-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_matveychev_oleg

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 85




Блог Олега Матвейчева - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://matveychev-oleg.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://matveychev-oleg.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Во что смотришься в то и обращаешься

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 22:00 + в цитатник

Метки:  

Кандидат в премьеры Британии и экс-министр финансов Риши Сунак обрушил поток обвинений на Китай

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 21:30 + в цитатник

Метки:  

Приоритет интересов

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 21:00 + в цитатник

Метки:  

Герои спецоперации

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 20:30 + в цитатник

Метки:  

Стремительным домкратом…

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 20:00 + в цитатник

Метки:  

В США есть статья за неуважение к конгрессу

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 19:30 + в цитатник
Не уважающий наказывается 30 днями тюрьмы.
Представляю, что бы началось, если бы у нас ввели статью за неуважение к Госдуме.
Но там свобода и демократия, а тут фашизм прям.

https://matveychev-oleg.livejournal.com/13685222.html


Метки:  

Они верят в переселение душ, так что все может быть

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 19:00 + в цитатник

Метки:  

Начудил

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 18:30 + в цитатник


Откровения извергов: пленный боевик нацбата "Кракен" рассказал, почему их выгнали из Харькова две недели назад:

"Нас отправили [из Харькова], потому что Конопля начудил… у него нашли семь трупов на заднем дворе".


"Кого?"

"Гражданских".

"За что он их убил?"

"Просто так".

Именно боевики "Кракена" были замешаны в одном из самых скандальных эпизодов этого конфликта: они сняли на камеру, как простреливают коленки пленным российским солдатам, выкалывают им глаза и попросту казнят, улыбаясь и смеясь.

В тылу, видимо, они занимались тем же самым




https://matveychev-oleg.livejournal.com/13684543.html


Метки:  

С днём рождения, Василий Макарович!

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 18:00 + в цитатник

Метки:  

Бог ржёт над ними… Не хватает 1 км ;)

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 17:00 + в цитатник

Метки:  

Кемерово и Новокузнецк возглавили рейтинг «умных» городов в Сибири!

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 16:00 + в цитатник


Совет муниципальных образований поздравляет победителей! Лучшие практики цифровизации будут транслироваться на все муниципалитеты Кузбасса и войдут в ежегодный Доклад Правительству РФ о развитии местного самоуправления.

Министерство строительства и ЖКХ России опубликовало рейтинг уровня цифровизации городского хозяйства ("IQ городов") регионов России за 2021 год.


В Сибири самым "умным" стал город Кемерово. В категории крупных городов России (от 250 тысяч до 1 млн жителей) Кемерово занял 12 место, набрав 69 баллов. Город Новокузнецк, набрав 66 баллов, занял 15 место в России. Кузбасские города оставили позади Иркутск (44-е место, 47 баллов), Барнаул (49-е место, 44 балла) и Томск, (50-е место, 41 балл). Среди городов с населением свыше миллиона — лидером в СФО стал Красноярск (6-е место, 76 баллов). Омск разместился на 13-м месте (38 баллов), а Новосибирск занял последнюю 15-ю строчку (35 баллов).

Минстрой рассчитывает IQ городов уже четвертый год подряд.

Каждый город оценивается по 47 показателям, которые разделены на 10 направлений, они включают в том числе инновации для городской среды, "умное" ЖКХ, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, а также инфраструктуру сетей связей и т. д. Всего в проекте принимают участие 213 городов – города с численностью населения свыше 100 000 чел., административные центры субъектов России и города-пилоты, подписавшие соглашения с Минстроем.




https://matveychev-oleg.livejournal.com/13683888.html


Метки:  

Кто такая женщина? (2022)

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 15:00 + в цитатник




Документальный фильм Мэтта Уолша

В этом фильме Мэтт Уолш задает вопрос "Кто такая женщина?" самым разным людям, в том числе педиатру, семейному и брачному терапевту, трансгендерной противнице медицинских переходов для несовершеннолетних, хирургу, специализирующемуся на операциях по смене пола, и психологу.

Режиссер: Джастин Фолк
Перевод: Двухголосый закадровый | Pazl Voice

https://matveychev-oleg.livejournal.com/13683460.html


Метки:  

Генконсул КНР Мэйфан опубликовала цитаты о вмешательстве США в дела других стран

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 14:00 + в цитатник


Генеральный консул Китая в Белфасте Чжан Мэйфан опубликовала в своем Twitter цитаты американских дипломатов о вмешательстве во внутренние дела других стран. Об этом сообщает РИА "Новости".

Мэйфан привела слова экс-советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона о госперевороте.

"Как человек, который помог спланировать госпереворот… это требует много времени", — процитировала его Мэйфан.


Также китайский дипломат вспомнила слова бывшего госсекретаря США Майка Помпео: "мы лгали, мы обманывали, мы крали".

"Таков международный порядок, основанный на правилах?" — прокомментировал пост посол Китая на Кубе Ма Хуэй.

Ранее председатель Комитета начальников штабов (КНШ) Вооруженных сил США генерал Марк Милли во время поездки в Индо-Тихоокеанский регион заявил о растущей опасности со стороны китайской армии. По словам американского генерала, активность китайских самолетов и кораблей в Тихоокеанском регионе значительно увеличилась за последнее время. В то же время сохраняется вероятность нападения Китая на Тайвань, что также вызывает озабоченность США и их союзников, отметил Милли.





https://matveychev-oleg.livejournal.com/13683321.html


Метки:  

Лекция «НАТО: история обмана»

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 13:00 + в цитатник




Лектор: Вероника Крашенинникова, директор института внешне-политических исследований и инициатив.

Государственный центральный музей современной истории России

https://matveychev-oleg.livejournal.com/13683135.html


Метки:  

Про газовый вентиль

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 12:00 + в цитатник

Метки:  

Проблемы США носят долгосрочный структурный характер

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 11:00 + в цитатник

Метки:  

Война с фейками

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 10:00 + в цитатник


Фейк: Великобритания поставила на Украину подводное оружие в стиле "субмарины Джеймса Бонда". С его помощью ВСУ смогли взять остров Змеиный. Об этом пишет британский таблоид The Sun и украинские медиа.

Правда: Еще в начале июля украинские СМИ сообщили о применении некоего "тайного оружия НАТО", которое ВСУ планировало использовало, для того, чтобы захватить Змеиный. На фото был изображен подводный буксировщик SUEX VRX — это вполне гражданский инструмент для подводного плавания, он свободно продается, в том числе и в России, его стоимость составляет около 300 тысяч рублей.




Несмотря на использование подводного буксировщика, ВСУ не удалось закрепиться на Змеином. Остров находится под огневым контролем Воздушно-космических сил России. Все вылазки ВСУ на остров приводят только к увеличению жертв с их стороны. Понимая это, ВСУ сначала выбросили флаг Украины из вертолёта, для того, чтобы "закрепить" за собой остров, а потом попытались высадить десант, но были уничтожены российской авиацией.







https://matveychev-oleg.livejournal.com/13682285.html


Метки:  

Гиперборея как предмет научного интереса в Средневековье и Новое время (продолжение)

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 09:15 + в цитатник
Важнейшим источником знаний о Московской Руси стали "Записки о Московии" (1549) Сигизмунда фон Герберштейна, которые "заслонили собой и в некотором смысле обесценили все, что было написано о Московской Руси его предшественниками" [Кудрявцев 1997: 3]. Австрийский дипломат дважды посетил русское государство в 1517 и в 1526 г., оба раза выступая посредником в мирных переговорах Москвы и Великого княжества Литовского. Его монументальный труд стал настоящей энциклопедией русской жизни, увиденной глазами европейца, и вплоть до новейшего времени служил основным источником знаний о нашей стране.

В споре о локации Гиперборейских гор Герберштейн оппонировал Меховскому, чью книгу он брал с собой в Россию: горы эти есть, но находятся они за рекой Печорой, и название имеют иное: Пояс Мира [Герберштейн 2008: 377]. Впервые в истории картографии Герберштейн с точностью указал расположение Уральского хребта, определил истоки крупнейших русских рек. Для большинства географических объектов Герберштейн, отринув античную традицию, приводит их русские названия. На карте мира появляются Днепр, Дон, Волга. После появления "Записок" мало помалу с карт начинают исчезать Гиперборейские горы.

Вместе с тем, "Записки о Московии" проникнуты нескрываемым неуважением к народу, оказавшему ему гостеприимство. В духе Сидония и Этика Истрийского Герберштейн описывал дикие нравы "новых гиперборейцев", в частности, их якобы "раболепие".

"Этот народ любит рабство больше, чем свободу", – не обинуясь, утверждает австрийский барон [Герберштейн 2008: 89], увязывая положение русов с абсолютной властью монарха – князя Василия Ш, не признающего власть папы, а стало быть, претендующего на положение "ключника и постельничего Божьего" [Герберштейн 2008: 93]. Он описывает "техники тела", которые позволяют русским царям держать свой народ в рабстве. Закрепощение русов идет, по его мнению, через… раздачу на праздниках калачей, напоминающих по виду хомут, что знаменует, по мнению, Герберштейна, "тяжкое иго и вечное рабство" [Герберштейн 2008: 559]. В связи со всем этим Герберштейн советует европейским правителям не связываться с Россией.

Для умаления места России он использует средства средневекового пиара, лишая нашу страну даже ее названия. "Если в начальных разделах автор правильно именует описанную им страну “Руссией” и вопреки польско-литовской концепции настаивает на единстве “этнической” Руси вне зависимости от политической принадлежности ее частей в XVI в., то в более поздних дополнениях, равно как и в заголовке, он принимает термин, восходящий к польской традиции – Московия. Этот термин подчеркивал ограниченность власти главы самого восточного европейского государства пределами Московского княжества и ставил под вопрос правомерность борьбы за “воссоединение” древнерусских земель в Русском государстве, не принимавшуюся и западными соседями Княжества всея Руси – Литовским Великим княжеством и Короной Польской" [Хорошкевич 2008: 156-157].

Записки Герберштейна стали классическим текстом новой дисциплины – русистики, в определенном смысле закрывшей на некоторое время гипербореанскую проблематику. Ни картографы, ни бытописатели далеких стран с тех пор уже не нуждались в термине "гипербореи" с его устрашающей коннотацией. Для этого теперь становятся вполне пригодными понятия "русский", "Россия", "Москва". По мере накопления географических знаний и уточнения топонимов понятие "Гиперборея" имело все шансы остаться не более чем источником поэтических аллегорий. Однако в том же XVI в. тема Гипербореи приобрела новое звучание в связи с двумя обстоятельствами: возрождением в Европе интереса к античной культуре и началом формирования национальных государств.

Итальянский Ренессанс проходил под знаком поиска идеалов в наследии великих предков – древних римлян. Античное наследие провозглашалось "духовными скрепами" итальянского общества, становясь мощным нациообразующим фактором. Примечательно, однако, что возвеличивание итальянскими гуманистами своего славного прошлого сопровождалось предъявлением исторических претензий к "варварским" североевропейским народам, чьи предки готы уничтожили античную цивилизацию и погрузили Европу во "тьму Средневековья".
В качестве реакции на обвинения итальянских гуманистов в странах Северной Европы появился такой феномен, как готицизм. Его представители, также озабоченные вопросами национального строительства, рассматриваемого в тесной связи с освобождением от римско-католического культурного диктата, искали способы доказать историческое превосходство своих народов над греками и римлянами.

Одним из орудий политического мифотворчества в эпоху становления национальных государств становится тема Гипербореи, извлеченная с закромов исторической памяти и отряхнутая от пыли. В соответствии с классической античной традицией, гипербореи вновь воспринимаются как священный, богоизбранный народ, во всем превосходящий все прочие. Без всякого негативного оттенка – ведь именно к ним теперь надлежит возводить свой род германским народам.

Считается, что современная история "гиперборейского вопроса" в Европе началась с имени нидерландского врача и ученого Иоанна Горопия Бекана [Леонтьев, Леонтьева 2009: 144]. В 1569 г. он опубликовал свой главный труд “Origines Antwerpianae”, посвященный происхождению кимвров – предков антверпенцев, народа, фактически, сформировавшего античную цивилизацию, а стало быть, и весь современный мир. Именно они, по утверждению Горопия, и выступают на исторической сцене под именем гипербореев.

Изъяснялись гипербореи, по мнению Горопия Бекана, разумеется, на его родном антверпенском диалекте голландского языка – самом древнем языке в мире, на котором говорили еще в Раю. Для доказательства этого тезиса Горопий использует изощренную этимологическую эквилибристику, которая, с одной стороны, стала предметом насмешек у научного сообщества (с легкой руки Лейбница разного рода абсурдные этимологии величались впредь не иначе как "горопизирование" (goropiseren) [Лейбниц 1983: 286]), но с другой стороны, позволила считать Бекана одним из основоположников сравнительно-исторического языкознания.

Свою моногенетическую теорию этногенеза предложил младший современник Горопия, настоятель бенедиктинского монастыря близ Дубровника Мавро Орбини. Его книга "Славянское царство", вышедшая в 1601 г. на итальянском языке, впервые в мире описывала историю славянских народов. Основываясь на сообщениях почти 400 авторов от античности до Нового времени, включая, к слову, и Матвея Меховского, и Герберштейна, и Горопия Бекана, автор делает сенсационный для своей эпохи вывод о центральном месте славян в мировой истории. По мнению Орбини, подвиги и величие славянского племени остались неизвестными потомкам лишь потому, что "не нашлось у него мужeй ученых и образованных, которые своими писаниями обессмертили бы его имя" [Орбини 2010: 14]. Именно это упущение и взялся исправить долматинский аббат, "дабы всякий мог легко убедиться в том, каким славным и знаменитым всегда было это племя" [Орбини 2010: 16].

Древним отечеством славян был, по утверждению Орбини, Крайний Север. историк называет его Скандинавией, однако в его описаниях этой земли угадывается античная Гиперборея Орбини указывает и на ее мягкий климат, и о ее жителях, "справедливейших из смертных" отличающихся исключительным долголетием; упоминает он и делосские дары, о которых писал еще Геродот [Орбини 2010: 29-31]. Именно оттуда славяне распространились по всему континенту, выступив предками многих европейских народов.

Идея панславизма оказалась чуждой "просвещенным европейцам". Произведение Орбини было включено католической церковью в Индекс запрещенных книг, а учение его не выдержало конкуренции с готицизмом, получившего развитие в трудах шведских ученых.

В начале XVII в. книга Горопия Бекана “Origines Antwerpianae” попала в руки влиятельного шведского сановника и языковеда, королевского библиотекаря Юхана Буре. В Упсальской библиотеке сохранился принадлежавший ему экземпляр, густо покрытый заметками на полях (страницы из нее были опубликованы в 1934 г. шведским историков Юханом Нордстремом. Одна из маргиналий гласила: “Om de icke äre galne, kunne de ju see att Hyperborei äre in Scandia” – "Надо быть безумцем, чтобы не понять, что Гиперборея – в Скандии" [цит. по: Грот 2013: 29]. Сделав полезное для своей страны "открытие", что шведы суть прямые потомки гипербореев, Буре дал результативный пас своим последователям, которые продолжили его дело.

В 1685 г. вышла работа шведского философа Георга Штэрнъельма “De Hyperboreis Dissertatio”, в которой доказывалось, что все древнегреческие культы были рождены на шведской земле, что Аполлон – это Один, сын Одина Ньёрда – это Норд, которого греки перевели как "Борей", а имя Абарис – это искаженное Эварт или Иварт. Ученик Штэрнъельма Олаус Верелий настойчиво выискивал следы гипербореев в исландских сагах.

Крупнейшим опытом в шведской "гипербореистике" стал 3000-страничный труд Олофа Рудбека под названием “Atlantica sive Manheim vera Japheti posterorum sedes ac patria” ("Атлантика, или Мангейм, – истинное потомков Иафета местожительство, также и родина"), потомно публиковавшийся на протяжении 1679-1702 гг. Вслед за своими коллегами по цеху Рудбек назначает Швецию, якобы называемую греками иногда Гипербореей, а иногда Атлантидой, колыбелью человечества, из которой по всему миру распространилась цивилизация. Причина, по которой эта величайшая истина была забыта, заключалась в искажении шведских имен и названий, которые Рудбек взялся восстановить. Так, путем прихотливых генеалогических цепочек ученый возводит слово "Гиперборея" к “Yfwerbornes”, некогда якобы означавшему по-шведски "место, где проживают высокороднейшие из людей" и неверно транскрибированному Диодором Сицилийским на греческий лад [см. Грот 2013а: 51-52].

Метод вольной реконструкции "испорченных" имен и топонимов был призван обосновать не только исключительную роль страны свеев в мировой истории, но и ее притязание на ведущее положение в современной Европе (напомним, что в XVI-XVII вв. Швеция выступала на международной арене как великая держава). Знаменитый шведский дипломат Петр Петрей, один из основоположников т.н. норманской теории, в своей "Истории о великом княжестве Московском" (1615) доказывал с помощью этого метода шведское происхождение варягов, призванных княжить на Русь – Рюрика, Синеуса и Трувора: "Русские не могут так правильно произносить иностранные слова, как мы, но прибавляют к ним лишние буквы, особливо когда произносят собственные имена; так Рюрик мог называться у шведов – Эрик, Фридерик, Готфрид, Зигфрид или Родриг; Синеус – Сигге, Свен, Симон или Самсон; Трувор – Туре, Тротте или Туфве" [Петрей 1997: 219]. Таким образом, получалось, что основателями великокняжеской династии крупнейшего восточноевропейского государства – Древней Руси – также были шведы.

Такого рода этимологическая агрессия, формировавшая чувство национальной гордости свеев и подогревавшая их имперские амбиции, всецело поощрялась шведской короной. В течение как минимум двух веков шведы учились по книгам, написанным по рецептам "гиперборианца" Буре.

"Но мало того, – добавляет исследователь вопроса Л. Грот. – Эти произведения старались распространять в Европе, ими повышался и международный престиж Швеции. На Европейском континенте ими стали увлекаться первейшие властители дум. Объясняется это тем, что готицизм, в рамках которого пропагандировалось величие древнего народа готов, очень поддерживался мыслителями Германии, стремившимися с его помощью отражать нападки итальянских гуманистов на немецкоязычное население Священной Римской империи. К XVII-XVIII вв. готицизмом заинтересовались английские и французские мыслители. На этой волне труды шведских историков-фантастов с благосклонностью читали и в Англии, и во Франции. Монтескье, Вольтер писали: вот ведь, надо же какая великая Швеция… была в древности! Этими фантазиями увлекался и Байер, познакомившись с ними через переписку со шведскими литераторами и филологами и затем перевезя их в Петербург как модные достижения западноевропейской мысли" [Грот 2013: 5].

Если проповедуемая Готлибом Байером норманская теория нашла в России немало сторонников, то гипербореанские гипотезы шведских ученых были встречены здесь довольно скептически. Приверженец норманизма Николай Карамзин иронизировал по поводу попыток узурпации шведами имени Гипербореи. Приводя в "Истории государства российского" плиниево описание блаженной северной страны за Рифейскими горами, он заметил: "Сие описание, основанное на баснословии греков, пленило воображение некоторых ученых мужей севера, и всякий из них хотел быть единоземцем счастливых гипербореев. Олав, или Олоф Верелий, Шведский профессор, доказывал, что гипербореи обитали в его отечестве. Рудбек, также Швед, утверждал, что самое имя их есть скандинавское: Yvwerboren ‘люди высокого роду’ (Atlantica, т. I, стр. 367). Торфей хотел обратить Норвегию в страну Гиперборейскую. Мы, русские, могли бы также объявить права свои на сию честь и славу!" [Карамзин 1989: 175].

Желающие объявить таковые права в нашем отечестве вскоре нашлись.

В 1815 г. в журнале "Чтение в Беседе любителей русского слова" была опубликована статья русского стихотворца и драматурга Василия Капниста "Краткое изыскание о гипербореанах. О коренном российском стихосложении". В целом согласившись со своими предшественниками Олофом Рудбеком и Жаном Байи, доказывавшими, что "науки и просвещение воссияли от северных стран" [Капнист 1960: 176], Капнист, однако, настаивал, что колыбелью цивилизации надлежит считать Россию.

Над своей 20-страничной статьей автор работал весьма продолжительное время – с конца 1780-х по 1814 г., – аккумулировав практически все доступные на тот момент античные источники по гиперборейскому вопросу и ознакомившись с мнениями на этот счет европейских ученых. Капнист обращает внимание на тот факт, что древние писатели недвусмысленно указывают на то, что "знания переселилися к ним от севера: первейшие из числа великих мужей, во мраке невежества Грецию просветивших, были северные уроженцы" [Капнист 1960: 171]. Среди них – "отец богов" Зевс, "образователь небесной сферы" Атлас, "изобретатель огня" Прометей, "установитель в Финикии богослужения солнцу" Девкалион и, конечно, Аполлон, "бог вещественного и умственного света", житель и наставник Гипербореи, культ которого позднее был перенесен в Грецию

Страна гипербореев находилась близ северной оси Земли. В глубокой древности эти места отличались знойным климатом (здесь Капнист отсылает нас к Плинию), и первоначально люди жили здесь беззаботно – пока по истечении множества веков не случилось "прохлаждение северного края, склонением эклиптики или уменьшением внутреннего огня земли причиненное" [Капнист 1960: 175]. Это заставило гиперборейцев стать учеными и изобретателями – они приручили огонь, научились хлебопашеству и т.д. Но морозы все крепчали, и северный народ был вынужден покинуть свой прежде благодатный край, разнеся в южные пределы свои знания и свою мудрость.

Именно гиперборейцы стали прямыми предками русского народа. В пользу данного тезиса Капнист приводит несколько аргументов. Во-первых, античные авторы прямо указывают на месторасположение Гипербореи – за Рифейскими горами, а эти Рифейские горы – суть Урал, от века русский край. Во-вторых, им был явно знаком русский обычай носить шапки-ушанки, которые, правда, преобразились в их рассказах "в длинные уши панагиенов, обвивающих оными все тело свое" [Капнист 1960: 170]. Но главное доказательство – это удивительное сходство древней греческой музыки с простонародным русским пением, которое Капнист демонстрирует на примере гимнов Пиндара.

Автор считает невозможным, что "пение славного греческого стихотворца, забытое в отечестве его" могло перенестись и "удержаться одним преданием слуха в толь отдаленном простом народе": "Не благоразумнее ли будет заключить, что оно, как слуху русскому свойственное и коренное, родилось и осталось здесь; а в Грецию быв перенесено, имело участь всего не природою впечатленного, но заимствованного по произволу" [Капнист 1960: 176-177].

Капнист не скрывал, что в своих разысканиях он преследовал цели не столько научные, сколько идеологические: доказательство "пред прочими народами преимущества русского языка, музыки и стихосложения" и возвращение русскому слову его "природной собственности". "Искреннее желание мое, – признавался он, – чтобы ныне, когда отечество наше превознеслося славою над всеми царствами земными, не презрели мы собственности его в богатствах словесности и перестали подражать древним, а наипаче современным чужеземцам, которые теперь должны за честь себе поставить быть нашими подражателями" [Капнист 1960: 181].

Искренний порыв писателя-патриота, увы, не был поддержан его современниками, насмехавшимися над его желанием вознести лапотных русских над цивилизованными европейцами и ловившим его на каждой неточности и чересчур смелых допущениях. А Николай Гнедич даже посвятил Капнисту издевательское стихотворение:

– Что нового у нас? – "Открыта тьма чудес:
Близ Колы был Сатурн, за Колой Геркулес,
Гора Атлас в Сибири!
Чему ж смеешься ты?.. И музы и Парнас —
Все было в древности на полюсе у нас.
Гиперборейцы мы, – нас кто умнее в мире!..
Пиндар учился петь у русских ямщиков!..
Гомер дикарь, и груб размер его стихов...
И нам ли подражать их лирам, петь их складом?..
У русских балалайка есть!..
И русские должны, их рода помня честь,
Под балалайки петь гиперборейским ладом!
Вот наши новости..."
– Ты, друг мой, дурно спал
И въяве говоришь, что говорил ты в бреде.
"Божуся, автор сам нам это все читал!"
– Где, в желтом доме? – "Нет, в приятельской беседе".

[Гнедич 1984: 78]1.

Скепсис относительно попыток отыскать прямых потомков гиперборейцев среди существующих народов был характерен в те времена не только для соотечественников Василия Капниста. Европейская читающая публика конца XVIII – начала XIX в. также потеряла интерес к подобным "гипербореадам". Все старания найти следы священного народа на земной тверди оказались тщетными.

Тема Гипербореи утратила актуальность почти на целое столетие, возродившись на рубеже XIX-XX вв. Реанимирована она была, с одной стороны, энтузиазмом модных мыслителей-эзотериков – Сент-­Ива д’Альвейдера, Елены Блаватской, Рене Генона, а также индийского националиста Бал Гангадхар Тилака, а с другой стороны – усилиями представителей классической филологии и философов-античников, расширивших диапазон научных интересов. Интерес к гиперборейской проблематике подстегивали открытия в области лингвистики, археологии и антропологии, а затем и в сфере новой науки ДНК-генеалогии. Сохранила актуальность и политическая составляющая интерпретаций гиперборейского мифа. Так начиналась новая эпоха в исследовании Гипербореи, однако она должна послужить темой отдельного исследования.

1. Аббон 2011 – Аббон Флерийский. Страдание св. Эдмунда, короля и мученика // Памятники средневековой латинской литературы. X-XI века. М.: Наука, 2011. С. 508-523.
2. Бэкон 1979 – Бэкон Р. Великое сочинение // Матузова В.И. Английские средневековые источники IX-XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. М.: Наука, 1979. С. 189– 221.
3. Гекатей 2012 – Гекатей Абдерский. О гипербореях / Публ. А. В. Подосинова // Труды кафедры древних языков. Вып. III. М. Индрик, 2012. С. 145-185.
4. Герберштейн 2008 – Герберштейн С. Записки о Московии: В 2 т. Т. 1. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 776 с.
5. Гнедич 1984 – Гнедич Н. И. Новости // Гнедич Н. И. Стихотворения. Поэмы. М.: Советская Россия, 1984. С. 78.
6. Грот 2013 – Грот Л. П. Прерванная история русов. Соединяем разделённые эпохи. М.: Вече, 2013. 184 с.
7. Грот 2013а – Грот Л. П. Призвание варягов, или Норманны, которых не было. М.: Алгоритм, 2013. 368 с.
8. Забугин 1914 – Забугин В. Юлий Помпоний Лэт. Критическое исследование. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1914. XIV, 250 с.
9. Йовий 1997 – Йовий П. Книга о посольстве Василия, великого князя Московского, к папе Клименту VII // Кудрявцев О. Ф. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М.: Русский мир, 1997. С. 217-289.
10. Камоэнс 1988 – Камоэнс Л. Сонеты. Лузиады. М.: Художественная литература, 1988. 504 с.
11. Кампенский 1997 – Альберт Кампенский. О Московии // Кудрявцев О. Ф. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М.: Русский мир, 1997. С. 95-117.
12. Капнист 1960 – Капнист В. В. Краткое изыскание о гипербореанах. О коренном российском стихосложении // Капнист В. В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. Переводы; Статьи; Письма. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 165-185.
13. Карамзин 1989 – Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 т. Т. 1. М.: Наука, 1989. 640 с.
14. Колло 1996 – Колло, да Ф. Доношение о Московии // Итальянец в России XVI в. Франческо да Колло. Донесение о Московии. М.: Наследие. 1996. С. 58-70.
15. Кудрявцев 1997 – Кудрявцев О. Ф. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М.: Русский мир, 1997. 408 с.
16. Латышев 1949 – Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ. 1949. №4. С. 227-305.
17. Лейбниц 1983 – Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1983. С. 47-545.
18. Леонтьев, Леонтьева 2009 – Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Неведомые земли и народы Севера. М.: Вече, 2009. 288 с.
19. Лосев 1996 – Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. С. 5-680.
20. Лэт 1941 – Юлий Помпоний Лэт. Лекции по Вергилию // Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. XIII-XVII вв. Иркутск: ОГИЗ; Иркутское обл. изд-во, 1941. С. 69.
21. Максим Грек 1993 – Максим Грек. "Слово о покаянии" и "Слово обличительно на еллинскую прелесть" // Труды Отдела древнерусской литературы. Том 47. СПб. Издательство "Дмитрий Буланин", 1993. С. 229-240.
22. Малов, Малышев, Ракушин 1998 – Малов Н. М., Малышев А. Б., Ракушин А. И. Религия в Золотой Орде. Саратов Изд-во Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 1998. 127 с.
23. Меховский 1936 – Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях. М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1936. X, 288 с.
24. Мюнстер 1997 – Мюнстер С. Всеобщая космография // Кудрявцев О. Ф. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М.: Русский мир, 1997. С. 331-341.
25. Орбини 2010 – Орбини М. Славянское царство. М.: ЗАО "ОЛМА Медиа rрупп", 2010. 528 с.
26. ПВЛ 1996 – Повесть временных лет. СПб.: Наука, 1996. 669 с.
27. Петрей 1997 – Петрей П. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии / Исаак Масса. Петр ОН Петрей. М.: Фонд Сергея Дубова. Рита-Принт, 1997. С. 151-464.
28. Фотий 2000 – Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия "На нашествие росов" // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г.: Проблемы источниковедения. М.: Восточная литература, 2003. С. 31-39.
29. Фотий 2000а – Фотий. Окружное послание к восточным архиерейским престолам // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г.: Проблемы источниковедения. М.: Восточная литература, 2003. С. 74-75.
30. Хорошкевич 2008 – [Хорошкевич. А. Л.] Сигизмунд Герберштейн и его "Записки о Московии" // Герберштейн С. Записки о Московии: В 2 т. Т. 2. Статьи, комментарий, приложения, указатели, карты. М.: Памятники исторической мысли, 2008. С. 7-258.
31. Элиан 1963 – Элиан. Пестрые рассказы. М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 186 с.
32. Waldseemüller 1507 – Waldseemüller, Martin. Universalis cosmographia secundum Ptholomaei traditionem et Americi Vespucii alioru que lustrationes. Composite map // Library of Congress / URL: https://www.loc.gov/resource/g3200.ct000725C





https://matveychev-oleg.livejournal.com/13682151.html


Метки:  

Гиперборея как предмет научного интереса в Средневековье и Новое время

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 09:00 + в цитатник
Матвейчев Олег Анатольевич

Аннотация:

Статья представляет собой первый в своем роде историографический и теоретический обзор взглядов мыслителей Средневековья и Нового времени на т.н. гиперборейский вопрос, которые анализируются в широком историческом контексте с акцентом на политико-идеологический аспект данной проблематики.

Тема Гипербореи, являвшаяся актуальной на протяжении практически всей эпохи античности, к началу эпохи Средневековья почти полностью ушла на задворки как общественного сознания, так и научной мысли, сохранившись лишь в качестве поэтической метафоры, радикально изменившей коннотацию. Теперь это понятие ассоциируется с ужасом перед угрозой с северо-востока вкупе с глубоким презрением к варварам. С IX по XVI в. эпитет "гиперборейцы" относился по большей части к русскому народу. Новая дисциплина – русистика – развивалась в контексте "гипербореанской" проблематики. По мере накопления географических знаний и уточнения топонимов понятие "Гиперборея" имело все шансы остаться не более чем источником поэтических аллегорий. Однако в XVI в., с началом эпохи становления национальных государств, данная тема приобрела новое звучание, став одним из орудий политического мифотворчества, в первую очередь, в североевропейских государствах, в т.ч. в Швеции, искавшей возможности обосновать не только свою исключительную роль в мировой истории, но и притязание на ведущее положение в Европе. С гиперборианским вопросом напрямую связана и т.н норманская гипотеза, навязываемая России Западом с начала XVIII в. Попытки узурпации шведами имени Гипербореи вызвали острую реакцию в России. Русский писатель В. Копнист предложил альтернативную теорию, согласно которой гиперборейцы являлись предками русского народа, и именно Россию надлежит считать колыбелью цивилизации.


Рубеж XVIII-XIX вв. отметился скепсисом европейской читающей публики по поводу попыток отыскать прямых потомков гиперборейцев среди существующих народов. Тема Гипербореи утратила актуальность почти на целое столетие, возродившись в трудах, с одной стороны, модных мыслителей-эзотериков, а с другой стороны – представителей классической филологии и философов-античников, расширивших диапазон научных интересов.

Для образованного человека античности таинственная страна Гиперборея была едва ли не частью повседневного мира. Чем-то вроде Антарктиды для представителей современности – мало кто там бывал, но никто не сомневается в ее существовании, и знания о ней полны и обширны даже у школьника. Сведения о Гиперборее содержатся в трудах огромного количества древних ученых, с нею связан целый пласт античной мифологии – представления о стране гипербореев были чрезвычайно значимой частью распространившегося по всей Элладе в период архаики культа Аполлона. Гиперборейцы воспринимались древними как "народ, в котором наиболее ярко отражается сам Аполлон, народ, наиболее ему угодный (“жрецы” Аполлона, “слуги” Аполлона), народ, среди которого он больше всего любит пребывать, и в котором больше всего осуществляются все его предначертания" [Лосев 1996: 462-463].

Почти неоспоримым фактом во времена античности считалось превосходство гиперборейской цивилизации над греческой – как технологическое, так и морально-этическое. Выходцы из Страны за Северным ветром неизменно поражали воображение древних своими сверхъестественными способностями – таков, в частности, Абарис, обладавший умением шествовать по воздуху, спасать города от эпидемий, лечить заговорами, предсказывать землетрясения, моровые болезни и небесные явления. Гиперборейцы изображались народом справедливым, добродетельным, творческим, сплошь поэтами, музыкантами и философами, а их социальное устройство – недостижимым идеалом для греков. Уже у Пиндара мы находим описание Гипербореи как благословенного края, где люди живут в тепле и счастье, и в их жизнь не вмешиваются ни болезни, ни войны (Ol. III, 16-17; Pyth. X, 29-44).

К счастливой и беззаботной жизни располагают их и сами условия их существования. Как прекрасный далекий остров в океане, который "обладает хорошей почвой и плодороден", описывал страну Аполлона Гекатей Абдерский, подчеркивая, что еще ее "отличает умеренный климат, ежегодно приносящий двойной урожай" (Frg. 7 (Jacoby) = Diod. Sic. II, 47) [Гекатей 2012: 155-156].

Замечание Гекатея о мягком климате Гипербореи повторяют Помпоний Мела (III 37), Плиний Старший (Hist. IV 89), а позднее, уже в IV-V вв. н.э. – Гай Юлий Солин (XVI 1) и Марциан Капелла (De nuptiis VI 664). В XIII в. об оптимальных природных условиях, отличающих страну Гиперборею, пишет Роджер Бэкон, опиравшийся в своих географических штудиях на Плиния и Марциана.

Слышны у Р. Бэкона и отголоски дельфийских легенд о благочестивом, идеальном во всех отношениях народе Гипербореи, получившем у Удивительного доктора вполне конкретную географическую "прописку": "За Руссией, к северу, живет племя гипербореев, которое так именуется от больших гор, называемых Гиперборейскими. И это племя из-за живительного воздуха живет в лесах, племя до такой степени долговечное, что они не думают о смерти. Племя тихое и миролюбивое, ведущее благонравнейший образ жизни, никому не причиняющее зла и не испытывающее беспокойства со стороны других. Напротив, другие сбегаются к ним, словно в приют" [Бэкон 1979: 212-213].

Пассаж из “Opus Majus” английского богослова – пожалуй, единичный случай похвалы Гиперборее за всю историю Средневековья. В целом, тенденция была обратной. Даже пресловутый теплый климат страны Аполлона подвергся сомнению уже на исходе периода античности. Так, Сидоний Аполлинарий (430-486) пишет о "гиперборейских инеях" (XI 96), Магн Феликс Эннодий (473-521) – о "гиперборейских морозах" (I 8, 17).

Подобные указания на холодный климат Гипербореи, казалось бы, резонны: упоминаемый Мелой (III 36) и Плинием (IV 90) гиперборейский день, длящийся шесть месяцев, характерен для полярных широт, где ныне почти круглогодично господствуют свирепые морозы. Однако если иметь в виду, что сообщения латинских ученых приходятся на время резкого потепления климата в Северном полушарии – т.н. период римского климатического оптимума (III в. до н.э. – IV в. н.э.), их содержание уже не кажется таким уж фантастическим.

Скорее нужно отметить, что "холодать" в Гиперборее стало не только по причине изменения климата. Прохладным стало само отношение к этой теме, являвшейся актуальной на протяжении практически всей эпохи античности – как минимум, с VII в. до н.э. по V в. н.э., т.е., на протяжении 12 столетий.

В Средневековье тема Гипербореи почти полностью ушла на задворки как общественного сознания, так и научной мысли. Осведомленнейшая в других вопросах Суда упоминает Гиперборею лишь однажды, растолковывая "темное место" в небольшом стихотворении из "Палатинской антологии" (VI 240), в котором автор молит Артемиду отослать "ненавистную болезнь от лучшего из царей в пределы гипербореев". Имеется в виду "куда подальше", – объясняет Суда.

Значение этого слова – "гипербореи" – уже приходится объяснять специально. К X в. страна Аполлона забыта вместе и с самим Фебом, и сонмом прочих языческих богов. Христианская цивилизация породила новые интересы, паттерны, идеалы, новые доктрины.

Некогда повсеградно известное слово сохранилось для человека поздней античности и раннего Средневековья лишь в названии т.н. Гиперборейских гор – изобретения Птолемея (Geogr. V 9, 13), указавшего даже их "точные" координаты (район российского Приполярья), а также в переносном значении – как название непонятных северных племен, диких и ужасных, от которых не жди ничего хорошего.

Уже во времена Элиана (II-III в.) гипербореи, выступавшие прежде символом идеальной счастливой жизни, более не вызывают пиетета у греков и римлян, считающих себя достигшими вершины цивилизации. Гиперборею отныне почти принято ругать, хотя пока еще чужими устами. Элиан передает историю, якобы рассказанную историком Феопомпом о неких великанах, жителях таинственного континента, находящегося за пределами обитаемого мира.

Собравши миллионное войско, они будто бы переправились через океан и дошли до гиперборейских пределов, однако "не пожелали идти дальше, ибо, наслышанные о том, что тамошние жители слывут у нас самыми счастливыми, нашли их жизнь жалкой и убогой" (Var. hist. III 18) [Элиан 1963: 34].

Окончательно изменить свое отношение к "блаженному племени" заставили жителей Римской империи нашествия северных племен, получившие название Великое переселение народов. Теперь слово "гипербореи" ассоциировалось с ужасом перед угрозой с северо-востока вкупе с глубоким презрением к варварам. Сидоний Аполлинарий в "Панегирике Антемию" рассказывает о диком, суровом, хищном племени, живущем "там, где падает с рифейских скал белый Танаис, несущийся с Гиперборейских гор". Даже лица их детей, по словам Сидония, "внушают особый ужас" [Латышев 1949: 288]. По имени предводителя племени Гормидака, упомянутого Сидонием, мы понимаем, что речь идет о гуннах, воплотивших для европейцев "темную, гиперборейскую силу". Волшебная страна, оттуда раньше прилетали на волшебных стрелах чудотворцы-Абарисы, предстала обиталищем свирепых и недалеких воинов (даже дети их ужасны), источником постоянной угрозы, "ибо известно, по предсказанию пророка, что с севера приходит все зло" [Аббон 2011: 512].

Автор раннесредневековой "Космографии" (VII-VIII в.), известный под именем "Этик Истрийский", характеризует гипербореев как "народ глупейший", относящийся словно "к роду крокодилов и скорпионов"; земля их, Гиперборея, "не родит никаких полезных плодов", зато в ней "обилие диких животных и скота"; богата она и драгоценными камнями, и железом, а местами – золотом" [цит. по: Матузова 1979: 227].

В середине IX в. о древнем эпитете вспомнили в связи с событием, имевшем принципиальное историческое значение.

В июне 860 г. крупнейший и богатейший город мира, Константинополь, осадила на двухстах кораблях армия русов. Атака была неожиданной, и падение великого града казалось неизбежным. Перед лицом смертельной опасности патриарх Фотий произнес с кафедры собора Святой Софии свою знаменитую гомилию.

"Что это? Что за гнетущий и тяжкий удар и гнев? Откуда обрушилась на нас эта страшная гроза гиперборейская? Что за сгустившиеся тучи горестей, каких осуждений суровые скрежетания исторгли на нас эту невыносимую молнию? Откуда низвергся этот нахлынувший сплошной варварский град – не тот, что срезает пшеничный стебель и побивает колос, не тот, что хлещет по виноградным лозам и кромсает недозревший плод, и не ломающий стволы насаждений и отрывающий ветви – что часто для многих бывало мерой крайнего бедствия, – но самих людей тела плачевно перемалывающий и жестоко губящий весь род [человеческий]? Откуда или отчего излился на нас этот мутный отстой – чтобы не сказать сильнее – таких и стольких бед? Разве не из-за грехов наших все это постигло нас? Разве не обличение это и не торжественное оповещение о наших проступках? Не знаменует ли ужас настоящего страшные и неподкупные судилища будущего?" [Фотий 2000: 31].

Спешно вернувшийся из похода на арабов император Михаил III, согласно летописям, тайно проник в свою столицу и вознес с патриархом Фотием молитву во Влахернской церкви, после чего с народом своим вынес божественную ризу Богородицы и окунул ее в воды Пропонтиды. "Была в это время тишина, и море было спокойно, – повествует автор “Повести временных лет”, – но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой" [ПВЛ 1996: 149]

Вскоре произошло большое историческое событие: оценив силу христианской молитвы, русы отправили в Константинополь посольство и попросили о крещении. Отряженный Фотием епископ1 крестил "гипербореев". В своем Окружном послании к восточным архиерейским престолам (867) патриарх с удовольствием отметил, что "даже сам ставший для многих предметом многократных толков и всех оставляющий позади в жестокости и кровожадности, тот самый так называемый [народ] Рос, … переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя охотно поставив в ряд подданных и гостеприимцев вместо недавнего разбоя и великого дерзновения против" [Фотий 2000а: 75].

Поход руси на Царьград ознаменовал выход на международную арену никому прежде не ведомого народа. Русы показали себя как народ воинственный и отчаянный. Впредь эпитет "гиперборейцы" весьма продолжительное время относился по большей части именно к ним. Гунны стали историей. В Европе появилась новая, грозная сила.
Почти сведшиеся на нет в монгольский период русско-западноевропейские связи, по сути, возобновились лишь к XV в. Интерес к Московской Руси подогрели Флорентийский собор 1439 г., фактическое провозглашение в 1448 г. автокефалии Русской церкви и бракосочетание Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог (1469).

Страна, победившая Орду и стремительно набиравшая вес на международной арене, стала объектом пристального внимания со стороны Европы, над которой нависла османская угроза и которую сотрясали внутренние противоречия, вылившиеся в т.н. Итальянские войны. Кем станет Русь для Европы, союзником или врагом? – именно этот вопрос беспокоил европейских правителей. Как и прежде, наша страна вызывала не только любопытство, но и опасения.



Именно в это время европейские путешественники, дипломаты, негоцианты заново открывали Московию, в отношении которой продолжал использоваться эпитет "гиперборейский", чаще всего – в связи с топонимами из "Руководства по географии" Птолемея, ставшего известным западноевропейцам во второй половине XV в.

Описывая в поэме "Лузиады" (1572) устами Васко де Гамы северные пределы земли, классик португальской поэзии Луиш де Камоэнс возвещает:

У полюса холодного, седого
Гиперборейских гор встают вершины.
Эола с них дыханье удалого
Несется вниз, в окрестные равнины.
Там луч слабеет Феба золотого
И не тревожит мощных льдов глубины.
Под вечным снегом горы изнывают,
Моря и реки подо льдом страдают.

[Камоэнс 1988: 105].

"Жителем Эллады", который "ныне стал гиперборейцем" называл себя в письме, адресованном некоему Макробию (1552), знаменитый афонский богослов Максим Грек, прибывший в Москву для помощи в исправлении церковных книг [Максим Грек 1993: 240]. Проведя полжизни среди русских, в самом деле, мудрено не стать гиперборейцем.

Во власти античных представлений находился и римский эрудит, любитель латинских древностей Юлий Помпоний Лэт, совершивший в 1479 г. путешествие по южным областям Руси и включивший собранные хорографические сведения в свои комментарии к Вергилию [Лэт 1941: 69]. Интересно сообщение Лэта о "большом острове на крайнем севере, недалеко от материка", где "редко, почти никогда не загорается день; все животные там белые, особенно медведи" [Забугин 1914: 80], это сообщение нередко расценивают как первое упоминание о Новой Земле, открытой голландцами в конце XVI в.

О состоянии знаний о географии Московской Руси можно судить по знаменитой карте мира Мартина Вальдзеемюллера (1507), на которой фигурировала и страна Гиперборея за Гиперборейскими горами, и "Столпы Александра", и племена амазонок и антропофагов, и прочие мифологические объекты [Waldseemüller 1507]. Стоит заметить, что в прочих аспектах эта карта опережала свое время, и именно на ней впервые появилось название "Америка", предложенное Вальдзеемюллером в честь Америго Веспуччи.

Одним из первых авторов Нового времени, осмелившихся оспорить авторитет Птолемея, стал Матвей из Мехова (1457-1523), профессор Краковского университета, автор термина "татарское иго" [Малов, Малышев, Ракушин 1998]. Его "Трактат о двух Сарматиях" был написан в 1517 г. к грядущему бракосочетанию короля польского и великого князя литовского Сигизмунда I; автор поставил перед собой задачу разоблачить мифы различных "очковтирателей" (frapatores), "противоставляя им, вместо всяких хитроумных доводов, реальный опыт" [Меховский 1936: 84].

Основываясь на рассказах русских военнопленных (сам он на Руси не бывал), Матвей дерзнул опровергнуть важнейшие постулаты птолемеевской географии и выступил с утверждением, что "гор Рифейских и Гиперборейских в природе нет ни в Скифии, ни в Московии, ни где бы то ни было, и хотя почти все космографы утверждают, что из этих гор вытекают Танаис, Эдель или Волга, Двина (Dzwina) и другие крупные реки, написанное ими – выдумки и невежественное баснословие. Танаис, Волга и наиболее крупные реки текут из Московии, из страны равнинной, болотистой и лесистой, вовсе не имеющей гор" [Меховский 1936: 84]. Настаивал Матвей и на вовсе возмутительном факте, что в местах, куда древние помещали свою Гиперборею, "нет чудовищных людей – одноглазых, двухглавых псоглавых и пр., а живут там люди, нам подобные, но живут редко, разрозненно, на расстоянии друг от друга и в малом числе" [Меховский 1936: 85].

Открытия Матвея Меховского подвергали сомнению не только правдоподобность античных карт, но и доктрину самого Аристотеля, согласно которому все реки берут свое начало в горах (Meteor. 350a). Уже вскоре к краковскому ученому присоединились нидерландский писатель Альберт Кампенский ("О Московии к Папе Клименту VII", 1523-1524), напрочь отринувший возможность существования Гиперборейских гор, "которые произвела на свет лживая Греция, а не природа" [Кампенский 1997: 105], итальянский ученый Павел Йовий ("Книга о посольстве Василия", 1525), назвавший "столько раз прославляемые древними" Гиперборейские горы "совершенно баснословными" [Йовий 1997: 273], а несколько позднее – автор "Всеобщей космографии" (1544) Себастьян Мюнстер [Мюнстер 1997: 340].

Столь дерзкая переоценка научных ценностей взбудоражила ученый мир Европы: Птолемей и Аристотель были не дополнены новыми сведениями, как полагалось в то время, но решительно пересмотрены. Неудивительно, что не было предела возмущению большого любителя географии императора Священной Римской империи Максимилиана I, которому Меховский отправил свое сочинение. Снаряжая с посольской миссией к Великому князю московскому Василию III дипломата Франческо да Колло, император дал ему особое поручение – опровергнуть сообщения краковского звездочета.

Это поручение венецианец выполнил с подобающим прилежанием. Рассказы очевидцев, самолично побывавших в Югре, дали ему основание отождествить Гиперборейские горы с Уралом, где да Колло в своем "Доношении о Московии" (1519) поместил истоки русских рек, в т.ч. Танаиса (Дона) [Колло 1996: 63-65].


продолжение следует...



https://matveychev-oleg.livejournal.com/13681908.html


Метки:  

Евросоюз возвращается к импорту российской нефти

Воскресенье, 24 Июля 2022 г. 23:00 + в цитатник




Евросоюз возвращается к импорту российской нефти. Европа увеличила импорт российской нефти. Евросоюз снимает ограничения на перевозку российской нефти. Евросоюз готов вскоре снять санкционные ограничения на покупку российской нефти.

https://matveychev-oleg.livejournal.com/13681571.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_matveychev_oleg
Страницы: 1920 ... 1719 1718 [1717] 1716 1715 ..
.. 1 Календарь