-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 99




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Лучшие книги 2020

Понедельник, 11 Января 2021 г. 00:00 + в цитатник

Нон-фикшн :
-Гай Дойчер "Сквозь зеркало языка". Невероятно увлекательная книга. Пытается ответить на вопрос -Оказывает ли родной язык влияние на наше мышление? Читается, как захватывающий детектив.
-Талантов П.В "Доказательная медицина". Нужная и актуальная книга. Шокирует дошедшая до сознания мысль, что лекарства и методы, которыми нас лечат не доказаны. А из полезность зачастую фальсифицирована. Не читать людям мнительным.
Художественная литература:
-B. Cорокин "Манарага" . Наверное, уже все слышали про "бук-энд-грил" из этой книги. Написано со свойственным Сорокину изяществом, но читать мне, человеку любящему книги было мучительно. Но, кто не читал, рекомендую.
-Майкл Чабон "Союз еврейских полисменов". Книга года. По жанру это странный сплав альтернативной истории, детектива, трагикомедии и написано это все очень виртуозно с примесью альтернативного идиша. Меня захватила эта книга. Напоминает салат из груши с сыром рокфор – и странно, и вкусно, и не оторвешься.
-Яна Вагнер "Кто не спрятался" Я запала на Яну Вагнер, когда прочитала ее первую книгу "Вонгозеро". Кстати это было в начале эпидемии и как-то книга попала в струю. "Кто не спрятался" -это как-бы детектив во вполне классической детективной декорации. Но к концу оказывается, что кто убийца не очень-то и важно.
-Всеволод Петров "Турдейская Манон Леско". Очень странная повесть. Во время войны( непонятно какой) гл. Герой влюбляется в девушку, совершенно не подходяшую для главной героини. В конце концов оказывается, что война это ВОВ и такой военной прозы мы никогда не читали. Очень выбивающаяся из всех стандартов книга.
-Алексей Иванов "Тобол". Про "Тобол" много рассказывать не буду. Все знают про что и , кто не читал, читайте. Если кто смотрел сериал – забудьте его как страшный сон.

https://chto-chitat.livejournal.com/14232425.html


Метки:  

Из старой фантастики

Воскресенье, 10 Января 2021 г. 23:59 + в цитатник
Друзья, может кто напомнит, как называлась книга и кто автор фантастического рассказа или повести (не помню ничего, так как читала я это еще в юности, годы 1973 - 1980), где в самом конце книги говорилось о всеобщем единении людей, какой-то шар что ли, что то энергетическое, где миллиарды стали единым целым. Такое объединенное сознание. Надеюсь, я не слишком переврала на свой лад. Но может что-то похоже кто-то вспомнит.

https://chto-chitat.livejournal.com/14232097.html


Метки:  

"Дальгрен" Сэмюэл Дилэни

Воскресенье, 10 Января 2021 г. 23:59 + в цитатник

"Дальгрен" Дилэни - проза ленты Мёбиуса

Ваши стихи обвивают нутро, обнимают этот город, как стихи Кавафиса выкручивают и преломляют Александрию накануне Второй мировой, как стихи Олсона вплетаются в океанский свет Глостера середины века или стихи Вийона – в средневековый Париж.

Под занавес странного апокалиптического года у нас появилась возможность прочесть странную апокалиптическую книгу. "Азбука" выпустила "Дальгрен" Самюэла Дилэни в блестящем переводе Анастасии Грызуновой. Роман о котором много говорят как об одной из вершин интеллектуальной литературы; отправной точке киберпанка как жанра; прозе дивной красоты и поэтики - все так.

И почти не говорят об удельном весе в нем секса, ограничиваясь эвфемизмом "эротично", меж тем, как местами это практически порно. Понятно, что не тем "Дальгрен" матери-истории ценен, но не стоит сбрасывать со счетов эту составляющую, собираясь свести знакомство с одной из лучших фантастических книг XX века. То есть, если вы, к примеру, исповедуете пуританские взгляды, чтение может доставить серьезный дискомфорт. Возможно причина, по которой роман шел к русскому читателю почти полвека, отчасти в этом

Беллона
Молодой человек в одной сандалии (сквозная деталь Дилэни: Мыш из "Новы" в одном башмаке) приходит в город Беллона, о котором однажды в книге скажут, как об одном из шести крупнейших городов Америки, в остальное же время он производит впечатление совершенной деревни, где все всех знают и на круг не больше тысячи жителей. Мир недавно пережил некое потрясение, подробности которого не раскрываются, но теперь большая часть благополучно оправилась от последствий, зализала раны и вернулась к прежней жизни. Не Беллона, покинутая подавляющим большинством горожан. Те, кто остался и пришельцы обживают теперь странное пространство, сродни стругацкой Зоне.

Деньги хождения не имеют, но все, что тебе нужно, можешь взять в магазине или в одном из пустующих домов. Причем магазинная полка, которую опустошил неделю назад, сегодня вполне может оказаться заполненной теми же продуктами. Иногда дома горят. Целыми кварталами. В течение нескольких дней. Не факт, при этом, что спустя еще несколько дней ты не увидишь их на том же месте, целыми и невредимыми. На небе порой появляются две луны, а случается солнце встает над горизонтом такое громадное, что занимает собой большую часть неба. Время не повинуется физическим законам, за вторником 24 июля 1974 года вполне может наступить четверг 17 сентября 2001, а потом воскресенье 1 января 1969.

Криминогенная обстановка не внушает оптимизма. Банды "скорпионов", облаченные в черную кожу и увешанные цепями с оптическими линзами держат горожан в страхе. Эти цепи из того, что сближает "Дальгрен" с "Пикником на обочине". Не украшение на шею, но сложная, замкнутая во многих местах конструкция, обвивающая все тело, вступая с носителем в род техногенного симбиоза. Будучи активированной, цепь заключает человека в пульсирующую голопроекцию мифического чудовища. Среди тех, кто их носит, не принято говорить об обстоятельствах обретения, но мы получим возможность убедиться в нечеловеческом происхождении артефактов.

Шкет (Kid)
Юноша, пришедший в город не помнит своего имени и большая часть его воспоминаний отрывочна. Ему двадцать семь и за плечами много чего, но лицом совершенный мальчишка, за что получает прозвище Kid (малыш) в русском переводе Шкет - шикарное попадание, кстати: созвучно оригиналу, намекает на отсутствие законопослушания и отдаленной цепью ассоциаций ведет к республике Шкид. В некотором смысле он плоть от плоти этого города, та же странная беспамятность и чуждость прежнему опыту. Может потому так скоро осваивается в нем. Тело Шкета уже увито цепью, у него она, правда, пока не включается. А на поясе медная орхидея - род местного холодного оружия того же нечеловеческого происхождения. То и другое получено им до прихода в город.

Стихи
В Беллоне Шкет находит тетрадку, наполовину исписанную отрывочными дневниковыми записями и стихами прежнего владельца, и внезапно оказывается захвачен поэтической горячкой, которой не может сопротивляться. Отчасти радикально переделывает экзерсисы прежнего владельца тетради, большей частью пишет свое. И стихи превосходны (спасибо переводу), хотя не в русле русской поэтической традиции. Больше того, они произвели впечатление на бывшего в это время в городе поэта-лауреата Новика и при его содействии издается поэтический сборник "Медная орхидея", который тотчас становится мегахитом. Что не мешает городскому бомонду относиться к автору отчасти как к говорящей собаке.

Ланья
Девушка, встреченная Шкетом в день прихода в Беллону. Не красавица, но чертовски мила и совершенно раскована. Да к тому же знает всех, кто есть кто-то в этом городе. Играет на губной гармошке, сочиняет и записывает музыку, работает в школе для цветных сирот (или не работает, впрочем неважно). Сначала живет в парке, после очередного выпадения Шкета из времени переезжает в дом подруги. Не прерывая отношений с героем, остается совершенно независимой.

Дэнни
Вот тут все сложнее, потому ограничусь самой краткой характеристикой. Подросток, почти мальчишка из скорпионов который становится любовником Шкета, позже это перерастет в амур-де-труа с Ланьей. Как человек, не чуждый астрологии, я могла бы сказать, что здесь слышны отголоски нью-эйджизма, который ищет новые способы взаимодействия в преддверии наступающей эры Водолея (известного интересом к перверсиям), которые заменят традиционный парный союз. Такая любовь-дружба, чуждая ревности и открытая экспериментам с максимальной степенью свободы для партнеров. Однако Дилэни сын своего времени и влажных хлюпающих Рыб не понимает, что секс для холодного отстраненного Водолея не самоцель, скорее предмет научного интереса.

