Дуэль
Итак, оглашены
Условия дуэли,
И приговор судьбы
Вершится без помех...
А Пушкин ─ точно он
Забыл о страшном деле ─
Рассеянно молчит
И щурится на снег...
Куда ж они глядят,
Те жалкие разини,
Кому, по их словам,
Он был дороже всех,
Пока он тут стоит,
Один во всей России,
Рассеянно молчит
И щурится на снег...
Мучительнее нет
На свете наказанья,
Чем видеть эту смерть,
Как боль свою и грех...
Он и теперь стоит
У нас перед глазами,
Рассеянно молчит
И щурится на снег...
Пока ещё он жив,
Пока ещё он дышит, -
Окликните его,
Пусть даже через век!...
Но ─ будто за стеклом ─
Он окликов не слышит
Рассеянно молчит
И щурится на снег...
Леонид Филатов 1984 год
Савицкий, "Пушкин перед дуэлью"
Разговор на балу
─ Неужто этот ловелас
Так сильно действует на Вас,
Святая простота?
─ О да, мой друг, о да.
─ Но он же ─ циник и позёр,
Он навлечёт на Вас позор
И сгинет без следа.
─ О да, мой друг, о да...
─ И, зная это, Вы б смогли
Пойти за ним на край Земли
Неведомо куда?
─ О да, мой друг, о да...
─ Ужель он так меня затмил,
Что я Вам сделался не мил
В тот час ─ и навсегда?
─ О да, мой друг, о да...
─ Но я же молод и силён,
Имею чистыми мильон
И ростом хоть куда!
─ О да, мой друг, о да.
─ И всё же мне в который раз
Случится выслушать отказ,
Сгорая от стыда?
─ О да, мой друг, о да...
─ Ну, что ж, посмотрим, кто есть кто
Годков примерно через сто,
Кто прах, а кто ─ звезда!
─ О да, мой друг, о да...
О да, мой друг, о да!
─ Боюсь, что дурочки ─ и те
В своей душевной простоте
Не смогут вас понять!...
─ Как знать, мой друг, как знать!..
Леонид Филатов, 1978 год
Жаренко Лаврентий, "Перед дуэлью", 1939 г.
Орлов Владимир (г.Владивосток), "Пушкин перед дуэлью". 2003 г
Шаньков Михаил, "Дуэль", 2002 г.
Непринцев Ю.М., "Последняя минута"
Волков Адриан Маркович (1827-1873), "Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом", 1869 г.
Чичагов Константин Николаевич (1849-1903) "Конец дуэли".
Дуэль
(А.С.Пушкину)
Черная речка. Зима. Снег.
Полный интриг девятнадцатый век.
Шпаги в сугробы. Отсчет шагов.
Тайная битва ярых врагов.
Два пистолета. Один без пуль.
Сплющилось солнце в загадочный нуль.
Сходятся. Полно, уже пора.
Сброшена шуба. Блестят кивера.
Небо жандармом смотрит на них.
Лес затаился. Гомон затих.
Пушкин, не надо. Дрожит рука.
Черною змейкой вьется река.
Выстрел... И птицы взметнулись с ветвей -
Не было более горьких вестей.
Кровь на поверхности снежных ланит.
Ранен. Чуть дышит... А впрочем, убит.
Татьяна Гордиенко
Соколов П.П., "Дуэль Пушкина с Дантесом", 1890 г.
Дантес
Он был красив, как сто чертей,
Любил животных и детей,
Имел любовниц всех мастей
И был со всеми мил…
Да полно! Так ли уж права
Жестокая молва,
Швырнув в ответ ему слова:
"Он Пушкина убил!.."
Он навсегда покинул свет,
И табаком засыпал след
И даже плащ сменил на плед,
Чтоб мир о нём забыл.
Но где б он ни был тут и там –
При нём стихал ребячий гам,
и дети спрашивали мам:
"Он Пушкина убил?"
Как говорится, всё течёт,
Любая память есть почёт,
и потому на кой нам чёрт
Гадать, каким он был?..
Да нам плевать, каким он был,
Какую музыку любил,
Какого сорта кофий пил…
Он Пушкина убил!
Леонид Филатов, 1977

Французский романист и драматург Поль Эрвье (фр. Paul Hervieu, 1857—1915) о Дантесе: "В течение нескольких лет, каждый вечер около шести часов, я видел как по салонам Клуба, куда я приходил читать газеты, проходил похожий на бобыля высокий старец, обладавший великолепной выправкой. Единственное, что я знал про него, так это то, что за шесть десятков лет до того — да, в таком вот дальнем прошлом! — он убил на дуэли Пушкина. Я лицезрел его крепкую наружность, его стариковский шаг… и говорил себе: "Вот тот, кто принёс смерть Пушкину, а Пушкин даровал ему бессмертие, точно также как Эфесский храм — человеку, который его сжёг".
Владимир Козлов, "Дуэль Пушкина", 1999 г.
Шилов Виктор, "Дуэль"
Горбов А.А., 1936 г.
Борель П.Ф., "Возвращение Пушкина с дуэли", 1885 г.
Моисеенко Е.Е., "Памяти поэта", 1984-1985 гг.
Белюкин Дмитрий, "Смерть Пушкина", 1986 г.
Надя Рушева "Смерть поэта"
Стихотворение из цикла "Пушкин и его музы"
Он стоял у дома на Мойке*
Под холодным слепящим снегом,
Было зябко и было горько.
А на плечи спустилось небо...
И шаги сквозь сумрак хрустели,
В переулках бродила полночь.
Город замер в густой метели.
На губах у поэта горечь.
Воскрешая в душе минутки
Прошлой радости и печали,
Свою жизнь он листал как-будто...
То, как было у них вначале.
Как ласкалась к нему девчонкой -
Радость сердца, его Наташа.
Как дразнил он её котёнком -
Свою жёнку, богиню, Ташу.
Пушкин с грустью тревожной слышал
Шум столичный и скрип полозьев.
А тоска опускалась свыше,
Смерть застыла у изголовья.
В темноте лишь квадраты окон,
Там, где в доме ещё не спали.
И фигурка Таши вдоль стёкол
Промелькнула в цветастой шали.
Он не скажет ей о дуэли,
Не захочет, чтоб волновалась.
Уходя, оставит в постели,
Чтоб спокойно ей почивалось.
Русь запомнит тот день снегопадом-
Чёрный день дуэли поэта.
А тот снег, куда Пушкин падал,
Стал кроваво-красного цвета...
Елена Жукова-Желенина
Конопацкая Галина Павловна, "Смерть Пушкина", 1946 г.
Максимов, "Могила Пушкина", 1936 г.
Художники, как при жизни поэта, так и после его гибели охотно обращались к его образу в своём творчестве. Пушкин был представлен ими в разных формах и жанрах - гравюры, живописные и акварельные портреты, литографии.
Дуэль Пушкина и Дантеса нашла отражение в литературе и изобразительном искусстве.
К числу замечательных художников, внёсших свой вклад в изобразительную Пушкиниану, несомненно надо причислить Ивана Логиновича Линёва, автора последнего прижизненного портрета великого поэта. Между тем о Линеве до недавнего времени ничего не было известно. Только в 1972 году в журнале «Искусство» появилась о нём небольшая публикация С.Куликова. В 1979 году в Москве вышла небольшая книжка Е. Кончина «Загадки старых картин», открывший ее очерк под названием «Последний портрет Пушкина» содержал некоторые сведения о Линёве.
Портрет этот — особенный. И не только потому, что — последний прижизненный, можно сказать,— предсмертный (он создан, по мнению специалистов, в 1836 году, когда Пушкину оставалось жить несколько месяцев). Но и потому, что он — самый реалистический. Пушкина писали многие известные живописцы, но все они, испытывая влияние Пушкинского гения, не ограничивались передачей портретного сходства, а создавая образ поэта, невольно что-то приукрашивали, в чём-то отступали от натуры…
На этом портрете с тщательностью документа запечатлен другой облик: перед нами лицо — значительное и напряженное, невыразимо печальное, уставшее, горькая гримаса на губах, волосы уже начали редеть. Пушкин на этом портрете предстает как человек, много переживший и переживающий внутреннюю драму.

Ныне портрет хранится в Петербурге в музее-квартире Пушкина на Мойке.
И в наши дни многие художники и литераторы вдохновляются образом великого русского поэта.