В психологической среде вообще часто возникает такое странное явление, которое, к примеру, в в иных сообществах и в иных подходах принято называть «каббалой». В данном случае имеется в виду стремление придумывать новые множественные и зачастую противоречивые толкования тому или иному термину или понятию.
Вот, к примеру, такое понятие, как «гештальт».
Я не собираюсь в данном случае приводить формулировку и давать новое, свое собственное толкование. Достаточно того, что этим занимались и занимаются сотни так назывемых «гештальт-психологов» и «гештальт-терапевтов». Причем, этим понятиям постоянно даются некоторые корректирующие посылы и идет постоянная война неравнозначности определений этих понятий.
То во главу угла возводится блаженной памяти восхитительнейшая Блюма Вольфовна Зейгарник, то идут ассоциации с Максом Вертгеймером, то на престол истины возводится старик Перлз, то – резкий уход в выси горние к именам фон Берталанфи, Анохина, Ананьева и иже с ними, то, не к ночи будь помянут, старик Пригожин. (Имеется в виду максимальное обобщение в рамках теории самоорганизующихся систем).
Да и гражданин Ухтомский тут не на последнем месте с его теорией доминанты. Ведь любой гештальт можно представить именно, как некую доминанту, которая превалирует в мотивационной сфере человека.
И это уже не говоря об экзистенциальной психологии, в которую данное направление входит легко и непринужденно, как сапог в свежий теплый навоз.
Правда, время от времени идет лютый дауншифт (в смысле – резкое снижение уровня понятийной сложности) и возникают тривиальные объяснения гештальта в простейшей модели «сделал дело – гуляй смело».
Большинство, однако, сходится во мнении, что «завершение гештальта» - наше все.
Нельзя жить с незавершенным гештальтом, что бы ни имелось под этим в виду.
Разорванные отношения вызывают сильные эмоции? Это незавершенный гештальт, который надо завершить. Пойди, встреться с бывшим, выскажи ему все, что про него думаешь, быстро убеги и успокойся. …Пока снова не наступит кризис воспоминаний.
Невыученные уроки тревожат и доводят до слез?
Так плюнь на них и иди играть в футбол или в комп! (Зачеркнуто) Так выучи, наконец, таблицу умножения и будь счастлив!
Тревожат воспоминания пионерской юности, когда не перевел старушку через дорогу? Пойди и переведи первую попавшуюся! Сделай доброе дело. И – забудь об этом навсегда и будь счастлив.
А если еще немного напрячь извращенную фантазию, то можно и так:
В жизни происходит какая-то ерунда? Проблемы на работе? Непонимание близких людей?
- Сделай уборку в своей комнате, постирай белье. Вынеси мусор! И ты почувствуешь! …как завершенный гештальт стимулирует выброс дофамина и ты испытаешь удовольствие и отодвинешь все свои проблемы. Как говорится, пока человек занят, ему некогда думать о своих проблемах.
Да, разумеется, я цинично и очень грубо утрирую. Но, если немного вдуматься…
И, к слову.
Беседовал как-то с одним неплохим, в принципе, психологом. Из молодых. Объяснял ему, что реально завершенный гештальт – миф, который может приносить и серьезный вред тоже. Завершаем гештальт отношений полным безразличием к бывшей (бывшему)? А как быть с опытом этих отношений? Как быть с осознанием сделанных ошибок? Или все-таки, достаточно убедить себя, что все ошибки исправлены и повторение их невозможно? А так ли это?
А как же осознание своей жизненной целостности как личности, которая постоянно растет и развивается? Как быть с необходимостью постоянной достройки собственного опыта и собственных знаний? Или с завершением того или иного гештальта мы внезапно становимся обладателями некой истины в последней инстанции в тех или иных областях? И нам больше и знать-то ничего не нужно? А зачем тогда жить?
Итак, расскажу все-таки эту занятную повесть.
Точнее – сказание.
О Завершенном Гештальте. Было это много лет назад, когда и мир был светлее, и вода мокрее, и трава зеленее. А главное – жизненных сил было с избытком, равно, как и собственной дури.
И вот собрались как-то шестеро жизнерадостных студентов в одном месте и порешили пойти в поход. То есть – в сплав по горной реке.
Трое уже имели некоторый опыт сплава, а трое – вообще никакого, но горели энтузиазмом.
Два самодельных катамарана – двойка и четверка.
Река… Ну, по идее в рамках первой категории сложности. Но это – в летнее время, когда ее, по словам местных жителей, «курица вброд переходит».
А в мае месяце как раз шло активное таяние снега в горах. И в отдельных местах были элементы четвертой и пятой категории сложности.
Но жизнерадостные студенты об этом не думали особенно.
Все шло традиционно – сплав, остановка, разведка реки ниже по течению. Далее цикл повторялся.
И вот человек, о котором я хочу рассказать, пойдя со мной в одну из разведок вниз по течению и глядя на большой порог, сказал – «А не обойти ли его по берегу? Что-то пожить еще хочется…»
Тот порог мы обошли. Все просто, смотались до дороги, соблазнили водителя грузовика малой мздой, погрузились в машину со всем барахлом и проехали пару километров ниже того порога.
А вот на следующий день, когда пошли в очередной участок сплава, попали на серию порогов, которые опасными не казались.
Катамараны перевернулись и нас колбасило в реке отдельно от них километров пятнадцать.
Да, а человек тот – погиб. Ну, который хотел пожить подольше. Один погиб, а пятеро выжили.
Так о чем бишь я?
А, о гештальте!
Так вот. Потом мне рассказали об этом парне такую историю. Перед тем, как пойти в сплав, он сделал дома то, чего не делал никогда в жизни ранее. Он навел порядок в своей комнате.
Еще раз – навел порядок в своей комнате. И какой!
Он выбил ковер, пропылесосил везде, расставил книги по полкам, отнес библиотечные книги в библиотеку, вымыл пол, разобрал бардак на столе, разложив все предметы ровно и аккуратно. Перестирал и перегладил белье. По недостоверным слухам, даже кому-то долг отдал. И по тем же слухам и в личных отношениях было все окончено.
В общем, завершил гештальт.
Знаете, когда мне это рассказывали, я был несколько шокирован. Честно говоря, если бы это было мне известно заранее – хрен бы я с таким человеком в поход пошел.
Тут наблюдаем совершеннейшую картину завершенного гештальта.
Сделаны все дела, розданы все долги, решены все текущие задачи.
Жизнь закончена.
Пусть даже человек не понимает этого. Пусть надеется, что после начнется нечто новое, более совершенное и интересное. Но – все, гештальт завершен. И включается программа утилизации.
Самого человека.
С тех пор, общаясь с кем-то, предполагая, что с этим человеком придется заниматься каким-то делом, я всегда пытаюсь понять, есть ли у него незавершенный гештальт? Большой такой гештальт, размером с целую жизнь. Или даже еще больше. Потому, что именно сверхзадачей, сверхцелью, делом, которое рассчитано не на одно поколение и жив человек. Ну, если он действительно – Человек с большой буквы.
Впоследствии в своей жизни я не раз сталкивался с похожей ситуацией.
Труженик, вышедший на пенсию и лишенный любимого дела. Работа в его жизни завершена, и он умирает.
Родитель, вырастивший ребенка, выпустивший его в большую жизнь, отдавший ему свой долг перед собственными родителями. И на этом жизнь заканчивается. Продолжает жить индивид, а не человек. А вот программа завершена и смысл потерян.
Ребенок, который живет так, как запрограммировали его родители – детский сад, школа с отличием, институт с золотой медалью, аспирантура и кандидатская степень. А потом – программа, заложенная родителями, заканчивается. И этот гештальт остается в прошлом. Завершенный гештальт. И человек не знает, как жить дальше. И жить ли?
Да, совсем забыл. Стало быть – о гештальте…
Ну, у некоторых исследователей (и, тем более, у их последователей, адептов и просто верующих) есть такой недостаток – сначала придумать термин, а потом активно придумывать варианты придания ему смыслов. Часто путаются, часто тонут в противоречиях, постоянно изобретают велосипеды (причем, строго индивидуальные, заточенные только под себя и только на один раз, зато дорогие).
Этого не нужно бояться. Это нужно просто принять, как данность и постоянно об этом помнить.. Чтобы тоже, вслед за учениками, адептами и фанатами не утонуть в болоте абстракций и навязчивых идей.
https://karamergen.livejournal.com/725323.html