Ричардсы
Самая драматичная, самая законченная часть этого романа, в остальном представляющего собой прозаическое воплощение эшеровых гравюр. Семья, куда Шкет нанимается помочь с переездом из одних апартаментов кондоминимума в другие. Квинтэссенция маяковского "О дряни". Просвещенные буржуа, отец каждое утро уходит на службу, хотя все учреждения в городе закрыты. Мать затеяла ненужный переезд с этажа на этаж с подручным, которого изначально планируют кинуть на деньги, не заплатив. Старший сын в скорпионах и отныне вычеркнут из семейных аналов. Ангелоподобная дочь была изнасилована негром, с которым ищет новой встречи, панически боясь, что родители узнают. Младший сын, самый приятный персонаж романа, симпатичный книгочей. Бобби, о, Бобби - у меня ком в горле и сухие злые слезы, когда вспоминаю лифтовую шахту, и что было потом.

Резюме:
Роман сильно не для всех. Требует подготовленного читателя, да и тому легко не дастся. Ближе всего по ощущениям это к пинчоновой "Радуге тяготения". Зато и радости от встречи с умной, поэтичной, достаточно эпатажной прозой подарит много.

https://chto-chitat.livejournal.com/14231917.html


Метки:  

Книги осени

Воскресенье, 10 Января 2021 г. 01:33 + в цитатник
Книги сентября:


1. Виктор Пелевин "Непобедимое солнце"



Новая книга Пелевина - полный восторг! Главная героиня - симпатичная современная девушка, сюжет динамичный, мистики в меру, а от концовки и от ее связи с современностью я смеялась в голос от неожиданности. Видела много критичных отзывов, мол, Пелевин нынче не тот. Ну а мне в самый раз, я оценила.

2. Тони Магуайр "Только не говори маме. История одного предательства"



Эта книга про девочку, которую много лет насиловал отец. Читать эту книгу очень тяжело, это подробное, точное и честное повествование, как все это начиналось и к чему привело. Поразил контраст между счастливым детством и тем кошмаром, который начался, когда в семью вернулся отец, и девочка в результате издевательств отца и молчаливого предательства матери из веселого, ухоженного ребенка превратилась в парию. А в 14 лет она забеременела, и когда правда выплыла наружу, от нее все отвернулись. Отца посадили всего на два года! Семья отца отвернулась от нее! Она стала парией в их городке, любой, кто узнавал о ее несчастье, гнал ее от себя, и она изо всех сил скрывала, что с ней случилось. После этого аборта девочка стала бесплодной. А когда девочка после попытки самоубийства попала в психиатрическую клинику, все, что интересовало ее психиатров - получала ли она удовольствие от секса с отцом. Но больше всего меня возмущала мать, которая предала и не защитила своего ребенка, простила насильника и с нетерпением ждала его из тюрьмы. Когда я читала, как выросшая девочка сидит у изголовья умирающей матери и разговаривает с отцом, упрашивая его приехать, мне хотелось взять молоток и дубасить ее родителей по башке.

3. Тана Френч "Ночь длиной в жизнь"



Наконец-то мне стали нравиться книги Таны Френч! У нее в каждой книге разные герои, которые эпизодически появляются в предыдущих книгах. На этот раз главным героем стал детектив Френк Мэкки и его сумасшедшая семейка, от которой он сбежал двадцать лет назад, и его юношеская любовь, убийство которой он расследовал. А еще это история о созависимости, в которой барахталось все семейство Мэкки.


Книги октября:



1. Тана Френч "Рассветная бухта"



Как всегда огромный и невероятно подробный отчет о расследовании убийства. Ее книги читаешь, как будто их живешь. Это книга о том, что безумие заразительно. Читать было очень тяжело, потому что там убивают детей.
В конце, когда полицейский проверяет камеру, мне ужасно хотелось, чтобы там все-таки оказался какой-нибудь зверь, но, конечно, это бы все испортило и превратило бы книгу в шаблонную.

2. Слава Сэ "Сантехник, его кот, жена и другие подробности"




Прочитала книжку, собранную из жж-баек знаменитого сантехника Славы Сэ. Впечатление странное. Когда встречаешь его посты в жж ленте, они выглядят как жемчуг среди навоза. Но читать его миниатюры подряд тяжело, они слишком набиты шутками, и автор кажется чересчур сексуально озабочен. Книжка очень короткая, и в этом ее главное достоинство. Вряд ли буду еще его читать, кроме как в жж.

3. Даниэль Шпек "Bella Германия"




Прекрасная книга, это огромная сага про три поколения семьи, про семейные тайны, про любовь и выбор. История про эмиграцию, трудности первого поколения, переехавшего в другую страну за лучшей долей. Читать было интересно с первой до последней строчки. Очень рекомендую.

4. Анна-Лена Лаурен "У них что-то с головой, у этих русских"




Это книга про русских глазами иностранки, журналистки из Финляндии. Так как я сама, можно сказать, иностранка, и в России никогда не жила, я эту книгу читала, по очереди отождествляясь то с автором, то с исследуемыми ею русскими. Читать было интересно, это забавное антропологическое эссе. Правда, написано давно, еще во времена президенства Медведева, но с тех пор мало что изменилось.


Книги ноября:


1. Соня Шах "Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов"



Это не худлит, а научпоп, история мировых эпидемий. Честно говоря, я была уверена, что эта книга только что написана, настолько современно она читается. В частности, в ней доказывается, что это только вопрос времени, когда какой-нибудь вирус вызовет пандемию. И мы уже не раз были на волосок от нее и десять, и двадцать лет назад. Вот, например, цитата:

"Рынки дичи – это открытые уличные торговые площадки, где продают живую дичь, которую покупатель затем забивает и готовит сам. Они обслуживают традиционную для Китая «дикую» кухню е-вэй, для которой характерны блюда из разных экзотических животных – от змей и черепах до летучих мышей.
Именно там, на рынке дичи в Гуанчжоу, родился вирус, чуть не ставший причиной пандемии в 2002 году. Обычные носители этого вируса – подковоносые летучие мыши. Он принадлежит к семейству коронавирусов, вызывающих в основном легкие респираторные заболевания (у человека на долю коронавирусов приходится около 15 % всех простуд)."

Написано легко и доступно, очень рекомендую читать поскорее, а то пандемия вот-вот закончится, и интерес к этой теме пропадет.

2. Владимир Данихнов "Тварь размером с колесо обозрения"



Это книга писателя-фантаста о том, как он заболел раком. О том, как это началось, поиск врачей, постановка диагноза, операция. Можно сказать, что человек сам себе написал реквием.

3. Тана Френч "Тайное место"



Книга оставила очень странное впечатление. Все поступки героев были для меня нелогичными, и я не представляю себе девушки, которая стала бы терять девственность из таких странных соображений, как в книге. Я бы могла предположить, что парня убили, потому что он слишком много крутил с разными девушками, и одна из них решила отомстить, но настоящая причина убийства была слишком нелогичной, это уже психиатрия какая-то. Но читать было интересно.

4. Анастасия Ерохина "Чок-чок, зубы на крючок"



Это не книжка, а визуальная новелла, что-то среднее между книжкой и компьютерной игрой. Я никогда ни с чем подобным не сталкивалась. Пришлось напрячь мозги, чтобы понять, как читать и смотреть, и в процессе у меня возникали вопросы, с которыми я приставала к автору. Но зато потом, когда я во всем разобралась, было так интересно! Начало книжки довольно медитативное и чуть-чуть скучноватое, но зато потом действие так завертелось, что я оторваться не могла. А когда начались варианты, я не успокоилась, пока не прошла все развилки и не прочитала все до конца. Это было очень очень интересно, мне несколько ночей снилась эта книжка, а лица главных героев до сих пор стоят у меня перед глазами. Я ОООООЧЕНЬ рекомендую, читать эту новеллу это классное и необычное переживание, и сюжет отличный, и сделано классно.

https://chto-chitat.livejournal.com/14231698.html


Дэвид Болдаччи (Бальдаччи) "Искупление" (Амос Декер -5)

Суббота, 09 Января 2021 г. 15:15 + в цитатник

Эта серия детективов весьма хороша, за исключением третьей книги, в которой сюжет свернул куда-то не туда.

Итак, сильный удар по голове завершил спортивную карьеру Амоса Декера, зато подарил ему абсолютную память - можно сказать, дар и проклятие одновременно.

Будучи новичком в убойном отделе полиции, Декер вместе с напарницей расследовал убийство четырех человек - три жертвы застрелены, одна задушена. Улики привели к некоему Мерилу Хокинсу, которому в итоге влепили пожизненное без права на условно-досрочное.

Прошло много лет, Декер успел похоронить жену и дочь, побыть бомжом и частным сыщиком, найти убийцу своей семьи, и начать работать на ФБР в составе особой группы, занимающейся особо заковыристыми делами. И вот во время ежегодного визита на кладбище он с удивлением видит того самого Мэрила Хокинса, постаревшего и изможденного. Оказывается, из-за последней стадии рака Хокинса выпустили из тюрьмы доживать последние дни на свободе, и он разыскал Декера, дабы заявить о своей невиновности. Мол, облажался ты, парень, по-крупному, но у тебя еще есть шанс все исправить.

Конечно, кого из осужденных ни послушай, все поголовно невиновны, тем не менее Декер с бывшей напарницей пробегают по материалам старого расследования... а затем Хокинса находят убитым. На кой, скажите на милость, убивать больного, и так доживающего последние дни? Это месть за предположительно убитых им людей или попытка заткнуть ему рот, чтобы не мутил тут воду со своими речами о невиновности?
Так начинается новый виток старого дела... в котором Декер, возможно, все-таки ошибся. Или нет?

Излагает автор хорошо, не затягивает, не нудит, умеет создать напряжение, правильную атмосферу и зацепить интригой. В центре повествования - полицейское расследование, которое раскручивается быстро и напряженно: вроде только начали, а уже столько всего произошло. Выясняются новые факты, происходят убийства и покушения, люди брешут, как сивые мерины, и непонятно, кто во что замешан - захватывает!

Большая часть повествования - это добротный полицейский детектив, а вот разгадка здорово разочаровывает. Автора явно унесло не в ту степь, потом к этому еще и мелодрама приплелась, и непременная исповедь лиходея, а то вдруг главгерой чего упустил или недопонял.

Впрочем, эти минусы не отменяют того, что девяносто процентов книги я читала с большим удовольствием, так что в целом впечатление хорошее.

https://chto-chitat.livejournal.com/14231368.html


Метки:  

"Пруст и кальмар. Нейробиология чтения" Марианна Вулф

Суббота, 09 Января 2021 г. 15:06 + в цитатник
Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Гумилев.

Увлекательный, что не мешает ему быть серьезным и умный - что не мешает быть интересным - нон-фикшн, посвященный чтению и тому, как оно изменяет наш мозг. Автор психолог, когнитивный нейробиолог и психолингвист Марианна Вулф видный борец за глобальную грамотность, долго работала в Африке, отмечена многими наградами, а тест на определение скорости декодирования прочитанного, разработанный ею в соавторстве с Мартой Денкла стал классикой в изучении дислексии.

Книга рассматривает чтение, как в интеллектуально-поведенческом плане, и первая часть названия символически отражает этот аспект - у Пруста, кроме мадленок, размоченных в ромашковом чае, которые позволили воскресить целый пласт детских воспоминаний, есть эссе о том, как досадовали мы на помехи, отрывавшие от чтения в детстве и как та же книга, взятая в руки взрослым, обмелевшая содержанием и уже ничуть не интересная, становится машиной времени, позволяющей вернуться в блаженный край.

Так и с точки зрения биологических механизмов, которые задействованы в процессе. Кальмар в названии оттуда, именно изучение способов ускорения, используемых этим животным, позволило ученым понять, как нейроны выстреливают и передают друг другу информацию, порой активируясь чтобы компенсировать изменения, если что-то пошло не так Значительная часть от объема книги посвящена дислексии: ее причинах и способах преодоления.

Кроме того, это серьезный разговор о том, как цифровая культура, повсеместно замещающая традиционные методы работы с информацией, изменит способы восприятия. Будет ли замещение полным, а грядущая деградация неизбежной или возможно, сохранив лучшее из прежнего, обогатить новым, создав в итоге не имевший аналогов коллективный интеллект.

Интересного в книге много. Тут и экскурс в историю чтения: от маленьких круглых токенов для обозначения количества овец до "Улисса". И возможность отследить изменения, происходящие в мозге по мере усвоения читательского навыка - на самом деле, серьезные. Буквально создание сложнейших нейронных сетей. И печальная истина о еще больше богатеющих богатых, получившая неожиданно приятное для нас, читателей, подтверждение. Дело в том, что количество семантических связей, доступных умелому читателю, возрастает по экспоненте и практически без осознанных усилий.

А чтение алфавитного письма, оказывается, задействует иные, чем чтение иероглифического, участки коры головного мозга. А дети из бедных в языковом отношении семей (что чаще всего сопровождает финансовую бедность) к пяти годам отстают от сверстников, лингвистические навыки которых развивались (типично для среднего класса) на тридцать два миллиона слов. Нет-нет, не в смысле словарного запаса, в потенциальной возможности понять услышанное. Тот случай, когда произнесенное остается белым шумом.

Интересная классификация этапов научения чтению: предчтение, когда ребенок осознает, что маленькие значки, которые сопровождают книжные иллюстрации, сами могут рассказывать историю: читатель-новичок, делающий первые попытки складывать из слогов слова, а из них фразы; декодирующий читатель - этап первоначального абстрагирования, когда в процессе осознаются целостные блоки информации; беглое чтение, с автоматизацией навыка.

Проблемы большинства дислексиков в современном мире не на одном из начальных этапов, но именно на финальном, когда не можешь воспринимать расшифрованную информацию в фоновом режиме и приходится по-прежнему прилагать для этого ощутимое ментальное усилие.

Книга отличная, но мне не хватило, как и в "Истории чтения" Альберто Мангеля, разговора об аудиокнигах и голосовых синтезаторах. Для сегодняшнего читателя умение воспринимать текст с голоса совершенная необходимость, открывающая колоссальные когнитивные возможности. Львиная доля того, что я читаю сейчас глазами - книги на иностранных языках, на русском, в основном, слушаю. Простительное Мангелю, писавшему свою историю четверть века назад, воспринимается досадным упущением сегодня, когда технологии сделали такой способ чтения доступным.

https://chto-chitat.livejournal.com/14231074.html


Метки:  

"Оправдание Острова" Евгений Водолазкин

Пятница, 08 Января 2021 г. 15:34 + в цитатник


И летопись окончена моя
В конце концов, от жизни остается только история.
Автор, впечатления от очередной книги которого не стоит и пытаться предсказать, покуда не прочтешь - таков мой Евгений Водолазкин. Признанный шедевр "Лавр" не только оставил равнодушной, но до сих пор потряхивает при воспоминании о разлагающемся трупе возлюбленной, с которым герой два месяца делил комнату. В "Авиатора" влюбилась с первых строк, а на сцене пресс-конференции разрыдалась прямо на улице (слушала аудиокнигой). "Брисбен" возненавидела, поспешив исправить впечатление "Соловьевым и Ларионовым", а с "Сестрой четырех" полюбила снова.

И опять "да". Не щенячья восторженность "Авиатором", но сдержанно-уважительное признание: "Таки да, он Мастер". Писатель Водолазкин в первую очередь историк, и всякий его текст - роман с историей (даже когда речь идет о пьесе). "Оправдание острова" в этом смысле превосходит все, читаное прежде. Концентрированная история в количествах, почти несовместимых с жизнью: древнего мира, средних веков, новая, новейшая. Всякая часть изящно стилизована лексическими конструкциями, которые ассоциируются у читателя с описываемым временем: от "Хроники временных лет" до новояза новостной ленты интернет-агентств.

Еще несколько слов о языке и стиле книги, прежде, чем начать говорить о содержании. Он роскошен и словно бы специально создан для разбора на цитаты. И освещен сдержанным умным юмором, который у нас зовут английским, на самом деле, более интернациональным, чем одноименный гимн, хотя сильно не для всех. Так смешно все время, что с определенного момента просто перестаешь реагировать, принимая как должное потоковый режим того, крохам чего при других обстоятельствах радовалась бы.

"Оправдание острова"- это история части суши (да-да, со всех сторон окруженной водой), по которой можно составить представление об истории человечества, как по капле воды об океане. Разумеется, наиболее четкая привязка к родине, да ведь и у других все это не сильно отличалось. Что касается литературных источников, кто-то отметит несомненную связь с "Историей одного города" Салтыкова-Щедрина , кто-то с "Историей мира в 10 1/2 главах" Барнса, "Островом пингвинов" Франса еще кто-то из особо продвинутых - с "Возможностью острова" Уэльбека (даром ли такое название?) И всякий будет прав, мир стоит на плечах гигантов. И всякий неправ, потому что такого еще не было.

Смотрите, в чем дело: здесь исторические хроники в изложении череды летописцев перемежаются комментариями светлейшей княжеской четы Парфения и Ксении, которым триста сорок восемь лет, а потому были они непосредственными свидетелями значительной части описываемы событий. То есть, как треть тысячелетия? Столько не живут. То есть, так. А в Библии такой возраст для патриархов и праведников вполне себе норма. Они и есть праведники, для которых время течет иначе, чем для остальных.

Одна из основных мыслей романа, его красная нить - предание о Содоме и Гоморре, в которых не сыскалось ни одного праведника, чтобы уберечь от огненного дождя. Так вот, у Острова их двое, светлых святых стариков, несущих на хрупких плечах груз мировых грехов. Фрагменты романа от лица Парфения и Ксении - чистое читательское наслаждение и то, за что обожаю Водолазкина стилиста. Понимаю, будь таким языком написан весь роман, это вскоре пресытило бы, но боже, как хорошо!

И да, это о людях, в которых при любых обстоятельствах остается что-то человеческое. Надо читать, это хорошо. Или слушать, потому что есть аудиокнига в исполнении Ивана Литвинова и Геннадия Смирнова: первый в представлении не нуждается, второй составляет ему достойную партию. Завершая, не могу удержаться от цитаты об одном из хронистов, совершенно меня очаровавшей:
В ту часть потустороннего мира (здесь возможны варианты), где он сейчас находится, посылаю ему мой искренний привет.

https://chto-chitat.livejournal.com/14231039.html


Метки:  

"Оттепель. События (1953-1968)" Сергея Чупринина.

Пятница, 08 Января 2021 г. 15:33 + в цитатник
За три дня залпом прочитала толстенный том в 1190 страниц Сергея Чупринина. Автор разворачивающет впечатляющую эпопею борьбы в сфере литературы и бурлений общественной жизни СССР в период между смертью Сталина и операцией в Чехословакии 1968 года. Это очень важный период истории Союза - процессы первой и второй десталинизаций (1956, 1961-64), разворот идеологии от сталинской к хрущевской, а затем и подморозка при раннем Брежневе. Метод автора тоже очень интересный и оригинальный - он ничего не пишет от себя, а лишь подбирает к главным событиям фактуру противоположных лагерей (условных "западников" и "почвенников"). Фактура - это письма, дневники, рецензии, отзывы, докладные записки.
Книга очень ярко демонстрирует картины основных литературных скандалов СССР в эти годы и главные идеологические реперы эпохи - например, дело Пастернака (1958), возвышение и задвигание Солженицына (1962-1967), борьбу "Нового Мира" и "Октября", дело Бродского (1963), взаимные доносы литераторов друг на друга, роль партийных кураторов литературы и искусства, рельефно высвечивает неграмотность Н.С. Хрущева в сфере идеологии и искусства.
Всячески рекомендую интересующемся историей СССР вообще и советской литературы в частности.

Очень понравилось!

https://chto-chitat.livejournal.com/14230719.html


Лучшее из прочитанного в 2020

Пятница, 08 Января 2021 г. 01:39 + в цитатник

В прошлом году я из-за работы и пандемии мало читала, но всенепременно хочу поделиться традиционным списком «Пятерка лучшего из прочитанного».

1-3. Так уж вышло, что больше всего мне попали в настроение книги, которые у меня оказались на одной виртуальной полочке «Советская литература». Это повести Веры Пановой, рассказы Всеволода Иванова и одна повесть Бориса Пильняка.

Во-первых, Вера Панова. Что: «Сережа», «Конспект романа». Почему: «Сережа» — редкий случай, когда ребенок в книге выглядит живым, настоящим, а сама история искренней. «Конспект романа» — небольшая повесть, набросок о взрослении двух героев, которые при внешнем различии (мальчик из семьи научных работников и сын вагоновожатой), оказываются похожи — оба совершают незаметное предательство.

Во-вторых, Всеволод Иванов. Что: «Бронепоезд 14-69», «Цветные ветра». Почему: Если Панова — это явная послевоенная проза, то Иванов — яркий образец послереволюционной литературы — рваный стиль, экспрессия, выразительность, все на одном дыхании. Эпоха обязывает, так сказать.

В-третьих, Борис Пильняк. Что: «Заволочье». Почему: стиль, специфическая манера повествования, композиционные приемы, авторская пунктуация, язык. Склейки, постоянные смешения сюжетных линий, свое нелинейное время и пространство. Повесть про полярную экспедицию, написанную по мотивам реального путешествия Пильняка. Очень красивая история, злая, холодная.

4. Ричард Матесон. Что: «Я — легенда», «Невероятно уменьшающийся человек». Почему: потому что человек способен на многое, человек — это звучит если не гордо, то уж точно сильно. В принципе, это гимн именно воли к жизни, которую не могут сломить никакие обстоятельства. Даже если человек уменьшается до размера Мальчика-с-пальчика или оказывается последним представителем хомо сапиенс в мире вампиров.

5. Фигль-Мигль. Что «Эта страна». Почему: иронично, афористично, вообще приятно читать, потому что автор «слышит» многострадальный русский язык. Из минусов — сюжет, как обычно, невнятный и вообще первая часть истории про то, как однажды в России воскресили жертв политических репрессий, а в одном уездном городе, где проживают некоторые воскрешенные, похитили сумку с парой миллионов. Номинация на Нацбест 2017.

https://chto-chitat.livejournal.com/14230436.html


Метки:  

Список прочитанного в первую неделю 2021 года

Пятница, 08 Января 2021 г. 01:39 + в цитатник


1. Сергей Лукьяненко, Ловец Видений.
Замах, теоретически, неплохой. Но исполнение невнятное и сумбурное. Возможно я не понял гениальный замысел Лукьяненко, но появление книги в первом чтении на АТ как бы показатель. Финал, по доброй многолетней традиции, слит практически в ноль. Лучше бы Лукьяненко Порог дописал.
Оценка: 3+

2. Тамара Натановна Эйдельман, Как работает пропаганда.
Плакал от умиления. Книгу на Флибусте пытались форсить, там же оставил свой комментарий - "Только опытный домушник может подробно объяснить как обнесли его хату". Автору надо почитать, для начала, Гюстава Лебона...
Оценка: без оценок, тэг - наивные дилетанты и жестокий реальный мир

3. Владимир Анатольевич Тимофеев, Конфайнмент.
Многострадальная третья книга цикла "Три кварка". Спустя 6 лет цикл таки окончен. Честно говоря, рассчитывал на большее. Опять же, практически открытый финал... Очень специфическая АИшка, ну и отягощенная стилем Тимофеева (кто читал "Электричка в Буслаевку" тот поймет).
Оценка: 4+

4. Василий Криптонов, Заметки на полях. Вторая четверть.
Автор сумел удивить. 13-летняя бывшая жена, приехавшая к тебе, 14- летнему школьнику, это очень сильный ход :)

https://chto-chitat.livejournal.com/14230178.html


"Маленький друг" Донна Тартт

Пятница, 08 Января 2021 г. 01:38 + в цитатник
Победа, зачастую, ничем не отличается от поражения.

С романом у меня особые отношения. Им, прочитанным лет девять назад, зажглась любовь к Донне Тартт. С желания поговорить о нем началось знакомство с Либом - впервые зашла на сайт, еще как робкий посетитель. Да тут же и вышла, изумившись, что авторы бойких, недурным языком написанных рецензий, сплошь недовольны книгой, укоряют в том, что она не "Тайная история".

Им, хотя позже, началось восхищение Настей Завозовой, в моей тогдашней табели о рангах "девочкой из ЖЖ, которая лучше всех рассказывает о книгах" - еще не любимым переводчиком (о "Щегле" на всех перекрестках кричала, что перевод гениален); не главным редактором Сторитела; не ведущей медузовского подкаста с Галиной Юзефович. И вот теперь ее перевод "Маленького друга" в формате аудиокниги, прочитанной любимым исполнителем.

Уточню, на русский язык роман переведен дважды и недостатки первого по времени перевода Антонины Галль, буде такие есть, не помешали очароваться им. Но первый по времени перевод много короче, словно из книги выброшены целые куски, даже понимаю, из каких мест, хотя не могу представить, по каким соображениям. Перевод фанатичной поклонницы "Маленького друга" Завозовой значительно объемнее и с ним от книги не возникает ощущения подвешенности мошкой в янтаре вне пространства и времени - четкая географическая привязка: Александрия, американский Юг; четкая временная - середина семидесятых.

Помнится, в первый приход на LiveLib отзывов было на порядок меньше, и тогда девять из десяти рецензентов возмущались невозможностью определиться с местом-временем, словно эта дезориентация была им личным оскорблением. Сегодня полку читателей прибыло, массовость тяготеет к простоте, упреки примитивнее: отчего Донна Тартт так и не раскрыла, кто убил маленького Робина? Но книга не о том, как девочка мстит за убийство брата, и даже не о жизни сонного провинциального южного городка, хотя то и другое среди ее составляющих.

А о чем тогда? Ну вот, хуже нет, когда на вопрос: "О чем книга", отвечают: "О нашей жизни". Но с этим романом лучше не скажешь. Нет, не оговорилась, именно о нашей, как она есть, и всякий найдет в нем свое. Трагедию, в момент разбивающую вдребезги жизнь семьи так, что после уж и не склеить, сколько бы времени ни прошло. Одинокое недолюбленное детство в окружении любезно-равнодушных взрослых, которое не может научить любви. Осознание собственного коренного отличия от большинства сверстников, нежелания идти проторенной кем-то дорогой с полным непониманием, а какая она тогда, твоя?

Тяга вернуть потерянный золотой сон Юга-которого-на-самом-деле-не-было, аналог нашей "России-которую-мы-потеряли", только потеря здесь воспринимается в разы острее и горше, персонифицируясь в навеки оставшемся ребенком старшем брате, убитом в детстве. Понимаете, о чем я? Робин для Гарриет концентрированная мечта об Эдемском саде, где все любимы и счастливы, а фамильный особняк по-прежнему осиян люстрой из богемского стекла.

Стремление найти и покарать убийцу брата превращается в род одержимости, священную рану, ритуальное действо, которое, кто знает, вдруг - да и вернет в полном объеме потерянный рай (нет-нет, не на осознанном уровне, такого рода маниакальные убежденности коренятся глубже). Это лишь один из смысловых пластов книги, которая вся, как немыслимо плотно упакованная в семь сотен страниц жизнь.

Можно вычитать горькую социальную правду о невозможности для "белой голытьбы" вырваться из убожества своего слоя. Вы же понимаете. что Рэтклиффы в сути куда более талантливы и предприимчивы, чем Кливы-Дюфрены? Только вот, отпущенные на их долю возможности куда уже и специфичнее. Тем не менее, Фариш налаживает метамфетаминовое производство, Юджин пробует подвизаться как проповедник (с его-то внешностью), еще один брат, ныне отбывающий срок, заслужил спортивную стипендию на право обучения в колледже, от которой отказался.

А можно серьезный разговор о расовой сегрегации, когда с черными слугами обращаются как с пылью под ногами и даже у любящей всем сердцем няню-домработницу Иду девочки не возникает сомнения, что именно жизнь в убогой хижине подобает этой женщине. Но и она, Ида, которая любит ведь (не может не любить) своих хозяек, не прощает ни черта, и чем это обернется для белых американцев завтра - как знать, никто ничего не гарантирует.

Или мирная старость с одиночеством, которое не в тягость, когда есть скромная финансовая
обеспеченность и возможность провести пару часов в неделю в обществе таких же беззаботных старушек (вопиющее ведь противоречие всем стандартам, предписывающим растворяться во внуках, маяться от непонимания со стороны взрослых детей и страдать от одиночества!). А есть ведь еще тема недостоверной информации, на основании которой приходим к выводам, которые внутренне готовы сделать (ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад).


Он такой весь, этот роман, какую нить не тронь - на колебание отзовется множество других. Немыслимо подробные описания с глубочайшим погружением во внутреннюю и внешнюю жизнь персонажей, неважно - главных или второстепенных. Его невозможно свести к сюжетной схеме: "убили-нашла-отомстила" и неверно было бы счесть энциклопедией жизни американского Юга второй половины XX века. Или социальному роману, роману взросления, эскапистскому и авантюрному роману. Хотя при желании то и другое (и третье, и пятое, и десятое) вычленить можно.

И именно с такой книгой полной мерой раскрывается исполнительский талант Игоря Князева, который хорош со всем, что читает, но, вы понимаете, когда материал так хорош и упоительно сложен - это ж другой уровень. Воочию видим резкую недобрую Гарриет, так похожую и так непохожую на красавицу-южанку бабушку Эдди; погруженного в психоделические рефлексии Дэнни; слащавого баптиста мистера Рэя, неистового параноика Фариша - всех вместе и каждого по отдельности. Становясь свидетелями чуда, когда шедевр встречает отличный перевод и превосходное исполнение.

https://chto-chitat.livejournal.com/14229943.html


Метки:  

Братья Стругацкие, «Волны гасят ветер»

Пятница, 08 Января 2021 г. 01:37 + в цитатник



Никаким богам нельзя позволить вступаться в наши дела, богам нечего делать у нас на Земле,
ибо «блага богов — это ветер, он надувает паруса, но и подымает бурю».



По странному, а может быть и вполне закономерному, совпадению этот роман, написанный в середине 1980-х, на пороге гибели советской цивилизации, повествует о довольно пессимистичном финале светлого Мира Полудня. Человечество, так стремившееся к прогрессу во всей вселенной, вдруг сталкивается с некой непостижимой и непреодолимой силой гораздо более развитой и могущественной цивилизации, которая тайно ведёт прогрессорскую деятельность внутри самого человечества, и при этом в полный рост встаёт вопрос — не потеряют ли люди вследствие вносимых чужаками изменений саму свою человеческую сущность? А из этого вопроса вытекает и следующий — в чём же, собственно, состоит сущность человека? Впрочем, действие вращается не вокруг этих философских вопросов, а вокруг расследования целого вороха загадок, свалившегося на героев, и детективная линия закручена столь лихо, что даже форма подачи (постоянные вставки из протоколов, следственных документов и т.п.) не мешает стремительно и увлечённо погружаться в сюжет.

Сюжет же в общих чертах таков. Часть людей, очень небольшое меньшинство, способно при определённом внешнем воздействии запустить в себе внутренний эволюционный процесс и перейти на другую ступень умственного и физического развития, т.е. получить иное понимание устройства мироздания и невероятную силу управления материей. Но при этом они теряют свою душу, как Фауст. Или, может быть, их душа тоже эволюционирует и обнаруживает, что прежние её представления были иллюзиями. Ну или души вообще нет, и это является одним из грустных открытий эволюционировавших людей. В общем, они теряют интерес ко всему человеческому - слишком человеческому, в т.ч. общению с обычными людьми, коих воспринимают, по собственному признанию, как неразумных детей.

На мой взгляд, это очень важная оговорка, про детей. Не знаю, вкладывали ли тут Стругацкие особый смысл или просто привели первый пришедший в голову пример, чтобы показать огромный разрыв в уровнях между цивилизациями, но лично для меня это показатель совершенной чуждости и враждебности. Ни один нормальный взрослый человек, даже очень большой учёный, никогда не воспримет ребёнка как безнадёжного тупицу, на общение с которым бессмысленно тратить время. И потом, детям просто по природе необходимо общение, эмоциональный отклик, чтобы развиваться. Получается, "прогрессоры" не прогресс проводят, а обычную сегрегацию. Выделяют какую-то элиту, а на остальных ставят жирный крест.

Книга написана, ещё раз повторю, накануне уничтожения советской цивилизации, и прямо-таки бросается в глаза схожесть методов деятельности у Чужих в обоих случаях. А ведь если вдуматься в само понятие прогрессорства, так и получается. Чем у Стругацких занимаются прогрессоры? Вот этот неврастеничный тип на Арканаре, к примеру, которому "трудно быть богом". Отбирает какую-то культурную элиту, которой потом хочет дать рулить государством. Хм... А он вообще знаком с теорией и практикой научного коммунизма, историческим материализмом? Он ведь вроде в коммунистическом обществе вырос и образование получил. Ну, хорошо, а на Саракше вот этот Сикорски, он что там прогрессивного сделал? Да тоже какой-то заповедник высококультурных элитариев организовал, да ещё башни-ретрансляторы хотел использовать в целях внедрения нужных убеждений в широкие массы. Создаётся впечатление, что такие весьма своеобразные представления о прогрессе — идея-фикс самих Стругацких, этих смелых социальных мыслителей, исстрадавшихся под железной пятой коммунистической диктатуры.

Но суть не в этом. Приложив прогрессорство (как идею) теперь уже по отношению к человечеству, мы видим то же самое. Кто-то отбирает по каким-то своим параметрам некую элиту, господство которой потом навяжет большинству с помощью превосходящей технологической силы. Неисправимые романтики Стругацкие представляют эту новую элиту этакими сверхчеловеками со сверх-интеллектом и паранормальными способностями, но уже через пять-шесть лет после выхода романа мы увидим их реальное обличие — малиновые пиджаки, золотые цепи, бритые затылки... Впрочем, суть писатели предсказали точно. Абсолютная бесчеловечность и непостижимость. Космическая чернота.

Красной нитью проходит через всю книгу трагедия центрального героя, Тойво Глумова, ведущего расследование чуждой деятельности, а затем попытавшегося внедриться в ряды этих Чужих и в итоге потерявшего себя как человека. Его мать, Майя Глумова — это та самая Майка из "Малыша", которая когда-то ответила молчанием на обращённое к ней "мама" из уст чужого ребёнка. И вот, спустя годы, это молчание откликается ей страшным космическим эхом от собственного сына, навсегда замолчавшего, удалившегося в холод и тьму, которые хуже смерти.

Да, это грустная книга.

https://chto-chitat.livejournal.com/14229647.html


Метки:  

Сергей Терпигорев - про крепостное право в 19-м веке.

Пятница, 08 Января 2021 г. 01:37 + в цитатник
Знаю, что такие книги часто спрашивают в сообществе. Поэтому советую. В локдауне читать нечего, стала читать малоизвестное и нашла много интересного..
Писатель Сергей Терпигорев (1841- 1895), урожденец Тамбовской губернии. Его рассказы про крепостное право. Предупреждаю - не для слабых нервов.

Вот его сборник "Потревоженные тени" есть для скачивания на флибусте:


Меня шокировал в этом сборнике рассказ "Проданные дети".



Также рекомендую сборник рассказов "Серый мужик" (тоже есть на флибусте) - сборник рассказов малоизвестных авторов 19-го века. Меня тронул рассказ "Шпитонок" Сергея Семенова. Вообще брала каждого писателя из этого сборника и искала, что он еще написал.

А еще, раз уж речь зашла про деревню, напоминаю мой топ в этом сообществе про книгу "Крестьянская история" Лидии Ананьевой. Тоже очень интересно.

https://chto-chitat.livejournal.com/14229430.html


Метки:  

Песочный человек и другие ночные этюды Эрнст Теодор Амадей Гофман

Среда, 06 Января 2021 г. 20:57 + в цитатник



Грехи отцов

Лучшая приманка для дьявола - чистая душа

Мыши плакали от умиления, кололи на бицепс профиль ЭТА и продолжали грызть фолиант. Эрнест Теодор Амадей совсем наш человек (не в Гаване). Первое знакомство случилось, уж и не вспомню, когда. Просто всегда знала, что самая рождественская сказка "Щелкунчик" его сочинение, "Песочного человека", "Золотой горшок", "Крошку Цахеса" впервые в девицах читала. Н-ну, потому что всегда любила пугающие и странные истории с эзотерическим душком, на какие он мастер. Да, тяжеловесные и напрочь лишенные изящества, да, нарочито несовременные, да - катастрофические с точки зрения стиля. Но цельные, оригинальные, яркие, и главное - в их парусах ветер иных миров. Не чистилищ Лавкрафта, но горних. Словно бы кусочек рая светит за мгновенно приоткрывшейся завесой.

И есть часть Корнишской трилогии Робертсона Дэвиса, где действие целиком строится вокруг незавершенной оперы ЭТА "Смерть Артура", которую герои ставят на сцене. Что не только открыло основоположника европейской фантастики с неожиданной стороны, как музыканта и композитора, но, довольно много рассказало об обстоятельствах его личной жизни.

Планида маленького гения, пьяницы и подкаблучника, мелкого чиновника, которому все улыбки фортуны оборачивались ухмылкой или вовсе оскалом, могла бы стать темой отдельного романа. Впрочем, ею и стала. Красной нитью "Лиры Орфея" мысль: творцу, для того, чтобы покинуть серые пустоши лимба, нужен хотя бы один, кто прочтет его книгу (услышит музыку, увидит картину, скульптуру) так, как она заслуживает. Понимаете, о чем я? Когда чтение из социально престижного потребления превращается в акт сотворчества.

Потому благодарна своей планиде, подбросившей сборник Гофмана почти на тысячу страниц, который включает "Эликсиры сатаны", "Песочного человека", множество новелл, в разное время переведенных разными людьми - пусть будет ещё кусочек тропы в его райские кущи.

Гофмана ведь теперь почти не читают, я имею в виду широкую публику. Ну, всколыхнется интерес к "Мадемуазель Скюрдери", когда Роман Шмараков назовет новеллу среди источников вдохновения очередной книги. Ну, захочет читатель "Крошек Цахес" Евгении Чижовой составить представление о первоисточнике. Но взять для удовольствия кирпич на тыщу страниц? Вряд ли. Слава Долгой прогулке на Либе, теперь у меня Гофман в количествах, почти несовместимых с жизнью.

Чтобы подробно рассказать обо всех произведениях сборника,
потребовалась бы простынь страниц на сорок. Короткое резюме для самых значительных и/или интересных вещей.

"Эликсиры сатаны" история монаха-отступника Медарда, чья истовость в вере привлекла недоброе внимание отца лжи, который искусил его своим эликсиром, с чего началось падение этого человека. Крайне запутанный сюжет изобилует почти всеми элементами, характерными для творчества ЭТА: невинная девица, дочь злодея отца; расчетливая роковая соблазнительница; дьявол искуситель, под влиянием которого добрый порядочный человек совершает несвойственные ему поступки; роковое стечение обстоятельств; двойники, создания неживой природы, что присваивают место и пытаются играть роль людей из плоти и крови; грехи отцов, падающие на головы детей.

Хитросплетения родственных и любовных связей персонажей этой Сента-Барбары сложны для распутывания, а ненатуральность сходства героев с персонажами большого света, обманыващая людей из ближайшего окружения, соседствует с удивительно живыми сценами, когда попытка разыграть знатного путешественника делает монаха объектом насмешек селян и вымогательства со стороны муниципального чиновника. Таков весь Гофман: на девять частей притянутых за уши ситуаций и скуки, одна гениального озарения.

"Песочный человек", вдохновивший Нила Геймана на создание серии одноименных графических романов, а бесчисленное множество эпигонов - на ужасы с похищением тел и их частей, одна из лучших новелл ЭТА. Аккумулирует главные страхи: потерять родителей, лишиться зрения, сойти с ума, обнаружить однажды рядом с собой бездушную куклу вместо самого близкого человека. Студент Ансельм, добрая рассудительная Клара, верный Натаниэль прекрасное чудовище Олимпия, демонический Копелиус - пополнили архетипами океан коллективного бессознательного, стали именами нарицательными. И просто самая элегантная из повестей Гофмана.

"Майорат", готический роман с чертами семейного о старом бароне-чернокнижнике и любви молодого поверенного к жене наследника, служивший мне отличным снотворным, как прежде, так и теперь. Эдгара По, однако, вдохновивший на "Падение дома Ашеров", а Эмили Бронте на "Грозовой перевал".

"Игнац Деннер" "Разбойники" Шиллера встречают "Страшную месть" Гоголя, наиболее близкого Гофману по духу русского писателя. Совпадения поразительно точны: дочь колдуна в обеих повестях, кровь невинного ребенка служит едва ли не средством добыть философский камень, обязательный дьявол, что охотится за чистой душой. Но что у Гоголя шедевр, здесь просто занятная диковина.

"Церковь иезуитов в Г." один из стапятисот рассказов о столкновении служения искусству с простым человеческим счастьем, когда по Роберту Бернсу "любовь и бедность навсегда меня поймали в сети" - в результате гибнут то и другое.

"Выбор невесты", в противоположность, предоставляет вариант развития событий, который и от гарпии позволит избавиться, и дамочку, казавшуюся воплощением достоинств спокойно уступить сопернику, и предаться занятиям искусством в обществе лучшей девушки на свете. Идеальный вариант, если по случаю у вас имеются самостоятельные средства.


"Мадемуазель Скюрдери" жемчужина новеллистики Гофмана, редкая для него история с хеппи-эндом, ну, относительным.
Фирменный набор составляющих: столкновение искусства с реальностью, гений и злодейство, демонический отец небесного создания - прилагается.

"Фалунские рудники" вариант сказа Бажова о Хозяйке медной горы. Как-то неловко в очередной раз выступать той, кто говорит: "Наше лучше", но да, наше круче и душевнее.

"Счастье игрока" ещё одна новелла со счастливым концом. Не для всех, но лучшие люди нашего городка насладятся семейным счастьем после того, как юноша выиграет суженную в карты у плохого мужа.

"Двойники" невыносимая космоопера с участием Золотого козла, Серебряного барана, цыганки с герцогским титулом в анамнезе и прочих, иссушающих мозг, ништяков.

Резюмируя: не утверждаю, что вся фантастика вышла из Гофмана, как русская литература из гоголевской "Шинели", но таки он был гений.

https://chto-chitat.livejournal.com/14229213.html


Метки:  

Книги про финансовую грамотность

Среда, 06 Января 2021 г. 03:45 + в цитатник
Добрый день, любимое сообщество.

Прошлый год выдался мягко говоря непростым. В свои 32, я только-только осознал что абсолютно безграмотен в финансовых вопросах.

1. Я не умею и не знаю как зарабатывать деньги. Единственное на что я способен это работать и получать зарплату.

2. Я не умею планировать расходы.

3.Я даже не люблю деньги. Они мне нужны только для того чтобы тратить.

Я твёрдо решил исправить ситуацию. Но мне нужна ваша помощь. Подскажите пожалуйста, хорошие книги про финансовую грамотность. Как планировать свои расходы? Как копить деньги? С чего начать вообще?

Проблема в том, что в интернете таких книг великое множество,но большинство из них бульварная желтизна, именно поэтому я надеюсь на ваши мудрые советы.

Я понимаю, что в моём возрасте глупо думать про богатство, но мне нужна литература, которая поможет хотя бы привести свои расходы в порядок, чтобы создать в своей жизни финансовый комфорт.

Ещё я подозреваю, что мои знание и навыки, могут воплотится в бизнес проекты, но даже не представляю как? Только в прошлом году, я понял что могу дать индивидуальные уроки армянского по Скайпу, делать переводы документов, или что 5000 любительских фото из 7 стран, можно превратить в фотоблог на Блогспот и заработать на рекламе. Нужда заставила. Какая-то литература по бизнес идеям тоже не помешает.

Извините, что я так длинно и сумбурно. Волнуюсь просто.

Спасибо!

https://chto-chitat.livejournal.com/14228834.html


Дэвид Болдаччи (Бальдаччи) "Минута до полуночи" (Этли Пайн -2)

Вторник, 05 Января 2021 г. 14:02 + в цитатник

Эта история начинается в романе "Где моя сестра? " и продолжается в "Минута до полуночи".
Завязка такова: когда агент ФБР Этли Пайн была маленькой, неизвестный преступник похитил ее сестру Мерси. Ни девочку, ни лиходея так и не нашли.

Спустя много лет после сеансов гипноза Этли припоминает кое-что о ночи похищения, и приходит к выводу, что Мерси похитил Дэниел Джеймс Тор - умный и очень опасный серийный убийца, к счастью, нынче уже сидящий в тюрьме. Правда, на сто процентов Этли все же не уверена, а сам Тор от души развлекается, мороча ей голову: не отрицает своей вины, но и не подтверждает. Ну а что, за решеткой скучно, а тут визиты молодой уязвимой женщины, на нервах которой можно поиграть в свое удовольствие.

В "Минуте до полуночи" Этли Пайн вместе со своей подругой и помощницей Кэрол Блюм решает вернуться к истокам ситуации, не дающей ей жить спокойно. Женщины отправляются в Джорджию, в маленький городок, где находится родительский дом Этли, откуда давным-давно и была похищена ее сестра.
И сразу после их приезда на улице находят тело задушенной женщины, голову которой убийца украсил винтажной свадебной фатой.

Местные копы принимают помощь агента Пайн, так что теперь у нее с напарницей сразу два расследования: похищение тридцатилетней давности и свежее убийство, автор которого неравнодушен к старинным свадебным аксессуарам и вряд ли ограничится одной жертвой.

Первая книга серии ("Где моя сестра?") оказалась той еще обманкой: автор пообещал историю о серийном убийце, а сам пустил ее фоном, сделав основным сюжетом шпионский триллер, которые я не особо люблю.

Ну зато в "Минуте до полуночи" ситуация выправляется: расследование похищения Мерси гармонично сплетается с расследованием убийства, а старые тайны - с новыми. Написано ярко, красочно и динамично, поэтому здорово увлекает. Создавать атмосферу автор умеет, как и закручивать сюжет, так что интрига интересна. Правильно жутковат образ Дэниела Тора, хорошо обыгран расклад "семейные тайны": по ходу действия Этли узнаёт много любопытного, хотя все кругом темнят напропалую.

История с похищением Мерси продолжится в следующей книге, несмотря на неплохие подвижки, до конца, похоже, еще далеко. А вот расследование убийства женщины в фате и сопутствующих преступлений доведено до конца. Неожиданные повороты в этой линии весьма неплохи, так сразу и не догадаешься. Правда, не все завихрения лиходея оказались понятны, ну да спишем это на неадекватность лиходейской персоны.

Интересный триллер, надеюсь, следующая книга будет в том же духе.

https://chto-chitat.livejournal.com/14228723.html


Метки:  

БУЛГАКОВ-БОГОСЛОВ

Понедельник, 04 Января 2021 г. 16:04 + в цитатник
Возможно, открыл, что Волга впадает в Каспийское море. Возможно, это уже сказали сто тысяч человек. Но запишу, поскольку простота открытия меня поразила сегодня в разговоре с А.
Теодицея романа «Мастер и Маргарита» — демонология. Это старая, с гностиков еще вынашиваемая идея о том, что мир создает не Бог, а сатана, чему дурное устройство мира дает надежное доказательство. К этой идее человечество время от времени возвращается. Вспомним блейковский «Сон Иова», где Саваоф нарисован с копытами. Вспомним других романтиков, Гёте, Лермонтова, вспомним Демонов Врубеля (Булгаков затягивает их в свою прозу не раз, реконструируя, цитируя, доводя до геральдической простоты). Да и сам Михаил Афанасьевич тащит мефистофелей чуть не в каждый второй свой текст.
Так вот. Все благие дела в романе «Мастер и Маргарита» вершит Воланд. Он их вершит, не отказываясь от убийств, подкупа, грабежа, насилия, прочих грехов и злодеяний. Иешуа во вселенной романа — не движущая сила. Собственно говоря, единственное чудо, которое он совершает — исцеление от головной боли Понтия Пилата. Даже свою необычайную проницательность он объясняет вполне по-конандойлевски. Ближе к концу романа он вроде бы поручает Воланду способствовать бегству Мастера и его возлюбленной. Сказать по правде, Сатана на посылках у Создателя — довольно странный с богословской точки зрения сюжет.
Главный творец судеб у Булгакова — Сатана. И на его справедливость вся надежда автора. Все это находит простейшее объяснение. У Булгакова не хватает духу заклеймить Сталина, верховного правителя и первопричину происходящего вокруг зла. Вспомним, как происходит перестрелка Бегемота с энкэвэдэшниками. Ни один из силовиков не получает ни единой царапины. О, с каким бы удовольствием Булгаков написал бы об этих следователях, дознавателях, палачах так же хлестко, как про компанию Швондера. Но он не может этого сделать, он боится и проклинает малодушие (буквально и дословно).
Дьявол, который заменяет бога — единственный способ объяснить самому себе на онтологическом уровне собственный страх и оправдать его. Сталин — сатана, но в мире, где сатана одновременно и бог, приходится надеяться на его справедливость. И не просто надеяться, а симпатизировать, трепетать, влюбляться, ждать звонка, заслуживать дружбу. Написать в конце концов пьесу «Батум» о Сталине и смертельно заболеть после того, как постановка этой пьесы запрещена.
Итак, малодушие («самый страшный порок») переиначивает все устройство булгаковской вселенной. А его гений и искренность делают эту вселенную такой обаятельной и достоверной. На всякий случай: эти слова пишутся не в осуждение любимого писателя, а с глубоким состраданием и пониманием собственной слабости и неправоты.

https://chto-chitat.livejournal.com/14228359.html


Джаспер Девитт "Пациент"

Понедельник, 04 Января 2021 г. 12:50 + в цитатник

В психиатрическую больницу приезжает молодой доктор, только что окончивший учебу. Первое, что он видит по прибытии - это спятивший санитар, пристегнутый к каталке. Как выясняется, таким прискорбным образом на бедолагу повлияли визиты в палату некоего Джо - загадочного пациента, проживающего в этой лечебнице уже тридцать лет.
За эти годы Джо приобрел очень дурную славу: персонал старается пореже заглядывать к этому парню, так как контактирующие с ним люди в итоге слетают с катушек вплоть до самоубийства.

Разумеется, наш доктор с воодушевлением новичка решает, что именно ему суждено вылечить легендарного пациента, и бесстрашно начинает сеансы терапии...

Стиль изложения приятен, завязка чертовски загадочная, некоторые описания жутковаты. Первая половина книги увлекает, но во второй начинаются мистические штучки, на мой вкус, не особо впечатляющие - слишком уж простенько, особенно в контексте многообещающего начала.

Идея (загадочный пациент) хороша, но воплощена средненько.

https://chto-chitat.livejournal.com/14228213.html


Метки:  

советская детская повесть\рассказ

Понедельник, 04 Января 2021 г. 12:50 + в цитатник
друзья, помогите опознать. советская повесть или рассказ для детей. читала в году так 82. мне кажется. что она была издана в серии отрочество, но вот это не твердо.
действие происходит годах в 50-х. мальчик учится в школе. класс 3-5 около того. в его классе учится девочка- отличница. она всегда и во всем идеально аккуратная: чистая обувь даже в грязь, наглаженая форма, крахмальный фартук, из красивых кос ни одна волосинка не выбивается. и у нее никогда не бывает чернильных пятен на пальцах. и вот эта девочка его жутко раздражает. потом там что-то происходит, что он начинает с ней вынужденно общаться вроде. возможно она его подтягивает по предметам. и она начинает ему нравиться. и девочка начинает считать его другом. но потом там опять что-то происходит. вроде его друг, который ненавидит эту девочку, подначивает мальчика ее проучить. и вот он не может отказаться и при всех отказывается с ней идти и обливает чернилами, кажется. и девочка первый раз плачет при всем классе. мальчик видит, как дергается от плача ее спина. и ему гадко от своего поступка, трусости.

найдено благодаря
marexhe это Анатолий Мошковский "Вызов на дуэль"

https://chto-chitat.livejournal.com/14227748.html


Метки:  

Список прочитанного в 2020 году

Воскресенье, 03 Января 2021 г. 20:44 + в цитатник
1. Александр Пушкин, "Маленькие трагедии". В преддверии надвигающейся пандемии появился повод перечитать "Пир во время чумы", ну а заодно и остальные пьесы. На мой взгляд, это гениальная квинтэссенция всего пушкинского творчества, а заодно и абсолютный архетип всей последующей литературы, философии и истории. Если не понимаешь, что происходит в этих четырёх трагедиях и почему, то и в реальном бытии вряд ли что-то поймёшь. (Ну, ладно — П.М.С.М.)

2. Викентий Вересаев, "Живая жизнь". Вересаев — прекрасный писатель, уровнем не ниже Горького или Чехова, мастер рассказа, но у него есть и большое философское исследование, выросшее из книги Ницше "Рождение трагедии из духа музыки", где противопоставляются два начала искусства — аполлоническое и дионисийское — и рассуждается, куда какой путь ведёт человека и человечество. Вересаев тоже, что называется, подкидывает угля в паровозную топку этих рассуждений, используя для примера творчество Достоевского и Толстого. Книга засасывает. Параллельно перечитал "Подростка" Достоевского и половину Ницше, но отдельно их в списке указывать не буду, поскольку это было беглое вспомогательное чтение.

3. Александр Пустовит, "Этика и эстетика". Курс лекций о триединстве добра, истины и красоты, с интересным экскурсом в историю. Написано с диалектических позиций, что сейчас редко встретишь. Книга очень хорошо легла на прочитанного перед этим Вересаева.

4. Тэцуо Миура, "Блуждающий огонёк". Небольшой сборник грустных и сюрреалистичных новелл из жизни послевоенной Японии. Прочитал, чтобы вынырнуть, так сказать, из этики в эстетику. Точнее, из литературы non-fiction в литературу-fiction. Потому что бывает, так уйдёшь в философские и публицистические дебри, что уже устаёшь от них, а ничего другое в голову не входит — начинаешь читать и бросаешь — как-то несерьёзно. Японская литература в таких случаях всегда выручает.

5. Роберт Хайнлайн, "Дверь в лето". Нашёл ютуб-канал с советскими телепостановками фантастики, и там была трёхсерийная версия этого романа. После просмотра захотелось и книгу прочесть. Люблю, когда в сюжете присутствует кот.

6. Братья Стругацкие, "Малыш". Да, переход с того же ютуб-канала. Правда, "Малыша" я уже читал, довольно давно. На этот раз меня поразила эта история. У Кафки есть такая фраза, что книга должна быть топором, способным прорубиться сквозь ледяное море внутри нашего сердца. Для меня "Малыш" стал одной из таких книг. Но вот что странно — я не нашёл ни одного человека, который увидел бы в этой книге то же, что я — что человека предали ради каких-то абстрактных вещей и понятий и изгнали из человеческого общества в чуждую систему жизни. Загадка.

7. Борис Гройс, "Коммунистический постскриптум". Большое философское эссе, рассматривающее коммунизм как проект подчинения экономики политике с помощью слова. В русле философии Людвига Витгенштейна (Д.Т.К.П.)

8. Валентин Катаев, "Хуторок в степи". Великолепная вещь, яркая и остроумная, про перипетии небольшого интеллигентного семейства в промежутке между первой русской революцией и надвигающейся второй. Описание детского душевного мира со всеми его переживаниями, фантазиями и увлечениями просто потрясающее.

9. Аркадий Гайдар, "Судьба барабанщика". Писал здесь свою рецензию — https://chto-chitat.livejournal.com/14125542.html

10. Николай Чернышевский, "Что делать". Удивительно, что книга, написанная человеком, совершенно лишённым литературного таланта, произвела в общественном сознании, а затем и в общественной жизни такой воистину тектонический сдвиг, который не смогли произвести все вместе взятые гениальные современники — Толстой, Достоевский, Гончаров, Тургенев и т.д. Мне кажется, дело тут вот в чём. Все эти гении на разные лады объясняли мир, а между тем назрела насущная необходимость изменять мир. И Чернышевский показал, каковы должны быть принципы этих изменений, каковы должны быть люди, которые подчинят себя этим принципам, и каково будет будущее всеобщего счастья, к которому приведут эти изменения.

11. Жан Веркор, "Сильва". Сюрреалистическая повесть о том, как загнанная охотниками лиса чудом превратилась в девушку, чем доставила массу хлопот своему случайному спасителю. Написано увлекательно, но конечный смысл как-то ускользнул от меня.

12. Пелевин, "Непобедимое солнце". Обычная для Пелевина мешанина из конспирологических, гностических, буддийских и оккультных мотивов, переплетённая с насущными проблемами современности.

13. Мустафа Акийол, "Исламский Иисус". Мусульманский автор объясняет, почему и в чём христианство отошло от истины.

14. Даниил Сысоев, "Ислам. Православный взгляд". Православный автор объясняет, почему и в чём ислам отошёл от истины. В общем, прочитал эти две книги после того как во Франции убили этого несчастного учителя на радикально-исламской почве. Хотелось уяснить некоторые вопросы. Уже дочитав до конца, узнал, что и автора второй книги, Даниила Сысоева, тоже убили исламские радикалы. Это помогло окончательно уяснить все неясности.

15. Александр Иличевский, "Математик". Довольно странный текст, словно склеенный из нескольких не вполне совпадающих кусков. Главный герой — математик, но его интересует проблема воскрешения мёртвых. Ожидаешь, естественно, какой-то философии общего дела по Николаю Фёдорову, каких-то глубоких мыслей в этом русле, ан нет. Герой просто тупо бухает, ссорится с женой, уезжает жить куда-то к чёрту на рога, там работает в забегаловке, потом с приятелем увлекается альпинизмом, и они едут штурмовать какой-то сложный пик, вот и всё. Как и в случае с Веркором, конечный смысл от меня ускользнул, хотя читать было местами увлекательно, особенно про подъём на гору.

16. Хорас Маккой, "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" Писал здесь рецензию — https://chto-chitat.livejournal.com/14223140.html

https://chto-chitat.livejournal.com/14227590.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 462 461 [460] 459 458 ..
.. 1 Календарь