ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...
150 лет импрессионизма - (0)150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...
Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...
Пьетро да Кортона - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...
Жизнь кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского - (0)Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное ...
Никола Пуссен (1594—1665) — французский живописец и рисовальщик. |
Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: «Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству».
«Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим надо следовать, чтобы подняться на вершины, достигаемые немногими», — сказал о Пуссене Беллори.
«Моя натура влечет меня искать и любить вещи, прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету», — говорил сам Пуссен.
Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества.
Никола Пуссен родился в Аез-Андели. Учился в Париже у Варена. Большую часть жизни проработал в Риме. Яркий представитель классицизма в исторической живописи и превосходный пейзажист.
Французский художник Никола Пуссен большую часть жизни проработал в Риме. Первые римские картины художника покупались очень дешево.
Даже его великая «Чума» продавалась всего за шестьдесят экю, но король Людовик решил купить картину за тысячу.
Никола Пуссену это необычайно польстило. Вдобавок король прислал ему приглашение вернуться на родину. Растроганный Пуссен тронулся в путь. В Фонтенбло, у Версальского дворца, его встречала королевская карета.
— Наконец-то меня оценили! — говорил художник парижским друзьям.
Но через пару месяцев он выглядел очень унылым.
— Не понимаю, зачем меня вызвали, — говорил Пуссен. — Все, что я пока сделал, это разрисовал королевский камин каким-то дурацким орнаментом и придумал пару фронтисписов и обложек на книги.
Художник ждал серьезных заказов, но так и не дождался. Наконец его терпение лопнуло.
— Не хочу становиться пачкуном и мазилой! — объявил он. — Если им понадобится расписать еще один камин, пусть везут его ко мне в Рим!
И больше во Франции Пуссен не появлялся.
Вдохновение поэта. 1630
Танец под музыку времени
На картине изображен аллегорический хоровод Жизни, в котором кружатся, слева направо: Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность.
Двуглавое каменное изваяние слева — римский бог Янус. Его молодое лицо смотрит в будущее, старое обращено к прошлому. Рядом путти пускает мыльные пузыри — символ быстротекущей человеческой жизни.
На голове у Трудолюбия лавровый венок — символ победы и добродетели. У Богатства волосы перевиты ниткой жемчуга. Из всех танцующих обуты лишь Наслаждение и Богатство. Бедность одета очень просто. Она пытается коснуться ускользающей руки Богатства.
Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, — Отец Время. Его присутствие напоминает о Смерти — постоянной спутнице хоровода Жизни.
Кружение хоровода символизирует повороты колеса Фортуны, а каждая из фигур — то или иное состояние, в котором человек оказывается по воле судьбы. Путти, сидящий у ног Времени, держит песочные часы, напоминающие о безостановочном беге минут.
По небу мчится колесница бога солнца Аполлона, сопровождаемая орами — богинями времен года. Аврора, сестра Аполлона, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы.
1660 году Никола Пуссен создает серию пейзажей "Четыре времени года" с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: "Весна", "Лето", "Осень", "Зима".
В "Весне" на фоне роскошной райской растительности изображены первые люди — Адам и Ева.
"Лето" решается как величественная сцена жатвы, и на фоне золотистых хлебов изображена встреча Руфи и Вооза.
"Осень" воплощена в суровом, выжженном солнцем ландшафте, на фоне которого посланцы иудейского народа Авраам с Лотом проносят гигантскую гроздь Ханаана, словно вобравшую в себя животворные соки природы.
В последней картине «Зима» изображена сцена всемирного потопа. Стихия слепа и безжалостна. «Зима» написана в своеобразном холодном, «ледяном» колорите, пронизанном щемящим ощущением надвигающейся гибели. «Страшная красота», — говорил об этой картине Гете.
Закончив в 1665 году «Зиму», Пуссен знал, что больше не напишет ничего. Он был еще не очень стар, но титанический труд подорвал его здоровье, и когда умерла его жена, он понял, что не переживет этой потери.
В последние годы жизни Пуссен отказывается от холодного рассудочного искусства и возвращается к истокам. Он пишет ряд пейзажей и несколько автопортретов, которые ему заказывают коллекционеры. «Автопортрет», написанный для Шантелу, покровителя художника, характерен очень спокойной позой и выдержан в крайне сдержанной цветовой гамме. С темного пространства холста на нас смотрит пожилой человек, проницательный взгляд которого и сама поза говорят о его властности и ощущении собственной значимости. Портрет имеет и аллегорический смысл: на заднем плане изображена женщина с «третьим глазом» - эмблемой зрения. Она как бы выражает живопись. Видны и две руки, желающие обнять женщину, - это должно означать любовь к живописи. 19 ноября 1665 года Никола Пуссен скончался |
Биографические анекдоты
Никола Пуссен находил цвет слишком привлекательным и ужасно боялся, что если увлечется им, то пренебрежет рисунком.
— Очарование одного может заставить меня забыть о необходимости другого, — часто говорил он.
***
Пуссен был больше жаден до славы, чем до денег. Продавая свои картины, обычно он никогда не торговался с покупателями, а просто писал сумму, которую хотел получить, и отправлял картину заказчику. Тот присылал ему денег гораздо меньше, чем было запрошено. Но Пуссен никогда не протестовал.
***
Один прелат (высокий церковный чин) заехал к Пуссену в гости. После ужина и приятной беседы художник лично проводил священника до кареты.
— Как я вас уважаю за то, — заявил Пуссену прелат, — что у вас нет ни одного слуги (по-французски «valet»).
А я вас уважаю еще больше, — уныло ответил Пуссен, — за то, что у вас их несколько тысяч («valet» еще значит и «прихожанин»).
http://www.artcontext.info/stories-about-artists/104-pussen/956-ba.html
Рубрики: | Художники и картины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |