-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 100




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Поиск пьесы по отрывку

Четверг, 17 Сентября 2020 г. 01:58 + в цитатник
В начале 80ых (примерно 1984-1985) к нам в институт приезжали актеры МХАТ с отрывками из пьес. Обожаемая мной Екатерина Васильева показывала монолог из пьесы. Пьеса, как мне помнится, была из сюжетов о разных женщинах. Я очень смеялась и не запомнила название. Примерное содержание - жене скучно и она пытается "залезть мужу под шкуру" фразами типа "вчера видела твою мать. На базар, наверно, пошла старая грымза". Действие происходит за рубежом, мне кажется.
Список ролей Е.Васиьевой я смотрела, подходящей пьесы в то время не увидела.
Буду рада, если название найдется :)

https://chto-chitat.livejournal.com/14159618.html


Метки:  

Не место для людей.

Четверг, 17 Сентября 2020 г. 01:58 + в цитатник

Нашел в сети книгу, продолжение Лукьяненковско Перумовской коллаборации "Не время для драконов" это действительно они написали? Или кто-то фанфик накропал? Читать только начал, пока идет неплохо.

https://chto-chitat.livejournal.com/14159482.html


Дюна Фрэнк Герберт

Среда, 16 Сентября 2020 г. 10:51 + в цитатник
- И как там?
- Жарко. А воздух наполнен специями.
Джейн Остен "Разум и чувства"

"Дюна" была моей страшилкой последние семь лет. С того времени, как поняла, что обидно, думая о прочитанных книгах "в себя", терять со временем львиную долю мыслей, впечатлений, воспоминаний. Завела аккаунты на Либе и в ЖЖ, понемногу стала обрастать знакомствами среди неравнодушных к чтению, и сильно удивилась, когда в одном обсуждении прозвучало spice, на которое не отреагировала узнаванием, что дало собеседнику повод отметить: "Фантастики вы не любите и не знаете, надо полагать?"

- Как это? - возмутилась, - Да фантастика мое все с семи лет.
- Но "Дюну" не читали.
- Это где червяки ползали? ("Они называли тебя червяком, Каа, Большим земляным червяком") И не собираюсь, мерзость какая. - Так сказала, а читательская гордость осталась ущемленной, какой ты, на фиг, танкист, если не можешь одолеть идиосинкразии, да и прочесть уже. Неважно, что фильм, где из песка выныривали эти громадные твари, не могла досмотреть ни одного разу из тех, что натыкалась на него по ТВ. Соберись уже, тряпка, и сделай это! - каждый раз приказывала себе, вспоминая роман Фрэнка Герберта. Благо, случалось нечасто. До последнего времени.

Но в ожидании экранизации от Дени Вильнёва, упоминания о романе скоро станут звучать из каждого утюга, а значит, пришло время. Не надо ждать,не надо звать, а нужно взять, и прочитать. И таки да, книга гениальна. Восхитительно непростая во всех смыслах: от продуманного до мельчайших деталей мироустройства Арракиса, изощренных политических интриг, сложных межличностных отношений, до восхитительного посыла со спайсом.

Меланж обладающий таким многообразным спектром действия (жизненно необходимый компонент межзвездных путешествий, стимулятор, позволяющий вести корабли сквозь свернутое пространство), сильно замедляет старение, легкий наркотик без абстиненции - наконец Единственное место во Вселенной, где добывают, и никакой возможности синтезировать, даже при высочайшем уровне тамошних технологий, а значит, монополия. И владеющий Дюной, владеет миром.По крайней мере, может диктовать ему условия. Вместе с тем, назвать эту планету жопой мира, значило бы сильно польстить ей.

Просто выжженная пустыня, в которой ничего, кроме песка, птиц вроде ворон, да прыгающих мышей муаддибов. Ах,ну еще черви, с которых все начиналось. Твари, размером когда с легковой автомобиль, когда с дом, которые живут под песком,но чутко реагируют на любое ритмическое движение на его поверхности, а вынырнув, способны одним махом проглотить эсминец. И еще фремены. Книгу слушала и все время воспринимала самоназвание этого народа, как "freemen", свободные, но Вика говорит, что надо через "е",пусть так, хотя они, в самом деле, свободные и довольно дикие. Как земные туареги.

В книге классно все. Подросток, которому судьба выжить в непростых испытаниях и стать повелителем. Но без привычного сказочного "честным пирком, да за свадебку", "жили они долго и счастливо", "я там был, мед-пиво пил, да усы лишь обмочил". Пленник пророческих видений, которые провоцирует специя (такое
специфическое влияние), он с самого начала знает, что его предназначение не править миром или, там, основать империю, но остановить джихад. И на это придется положить жизнь.

Что судьба его будет неразрывно связана с судьбой матери, сыновняя преданность которой вступает в жесточайшее противоречие с бунтом сильной свободолюбивой натуры против буквально обтесывания по лекалам, предписанным орденом Гессерит, которому с младенчества принадлежит леди Джессика. Роман, увидевший свет в шестьдесят пятом году прошлого века, немыслимый Клондайк предвидений и озарений. Не в части фантастической техники, но в политтехнологиях, социальных тенденциях (что есть орден, как не квинтэссенция феминистических идей?)

Да, эта книга очень на котурнах, эпос, хотя ни разу ни пеплум. Совершенно продуманная, точная, четкая модель мироустройства и совсем живые герои, вызывающие искренний отклик. "Дюна" не мой роман, радости абсолютного узнанавния, как с симмонсовым "Гиперионом" с ней не случилось. Но вещь гениальная, таки да.

https://chto-chitat.livejournal.com/14159252.html


Метки:  

Николай Rostov. Фельдъегеря генералиссимуса

Среда, 16 Сентября 2020 г. 10:50 + в цитатник
Полное название романа – «Фельдъегеря генералиссимуса, или Русская Византия, или Детективные хроники времен великого царствования Павла Петровича».

Жанр можно обозначить как фантастический альтернативно-исторический детектив.


Мистический элемент представлен несколькими привидениями, которые активно участвуют в событиях.

Историческая альтернатива весьма крута: император Павел I не погиб при покушении, а разгромил своих недругов. Генералиссимус Суворов тоже не умер. Теперь они, в союзе с Наполеоном, пытаются победить османов и англичан. Задача Суворова – взять Константинополь.

Расследуется дело об исчезновении 25 фельдъегерей с важными документами. Естественно, должен быть главный герой – сыщик.

Но главного героя нет. Персонажи ходульно-картонного типа мельтешат без особого успеха. А функции сыщика взял на себя сам автор. Он всё слышит и видит, накоротке общается с привидениями. И постоянно говорит читателю: знаю, но не скажу или скажу потом, если захочу. Это ужасно раздражает, ибо нарушается один из основных принципов детектива: читатель должен знать всё, что знает сыщик.

Впрочем, автор-сыщик также не преуспел, он не выявил злодея, убившего фельдъегерей.

С большим трудом, проклиная себя за опрометчивое обещание, домучил этот, с позволения сказать, детектив. Даже голова заболела. От чего и вас предостерегаю, дорогие сообщники.

https://chto-chitat.livejournal.com/14158868.html


Метки:  

Ищу книгу по обложке

Среда, 16 Сентября 2020 г. 03:53 + в цитатник
Пытаюсь вспомнить и найти старую книгу, которая в своё время пропала и я её так и не прочитал, а помню только обложку. Книга 50-60-х гг.,вряд ли позже: обложка картонная, без какого-либо покрытия, на красно-розовом фоне (закат, восход?) синяя ёлка и синий мужчина (с усами, бородой и в кепке?) несёт на руках (раненого, умирающего?) мальчика. Название и автор были тоже написаны синим цветом.

https://chto-chitat.livejournal.com/14158601.html


Метки:  

М. Дж. Форд "Возьми меня за руку"

Вторник, 15 Сентября 2020 г. 14:30 + в цитатник

1987 год. Восьмилетняя Джози Мастерс бродит по ярмарке и видит, как красноволосый клоун куда-то уводит маленького мальчика. Девочка задумывается, зачем это они идут туда, где нет ни палаток, ни аттракционов, но парнишка ведет себя спокойно, не вырывается, так что поводов для тревоги вроде бы нет. Однако позже оказывается, что это было похищение, и Джози всю жизнь чувствует себя виноватой, что не вмешалась.

Тело мальчика обнаруживают лишь тридцать лет спустя во время строительных работ во дворе некоего заброшенного дома. Джози (Джо) к тому моменту служит в полиции в должности сержанта и жаждет участвовать в расследовании. Полиция и криминалисты принимаются изучать старое дело в свете новых фактов, а затем в тех же краях исчезает еще один парнишка. Он постарше и обстоятельства другие, но в деле снова фигурирует клоун.

Интересная история, и изложена хорошо. Лирических отступлений немного, а те, которые есть, почти не отвлекают от главного - полицейского расследования. Закручен сюжет неплохо, большую часть книги никакой жути не имеется, но зато в конце она появляется с избытком. Кое о каких сторонах интриги нам довольно явно намекают и в определенный момент можно додумать и остальное, тем не менее, разгадка не из очевидных.

Вполне неплохо.

https://chto-chitat.livejournal.com/14158369.html


Метки:  

Герхард Хольц-Баумерт, Злоключения озорника

Вторник, 15 Сентября 2020 г. 14:29 + в цитатник


В сборник "Злоключения озорника" входит две книги - "Здрасьте, меня зовут Альфонс Циттербаке" и "Альфонсу Циттербаке опять не везет". Подборка веселых историй, рассказанных читателю от лица десятилетнего немецкого школьника из Восточной Германии Альфонса Циттербаке, которому не сидится на месте и который постоянно попадает в курьезные ситуации. По жанру очень похоже на произведения Николая Носова и Виктора Драгунского, но с немецким колоритом и особенностями. В отличии от героев Носова и Драгунского Альфонс Циттербаке, как бы это сформулировать поточнее, более социально ответственный и педантичный, что не мешает ему попадать в еще более комичные ситуации.

Книга малоизвестна широкому кругу читателей, надеюсь что она станет приятным сюрпризом для многих.

https://chto-chitat.livejournal.com/14158245.html


Метки:  

Женская сила, или «Непобедимое солнце» Виктора Пелевина

Вторник, 15 Сентября 2020 г. 14:29 + в цитатник


Ну, что сказать? Как всегда, великолепный язык, жёсткая, предельно циничная и настолько же предельно точная характеристика текущей реальности (включая ретроспективу), и… – и всё.

Буддизм как мировосприятие, где мир – воля и представление моего я, которого на самом деле нет? У Пелевина все романы об этом. Но ничего нового он не сказал.

Конспирология на тему политического (в купе с экономическим) мироустройства про тайные силы и мировое правительство? В этот раз – тоже нет. Михаил Хазин сегодня гораздо интереснее Пелевина будет. При том, что Хазин-то всяко ближе к реальности.

Истинная картина социальных и прочих отношений в обществе или в отдельно взятой организации? И этого нет.

О чём опус?

Нет, читать занятно – ну, "Код да Винчи". С экскурсами не в средневековую, а в античную историю. Ещё внутренний мир, правда, весьма неглубокий, уже не юной блондинки. То есть мир-то у блондинки, может, и глубокий, но копает его автор неглубоко. Но вот перелистнул последнюю страницу – и что осталось пытливому уму?

Мироздание разрушено и создано вновь? И этого никто не заметил? Не такая уж это свежая мысль – скорее, совсем несвежая. Уж лучше бы мироздание вечно балансировало на грани. В борьбе чекистов с масонами. Всё тонус выше.

Не все отпрыски олигархов никчёмные балбесы? Не все. Разве кто спорит?

Демиург – женщина? Ну, идея не революционная, хотя в какой-то мере и необычная – просто вопрос половой принадлежности творца-исполнителя как-то специально не разрабатывался.

С другой стороны, женщина даёт жизнь человеку. Каждому человеку. Отчего бы женщине не дать жизнь миру? Мощи женского начала на это должно хватить. Вот и хватило. Однако никакой философии под это дело автор не подводит. Пал выбор на героиню – хорошо. А мог бы пасть на героя. Случай! Оттого и кажется, что роман ни о чём…

Сколько вполне качественных фантастических боевиков, читаемых с интересом, но тут же и забываемых, лишь только книга закончена?! Потому что чисто развлекуха без претензий. Вот и у Пелевина в этот раз получилось то же.



https://chto-chitat.livejournal.com/14158015.html


Метки:  

"Бураттини. Фашизм прошел" Михаил Елизаров

Вторник, 15 Сентября 2020 г. 14:29 + в цитатник
Мир сказки Андерсена оказывался "женским", сюжет там вершили женщины – Герда, Снежная Королева, бабушка, старушка-колдунья, Принцесса, Маленькая Разбойница, две мудрые северные союзницы Герды – финка и лапландка. Отсутствие мужчин было просто вопиющим.

За роскошный разбор "Снежной королевы" прощаю автору масона Наф-Нафа и латентного гомосексуалиста Волка из "Ну погоди". Михаил Елизаров сегодня в тренде, пробил киркой и заступом "Земли" (Нацбест 2020) люк в высшую лигу и читать его теперь модно. Книжная мода существует так же, как сериальная (теперь все это смотрят), фэшн (носят) и любая другая. Еще год назад чтение Елизарова носило оттенок некой хардкорности и анархической маргинальности, наряду с горячими поклонниками, были те, кто прямо-таки остерегал от его книг.

Это не для красного словца, был такой опыт, даже не один. Когда в публичном обсуждении говорила, что хочу почитать что-нибудь, да вот хоть "Библиотекаря", непременно находился кто-то, кто говорил: "О нет, только не это, если вы себе не враг". Так, наверно, неофитов остерегали от чтения "Некрономикона" и прочего чернокнижия. Постепенно в воображении сложился образ Мефистофеля от литературы. Прочла этой весной "Землю" и удивилась, с чего переполох, нормально мужик пишет. Не гений, но ведь и не злодейство в чистом виде. Вполне читабельная, не лишенная приятности, проза.

Потому "Бураттини" брала без опаски. Крохотного, всего сто тридцать страниц, объема книжка, сборник эссе, написанных в разное время. Тематически большая часть привязана к любимым мультикам и сказкам советского детства: "Ну погоди", "Козленок, который умел считать до десяти", "Старик Хоттабыч", "Три поросенка", "Возвращение блудного попугая", "Незнайка в Солнечном городе" и "Незнайка на Луне" (суперхит времен и народов), "Снежная Королева", "Приключения Буратино".

Меньшая привязана к куда менее популярным в нашем нашем культурном пространстве фильмам "Кинг-Конг" в не лишенном занятности сопоставлении фигуры Большой Обезьяны с вождем мирового пролетариата, и "Мухой". Завершают сборник ностальгические воспоминания о детских увлечениях марками (плавали, знаем), игрушечных пистолетах (не увлекалась по причине девичества), четыре остроумных и злых зарисовки, очеловечивших города: антропоморфный Берлин предстает незадачливым натуралом, который объявил о нетрадиционной ориентации, чтобы похвастаться либеральностью, да так и остался теперь с клеймом "хоть раз - все равно..."; Москва - равнодушной и ленивой красавицей, которая отцветает, да никак не отцветет, и с тем же безразличием встречает нового фаворита, с каким мгновенно забывает его ради кого-то с лучшими постельными статями.

Написано хорошо, цикл о "Снежной Королеве" очаровал, а сопоставление Буратино с Муссолини показалось несколько притянутым за уши. Если бы по каждой из тем было раза в три больше (вы ж понимаете, при желании розенкрейцерский подтекст можно найти даже в "Белых розах" Ласкового мая?), да и городов на свете больше четырех - сборник только выиграл бы и не пришлось бы добивать объем зарисовкой о покупке слойки с творогом на вокзале в стиле "разгневанный потребитель", подходящей для сетевого поста, но в качестве серьезной прозы сомнительной.

https://chto-chitat.livejournal.com/14157803.html


Метки:  

читательский дневник. сентябрь

Вторник, 15 Сентября 2020 г. 03:05 + в цитатник


1. Сью Таунсенд «Женщина, которая легла в кровать на год». Таунсенд оказалась очень похожа на Фредрика Бакмана — та же гипертрофированность персонажей и событий, превращающая историю в сказочную; эксцентричный и вздорный главный герой в центре повествования и великое множество второстепенных, вращающихся вокруг него; та же дидактичность, не спрятанная между строк, а весьма задорно меж ними торчащая. Но это по-своему мило. Это повесть о семье, довольно долго остававшейся самой типичной на свете, — но в день, когда дети, 17-летние близнецы, уезжают в колледж, их мать решает, что жить как прежде ей опостылело, и отказывается от всей этой жизни единым махом: ложится в кровать и подниматься из нее не собирается ни за какие коврижки. Но шаг, который должен был увести ее от мира, приводит к противоположному результату — теперь она, лежащая на белоснежной постели, становится этого мира центром. Спальню, которая прежде была местом уединения с супругом, в первую очередь покидает супруг, потом мебель — зато им на смену в ней с каждым днем появляется все больше странных людей.

2. Людмила Петрановская «#Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы». Мне очень нравится нынешний тренд в родительстве — на смену жестким стратегиям прошлых лет, яростно спорившим одна с другой, приходит умиротворяющий подход, стремящийся всех примирить и успокоить. Как в моей любимой притче про Будду/раввина/монаха, который, встретив двух воинствующих спорщиков, взялся их рассудить, и сказал одному: «Ты прав». Тот поблагодарил и ушел. Сказал другому: «Ты прав». Довольным ушел и этот. Следивший за этим судом третий сказал возмущенно: «Но ведь они не могут быть правы одновременно!» «И ты прав», — ответил ему мудрец. Все книжки теперь хором говорят: то хорошо, и это хорошо, и вот это тоже неплохо, не парьтесь. Даже теорию привязанности, которую Петрановская распространяет и развивает в России, она просит принимать без фанатизма: да, ребенку нужен родитель, и нужно много времени на ручках, и много внимания, и много слов, но это совсем не означает, что первые годы жизни необходимо находиться рядом с детенышем неотлучно, отложив подальше всю свою остальную жизнь. И бабушки-дедушки, и няни, и детские сады — все это необходимая помощь, от которой не нужно отказываться; идея не в том, чтобы отказаться от сада, а в том, чтобы помочь ребенку в адаптации к нему. И Петрановская пишет здесь об этой адаптации, и помощи, и о том, чем занять ребенка, пока мама занята, ну а в первую очередь — о том, как не откусывать себе голову за то, что не можешь быть рядом неотлучно.

3. Саша Филипенко «Травля». Замечательный белорусский автор, серьезная и довольно страшная книга — о том, как журналиста, копающего «не туда», целенаправленно доводят, надеясь что ставшая невыносимой жизнь заставит его покинуть страну и отказаться от своего расследования. Параллельно автор рассказывает еще несколько судеб — тех, кто травит, и их друзей, и тех, кто совершенно случайно коснулся этой истории, — и ни в одной из них нет ничего отрадного, а вот важное человеческое есть.

4. Агния Барто «Найти человека». В 1965 года на радио «Маяк» появилась новая программа, посвященная воссоединению семей, которые были разлучены войной. Ее придумала и вела Агния Барто; из десятков и сотен тысяч писем, которыми стали засыпать ее слушатели, она выбирала те, где видела потенциал для помощи, и озвучивала эти запросы в надежде, что кто-нибудь из многочисленной аудитории откликнется, услышав что-то знакомое. Чаще всего это были поиски тех, кто был потерян в военное время совсем маленьким — часто не зная еще своего имени, фамилии, адреса или зная их нетвердо. Выросшие в детдомах или в приемных семьях, молодые люди пытались отыскать свои корни, а их, в свою очередь, искали родители, братья, сестры. Самое ценное, что удалось обнаружить Барто, — что личные воспоминания могут иметь для поисков ничуть не меньшее значение, чем точные анкетные данные. Не цифры, не имена, а трогательные детали: яблоня под окном, мельница на холме, мамина болезнь, вязаное пальто — и по ним, по этим детским памятным приметам спустя двадцать лет находятся родные. А также не родные, не кровные, но просто неравнодушные люди — так, когда на радио написала пара молодоженов, воспитанных в приюте, озвучившая в письме свою печальную мечту: «Вот бы были у нас хотя бы самые дальние родственники, мы бы в отпуск поехали к ним по хозяйству помочь», — редакцию завалило письмами от тех, кто готов был взять на себя роль этих самых родственников и пригласить к себе молодых — не ради помощи, совсем нет! уточнялось в каждом письме, — просто одним не хватало старших родственников, а другим — детей и внуков, и был в людях избыток непотраченной любви. Здесь много рассуждений о человеке, о заботе и доброте, о природе самого этого поиска близких. И много чуда, много счастливых совпадений и встреч.

5. Януш Корчак «Король Матиуш I». Именно эту книгу читала школьникам учительница в прочитанной мною в прошлом месяце «Когда отдыхают ангелы», то и дело ссылаясь на Корчака и на главного героя повести — юного Матиуша, потерявшего мать и отца и оказавшегося во главе государства, не умея поначалу даже читать и писать. Это книга о том, как постепенно ребенок разбирается в мироустройстве; даже облеченный властью, он не сразу может взять ее, выученный подчиняться взрослым — министрам, церемониймейстерам, собственной свите. О том, как тернист и жесток путь взросления — сбежав из дворца на войну, Матиуш становится самостоятельней и сильнее, но теряет там розовые очки. О попытках, пользуясь своей силой, изменить мир, и об их наивности — и отчаянии, наступающем после реформ. Очень хорошая и очень серьезная, даже мрачная сказка.

6. Анна Быкова «Самостоятельный ребенок, или Как стать „ленивой мамой“». Это книга — лекарство от гиперопеки. Часто родителям хочется освободить ребенка от задач — в желании все сделать быстрее и лучше (куда проще надеть на ребенка курточку, чем ждать, пока он справится с застежками) или подарить ему беззаботное детство (нас все детство заставляли заниматься уборкой, пускай моё дитя будет этих мучений лишено). Но это те самые намерения, которыми ничего хорошего не вымощено, поэтому автор показывает начинающим родителям другой путь взаимодействия с ребенком. С терминологией Быкова осознанно лукавит — ее «ленивая мама» не та, что сажает ребенка перед мультиками, а сама залипает в телефон, а та, у которой для ребенка любого возраста найдутся посильные задания и потому он оказывается полноценно вовлечен во все дела, происходящие в доме. И да, поначалу это, наоборот, требует вложения дополнительного ресурса, времени и внимания: покормить ребенка с ложки пятиминутное дело, научить его пользоваться ложкой — задача подлинней (и погрязнее). Но окупится, конечно, окупится! В книге много примеров того, какие задачи и в какой последовательности могут подойти для освоения ребенком, рассказывается о том, как бороться со страхом ребенка не справиться, как положительно подкреплять его успехи. Хорошая книга, дельная.

https://chto-chitat.livejournal.com/14157338.html


Ищу детскую книгу о послевоенной Восточной Германии

Вторник, 15 Сентября 2020 г. 03:05 + в цитатник
Читал в ранние школьные годы, тогда книга очень понравилась новой информацией и расширением кругозора.

Итак, произведение условно для детей, рассказывает о жизни в Восточной Германии примерно 1950-1960 года (вот точно не помню, упоминается ли в книге ГДР). По объему повесть страниц на 120, позитивная. Подробно описан быт, взаимоотношения между детьми, а также между детьми и взрослыми. Запомнился эпизод с приездом родственников из Западной Германии. Автор восточный немец или немка, но явной идеологической составляющей я не заметил (или в том возрасте мне так показалось).

Книга, которую я читал (кстати была зачитана практически до дыр), была издана приблизительно середины 70-х годов прошлого века.

https://chto-chitat.livejournal.com/14157308.html


Метки:  

Хелен Даррант "Его третья жертва" (инспектор Мэтт Бриндл -1)

Вторник, 15 Сентября 2020 г. 03:04 + в цитатник

Довольно короткий и несложный детектив о маньячине, пытающемся найти "любовь всей жизни". Он присматривает женщину, похищает ее, а когда " семейная жизнь" не задается, убивает и ищет следующую. В этот раз его выбор падает на некую Беллу Ричардс, но вот незадача - Белла завела себе кавалера. Наш псих стерпеть такого не может, и убивает конкурента. Начинается расследование, ради которого даже возвращается из отставки инспектор Мэтт Бриндл, оставивший службу после некоего травмирующего эпизода.

Читается легко, сюжет типовой, разгадка личности маньяка недостаточно эффектна, как и его поимка, расследование расписано не плохо и не хорошо - средненько. Общее впечатление нейтральное, вроде и не сказать, что барахло, но и зацепиться особо не за что.

https://chto-chitat.livejournal.com/14156800.html


Метки:  

"Людское клеймо" Филип Рот

Понедельник, 14 Сентября 2020 г. 11:42 + в цитатник
У него голос неправильный. Он не знает их вороньего языка. Им это ох как не понравилось. Потом он вернулся ко мне - я снаружи стояла, не уходила. А то прикончили бы его.
- Вот что получается, когда растешь у людей, - сказала Фауни. - Вот чем оно заканчивается, когда всю жизнь крутишься в нашей компании. Людское клеймо.

"Чтение романа требует определенной сосредоточенности, концентрации, преданности чтению. Если вы читаете роман более двух недель, вы не читаете по-настоящему, поэтому я думаю, трудно найти значительное количество людей, которые обладают этими качествами," - это слова из интервью Филипа Рота, о котором я ничего не знала до прошлой недели. Но читая "Полный газ" Джо Хилла, наткнулась в рассказе "Запоздавшие" на фразу: "Я надеюсь, она заглянет ко мне, у меня есть пара новых Филипов Ротов"

Это свойство книг, говорить посредством тебя друг с другом, передавать тебя по эстафете от одной к другой ("пошла по рукам", только здесь вернее "по страницам), известно серьезным читателям. Вспомнила, что недавно уже слышала это имя в связи с какой-то литературной премией, нашла в читалке несколько романов. Выбрала с "Людское клеймо", потому что перевел Леонид Мотылев и влюбилась, едва начав читать.

История профессора Коулмена из заштатного новоанглийского колледжа Афины, долгими годами его деканства превращенного в весьма пристойное учебное заведение (не Принстон, но на хорошем счету и с высоким образовательным рейтингом). Он был протуберанцем, когда ворвался в сонное царство академической синекуры, добившись отмены автоматического карьерного роста для пожизненной профессуры, дав дорогу молодым и рьяным. И не уловил момента, когда сам превратился в неудобного старика, которого надо бы потеснить.

Под надуманным и совершенно идиотическим предлогом: назвал двух перманентно отсутствовавших на занятиях студенток "духами" (spooks), имея в виду, "существуют они на самом деле или это призраки? Но дело в том, что это еще и жаргонное слово для чернокожих, отсутствие назанятиях не помешало девушкам,которые оказались афроамериканками, подать на преподавателя в суд, обвинив в расизме. В результате чего,он лишился должности, а его жена не пережила перенесенного со всеми треволнениями инсульта.

Собственно, знакомство героя-рассказчика Натана Цукермана с Коулменом начинается в день ее похорон,когда тот врывается к соседу писателю, которого до того знал только шапочно, с требованием написать разоблачительный роман о том как "они ее убили!" Разумеется, ничего подобного сосед делать не собирается, Коулмен принимается за дело сам и совершенно охладевает к писательству,поняв, что пишет плохо. Находя утешение в романтической привязанности к тридцатичетырехлетней уборщице колледжа Фауни.

Стоп, а ему сколько? Семьдесят один, у него и дети старше этой женщины. И он отставной профессор, а она ярчайшая представительница социального дна, даже неграмотная, можете себе представить. Нет, родилась в приличной семье, но там был ряд катастроф: развод родителей, сексуальные домогательства со стороны отчима, бегство из дома в четырнадцать и скитания, замужество с ветераном Вьетнама, ушибленным всей головой о собственные травмы. Попытка наладить с ним жизнь на ферме, разорение из-за неумелого хозяйствования, побои, смерть детей, задохнувшихся в дыму во время пожара. Теперь она одна, работает дояркой на экоферме по соседству, это кроме уборки в колледже. И да, ну вот, любовь.

Роман написан в двухтысячном, а события его происходят в девяносто восьмом, год импичмента Клинтона из-за левинскигейта, напоминать, в чем суть, не нужно? Но дело в том, что это было время невероятного ханжества,как реакции общества на сексуальную распущенность. И то, что в любое другое время при любых других обстоятельствах не стало бы причиной пристального общественного внимания, на сей раз оказывается предметом широкого обсуждения в городке.

Такая предыстория. Обглоданный дочиста костяк романа. Его плоть и кровь, вместе с основной интригой, с тайнами героев, не уместить в отзыв,как ни старайся. Да и смысла нет. Читаем ради счастья читать. Просто знайте, книга великолепная и перевод совершенно ее достоин.

https://chto-chitat.livejournal.com/14156697.html


Метки:  

"Полный газ" Джо Хилл

Понедельник, 14 Сентября 2020 г. 04:50 + в цитатник
Никогда не знаешь, кто заглянет в букмобиль. Я всегда готова к Очередной Чудесной встрече. А вы как? You never know who will turn up at the Bookmobile. I’m always ready to see Another Marvelous Thing. Are you?

Неделя катания на темной карусели нового сборника короткой прозы от Джо Хилла. Читала на английском, все, кроме титульной повести и "Высокой зеленой травы" , обе написаны в соавторстве со Стивеном Кингом и на русском появились много раньше. За прошедшие годы отношение к "Траве" не изменилось и по странному совпадению, в части творческого сотрудничества с талантливым взрослым сыном, в точности то же могу сказать о "Полном газе".

Темная карусель. Герой вспоминает юность, пришедшуюся на начало девяностых и поход с друзьями в парк развлечений, который окончился совсем не так, как все они рассчитывали. Атмосфера Ярмарки отсылает к "Что-то страшное грядет" Брэдбери, и "Мешку с костями" Кинга, а карусель живо напомнит об "Американских богах" Геймана. Деталь с собранными из различных аттракционов с миру по нитке карусельными животными, и особенно Джуди Гарланд, удостоившей одну из лошадей касания звездного зада, чудо как хороша.

Станция Вулвертон Специалист по решению проблем, такой себе кризисный менеджер мегакорпораций, не слишком разборчивый в средствах, но чрезвычайно эффективный, едет на поезде из Лондона, вяло возмущаясь новой модой экологов-экстремистов на волчьи маски. Даже солидные, судя по всему, люди подвержены ей. Вот и соседом по купе в первом классе оказывается один такой. Главное - не дать ему понять, что ты заинтересовался, иначе не отвяжешься потом от лекций на экологические темы. Излишне пояснять, что все окажется не вполне тем,чем кажется? И да, в рассказе очаровательно обыгрывается обилие "волчьей" составляющей в названиях крупных брендов.

"У серебряных вод озера Шамплейн". Дети находят выброшенный на берег труп плезиозавра, очень брэдберианский, очень в стиле "Вина из одуванчиков" и немного "Электрическое тело пою" по атмосфере рассказ.

"Фавн" Богач охотник в сопровождении сына и его друга художника отправляется на сафари,чтобы завершить свою Большую пятерку. Слон, носорог. буйвол и леопард у него уже есть, остался лев. Загонщики подготовили животное, слабое и словно бы больное, но пойдет. Главное не это, основной сюрприз ждет путешественников впереди, деньги открывают многие двери, а большие деньги - даже двери между мирами. Сильная вещь, напомнила "Рога" авторства самого Джо Хилла и немного "Великого бога Пана" Артура Мэкена.

"Запоздалые" могли бы оказаться чудовищно депрессивной вещью, но сияют ласковым уютным светом Приключения_которое_не_заканчивается_для_тех_кто_любит_читать. Родители героя: у мамы прогрессирующий ранний альцгеймер, у папы неоперабельный рак - совершают двойное самоубийство, оставив не слишком успешному сыну развалюху и кучу долгов. Адвокат говорит ему, что продав все, можно рассчитаться с большинством из них. Тот принимается наводить порядок, готовя к продаже запущенный дом, находит под кроватью среди пыльных кроликов несданную вовремя библиотечную книгу, решает отнести ее и неожиданно обретает работу. Он теперь водитель Букмобиля - фургончика с функциями передвижной библиотеки. И скоро выясняет, что далеко не все, кто сдает или берет книги, принадлежат нашему времени.

"Все, что мне важно, это ты". Всякий сборник сочетает более и менее успешные вещи, этот рассказ шедевр. Снова "Электрическое тело пою", на сей раз гротескно вывернутое наизнанку и отраженное в кривом зеркале. Девочке исполняется шестнадцать, год назад она наметила встретить день рождения на вершине Спицы. Они с подружками должны были взлететь на скоростном лифте на семисотый этаж, полюбоваться закатом и усыпающими небо звездами (с земли этого давно уже не видно), выпить по бокалу спарклфрота, от которого тело становится электрическим и ты стреляешь минимолниями с кончиков пальцев. А после спуститься на землю в радужных пузырях. Безумно дорого, да, но папа никогда не отказывал своей любимой девочке. Готов был умирать ради нее двадцать раз в неделю. И умирал. Работал жертвой: люди с солидными банковскими счетами хорошо платят за возможность дать выход деструктивным энергиям. Отца душили, забивали бейсбольной битой, резали на куски, а программа клеточного восстановления после полностью реабилитировала его тело. Пока не случился сбой. И теперь ни денег, ни вечеринки, а папа превратился в развалину с кислородным баллоном для поддержание того жалкого, что от него осталось. И на день рождения подарил ей уродский аквапузырь с заточенной внутри мерзкой русалкой. Да еще из ее моноколеса, пока заглядывала к нему за подарком (пфф), эти мрази в его нынешнем убогом районе украли батарею, и теперь двести кило катить до дома вручную. Хотя вон там, у стены древний уродец робот устаревшей модели, за жетон дотащит колесо...

"Отпечаток большого пальца". Да, война уродует людей, особенно тех, кто по жизни урод и идет на нее за удовлетворением, какого мир не может предоставить.

"Дьявол на ступенях" занятная стилизация под атмосферу Италии начала прошлого века. С неожиданной концовкой, особенно учитывая, что аккурат в день этого рассказа прочла "Технику государственного переворота" Малапорте о методах, какими Муссолини пришел к власти.

"Твитты из Цирка Мертвых" репортаж девочки подростка о совместном с родителями уик-энде в формате сообщений твиттера. Оу, скорее нет.

"Мамочки" Еще одна потрясающей силы вещь, исполненная фирменного хилловского злого цинизма, из-за которого он никогда не станет моим писателем, но таки да - невероятно талантлив.

"Вы свободны" очередная версия апокалипсиса, на сей раз переживаемая пассажирами самолета.

https://chto-chitat.livejournal.com/14156339.html


Метки:  

"Дэнс, Дэнс, Дэнс" Харуки Мураками

Суббота, 12 Сентября 2020 г. 18:53 + в цитатник
Танцуй, пока звучит музыка. Зачем танцуешь - не рассуждай. Каков в этом смысл - не задумывайся!

Число книг, которым Харуки Мураками одарил поклонников за сорок с лишним лет литературной карьеры не запредельно, по книге в год - это к Пелевину или Кингу. Но пишет стабильно, библиография внушительная. Сейчас заглянула в Вику, поняла, что абсолютное большинство романов читала (со сборниками рассказов повезло меньше). Выходит, могу причислить себя к числу тех, кто неплохо разбирается в творчестве мэтра. Хотя совершенно своим могу назвать только "Бесцветного Цкуру Тадзаки..." и отчасти "Sputник".

О "Дэнс, дэнс, дэнс" слышала, но не знала, что это сиквел "Охоты на овец" , считала трилогию Крысы законченной и вряд ли вернулась бы, когда бы не аудиокнига, прочитанная Игорем Князевым, новинок от него стараюсь, не пропускать. А уважение, с которым чтец говорит об этой книге, послужило бы достаточной рекомендацией, если бы усомнилась.

Не могу сказать, что я в безумном восторге от романа, нарратив не самая сильная сторона автора, а бесцельными блужданиями, перемежающимися психоделикой с японским колоритом сегодня вряд ли прельстишься так, как тридцать лет назад, мы сильно переели этого за последние десятилетия. Сюжетно "ищите женщину" на шести сотнях страниц; в философском смысле - поиск себя в поисках утраченного времени, смысла, радости жизни. Кстати, magnum opus Марселя Пруста неотъемлемая часть муракамиевской прозы, обязательно упоминается в каждом романе.

В остальном - тот Мураками, которого знаем и любим (да,и любим!) с набором обязательных приемов: одинокий герой между тридцатью и сорока, представитель интеллигентной профессии, фрилансер. Некоторое время до описываемых событий с головой уходил в работу, находя утешение от сердечных ран и разочарования в жизни. К моменту начала, будучи человеком умеренным и без дорогостоящих пороков, отложил небольшие деньги, которые позволят некоторое время не работать. В этом немалая часть привлекательности его прозы, возможность, на самом деле иллюзорная, покинуть ненадолго крысиные бега.

Обязательно любит и умеет готовить, со вкусом описывая процесс. Непременная встреча с девочкой-подростком, которой рассказчик становится другом: угрюмой, удивительно красивой и независимой, одинокой. С совершенно четко поставленной границей - никакой лолитомании. Секса в романах достаточно с половозрелыми особями, обязательно красавицами, но он напрочь лишен того, что у Тютчева угрюмый тусклый огнь желанья, скорее воспринимается как "для здоровья", Мураками асексуален, по большому счету.

Что еще? Ах да, прием "визит дамы" - некто невероятно могущественный и запредельно богатый предлагает герою большие деньги за то, что он и бесплатно готов делать. И что, вот с этим незамысловатым набором он четыре десятка лет дурит нашего брата, достиг мировой известности и всякое такое? Ну, если вы попробуете повторить, у вас не получится, гарантирую. Мураками потому и знаменит, что он такой один, кому подвластна алхимическая возгонка свинца благих намерений и ртути мимолетных желаний в золото дзенской созерцательности, спокойствия, уверенности.

Неспешная медитативная проза, которая Америки не откроет, но ощутимо выправит некоторые внутренние перекосы, о которых, возможно, не подозревали. Однако после чтения расположение в пространстве ощутимо комфортнее, за то и любим.

https://chto-chitat.livejournal.com/14156067.html


Рейчел Кейн "Горький водопад" (Мертвое озеро -4)

Суббота, 12 Сентября 2020 г. 04:19 + в цитатник

Продолжение истории отважной Гвен Проктор и ее семьи. Настоящее имя этой женщины - Джина Ройял, и она очень многое пережила с тех пор, как выяснилось, что ее муж - серийный убийца. Нападки и преследование в сети и в реале, смена имен и городов, больные на всю голову поклонники ее маньячного муженька, похищения и опасности, и необходимость быть начеку, защищая детей - все это закалило Гвен, превратив ее из милой женушки в фартучке и с пирогами, в сильную духом и телом женщину, способную как постоять за себя, так и разобраться со сложными ситуациями.

Теперь Гвен трудится на детективное агентство, что неудивительно, с ее-то навыками, приобретенными за годы в бегах. Ее нынешнее задание - поиски молодого человека, бесследно пропавшего три года назад. Раскручивая единственную зацепку, Гвен по уши влезает в опасную и безумную историю.

Манера изложения хороша, особенно главы от лица Гвен: именно так могла бы говорить женщина, пережившая столько жути и выстоявшая - немного устало, но четко и ясно, не сухо, но и без излишка эмоций.

Первую половину книги в основном развивается собственная история Гвен: трудности детей-подростков, долбанутая семейка наркоторговцев по соседству, утро, начинающееся с точки лазерного прицела на груди, убийство... Эта часть истории хороша с психологической стороны, но и триллерные штучки в ней имеются.

Затем начинает энергично раскручиваться история с исчезновением. По прологу примерно ясно в каком направлении она пойдет - уединенное место, община, в которой религия подкрепляется дубинками, винтовками и способностью пойти на убийство - однако пара интересных поворотов впереди имеется, а также напряженность, динамичность и экшн.

Изюминка первой книги цикла - история Гвен и маньячного Мелвина, однако эксплуатировать ее в течении всей серии вряд ли возможно, и мне нравится, что вторую книгу подряд автор разбавляет ее сторонними триллерными сюжетами.

https://chto-chitat.livejournal.com/14155995.html


Метки:  

"Литературный призрак" Дэвид Митчелл

Суббота, 12 Сентября 2020 г. 04:19 + в цитатник
Бог распрекрасно знает, что вмешательство в текущую политику запятнает его репутацию. Поэтому он выжидает и платит Папе, чтобы тот твердил людям: "Пути Господни неисповедимы".

В далеком две тыщи двенадцатом купила, спасаясь от осенней серости, билет на новый фильм "Облачный атлас", решила проглядеть по диагонали текст - составить представление о том, что завтра буду смотреть, и залипла с первых страниц. Фильм оказался симпатичной пустышкой, а роман и теперь не потускнел. После перечитала все у Митчелла. Почти все.

Пару дней назад маленькая птичка принесла на хвосте: у Дэвида Митчелла этой осенью выходит новый роман "Проспект Утопии", вспомнила, что его дебютного "Литературного призрака" так и не прочла - voila! Ну, это не "Атлас", но да, совершенный Митчелл, со всем, за что любим: полифония автономных историй, прошитых едва заметной скрепляющей нитью; причудливые перемещения по миру со множеством экзотичных подробностей; наделенные внутренней энергетикой и обаянием персонажи.

Книга писалась совсем еще молодым человеком, автору на момент выхода романа едва исполнилось тридцать, но стиль и манера мастерски зрелые. Хотя собрать из новелл, составляющих роман, единое целое труднее, чем в "Облачном атласе" и структура "Призрака" много проще - следующие друг за другом эпизоды, отголоски которых слышны будут в финальном.

Здесь нет героев, которые вошли бы в сердце, пробив насквозь и остались внутри, как композитор Фробишер и клон Сонми в "Атласе". Ну так ведь их и в других митчелловых книгах не густо. Герой-рассказчик из "Лужка черного лебедя" только и вспоминается. Но здесь есть мальчик полукровка, плод любви избалованного сынка японских богачей с тайваньской прислугой, который работает в музыкальном магазине. Воспитан в борделе, но сохранил чистоту (не спрашивайте, как такое возможно).

Есть исполненная драматизма история китайской женщины. Есть физик ирландка Мо, которая бежит от Пентагона на крошечный островок своего детства, внезапно осознав какое применение военные найдут ее последнему открытию, унося его. А монгольская часть, со всеми этими перемещениями из одного тела в другое. С обаятельным фольклором и неожиданным пониманием, что страна, представлявшаяся русскому читателю с легкой пелевинской руки едва не географическим синонимом свободы (помните, внутреннюю Монголию в "Чапаеве"?) пережила от собственного НКВД не меньший мильон терзаний. И нет, бедность не значит честность или порядочность, а только грязь, безнадежность и убожество.

Петербургская часть, против ожиданий, не раздражает ляпами, хотя написана много раньше "Простых смертных", откуда, помнится, выловила изрядное количество блох в стиле развесистой клюквы. Странный Гонконг с историей английского специалиста по инвестициям Нила, сделанного козлом отпущения в криминальных финансовых махинациях всемогущего китайского босса. С его странной одержимостью китайской горничной. И привязанностью к нему девочки-призрака.

Какую историю не возьми, всякая по-своему хороша. Целостная картина со Смотрителем Зоопарка и его Четырьмя правилами, не льстит нашему биологическому виду, но оставляет надежду, что что так держит мир в узде, что может птенчик спать в гнезде, не покинуло его окончательно.

https://chto-chitat.livejournal.com/14155606.html


Ольга Лукас "Бульон терзаний"

Пятница, 11 Сентября 2020 г. 14:14 + в цитатник
Не самый удачливый актер/режиссер вдруг получает предложение поставить на мебельном комбинате пьесу "Горе от ума" с участием обычных сотрудников как актеров. Так директор решил разнообразить корпоратив.
Очень занятно читается. Как обычные люди вдруг получают возможность попробовать себя совсем в новом качестве. Книжка про зависть, интриги, дружбу, одиночество, отношения в коллективе. Много действующих лиц, но все очень выпуклые и прям реально узнаваемые типы людей.
Рекомендую для легкого чтения в с чашкой чая в осеннюю непогоду.

Хотела написать - идеальное чтение в дороге, но это сейчас не так уж актуально, увы.

https://chto-chitat.livejournal.com/14155474.html


Посторонний на Земле Лишних, Дмитрий Леонидович

Пятница, 11 Сентября 2020 г. 01:14 + в цитатник
Книга неизвестного автора неожиданно вызвала неслабый срач резкие разногласия в отзывах, что не помешало ей побывать в топ-10 как минимум на паре сайтов.

Дальше немного цитат из реальных отзывов:
- Какая-то совершенно подростковая сказка. К тому же простая до примитивности.
- Текст больного человека! Более мерзкого фанфика на ЗЛ Круза наверное не найти!
- Главная гадость данной книжки заключается в полном извращении идеи мира Круза.
- ...самое неприятное - хладнокровное описание работы ГГ в качестве бандита-убийцы.
- На фоне расплодившихся магов, ведьмаков, игроков ...сей опус как глоток свежего воздуха. Прочитано было мгновенно,на лету,словно кусок мяса брошенный злой и голодной собаке.
- Лучший фанфик на "Землю Лишних", что прочитал за последние годы. Жизненно, реалистично.

Почему такие диаметральные точки зрения?
Автор грязно надругался над мужественным романтизмом, к которому привыкли любители "Земли лишних".
Я бы воспринимал это даже как пародию. Или как попытку исправить некоторые косяки и пинком загнать фантазии конкурентов ближе к реальности.

Все фанфики на этот мир стоят на трех китах:
1. Герой - хороший парень, который причиняет справедливость плохим парням. Иногда авторам приходится изрядно попотеть, чтобы натянуть сову на глубус и сделать своего героя хорошим, но они стараются.
2. Герой хороший парень и отличный семьянин. Он страстно влюбляется и женится на первой встречной красавице и навсегда остается ей верен. Даже если в начале он сутенер, который трахает по очереди двадцать проституток.
3. Герой хороший парень, который с ходу определяет марку любого оружия и помнит его ТТХ.

Герой Леонидовича циничен и аморален. Он даже не пытается выглядеть хорошим парнем. Для простого хорошего парня он слишком неоднозначен, к тому же читал Камю, а может и Шопенгауэра. Хорошие парни так не поступают, они читают наставление по стрельбе.
В итоге его деяния оказываются намного более хороши, чем плохи. И присутствует некий потенциал улучшения, который автор сможет развить в продолжениях.
По моему мнению, такая трактовка ближе более молодому поколению, которое сейчас активно читает всяческие ЛитРПГ. Там, как я замечал, герои часто циничны и эгоцентричны.

Некоторые отзывы критикуют реалистичность описаний боев.
В некоторых случаях, я уверен, они вполне адекватны. Скажем, у меня нет сомнений, что при правильном срабатывании засады из нескольких мин и пары пулеметов действительно можно примерно за минуту умножить на ноль колонну машин без брони. Во многих случаях специально для стволодрочеров автор уточняет, что стрельба происходит практически в идеальных условиях. Т.е. спор может идти примерно о том, в 100% герой должен попасть, или в 70%.
Было бы лучше, если бы герой все же пару раз промахнулся. Ну, патроны бывают кривые, руки дрожат и все такое. Это даже добавило бы напряжения.
Некоторые люди уверяют, что спор о том, можно ли попасть из СВД на 700 метров, вечен, как круговорот супружеских измен. Просто оптимисты знают, в чем разница между пулеметными и снайперскими патронами, а у пессимистов зрение +3.
Но если кто-то все же уверен, что попасть нельзя, предлагаю простое упражнение:
1. Распечатываем на листе А4 крупным шрифтом нужную сцену.
2. Красным фломастером зачеркиваем число "700" и сверху пририсовываем "600".
3. Удовлетворенно вздыхаем и читаем дальше.
И для того, чтобы немного развлечь читателя, описание нескольких ляпов, которые мне бросились в глаза у одного (или двух?) автора фанфиков на тот же мир, собравшего положительные отклики.

1. Сезон дождей постоянно назывался зимой. Дорогие читатели и писатели, сезон дождей, имеющий быть в саванне - это лето. Жаркое, влажное и с большим количеством гроз и штормов. В некоторых местах он распадается на два сезона дождей, весенний и осенний. Но если сезон дождей один - это однозначно лето. Круз это знал, а его подражатели - нет.
Авторы путают это понятие с дождливой средиземноморской зимой. Механизм образования осадков и их характер совершенно разные, противоположные даже.

2. У Круза в начале странствий описывается нужная для развития сюжета сцена, где падальщики пожирают тушу, лежащую рядом с дорогой.
Это так вдохновило последователей, что у некоторых авторов такие туши лежат на обочинах, как тротуарная плитка. Люди, никто не будет бросать тонну ценного мяса гнить в саванне. Падальщики и хищники сбегаются к каждому трупу за десятки километров. И животных в саванне не так много, чтобы устиласть своими трупами дороги. Если оценить плотность биомассы в саванне, то вероятность увидеть относительно свежую тушу в полосе шириной в несколько десятков метров вдоль всей дороги База-Порто Франко составит всего 10%. Всего раз за десяток поездок вы просто увидите тушу, а уж чтобы туша лежала прямо на дороге - это и вовсе крайняя редкость, которая случается раз в несколько лет.

3. В одной неплохой, в общем-то, книге есть эпизод, где женщины убивают "большую гиену" путем случайного отстреливания ей члена. Да, женщины страшны в гневе.
Читая описание убийства этого же зверя у Леонидовича, я вспомнил эту забавную сцену и задумался.
Дело в том, что у хищников, в отличие от травоядных, небольшой подтянутый живот. И у всех крупных хищников при взгляде спереди мощная грудь закрывает и живот, и гениталии. А все, что ниже груди, закрывают широкие лапы/ноги. Попасть в член атакующего хищника просто нереально, его не видно. Откуда же у автора такая странная фантазия?
И я таки догадался. Автор, в отличие от Леонидовича, не стал заморачиваться и искать, с какого реального вымершего хищника списана "большая гиена", и решил, что она похожа на современную гиену (с которой не имеет ничего общего, кроме предполагаемого окраса). Очевидно, автор нашел изображение пятнистой гиены, обнаружил, что у нее передние ноги выше задних, из-за чего виден живот, а также обратил внимание на 15-сантиметровое нечто, свисающее между ног.
Понятно, что у "большой гиены" постановка ног совершенно другая, она вообще копытное, и бегает иноходью, а не галопом, как современная гиена. Но самое смешное не это.
15-сантиметровое нечто, которое даже первые натуралисты принимали за член, это не член. У пятнистой гиены самка сильнее и энергичней самца, это достигается высоким содержанием тестостерона. А от него растет ложный орган, который по сути является гипертрофированным клитором. А член у самцов гораздо скромнее выглядит в обычном состоянии.
Так что автор убил зверя попаданием в орган, которого у него не могло быть, из позиции, с которой его не видно.

П.С. На "Мирах Круза" книга "Посторонний на Земле Лишних" дешевле, чем на Литресе.

https://chto-chitat.livejournal.com/14155148.html


Метки:  

Бонгард-Левин Г., Ильин Г. Индия в древности.

Пятница, 11 Сентября 2020 г. 01:13 + в цитатник

Бонгардт-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. АН СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт востоковедения М. Наука 1985г. 758 с., илл. твердый переплет, обычный формат.

Глобальная, «тотальная» история человеческого общества является совсем не простой и достаточно спорной темой. Отчего же так? Исследователь должен учитывать массу факторов, просчитывать целые цепи закономерностей, отнюдь не типических друг другу, и зафиксировать состояние общества в различных фрагментах пространства-времени. Именно поэтому выработка, или, точнее, конструкция, и не всегда «ре…», «тотальной» истории оборачивается песней субъективизма. Исследователь всё одно принимает тот или иной уклон в своём описании, в зависимости от рода его занятий.

Однако работы подобного жанра всё равно необходимы. При скрупулезности, добросовестности и обширных систематических знаниях историк вполне способен давать общие очерки того или иного времени, страны, института, применяя самые широкие обобщения. Они служат эдаким промежуточным итогом изучения человеческого общества, маленьким кусочком его жизни, который терпеливо познают те, кому не чуждо понимание человека как такового.

Вопрос: почему для нынешнего разговора выбрана именно древняя Индия? Как и другие области света, эта цивилизация обладает своими уникальными социо-культурными чертами, необычайно прочными и гибкими паттернами коллективного, расслаивающими общество на комплекс «полей». Отчасти, история Индии, точнее, индийского общества, тянется с этих самых древних лет, когда в долинах Ганга сталкивались полулегендарные Пандавы и Кауравы. Для короткого и общего знакомства с историей Южной Азии и предназначена книга Г. Бонгард-Левина и Г. Ильина, выпущенная в 1985 г. и через несколько лет получившая Государственную премию. Что же увидит там взыскательный читатель?

Итак, концепция. Любой автор, пишущий о весьма обширном отрезке пространства-времени, имеет какой-то подход к истории его развития. Что уж говорить о двух индологах, выросших на дебатах о злостной классовой сущности кастового строя? Они остались верными приверженцами «пятичленки», то есть разделения докапиталистического строя на «рабовладение» и «феодализм». «Asiatischeproduktionweise» они отвергают, чуть ниже поясним, почему, и останавливаются на характеристике древней Индии, как общества рабовладельческого… Что они имеют в виду?

Они опираются на то, что в государствах Маурьев, Гуптов и остальных более или менее крупных государствах на территории Индостана было рабство. Точнее, он был господствующей социально-производственной формой, так сказать, типической для этого времени. О доле dasa, хоть долговых, хоть военных, да хоть каких, в общей структуре хозяйства, авторы рассуждают очень осторожно, ибо не хватает материалов, однако выуживают из источников все сведения о том, каково же было незавидное положение раба в обществе. Однако переплетение связей, в котором оказывается рабская прослойка оказывается настолько сложной, а их характеристики так самобытны, что индологи оставили общую характеристику рабовладения для своих будущих коллег…

Итак, рабство. Допустим. Однако если учесть, что речь идёт о марксизме, то ясно, что в эту систему должны вписываться и гражданские общины, и частная собственность. Что у нас в Индии? Авторы, как и большинство современных индологов, утверждают, что в этой загадочной стране не было понятия о произвольном самовластии деспота, о строительстве ирригации, об абсолютной государственной собственности. Однако, даже в сочинениях «индийского Макиавелли» Каутильи нет ничего подобного. Из известных источников, юридических, актовых и эпиграфических материалов известна частная собственность на землю, подлежащую купле-продаже, дарению, залогу и всем прочим прелестям юридической премудрости (пережившее столетия понятие bhumi). Были и земли, на которых находились независимые корпорации. Следовательно, была более или менее твёрдая основа для внегосударственной самоорганизации. Сам же Бонгард-Левин пишет, что во времена Ашоки масса земель находилась, по крайней мере, не в прямом подчинении власти, «ганы» и «сангхи», то есть, фактически, самоуправляемые территории и поселения.

Всё это достаточно неплохо наслаивается на наше представление о господстве на этой территории не государственной централизации, а организации на основе социальной стратификации.

Речь идёт о варнах и джати, то есть кастах. Им-то авторы и уделяют немало места в своём повествовании. Разматывая нить с мифологем «Ригведы», они показывают расцвет варнового общества в I тысячелетии до нашей эры, политическое противостояние брахманов и кшатриев, экономическую деятельность вайшьев и шудр. Рождаясь, человек оказывался встроен в готовую систему социальной иерархии, он уже был либо дваждырождённым, либо однорождённым, и не мог изменить своего положения. Нет, даже в древнее время вайшья мог стать раджой, но это всё равно не делало его ровней с кшатриями, а шудра мог иметь слугу-брахмана, оставаясь на социальной лестнице ниже своего подчинённого. Государство Маурьев, можно сказать, было «золотым веком» этой оригинальной системы. Эпоха Кушан и Гуптов была уже иной. Н первый план выходит профессиональная группа – джати-каста, варны кшатриев и вайшьев редеют, появляются знатные и богатые шудры. Рождение в профессиональной группе теперь более значимо, нежели более абстрактное деление на 4 огромных разряда.

Итак, экономический строй, где сочетаются частное, корпоративное (ладно, будем, вслед за авторами, именовать его «общинным») и государственное хозяйство, где крепость социального строя куда более мощна и инертна одновременно, чем все государственные институты. К сожалению, эти важные положения у Бонгард-Левина и Ильина отходят на второй план, точнее, они выписаны достаточно смутно и поверхностно, можно сказать, даже скорее просто зафиксированы.

Зато с политической историей у авторов всё в порядке. Тщательный анализ сложных источников, среди которых и непростая эпиграфика на самых разных языках, реконструкция династийных историй и историй воин – всё это у них вышло на ура. Раджи легендарной ведийской эпохи, Маурьи и Ашока, Кушаны и Гупты, сложная мозаика на южной части индостанского клина – индологи неплохо реконструировали сложную историю индусских государств, которые всё равно выходят на передний план.

Ну и, само собой, культура. Авторы очень много текста посвятили развитию религиозных систем в древней Индии, само собой, основное внимание уделив разным ликам индуизма и буддизма, попутно разбирая и философию, которая во многом пересекалась с древнегреческими мыслителями. Много места соавторы уделили политической сущности буддизма, ярко проявившейся при Маурьях, и его противостоянии с брахманизмом. Пожалуй, наравне с работами буддолога В. Торчинова, очерк религии Индии в этой книге можно вознести в ранг одного из самых лучших.

Итак, что же мы видим? Мы видим яркую и самобытную цивилизацию, которая по своему уровню развития социальной динамики, быть может, опережает прочие регионы материка. Конечно, это вовсе не факт, однако фактор именно внегосударственной самоорганизации здесь был явно весьма силён, даже если мы учтём жёсткую централизаторскую политику Гуптов, целенаправленно разрушающих самоуправление и автономию. Однако сам процесс социальной динамики, который бы и хотелось узнать поподробнее, выражен в этой книге лишь вскользь, к большому сожалению.

Но, в принципе, это неплохой общий очерк истории древней Индии, не идеальный, не ровный, но дающий более или менее общее представление. По крайней мере, на общем фоне «плановых» страноведческих монографий он смотрится весьма неплохо.

https://chto-chitat.livejournal.com/14154939.html



Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 448 447 [446] 445 444 ..
.. 1 Календарь