлилась...
Но так как я мысленно уже в Нью-Йорке, то зацепилась сегодня за сайт нью-йоркской подземки и их МТА Arts & Design (все фотографии из их блога). Этот проект был создан, чтобы выбирать художников для создания художественных работ в метро и пригородных железнодорожных станций. Так этот проект считается создателем одной из крупнейших и самой разнообразной коллекций "общественного" искусства в мире, с более чем 300 произведений всемирно известных и начинающих художников.
Rockaway Boulevard, линия A в Ozone Park (Queens), “Connections” - автор. Обязательно найду этот подвал со стёклышками эту станцию, напомнившую мне любимую сказку из детства "Пилле Рийн"!
Интересно, что многие из проектов МТА Arts & Design "про цветы" и созданы женщинами-художниками. И у них явно прослеживается "керамическое предпочтение"! И стекло с резным металлом.
Записываю в блокнот "Посмотрим и покажем". Тут полный "перечень" - http://www.nycsubway.org/perl/artwork?station
Станция Bedford Park Boulevard - Леман-колледж.
Андреа Dezső (родом из Румынии) "Общий сад", 2006, венецианская смальта.
Общий сад - мозаика, которая заполняет всю стену на станции Bedford Park Boulevard (линия №4), изображает пышный фантазийный сад с красочными негабаритными фруктами, виноградом, насекомыми и животными. В её саду - сказочные цветы и животные, которые завораживают своей наивностью.
Рита Макдональд создала две постоянные художественные работы на соседних станциях метро Авеню J и авеню М на Q-линии в Бруклине. Названия понимаю как "Птицы показались" и "Зайцы видимо" - как будто из-под "распахнутого" кафеля появились старые обои с узорами и мы узрели, птиц (на одной странции) и зайцев (на второй станции), упрятанных на обоях под кафелем.
Зверей много на станции 81 Street Station - Museum of Natural History.
Там и динозавры, и летучие мыши! И керамический океан, и космическая лестница, и земля в разрезе и окаменелости, которые можно трогать!
Станция Canal Street-Holland Tunnel / линии A ,C , E - "Слёт птиц" из бронзы, 2001 - Вальтер Мартин и Палома Маноз превратили станцию "Canal Street" в птичник: 174 чёрных дрозда и 7 ворон.
Очень остроумное "Везение" (Carrying On), авторы Жанет Цвайг (Janet Zweig) и Эдвард Дель Розарио (Edward Del Rosario), 2004. На станции Prince Street.
2011, Бруклинские семена (Brooklyn Seeds), полевые цветы на Avenue U (Brooklyn). Автор - художник-иллюстратор Jason Middlebrook.
2011, Джилл Паризи - витражи из стеклянных кирпичей (сделано в Германии) на станции Rockaway/44th Street Beach. Станция "Пляжная улица", а потому надо понимать, что тут не цветы, а вымышленные морские существа - на стекле как в воде - создают ощущение, что вы не под землёй, а под водой.
Да уж... Начала когда подробнее готовиться к поездке, нашла вот эту мозаику и записала : "Учитывая, что подземка в Нью-Йорке не отличается красотой, заинтриговала станция с "Четырьмя временами года" (77-я улица, а я буду на 73 проживать), автор Роберт Кушнер".
Я была не права: оказывается, за последнее десятилетие многое изменилось. Конечно, это же Нью-Йорк, 21 век!
На станции South Ferry очень интересное (и не керамичное!) оформление с названием "Смотри, как разветвляется, смотри, как развивается", 2008 (Doug and Mike Starn, See it split, see it change). Стекло, мозаика, и резьба из нержавеющей стали - монументальная работа в южном терминале парома Майка и Дага Старнов (Starn) исследует "природу объектов и их трансформации", тема Battery Park и южные границы Манхэттена. Новая станция "South Ferry" обошлось MTA в $530 миллионов. Из них чуть больше одного миллиона было потрачено на оформление станции. Стена длиной 75 метров была украшена витражами (сделанными в Мюнхене) и мраморными мозаиками. Витражи - 425 плиток из 5 слоёв стекла размером 35 х 70 см.
Эми Беннетт, Расцвет. 2011
R-линия, станция на 86-й улице - съездить, чтобы увидеть "городок" художницы Эми Беннетт из стеклянной мозаики - свидетельство прошлого и настоящего её любимого района Бруклин. Беннет построила детальные масштабные модели усадеб и дачных домов, напоминающих о сельском происхождении района, затем интерпретированных в мозаику (изготовленных в Германии).
Нэнси Сперо (Spero) создала в 2001 году Артемиду, акробатов, примадонн и танцовщиц.. Её блестящие мозаичные панно из стекла и керамики отмечают знаковых женщин как реальных, так и мифических, станция 66th Street-Lincoln Center, линия 1.
Серия состоит из 22 панелей, на них изображены Лонкольн центр (балет, опера, классическая музыка) и район Верхний Вест-Сайд (танцы, спорт, уличные сцены).
Фейт Рингголд в мозаике "На лету домой": Герои и Героини Гарлема, которая покрывает стены станции 125-й стрит на линии 3. Её создали уже в 1996, но я в Гарлем на метро не ездила, оттого и проглядела это одно из ранних мозаичных украшений данного проекта.
Или вот, керамическая ботаника середины девяностых годов (автор Susan Tunick) на станции Prospect Park в Бруклине.
Снимайте шляпы! Вот "Воспоминания о двадцать третьей улице" художника Кейт Годард (Keith Godard), на 23-й улице, линии R / N.
Там все шляпы можно "фотографически примерить" и они именные. То есть, у каждой мозаичной шляпы был прообраз, реальный головной убор исторической личности. Вот эта розовая, например, была у Мэ́ри Пи́кфорд (англ. Mary Pickford; легенда немого кино, обладательницы премии «Оскар» (1930), которая снялась примерно в 250 фильмах). А чёрная шляпа была у американского чернокожего композитора и пианиста, короля регтайма Скотта Джоплина...
Линия №7 на станции 34th Street-Hudson Yards - автор - афро-американка Xenobia Bailey, монументальное произведение называется “Funktional Vibration” ("Рабочая вибрация"?) - самая современная.
И в "нагрузку" - о примечательном списке из википедии:
И пояснительный очерк с сайта apelcin.ru:
"Нью-Йоркское метро построено сто лет назад. Особого внимания оформлениям станций не уделялось. Метро, прежде всего, было просто транспортом. Но в 1980-х годах у жителей города начались сложности. Американское метро было грязное, опасное и очень не привлекательное – стены в подземке были облицованы простой белой керамической плиткой, вагоны были изрисованы граффити, и по метро бегали крысы. Тогда же крупнейшая транспортная корпорация США – МТА (Metropolitan Transportation Authority) решила радикально изменить восприятие нью-йоркского метро в глазах потребителя. В ходе опроса, что необходимо людям, для того, чтобы начать пользоваться услугами метро, было выделено три вещи – хорошее освещение, чистота и искусство. Но руководители компании не поверили в то, что искусство может быть важным и необходимым компонентом в процессе реабилитации станций. В итоге подземка стала хорошо освещенной и чистой, но пространство превратилось в больничное, и притока пассажиров не наблюдалось.
Наконец, было принято решение понаблюдать за тем, какие изменения может внести искусство. Была разработана комплексная арт-программа с целью не просто украсить станции, а сформировать новое отношение к ним. Художественные проекты должны были подчеркивать уникальность каждой станции, выявлять специфичность того места, под которым она находится, а также создавать атмосферу защищенности, теплоты и порядка.
...В частности, мозаика «4 Seasons Seasoned» Роберта Кушнера – это путешествие в доиндустриальное прошлое города, огромное панно заполнено изображениями цветов, которые когда-то росли на этом месте.
...Проект Кейт Годарт «Памяти 23 улицы» состоит из коллекции около 70 шляп, которые носили известные жители этой улицы на протяжении ее долгой истории – Марк Твен, Сара Бернар, Элеонора Рузвельт, Оскар Уайльд, Мария Кюри. Изображения шляп созданы из мозаичной смальты и вмонтированы в скучные кафельные стены так, что создается ощущение, будто головные уборы летят вдоль всей станции. Кроме того, если встать под одной из шляп, то будет казаться, будто вы ее надели.
По словам Генри Кендала, большинство проектов кажутся декоративными, но вся эта декоративность имеет под собой глубокий смыл. Так, многие направлены на маркетинг известных культурных институтов, музеев. Это своеобразный путеводитель для туристов. ...
Отметим, что всего за время реализации арт-программы было создано 150 художественных произведений. Всего же метро насчитывает 468 станций, многие из которых еще нуждаются в реконструкции".
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |