-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Moja_Polska

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 20738


Св. Максим Горлицкий - восстановитель и защитник православия на Лемковщине

Понедельник, 07 Сентября 2015 г. 16:44 + в цитатник
Cayetana_de_Alba все записи автора Пишет marubeni:

***
6 сентября Польская Православная Церковь отмечает день памяти св. Максима Горлицкого.
1 (306x448, 78Kb)
Это первый святой с Лемковщины, канонизированный ПАПЦ и РПЦЗ.


Как пишет о. Роман Дубец, настоятель прихода в Горлицах, священномученик Максим Горлицкий является символом мученичества русинов, хранящих свои традиции, любовь к родной земле и верность вере предков - Православию.

Максим Тимофеевич Сандович родился 31 января 1886 г. в деревне Здыня (ныне - в Малопольском воеводстве), в семье греко-католиков. Его отец был псаломщиком. Но уже в ранней юности Максим проявлял интерес к православию, и, после недолгого послушничества в Базилианском греко-католическом ордене, отправился в Почаевский монастырь, где окончательно утвердился в православной вере. В Почаеве быстро стал одним из самых образцовых послушников, работал в типографии.
Был замечен епископом Антонием (Храповицким) и направлен в Житомир для обучения в семинарии, которую закончил с отличием.
В деревне Яблочная, где находится монастырь св. Онуфрия, познакомился с будущей супругой - Пелагией Григорюк, дочерью настоятеля прихода в Новоберёзове под Хайнувкой.

11 сентября 1911 года Максим Сандович был рукоположен в священники епископом Антонием и вскоре вернулся в родные места. К нему тут же обратились верные из соседней деревни Граб, поскольку там униатский священник перестал записывать их в метрики православными и произносить во время службы молитву за всех православных христиан. Отец Максим внял их просьбам и прибыл в Граб, где обнаружил, что местная православная церковь опечатана австрийской полицией. Несмотря на это молодой священник начинает отправлять требы в домах верных, за что был арестован и 8 дней провел в заключении, а также выплатил штраф.

Так начинается тернистый путь отца Максима, который закончился мученической смертью.
Несмотря на гонения и постоянные аресты, он не прекращал служение. Видя его мужество и стойкость в вере, многие лемки начали отказываться от униатства и переходить в Православие, возвращаясь таким образом к духовным истокам своего народа. Это не могло не вызывать злобу униатов и недовольство австрийских властей.


***
В то время на территории нынешней юго-восточной Польши действовали выдающиеся проповедники православной веры, например в Холмщине служил епископ Евлогий (Георгиевский), слава которого разнеслась далеко за границами его епархии. На Лемковщине также активно шел процесс возрождения Православия. Австрийские власти не могли смириться с ростом национального самосознания русских и других славян и их культурного развития, духовно устремленного к Матери - России.

В разлагающейся Австро-Венгерской империи началась настоящая шпиономания, "сознательные" граждане стали выискивать "москалефилов" и сдавать их полиции. Таким образом пострадали тысячи людей, многие из которых и не помышляли о бунте против императора Франца-Иосифа, а просто держали дома книги на русском языке и исповедовали православную веру. Стал жертвой доноса и отец Максим, и до этого бывший на заметке у полиции. 28 марта 1912 года он был арестован по доносу учителя Леося австрийской жандармерией и препровожден во львовскую тюрьму.

Начинаются двухгодичные тюремные мытарства. Отец Максим Сандович проходил по так наз. Львовскому процессу вместе с другим православным священником - о. Игнатием Гудимой и двумя общественными деятелями - Семеном Беднасюком и Василем Колдрой. Все они были арестованы по обвинению в государственной измене - шпионской деятельности в пользу Российской Империи и пропаганде "русского патриотизма".

Поводом для ареста священников было то, что якобы Сандович измерил шагами мост через Черемош. Схватили и о. Гудиму, у которого Сандович остановился по пути из Львова в Граб. Священников запугивали, заставляли перейти в греко-католичество, но те, разумеется, отказались. Известно, что с этой целью о. Максима навещал посланец униатского митрополита Анджея Шептицкого, кс. Никита Романюк.

Два года пришлось провести им во львовских застенках. Против четверки арестантов австрийские власти применили "тяжелую артиллерию". На стороне обвинения выступило около 1000 человек - католическое и греко-католическое духовенство, жители края, в основном поляки по национальности, деятели украинофильского движения, полицейские провокаторы, жандармы... Самыми серьезными обвинениями были шпионаж и подготовка сецессии, то есть отделения Галиции и Лемковщины от Австро-Венгрии и присоединения их к Российской Империи. За это подозреваемым грозила высшая мера наказания.

Но арестованные по смехотворным обвинениям не были позабыты русской общественностью. Защитой руководил известный галицко-русский общественный деятель Мариан Глушкевич. Он затребовал, чтобы были вызваны в качестве свидетелей прихожане обоих священников. В общей сложности были заслушаны показания около ста человек, которые все как один заявили, что не видели, чтобы их батюшки получали ценные подарки из-за границы, критиковали австрийского императора или были замешаны в прочей противоправной деятельности.

Отдельного внимания заслуживает матушка Пелагия. Как пишет Михал Болтрык, автор книги "Суд над св. Максимом", в суд она явилась с двухлетним ребенком.

Представилась:

- 22 года, русская, православная. Показания буду давать по-русски.

"Мой муж готовил свои проповеди на основе Евангелия и учебников. На проповедях не говорил о ляхах или украинцах. Говорил, что главой Церкви является Христос, а не римский папа".
"От детей школьного возраста я слышала, что учитель говорил им на уроках: "Если вы будете православными, то придет войско и вырежет вас".
"Слухи о том, что мужу платили из России, я слышала. Якобы мы получали каждый месяц 200 рублей. Рассказывал об этом кс. Киселевский. Но он лучше всех знал, что этого не было. Через руки ксендза Киселевского проходила наша почта. Он контролировал всё".

Львовское дело "русских шпионов" получило такой резонанс, что из России приехали пять депутатов Государственной Думы от разных партий. Войдя в зал, где велось судебное заседание, российские депутаты низко поклонились сидящим на скамьях подсудимых со словами: "Целуем ваши вериги!". Этот случай вошел в историю.

В итоге, несмотря на беспрецедентное давление австрийских властей, объединенные усилия галицкой интеллигенции, верных прихожан, неравнодушных российских деятелей увенчались полной победой.
Все подсудимые были признаны невиновными 24-мя присяжными заседателями и отпущены на свободу 6 июня 1914 года.

Отец Максим вернулся в родное село к жене и родным. Но недолго стойкий священник пробыл с семьей...
Разразилась война Австро-Венгрии с Россией, и австрийские власти начали свой крестовый поход против русских, славянских граждан, который теперь часто называют Русской Голгофой.
Практически не было деревни не Лемковщине, где бы большая часть жителей не была вывезена в жуткие лагеря смерти Талергоф и Терезин. Забирали прежде всего интеллигенцию, православных, а репрессии начались с облавы в "Русской Бурсе" - студенческом интернате в Горлицах.
Вскоре был схвачен и о. Максим. Также арестовали его семью - беременную жену Пелагию и отца Тимофея Сандовича. Вместе с другими заключенными о. Максим был подвергнут избиениям и издевательствам. Через несколько дней, без суда и следствия, 28-летний священник был расстрелян во дворе горлицкой тюрьмы.

Смерть святой встретил мужественно, не теряя веры. 6 сентября 1914 года по приказу ротмистра Дитриха из Линца священника вывели во двор и поставили напротив плутона солдат. Ротмистр снял с него металлический крест и начертил мелом на подряснике знак для солдат, куда стрелять. После первого залпа, падая, о. Максим успел воскликнуть:
"Да живёт русский народ и святое Православие!"

Раненого священника добили выстрелом из пистолета в голову.
Казнь видели отец и жена, которых специально привели в камеры с окнами во двор...
Тело убиенного священнослужителя закопали без обряда и гроба на краю горлицкого кладбища, в сыром рву.

Вдову и отца вскоре отправили в концлагерь Талергоф. Там Пелагия Сандович родила сына. Чудесным образом все трое Сандовичей выжили. Через три года, после освобождения Тимофей Сандович нашел тело сына, которое опознал по ботинкам, которые тот купил незадолго до ареста, и перезахоронил.
2 (401x500, 110Kb)
Сын священномученика, Максим Сандович, также стал православным священником. Потомки святого до сих пор живут в его родной местности и других городах. Внук Михаил Сандович был известным архитектором. Внучка Вера Сандович-Бонковска руководит Фондом поддержки лемков "Рутеника".

Лемки и русины стали чтить память святого сразу после его гибели, во многих домах были его изображения. Наперекор всем гонениям, лагерям, депортациям, лемки выжили как народ. Сейчас их насчитывается в Польше около 60 тысяч. И наверное, не найдется такой семьи, где бы не знали св. Максима Горлицкого и не почитали его, независимо от вероисповедания.

В 1994 Польская Православная Церковь канонизировала священника Максима Сандовича. Через два года ее примеру последовала Русская Православная Церковь за рубежом. Мощи святого спочивают в храме Св. Троицы в Горлицах, куда были торжественно перенесены в 2007 году.

Лемковский поэт Пётр Трохановский посвятил поэму св. Максиму Горлицкому. Священномученик является героем народных легенд. Любят его и дети. Вот несколько работ детей - учеников приходской школы в Горлицах.
3 (639x476, 255Kb)
4 (484x618, 255Kb)
5 (636x475, 369Kb)
Мученическая смерть о. Максима Сандовича и жестокие убийства православных русинов и лемков не стали концом Православия на этих землях.
6 (374x450, 207Kb)
Сейчас, 100 лет после кончины горлицкого святого, жизнь православных приходов как никогда активна и полна событий.
7 (533x700, 482Kb)
Словно святой вдохнул новую жизнь в свой маленький грабский приход с заколоченной старенькой церквушкой, который стал теперь символом несгибаемой веры и светлой любви к своему народу - наследнику былой Галицкой Руси.
8 (450x538, 231Kb)

Источники:

http://krakow.wyborcza.pl/krakow/1,44425,4463567.html
http://www.beskid-niski.pl/index.php?pos=/lemkowie/biografie/maksym
http://www.rusidea.org/?a=25090405
Статья в википедии о Львовском процессе
http://www.przegladprawoslawny.pl/articles.php?id_n=873&id=8
http://allpravda.info/content/2826.html
Галерея работ детей.
Рубрики:  Credo in Deum
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку