-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Moja_Polska

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 20738


Лемки: сохранившие идентичность

Воскресенье, 07 Февраля 2016 г. 00:57 + в цитатник
Cayetana_de_Alba все записи автора 1 (700x467, 310Kb)
Православные церкви и каменные кресты ‒ самые характерные детали пейзажа на Лемковщине. Многие знаменитые мастерские каменотесов находятся в селе Бортне (польск. - Бартне). Фото Даниэль Пах /Forum

На юго-востоке Польши в горах Низкие Бескиды расположена Лемковщина. Этот малонаселенный глухой уголок ‒ родина одного из самых загадочных европейских национальных меньшинств, лемков. Кто они и почему живут вдали от своей родины?

Каково происхождение лемков?
2 (700x479, 332Kb)
Надгробная фотография (единственная) лемковской супружеской пары, кладбище в селе Устье Горлицкое. Фото Даниэль Пах / Forum

Лемки ‒ это одно из четырех коренных этнических меньшинств Польши (наряду с татарами, караимами и цыганами). Хотя среди ученых не утихают споры о происхождении лемков, вероятнее всего, эта этническая группа возникла в результате появления в XVI веке в Низких Бескидах восточных славян и валахов и их смешивания с местным польским населением.

В XVI-XIX веках у лемков сформировалась собственная идентичность, основанная на их традиционной культуре, языке (лемковском) и связях с украинской греко-католической и православной церковью. С тех пор лемки постоянно испытывали давление со стороны властей и агрессоров: Польши, Австро-Венгрии, Украины и Российской империи. Им приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы стабильно сосуществовать с государством в надежде на гарантии мира и защиту своих прав. Так сложились три главных элемента лемковской национальной идентичности.

В разное время среди лемков доминировали приверженцы той или иной национальной ориентации (украинской, лемковской/русинской, польской). Сегодня среди лемков можно условно выделить две основные группы: тех, кто считает себя частью украинской нации, и тех, кто считает себя отдельным лемковским народом (так называемые лемки-автономисты).

На что похож лемковский язык?
3 (700x531, 473Kb)
Никифор Крыницкий, Охота в свете месяца. Никифор, представитель наивного искусства, считается самым известным сегодня лемковским художником. Репродукция: Марек Скорупский / Forum

Лемковская культура неразрывно связана с лемковским языком. Существует по меньшей мере две гипотезы его происхождения. Большинство украинских ученых считают его самым западным диалектом украинского языка, некоторые ученые считают лемковский одной из четырех ветвей русинского языка. В лемковском довольно много заимствований из польского и словацкого. Для поляков лемковский по звучанию очень похож на украинский, и действительно, лемки признают, что разница между лемковским и украинским примерно такая же, как между польским и словацким: можно понять общий смысл высказывания, но для понимания деталей и нюансов требуется знание лексики и грамматики.

Было ли у лемков свое государство?
4 (700x467, 538Kb)
Лемковская православная церковь в Низких Бескидах. Фото Даниэль Пах / Forum

После Первой мировой войны президент США Томас Вудро Вильсон провозгласил право наций на самоопределение. Благодаря этой доктрине и условиям Версальского мирного договора Польша вновь обрела независимость после 123 лет правления соседних держав (Австро-Венгрии, Российской империи и Пруссии).

Низкие Бескиды, территория проживания лемков, вскоре отошли к Польше. Лемки решили воспользоваться нестабильностью границ в первые послевоенные месяцы для реализации своего права на самоопределение и основали республику Команча ‒ независимое лемковское государство, ориентированное на союз с Западной Украиной. Новая республика просуществовала меньше месяца: ее разгромили польские войска во время польско-украинской войны 1918-1919 гг. Хотя сама Польша была крупнейшей из стран, воспользовавшихся правом на самоопределение, польские власти не желали признавать существование этого права у польских меньшинств.
5 (700x430, 196Kb)
Калуш, 1916. Лемковские дети в телеге. Репродукция: Forum

После роспуска Команчанской республики во главе лемковского движения встала группа, настроенная, по некоторым оценкам, пророссийско (т. н. русофилы), пользовавшаяся значительной поддержкой населения. Ее лидер, местный адвокат Ярослав Качмарчик, понимал, что единственный путь выживания для лемковского государства ‒ заручиться поддержкой основных игроков Парижской мирной конференции. Однако польское правительство помешало лемковским делегатам попасть в Париж. И все же 5 декабря 1918 года представители большинства лемковских городов и деревень решили взять дело в свои руки и объявили о создании Лемковской республики (иногда ее называют Лемковско-русинская республика) со своим собственным правительством, администрацией и полицией. Лемковские лидеры стремились легитимизировать существование своего государства, доказав его эффективность, а затем добиваться помощи победителей Первой мировой войны.

Самопровозглашенную республику не признала ни Польша, ни одна другая страна, и тем не менее она продержалась до 1920 года. По условиям Сен-Жерменского и Рижского договоров Лемковщина окончательно переходила Польше. Получив документ, подтверждающий права Польши на этот регион, польское правительство начало внедрять здесь польские законы, в частности призывать лемков в польскую армию, воевавшую с большевиками. Любое сопротивление жестоко подавлялось, все деятели лемковской республики были арестованы и подверглись суровым наказаниям. Впоследствии суд оправдал их, но мечта о республике была утрачена и в последующие годы им довелось испытать множество притеснений. Лемки долгие годы добивались статуса этнического меньшинства.

Почему большинство лемков не живет сегодня в Низких Бескидах?
6 (700x413, 412Kb)
Ансамбль народной песни и танца на ежегодном фестивале лемковской культуры в Ольховце, 2011. Фото Вальдек Сосновский / Forum

К 1939 году на Лемковщине проживало примерно 140000 лемков, но после Второй мировой войны наступило время радикальных перемен. Сначала примерно 90000 лемков принудительно переселили в Советский Союз, откуда большинство из них так и не вернулось. Затем в 1947 году польское правительство провело так называемую операцию «Висла» ‒ насильственное переселение украинцев, лемков и бойков на запад и север Польши (на так называемые “Возвращенные земли”). Цель операции состояла в том, чтобы рассредоточить население, подозреваемое в поддержке украинской повстанческой армии, которая вела партизанскую войну с коммунистической Польшей и не признавала послевоенных границ. Несмотря на то, что лемки имели мало общего с УПА и никогда официально не выступали против коммунистического правительства, 35 000 лемков были переселены на запад и север Польши.

Где лемки живут сегодня? Сколько их?
7 (700x467, 320Kb)
Гора Явор ‒ священное для лемков место. Каждый год тысячи лемков отправляются на гору Явор, чтобы принять участие в празднике Петра и Павла. Фото Даниэль Пах / Forum

По данным переписи 2011 года, в Польше проживают примерно 10500 лемков. Важно, что общее число лемков практически удвоилось с момента предыдущей переписи 2002 года. Это значит, что теперь они могут открыто говорить о своей лемковской идентичности и соблюдать свои традиции. Более 50% лемков по-прежнему живут в Нижней Силезии (на “Возвращенных землях”), и лишь небольшая часть из них живет на Лемковщине.

С 1991 года в польских школах можно официально учить лемковский язык, а с 2000 года в Педагогическом институте в Кракове студенты русской филологии могут выбирать лемковский в качестве языка специализации. Тем не менее диаспоризация лемков оказалась необратимой: лемки не вернулись на Лемковщину, и многие из них ассимилировались там, куда их забросила судьба. И все же для большинства из них Низкие Бескиды ‒ это по-прежнему родина. Именно там каждый год проходит крупнейшая «Ватра» ‒ фестиваль лемковской культуры, который позволяет лемкам вновь почувствовать себя единым целым.
8 (700x473, 302Kb)
Михалов, село в Нижней Силезии (Возвращенные земли). Фестиваль лемковской культуры «Ватра». Фото Мачей Сверчинский / AG

Игорь Хербут ‒ лемко, поп-звезда, вокалист популярной группы «Lemon» – так описал свои чувства к Лемковщине в персональном блоге:

«У всех лемков, которых я знаю, внутри что-то щелкает, когда они приезжают на Лемковщину (например, на “Ватру” в Ждыне). Это как вставить батарейку в электронное устройство. Ты вставляешь ее, вдавливаешь маленькую пружинку, батарейка встает на место, и устройство начинает работать. Так я чувствую себя в Низких Бескидах, хотя моя семья вот уже два поколения живет далеко от этого места. Там я чувствую себя дома».
9 (700x466, 280Kb)
Микова, Словакия, в семье выходцев из этого села родился самый известный лемко всех времен ‒ Энди Уорхол (настоящее имя Эндрю Вархола). Фото Вальдек Сосновский / Forum
__________________________________________________________________
Источники: B. Machul - Telus. Łemkowie, Warszawa 2013. Wydawnictwo Sejmowe; T. Augustyniak, Łemkowska Republika, Onet.pl, I. Herbut, 1100 osób lubi Łemków, natemat.pl

Wojciech Oleksiak, Источник
Рубрики:  Tradycje i Etnogeneza
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку